Система государственных закупок

С 2011 г. реализуется формирование федеральной контрактной системы, обеспечение регламентации всех стадий процесса государственных закупок на основе нормативных правовых актов РФ и ведомственных актов по вопросам планирования и исполнения государственного заказа[154].

Государственные закупки - это закупки товаров, работ и услуг на свободном рынке, осуществляемые за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов. Законодательство (94-ФЗ) регулирует процедуры закупок на всех уровнях: от государственного до муниципального. Действие закона распространяется на контракты, стоимость которых не превышает установленный Центробанком РФ предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в рамках одной сделки. Процедуры размещения заказа достаточно детализированы, включая порядок формирования конкурсной и иной документации, конкурсных или аукционных комиссий, процедуру оценки заявок и пр. условия использования той или иной процедуры.

Формами госзакупок в РФ являются проведение открытых (закрытых) конкурсов, аукционов, запрос котировок, размещением заказа у единственного поставщика, электронные торги. Объемы государственных закупок в 2010 г. оценивались в 5 трлн.руб или около 8 % ВВП (удельный вес госзакупок в странах ЕС составляет в среднем 17-18% ВВП). Среднее падение цены при проведении электронных аукционов по госзакупкам составило 15%, при этом отмечены случаи, когда цена снижалась в несколько десятков раз. На современном этапе реформы общественных финансов ставится задача максимального расширения масштабов конкурсных процедур при осуществлении государственных расходов.

Вместе с тем, в соответствии с 94-ФЗ в России разрешено использовать менее половины способов закупок, применяемых в международной практике, преимущественно наиболее простых, легче поддающихся контролю, велики нарекания к 94-ФЗ и из-за высокой коррупции, высокой доле неэффективных расходов.

Реформирование системы госзаказа шло по направлениям:

• ранее вся информация размещалась только в печатных СМИ – в настоящее время – на едином портале;

• чиновники устанавливали к участникам любые требования - требования заменены на финансовое обеспечение контракта;

• борьба с коррупцией (из-за коррупционной составляющей государство ежегодно теряет порядка 1 триллиона рублей)- введены электронные аукционы, конкурентная среда;

• введены ограничения на возможность произвольного изменения условий заключенных контрактов, а также короткая процедура обжалования действий заказчика в ФАС, Рособоронзаказе.

Целями идущей реформы стало создание условий для конкуренции, обеспечение максимальной прозрачности закупок, преодоление коррупции. Программой развития конкуренции на 2009-2012 г. к числу инструментов развития конкуренции отнесены налоговая политика, таможенно-тарифное регулирование, планирование, государственные закупки, тарифное регулирование естественных монополий. Одной из главных задач модернизации закона о госзакупках является сведение к минимуму возможности злоупотреблений чиновников при определении победителей конкурса. С 1 января 2011 года осуществляется переход на электронные аукционы всех российских заказчиков, из пяти электронных площадок, выигравших конкурс на проведение таких торгов, в настоящее время действуют три: правительств Москвы, Татарстана и ЭТП Сбербанка. Создан единый российский портал госзакупок, расширяется участие малого бизнеса в госзаказе, вводится Федеральная контрактная система.

Перспективы системы госзакупок связаны с преимущественным переходом на электронные аукционы, повышением качества госзаказа, применением единых критериев оценки заявок. Такая система имеет результатом экономию бюджетных средств (до 20-30% в 2010 г.на электронных аукционах), существенный прирост госзаказа, размещенного у малых предприятий (их участия в электронных аукционах выросло – с 1 до 10% в 2009 г.).

Разработан и обсуждается проект федерального закона «О размещении заказов государственными корпорациями, субъектами естественных монополий и организациями коммунального хозяйства», планируется внесение дополнений в закон «О защите конкуренции», поскольку естественные монополии – неэффективные закупщики, объем госзакупок у них в полтора раза выше, чем на общегосударственном уровне, а экономия бюджетных средств почти вчетверо ниже.

Министерством экономического развития РФ в 2011 г. опубликован проект федерального закона «О федеральной контрактной системе», суть которого - в переходе от постоянного совершенствования важной, но одной процедурной стадии государственных закупок (их размещению) к управлению всеми стадиями данного процесса: планирование госзакупок ( на год вперед и прогнозирование на 5 лет) –размещение –исполнение –контроль эффективности результатов. Минэкономразвития предлагает, в частности: создать библиотеки типовых контрактов;установить особенности организации поставок продукции в зависимости от предмета и объема контракта, существенных контрактных условий; регламентировать действия по прогнозированию и планированию обеспечения государственных (муниципальных) нужд (ежегодные планы-графики закупок и сводные прогнозы госнужд);расширить способы размещения заказа и учета специфики закупок товаров, работ и услуг различных видов; ввести новые способы размещения заказа (конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытые способы осуществления закупок); регламентировать действия госзаказчиков и госзакупщиков по обеспечению надлежащего исполнения условий контракта; регламентировать действия заказчика по приемке и учету контрактных результатов (в том числе сопоставление полученных результатов запланированным контрактным целям);предусмотреть правовые механизмы предупреждения демпинга (отклонение заявок с демпинговой ценой) и т.п..

Вместе с проектом Минэкономразвития ФАС России представил свой вариант обновления 94-ФЗ[155], в настоящее время оба варианта широко обсуждаются.

Новым является установление общественного контроля за всеми этапами госзакупок, создание единого уполномоченного органа – контрактных управляющих и т.д.

Зарубежный опыт государственных закупок. В табл. 13.4 представлен сравнительный анализ наличия либо контрактных систем(США, Великобритания, Франция, Канада), либо их отдельных элементов (Норвегия, Австралия, Тайвань).

Таблица 13.4

Наши рекомендации