Рецензирование и защита дипломных работ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ
Казань – 2012
министерство образования и науки
российской федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Казанский (Приволжский) Федеральный университет
ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ
Казань – 2012
УДК 378.147
Печатается по решению Редакционно-издательского совета ФГАОУВПО
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
методической комиссии института экологии и географии
Протокол № 7 от 17 октября 2012 г.
заседания кафедры социально-культурного сервиса и туризма
Протокол № 1 от 29 августа 2012 г.
Авторы-составители:
Рубцов В.А., Эйдельман Б.М., Шабалина С.А., Насыбуллина Л.Р.
Научный редактор
канд.геогр.наук, доцент Д.З. Кучерявенко
Рецензент
канд. эконом. наук, доц. Ш.Ш.Галимов
Методические указания по выполнению дипломных работ по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» для студентов очной и заочной форм обучения: Учебно-методическое пособие / Рубцов В.А., Эйдельман Б.М., Шабалина С.А., Насыбуллина Л.Р. – Казань : Казанский университет, 2012. – 32 с.
В методических указаниях изложены основные требования, предъявляемые к выполнению дипломных работ по специальности 100103 - Социально-культурный сервис и туризм для студентов очного и заочного обучения. Методические указания содержат рекомендации по оформлению дипломных работ, критерии оценки выпускной квалификационной работы.
© | Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012 |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...……51. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...62. ВЫБОР ТЕМЫ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ……………………………...83. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ………………..104. ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ………………………………………………….…185. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ….……….….21
Приложение 1. Рекомендуемые темы дипломных работ по специальности «Социально-культурный сервис и туризм»…………………….24
Приложение 2. Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы………………………………...……25
Приложение 3. Образец оформления оглавления работы……………………...26
Приложение 4. Отзыв руководителя выпускной квалификационной работы.........................................................................................…27
Приложение 5. Отзыв рецензента выпускной квалификационной работы…………………………………………………………….28
ВВЕДЕНИЕ
Учебным планом и программой подготовки студентов предусмотрена многосторонняя теоретическая и практическая подготовка специалиста к его будущей профессиональной производственной и научно-исследовательской деятельности. При этом большое значение имеют не только лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия, производственная практика, но и углубленная самостоятельная работа студента с научной литературой, приобретение знаний и опыта. Выполнение дипломной работы помогает расширить знания студента, усилить понимание им существа изучаемых проблем, сформировать убеждение в необходимости постоянного творческого, исследовательского развития специалиста социально-культурного сервиса и туризма.
Самостоятельные научные исследования требуют к себе серьезного и вдумчивого отношения, систематической и углубленной работы. Выполняя работу по выбранной теме, студент должен умело использовать полученные специальные теоретические знания, закрепить и расширить их. В этом отношении большое значение имеют подбор и детальное изучение литературных и справочных источников, изучение опыта работы учреждений, фирм, специализирующихся в области социально-культурной деятельности и туризма. В процессе выполнения работы студент приобретает необходимые специалисту навыки: умение отбирать и критически оценивать нужный материал, пользоваться специальной литературой, анализировать имеющиеся данные, сопоставлять факты, разрабатывать методику и проводить научный эксперимент, делать теоретические и практические выводы.
Основными задачами выполнения дипломной работы студентами института экологии и географии являются: систематизация, закрепление и углубление теоретических и практических знаний; развитие умений и навыков работы с различными видами специальной литературы; применение усвоенных знаний при решении конкретных научных и практических задач; развитие навыков самостоятельной работы; овладение методами экспериментального исследования; применение усвоенных знаний для разработки рекомендаций по совершенствованию функционирования предприятия (фирмы), занимающейся деятельностью в сфере социально-культурного сервиса и туризма; выявление уровня подготовленности студента к самостоятельной работе в современных условиях.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯВ соответствии с учебным планом подготовки специалиста студенты завершают свое обучение защитой дипломной работы по теме, которая лежит в области социально-культурного сервиса и туризма.
Выполненная дипломная работа должна соответствовать следующим требованиям:
1. Тема должна быть актуальна для современной отрасли социально-культурного сервиса и туризма.
2. В работе должен быть представлен критический анализ монографической и периодической литературы по теме, должна быть дана характеристика современного состояния исследуемой проблемы с учетом теоретической и практической значимости темы.
3. Должны быть четко определены предмет исследования, цели и конкретные задачи данной работы.
4. Должны быть обобщены результаты исследования и обоснования выводов.
5. Работа должна содержать разработку практических рекомендаций по совершенствованию эффективности использования туристских ресурсов страны (региона).
6. Должны быть определены линии дальнейшего исследования данной проблемы.
7. Работу следует оформить в соответствии с общепринятыми требованиями.
При написании дипломной работы студент приобретает необходимые умения и навыки: планирования, сбора информации, работы с научной литературой и картографическими материалами, отбора информации, логичного построения текста, правильного оформления. Дипломная работа призвана показать высокий уровень компетентности у студента научно-исследовательских качеств и умений. В рамках работы студент должен раскрыться как исследователь: в ходе изучения проблемы не только проводится констатация фактов, их характеристика, анализ литературы, но и обосновываются выводы, вырабатываются конкретные практические предложения по решению выбранной проблемы. Реализация этих предложений может быть решена в рамках подготовки дипломной работы, в период производственной практики.
Дипломная работа должна, с одной стороны, носить обобщающий характер, представляя собой своеобразный итог подготовки студента, с другой — должна явиться совершенно конкретным исследованием на определенную тему, быть нацеленной на решение какой-либо проблемы.
Основой для выполнения дипломной работы служит весь комплекс общенаучной и специальной как теоретической, так и практической подготовки студента. Выполнению дипломной работы предшествует производственная — стажерская практика, являющаяся прямым источником материала для выпускной квалификационной работы.
Дипломная работа может способствовать обобщению и углублению полученных знаний студентом, а также совершенствованию навыков самостоятельной работы.
Одно из главных требований, предъявляемых к данному виду работ, — их исследовательский характер. Написание комплексного дипломного сочинения, посвященного какой-либо современной проблеме развития туризма в стране (регионе), позволяет вносить элементы новизны в исследование.
При написании квалификационной работы от студента требуется умение анализировать пространственные закономерности, устанавливать взаимосвязи между территориальными системами (природными, социальными, производственно-социальными). Целью всестороннего познания отмеченных систем и взаимосвязей являются предсказания их будущего состояния, прогнозирование последствий принятия и реализации различных решений.
Студент в дипломной работе должен продемонстрировать глубокое, всестороннее знание предмета исследования — проблемы, на которые направлена его познавательная деятельность. Если результатом данной части работы станет прогноз будущего развития территориальной системы или ее структурной составляющей, работа может быть признана научно-исследовательской. Автор может внести свои предложения по совершенствованию использования на определенной территории в рамках туристской деятельности одно или нескольких видов туристских ресурсов, а затем экспериментально проверить эффективность этих предложений.
Среди многочисленных критериев качества знаний ведущими являются следующие: полнота — объем знаний по проблеме; осознанность — понимание связей между знаниями, выделение существенных сторон, понимание способов получения и применения знаний, их доказательность; правильность — отсутствие погрешностей, неточностей, ошибок; самостоятельность — умение, управлять своей деятельностью (контролировать, оценивать, корректировать), умение мыслить самостоятельно, иметь собственную точку зрения, убеждения.
Своей дипломной работой выпускник должен показать понимание концептуальных основ туристской деятельности, их место целостной экономической системе регионального или общегосударственного уровня. Автор дипломного сочинения должен обладать знаниями, достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации программы, соответствующей уровню развития региона (страны), а также требованиям общества.
Автор выпускной работы должен ясно, логично излагать содержание материала, используя научную терминологию, уметь обосновывать свою точку зрения.
2. ВЫБОР ТЕМЫ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫВыбор темы. Важным и ответственным этапом работы над дипломным исследованием является выбор темы. Тематика работ настолько разнообразна, что можно определить лишь направления, по которым студент может сделать свой собственный выбор. Здесь заметим, что студент может предложить и собственную проблему, решение которой ему представляется актуальным для современного этапа экономического развития региона (страны), которая связана с освоением местных туристских условий и ресурсов. Темы дипломных работ утверждаются на заседании кафедры социально-культурного сервиса и туризма.
Примерный перечень тем дипломных работ по специальности вы можете найти в приложении 1.
При обсуждении темы дипломной работы с научным руководителем учитываются, во-первых, индивидуальные научные наклонности студента, его интерес к определенной научной проблеме, во-вторых, рекомендации учебного плана подготовки специалиста на кафедре социально-культурного сервиса и туризма. Выбор темы может быть обусловлен практическим опытом работы студента в процессе производственной практики.
Предложения по выбору направления работы должны всегда исходить от студента. Научный руководитель выступает как консультант, корректируя формулировку, уточняя проблемный подход.
В качестве основной темы дипломной работы предлагается следующая: «Туристские ресурсы дестинации (по выбору студента), их современное состояние, перспективы и пути использования».
В качестве изучаемой дестинации могут выступать как крупные туристские регионы (например, Центральная Россия, Ближний Восток, Восточная Европа и т. д.), так и более мелкие по площади территории (Ленинградская область, Подмосковье, Швейцария) как России, так и зарубежных стран.
По желанию студента при согласовании с преподавателем тематика работ может быть расширена.
Планирование работы и выбор руководителя.О перспективе научно-исследовательской работы на следующий учебный год в соответствии с учебным планом студент получает информацию в конце каждого учебного года. В этот период (весенне-летняя сессия) студенту предоставляется право выбрать направление работы, а также научного руководителя.
Во время первой встречи с научным руководителем студент формулирует свои предложения по определению темы будущей работы. Преподаватель высказывает свое мнение, определяет позицию, при необходимости корректирует тему исследования.
Можно пожелать студенту именно в данный период получить и первую консультацию по работе у специалиста-руководителя. На этом этапе составляются по взаимной договоренности план работы, рабочий график встреч руководителя и студента. Устанавливаются сроки сдачи определенных разделов, глав работы.
Обсуждение перспектив работы в конце учебного года позволит студенту продумать возможности работы в летнее каникулярное время, например, в фондах библиотек.
Соблюдение сроков обязательно для студентов. Нарушение рабочего графика может привести к ухудшению качества работы и снизить итоговую оценку.
На заседаниях кафедры в течение года неоднократно ставится вопрос о ходе выполнения дипломной работ. При необходимости студент может быть приглашен на заседание с отчетом о работе.
Роль руководителя на разных этапах различна. Она определяется уровнем готовности студента к самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
При руководстве написания дипломной работы научный руководитель уже не столько контролирует и корректирует процесс исследования, сколько анализирует, оценивает результат, Помогает студенту находить выход из возникших проблемных ситуаций.
Следует стремиться, чтобы на всех этапах студент и научный руководитель работали бы в условиях взаимопонимания, сотрудничества, как единомышленники, как единый научный коллектив.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Дипломная работа по своей структуре включает в себя введение, как правило 3 главы(каждая глава имеет не более 2-3 параграфов), выводы по каждой главе, заключение, список литературы, приложения.
ВВЕДЕНИЕ, в зависимости от характера исследуемой темы, может иметь различное содержание. Но во всех случаях в нем в краткой форме излагаются общие сведения, подготавливающие читателя к восприятию работы. Например, во введении к дипломной работе автор должен отметить актуальность избранной темы исследования.
Далее необходимо указать на цель исследования. Отмечается объект исследования. Указывается предмет исследования.
В соответствии с целью исследования выделяется и основная рабочая гипотеза, которую студент проверяет в ходе работы.
Для реализации намеченной цели и проверки рабочей гипотезы автор отмечает задачи исследования (например, изучить и проанализировать научную, справочную литературу, выявить состояние исследования данной проблемы, провести собственные наблюдения, анкетирование работников туристских фирм, разработать и экспериментально проверить рекомендации по решению проблемы, показать эффективность предложенных таких рекомендаций и т. д.).
Далее указывается, как поставленные задачи определяют ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, которое может проводиться в несколько этапов. На каждом из этапов, в зависимости от задач, применяются различные методы научного исследования, например:
1) методы научного объяснения с использованием приемов и наблюдения (визуального, экспедиционного, полевого и др.) и измерения, описания и сравнения научного осмысления и обобщения (выявление сути проблемы, явления, процесса);
2) метод доказательства с использованием приемов теоретического доказательства путем умозаключений, основанных на фактах, литературных и иных источниках;
3) методы исследования самого процесса туристской деятельности: изучение и обобщение опыта по исследуемой проблеме, наблюдение за деятельностью организаторов туристкой деятельности и туристов и др.;
4) метод научного прогноза (предвидения) с опорой на ретроспективные исследования или прием аналогий и др.;
5) методы, практического эксперимента, поставленного в доказательство выдвигаемой гипотезы, основанной на собственных теоретических выводах, практических разработках и анализе полученных результатов.
Во введении также отмечается организация исследования. Здесь может быть указано, фондами каких библиотек, данными каких организаций и т.д. пользовался автор работы при ее создании. Отмечаются туристские фирмы, на базе которых проводились исследования, время эксперимента, количество и категории сотрудников туристской сферы и туристов, принявших участие в экспериментальной работе.
Дается краткий план проводимого исследования, выделяются его основные этапы, например:
1) установочный (констатирующий) этап, который может быть связан с теоретическим анализом проблемы исследованиями, с изучением состояния вопроса в современной литературе:
2) научное заключение о состоянии и перспективах развития изучаемой проблемы;
3) поисковый этап, который может быть связан с разработкой конкретных рекомендаций по совершенствованию эффективности использования изучаемого туристского ресурса (или ресурсов) в туристской деятельности;
4) формирующий этап, посвященный экспериментальной проверке эффективности предложенных рекомендаций;
5) этап заключительного теоретического осмысления и обобщения собранного материала. Разработка перспектив дальнейшего исследования.
Во введении можно обозначить практическую значимость исследования с точки зрения автора.
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ составляется в соответствии с принятым оглавлением и занимает основную часть объема работы. Название глав и разделов (параграфов) в оглавлении должно в точности соответствовать таковым в тексте. Следует стремиться давать четкие и точные названия глав, отражающие основную суть их содержания. Каждая глава должна заканчиваться выводами (четко и лаконично сформулированными).
Количество глав, параграфов в них не может быть рекомендовано, так как зависит от специфики той или иной проблемы. Каждый параграф должен быть не менее 10-12страниц.
Первая глава дипломной работы, как правило, отражает теоретические аспекты исследуемой проблемы. В ней автор дипломной работы должен отразить состояние исследуемой проблемы; придать определенность используемому понятийному аппарату; обосновать собственную позицию по отношению к разрешению поставленной в дипломной работе проблемы.
Здесь дается изложение теоретического материала, выполняющего методологическую функцию, по данным обзора научной и специальной литературы, анализируются различные подходы специалистов - теоретиков и практиков - к исследуемой проблеме.
Теоретические основы проблемы, поставленной в работе, должны основываться на работах специалистов в области сервиса, теории и технологии социально-культурного сервиса и туризма, менеджмента, маркетинга, предпринимательской деятельности, организации производства и др., а также на нормативных актах государственных и местных органов управления. Причем, наиболее значимые вопросы классического менеджмента, маркетинга, теории организации, в применении к сфере социально-культурного сервиса и туризма, должны рассматриваться с точки зрения прикладных аспектов этих областей знаний. Завершая теоретическую часть, студент должен обосновать свою точку зрения на теоретические и методологические подходы к решению поставленных во введении задач. Обращение в тексте дипломной работы к источникам информации обязательно должно сопровождаться ссылками.
Вторая глава дипломной работы должна содержать результаты анализа и исследований, направленных на выявление современного положения в изучаемой области, проблем ресурсного обеспечения и реального функционирования базовой организации, интересов и предпочтений потенциальных и реальных потребителей услуг и т.д. Проводимый анализ обусловлен логикой поставленных в исследовании задач и готовит механизм решения поставленной проблемы, создание которого базируется на результатах теоретического исследования (полученных в первой главе), и констатирующего этапа, результаты которого излагаются во 2 главе. В аналитической части целесообразно исследовать внешнюю и внутреннюю среду, хозяйственную, культурно-творческую деятельность организации социально-культурного сервиса и туризма.
Анализ внешней среды должен содержать:
· социально-экономические, правовые, количественные и качественные характеристики предприятий окружения и влияния (государственных органов управления, финансовых институтов, конкурентов, поставщиков, общественных организаций, географических соседей и т.д.);
· изучение рынка предложения аналогичных социально-культурных и туристских услуг в Республике Татарстан (или ином регионе, или зарубежный опыт, или во временной динамике);
· исследование потребительского спроса на предлагаемые или планируемые к внедрению услуги.
Анализ внутренней среды должен содержать исследование важнейших характеристик базы исследования, основные организационно-экономические характеристики базового предприятия (организации), на материалах которого выполняется дипломная работа, а именно:
· название и организационно-правовая форма, краткая история развития, основные и дополнительные виды деятельности, технический уровень оснащенности, обеспеченность компьютерной техникой, качество предоставляемых услуг, характеристики объема услуг и др.;
· организационную структуру управления, функциональные связи и зависимости между подразделениями; характеристику процесса управления, кадровый профессиональный состав работающих, структура затрат на производство предоставляемых услуг, принятую систему планирования, учета и контроля.
Аналитическая часть заканчивается выявлением основных проблем деятельности организации и (или) определением направленности мероприятий по совершенствованию тех аспектов деятельности, которые этого требуют, постановкой задач по созданию социально-культурной программы (проекта) или дополнительной услуги, расширяющей сервисную деятельность исследуемой организации.
В последующей, завершающей главе или разделе дипломной работы представляется конкретный продукт деятельности будущего специалиста, воплощенный в различных формах: социально-культурном проекте, программе, методических рекомендациях, методиках и технологиях и т.д., выбор которых обусловлен спецификой той области знаний и практики, которой посвящена дипломная работа. Это означает, что организационно-технологическая частьвключает разработку и реализацию комплекса мероприятий, определенных в аналитической части.
Разработанные социально-культурный проект или программа, новый туристский продукт, бизнес-план или дополнительные услуги по расширению деятельности существующей организации должны быть подробно раскрыты по содержанию, целесообразности введения и результативности осуществления. Данные мероприятия должны быть направлены на разрешение выявленных проблем, повышение эффективности управления, прибыльности, повышения организационного, социального, культурно-творческого, экономического уровня развития предприятия социально-культурного сервиса и туризма, его конкурентоспособности, улучшения имиджа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ подводит итог всей работы. Заключение должно содержать конкретные выводы и результаты исследования, а также рекомендации по их практическому использованию, полученные при решении каждой задачи, поставленной во введении, а также указания на целесообразные аспекты и пути дальнейшего изучения объекта. Дипломная работа завершается списком литературы и источников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ не может иметь ограничений по верхнему пределу. Однако принято, что в дипломных работах использованных источников должно быть не менее 50.
ПОДБОР МАТЕРИАЛОВ. Успех работы во многом определяется качеством исходных материалов, которыми пользуется автор при ее написании. Дипломная работа выполняется исключительно на научных материалах - литературных, рукописных (фондовых), справочно-статистических, картографических, а также по данным практических наблюдений и исследований.
Первое, что необходимо сделать при посещении библиотеки, - ознакомиться с алфавитным и систематическим библиографическими каталогами, отобрать и выписать на карточки источники по теме.
Знакомство с литературой следует начинать с самых новейших источников. Особое внимание должно быть уделено фундаментальным произведениям, где подробно, излагается суть проблемы, обозначены и обоснованы различные подходы для ее решения, необходимо обращать внимание на все имеющиеся ссылки на источники информации в каждом издании.
Следует ознакомиться не только со сводными работами, но и с первоисточниками (книгами, статьями самих авторов, по которым были сделаны ссылки).
В сборе фактического материала можно воспользоваться разнообразными справочниками, статистическими сборниками, атласами, специальными картами. При работе с источниками либо делаются выписки из текста, либо составляется конспект прочитанного (обязательно указывается не только источник, но и страница).
Большую помощь при вхождении в вопрос исследования в ориентации современных научных направлений могут оказать начинающему исследователю реферативные работы. Большую помощь при подборе фактического материала и сборе данных справочного характера будущему специалисту можно получить на туристских выставках.
Чтобы избежать большого объема лишних записей, следует вдумчиво работать с первоисточниками, помнить о теме, отбирать материалы по выбранной проблеме.
Желательно в своем тексте (писать лучше на одной стороне листа) выделять главные ключевые слова, фразу для более быстрой дальнейшей ориентации в собственных записях.
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА. Приступать к составлению текста работы можно после отработки и уточнения подобранного содержания.
Возможны два пути: одновременная работа автора над всеми разделами или последовательное написание. Определить свой маршрут способен лишь сам автор. Выбор зависит и от системы работы, и от наличия необходимого материала; и даже от характера студента. Разобрав имеющиеся выписки, конспекты, необходимо их систематизировать по разделам.
Следует напомнить, что работа никогда не должна носить лишь компиляционный характер (лат. compilatia - ограбление, накопление выписок). Даже при написании рефератов автор не только по-своему систематизирует материал, он обязательно излагает свою позицию, делает собственные выводы. От курса к курсу должна возрастать самостоятельность мыслей студента.
Текст необходимо выстраивать по законам логики. Одна идея органично переходит в другую. Этому способствуют текстовые связки. Однако текст не должен быть слишком наукообразным. Не следует растягивать, утяжелять многочисленными оборотами фразы. Письменная речь должна быть четкой, понятной, стройной. Не стоит опасаться большого количества абзацев. Они облегчают восприятие текста при чтении.
При проверке черновиков автору нужно обратить внимание на повторы - они нежелательны ни в смысловом, ни в словесном вариантах. Полезно постоянно пользоваться словарями синонимов.
Нельзя допускать в работе орфографических ошибок. Особое внимание необходимо уделить проверке правильности написания фамилий, топонимов.
Следует помнить, что в работах не принято употреблять местоимения в первом лице («я», «мы»), а используется местоимения в третьем лице («На наш взгляд», «Нам представляется особо значимым ... » и др.).
Достаточно сложно сделать рекомендации универсальными для всех работ, но желательно, чтобы отдельные разделы, параграфы соотносились друг с другом по объемам (они не должны быть слишком мелкими или слишком большими).
Осмысленный, завершенный характер работе придадут четкие, обоснованные выводы.
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
Титульный лист является первой страницей работы, однако номер на нем не указывается. Титульный лист оформляется по форме, приведенной в приложении 2.
Вторая страница работы - ее содержание. Образец оформления содержания вы можете посмотреть в приложении 3.
Печатать текст работы следует только на одной стороне листа (формат А4), соблюдая следующие поля: верхнее - 2,0 см; нижнее - 2,5 см; левое - 3,0 см; правое - 1,0 см.
При выполнении дипломной работы на компьютере текст следует набирать через полуторный межстрочный интервал, размер кегля - 14, шрифт - Times New Roman. Объем текстовых материалов дипломной работы должен быть не менее 65-70 страниц.
Текст следует тщательно проверить и выправить ошибки. Номера страниц проставляются внизу, по центру. Номера страниц, на которых помещается название глав и разделов, проставляются в оглавлении.
Работа должна быть прочно скреплена и сдана на хранение на кафедру в прочной обложке.
Составлять СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ следует с учетом существующих библиографических правил. Общепринятым является алфавитный порядок расположения источников в списке (возможные варианты: тематический, хронологический).
В списке литературы, составленном по алфавитному принципу, инициалы ставятся после фамилии автора (во всех остальных случаях, например, в подписи иллюстрации, при упоминании какой-либо работы в тексте – перед фамилией). В ссылках в тексте на авторов использованных работ инициалы могут не прописываться.
В написании выходных данных источника можно вводить общепринятые сокращения, например, «под редакцией А.В. Даринского» - «под ред. А.В. Даринского»; «Издание 2-е» - «2-е изд.». Место издания может быть сокращено лишь, если это города Москва (М.), Ленинград (Л.), Петроград (Пг.), Петербург (Пб.), Санкт-Петербург (СПб.). Название других городов приводятся полностью, например, «Ярославль».
Если работа, помещаемая в списке, представляет собой монографию, то указываются фамилия и инициалы автора, название работы (без каких-либо сокращений), место издания, название издательства, год издания и количество страниц. При этом следует обращать внимание на знаки препинания. Например: Матвеев А. Г. Экологический туризм на Северо-Западе России. - СПб.: Изд-во Рус.геогр.общ., 1995.
Если авторов более двух, то указываются фамилии и инициалы первых двух с отметкой «и др.» (и другие).
При упоминании в списке СТАТЬИ ИЗ СБОРНИКА статей, данные указываются в следующем порядке: фамилия и инициалы автора статьи, название статьи, название сборника, место издания, название издательства, год издания сборника и страницы, которые занимает статья. Например, Резников А.И. Социальный аспект рекреационной оценки // Проблемы совершенствования организации отдыха и туризма. - СПб.: Из-во СПбГУ, 1995. С.18-27 (знак две косые черты ставится перед сведением об изданий, в котором опубликована статья).
СТАТЬИ ИЗ ЖУРНАЛОВ требуют обозначения фамилии и инициалов автора, названия статьи, журнала, года издания, номера тома, выпуска, страниц. Например: Клейменова Г. Н., Вишневская Е. М. Региональные аспекты экономики туризма // Рекреационная география - СПб., 1992. Вып. 6. С. 129-147.
Требования к оформлению ЦИТАТ И ССЫЛОК В ТЕКСТЕ работы следующие.
Общепринятой является ссылка в тексте с указанием фамилии автора (без инициалов) и года издания работы, например: (Саушкин, 1979). Полные выходные данные при этом легко найти в списке используемой литературы. Один из возможных вариантов - указание в квадратных скобках номера, под которым в списке литературы обозначен обсуждаемый источник. Например: [13].
Все имеющиеся в работе цитаты должны быть оформлены соответствующим образом, т. е. точно выверены, ссылки на работы, откуда они взяты, должны быть особо уточнены: помимо фамилии автора, года издания работы обязательно указывается номер страницы, из которой взята цитата. Например: (Трофимов, 1996, с. 37).
Один из возможных вариантов оформления текстовых ссылок - сноски под нижний край рамки страницы. В тексте ставится после окончания заимствованной мысли маленькая цифра, и она же сносится вниз с указанием библиографических полных данных источника (аналогично со списком использованной литературы) с указанием страниц заимствованной мысли.
Требования к ИЛЛЮСТРАТИВНОМУ (КАРТОГРАФИЧЕСКОМУ И ГРАФИЧЕСКОМУ) МАТЕРИАЛУ следующие.
КАРТЫ, СХЕМЫ, ПРОФИЛИ, ГРАФИКИ и пр. выполняются с помощью специальных компьютерных программ на отдельном листе бумаги. При необходимости тоновая окраска делается в неярких тонах. Следует учесть, что для ряда специальных карт используется универсальная общепринятая шкала, которую изменять нельзя. Можно применять штриховку. Допустимо использование ксерокопий (хорошего качества).
Во всех случаях иллюстративный материал должен хорошо читаться, контуры должны быть четкими. Содержание иллюстраций должно быть тесно связано с текстом. В случае если иллюстрация слишком громоздкая для включения в текст, она размещается на отдельном листе работы, имеющем свой очередной порядковый номер страницы.
Под каждой иллюстрацией необходимо сделать подписи, поясняющие содержание. Карты сопровождаются развернутой легендой. На все иллюстрации нужно сделать ссылки в тексте (при этом иллюстрации нумеруются в том порядке, в каком упоминаются в тексте).
Для карт, схем, профилей, диаграмм, графиков и т.д. выбирается единое оформление, обозначение для ссылок в тексте и под иллюстрацией (Рис. 1, Рис. 2 и т, д.). Нумерация в работе должна быть единой. В приложении можно дополнительно указать список иллюстраций с их порядковыми номерами и ссылкой на страницу.
ДЛЯ ФОТОГРАФИЙ принято делать свою порядковую нумерацию (Фото 1,ФОТО 2 и т.д.). Название фотографий обязательно. Оно обычно размещается под изображением.
ТАБЛИЦЫ имеют отдельную порядковую нумерацию (Табл. 1, Табл. 2 и т.д.). Название принято размещать над верхней рамкой таблицы.
Таблица может быть включена в текст, может размещаться на отдельном листе. Текст, помещаемый в графах таблицы, необходимо размещать равномерно по всему полю графы. Числа в таблицах, имеющие больше четырех знаков, должны разделяться на классы (по три цифры в каждом), за исключением чисел, обозначающих номера и даты. Цифры располагаются в графах так, чтобы классы чисел во всей графе были расположены точно одни под другими. Примечания и сноски к таблицам размещают (в случае необходимости) непосредственно под нижней рамкой таблицы.
Под каждой иллюстрацией необходимо указать, откуда она взята: автор работы, название работы, год издания. Если карта скопирована из другой карты, следует указать название, масштаб и год издания последней.
Если иллюстрация составлена автором на основе нескольких литературных или картографических источников, также необходимо сделать на них ссылку. Обязательно указание автора фотографии.
В тексте обязательно размещать ссылки на иллюстративный и табличный материал, например «см. рис. 3», «см. табл. 5».
Следует помнить, что иллюстрации, так же как и текстовой материал, необходимо классифицировать в соответствии с содержанием каждого раздела глав. В случае если иллюстраций очень много и они по размеру большие, их можно поместить в приложении, в конце работы.
Возможен вариант создания отдельного приложения к работе в виде атласа или альбома фотографий.