Тема 12 Актуальные проблемы современной культуры

170. Актуальные проблемы культуры ХХ века / Под ред. В.И. Добрынина. –М.: Знание, 1993. – 191с.

171. Блюменкранц, М. Глобальные проблемы современного культурного процесса / М. Блюменкранц // Вопр. философии. – 2006. - № 5. – С. 160-164.

172. Долгов, К.М. Актуальные проблемы современной культуры / К.М. Долгов // Полигнозис. – 2003.- № 4.- С. 152-155.

173. Карпухин, О. И. и др. Национальная культура – основа национальной идентичности в глобализирующемся мире / О.И. Карпухин, Э.Ф. Макаревич // Соц.-гуманит. знания. – 2006. - № 2. – С. 31-56.

174. Кузнецова, Т.В. Мода как социально-эстетическое явление / Т.В. Кузнецова // Полигнозис. – 2004. - № 3. – С. 146-151 .

175. Руднев, А.В. О роли информации в истории культуры и формирование информационного общества / А.В. Руднев // Гуманит. исслед. – 2006. – С. 28-32.

176. Самохвалова, В.Н. Массовая культура как парадигма утверждения нетворческого бытия / В.Н. Самохвалова // Полигнозис. – 2003. № 3. – С. 86-103.

177. Сулимов, В.А., Фадеева И.Е. Коммуникативное пространство современной культуры / В.А. Сулимов, И.Е. Фадеева // Филос. науки. – 2004. - № 4. – С. 28-42.

Периодические издания

«Вопросы философии», «Философские науки», «Полигнозис», «Общественные науки и современность», «Человек», «Журнал социологии и социальной антропологии», «Социально-гуманитарные знания».

Интернет-ресурсы

1. http://www.countries.ru/library.htm

2. http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult-index.html

3. http://ortlib.narod.ru/cult00.htm

4. http://www.ricur.ru/

5. http://www.kulturolog.narod.ru

6. http://www.spbric.org/publishing.html

7. http://rko-info.ru/

8. http://www.gumer.info/

9.http://edu.novgorod.ru/data/educat/index.php?lib=0&cid=12&printpage
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)

Дальнереченский социально-экономический институт (филиал)

ГЛОССАРИЙ

по дисциплине «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит »

г. Дальнереченск

Аккультурация (от лат. ad «к» + cultura) – процесс усвоения каким-либо народом ряда форм, черт культуры другого народа (например, социальных институтов) в ходе их общения. В антропологии аккультурация – влияние одного общества или этнической группы на другую в результате их длительного непосредственного взаимодействия.

Анимизм (от лат. anima, animus – дух, душа) – термин, обозначающий одушевление явлений предметного мира.

Антропология культуры –наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур различных народов, основывающаяся на результатах археологических, этнологических, этнографических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных («компаративистских» или «компаративных») исследований.

Артефакт (от лат. слов arte, аблатив к ars – ремесло, занятие, искусство, т.е. «произведенное» или «происходящее от» ars; factum – сделанное, деяние, поступок) – нечто возникшее вне природных процессов, созданное человеком, обществом, продукт культуры.

Архетип (греч. arhetypon, от arche – начало и typos - образ) – в античной философии – прообраз, идея. В западной литературе архетип – одно из ключевых понятий аналитической психологии К.Г. Юнга: содержание коллективного бессознательного, пресуществующая форма, являющаяся частью наследованной структуры психического бытия. Архетипы лежат в основе общечеловеческой символики; проявляются в устойчивых мотивах фантазий, снов, бредов, галлюцинаций, в сказках, мифах, сюжетах и структурах художественной культуры.

Аскетизм (от греч. asketes упражнение, подвиг) – способ поведения, характеризующийся сознательным отказом от естественных желаний, жизненных благ и удовольствий ради достижения спасения, постижения высшего смысла, выхода в определенные психологические и духовные состояния.

Барокко (итал. barocco – странный, причудливый; португ. peroba barocco «жемчужина неправильной формы»): 1. направление в европейской дворянско-церковной культуре сер. XVI в. (Италия, Испания) – сер. XVIII в. (Венгрия, славянские страны); 2. стиль в европейском искусстве XVII-XVIII вв., отмеченный вычурным, усложненным художественно-образным мышлением. Эстетические концепции барокко обостряли интерес к человеческой личности, метущейся в тисках неразрешимых религиозных и этических противоречий, что говорит о «трагическом гуманизме» барокко.

Гедонизм (от греч. hedone – веселье, наслажденье) – обретение удовольствия становится целью и смыслообразующим началом жизни человека.

Готика, готический стиль (итал. gotico – готский, варварский) – происходит от названия германского племени готов – стилевое художественное направление, устойчивая система художественно-образных средств и приемов, сложившиеся в западноевропейском искусстве XII-XVI вв. Его характерной чертой является единство и целостность художественных проявлений во всех видах искусства под эгидой архитектуры. Готическая архитектура, ведущим типом которой стал городской собор, отличается динамизмом устремленных вверх форм храма, устойчивой каркасной системой, огромными прорезными окнами, многоцветностью витражей и гобеленов.

Гуманизм –в широком смысле слова, учение о самоценности человека, утверждающее человека как смысл и основание бытия, всех общественных преобразований, исторического процесса; в узком – культурное движение эпохи Возрождения.

Динамика культуры – раздел теоретической культуры, в рамках которого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, закономерности адаптации культуры к новым изменениям.

Догма (от греч. dogma, dogmatos – мнение, решение, учение, постановление) – учение или его отдельное положение, принимаемые за истинные без доказательства, опытного обоснования или практической проверки на основе подчинения авторитету или религиозной веры.

Духовная культура – одна из частей целостной человеческой культуры. В широком смысле – совокупный духовный опыт человечества; интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности, действующей на основе своей воли и инициативы. В узком смысле термин интерпретируется как часть культуры, связанная с религиозной жизнью людей, воплощающая религиозные ценности, идеалы, знания и обеспечивающие связь человека с Богом в процессе культовой деятельности.

Культурная идентификация – процесс эмоционального и социального самоотождествления индивида с другим человеком, группой образцом или идеалом в результате которого формируется идентичность личности.

Импрессионизм (от фр. impression – впечатление) – художе­ственное направление, возникшее во Франции в 60-70-х годах XIX в. и полу­чившее наиболее яркое воплощение в изобразительном искусстве, художест­венной литературе, музыке, скульпту­ре. Импрессионизм предстает как последнее цель­ное художественное течение во Фран­ции XIX в., отмеченное общими стой­кими стилистическими признаками. Признаками стиля является изображение мгновенных, как бы слу­чайных ситуаций, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы и точки зрения, свежесть и непосредст­венность восприятия.

Инкультурация –процесс ос­воения членом конкретного общества основных черт и содержания культу­ры своего общества, менталите­та, культурных образцов и стереоти­пов (паттернов) и проч. То же, что социализация.

Инновация (лат. in-novo – возоб­новлять, обновлять, изменять) – не слишком удачный термин, используе­мый некоторыми российскими социологами и культурологами для обозна­чения появляющихся в данной куль­туре (обществе) впервые, изобретен­ных или заимствованных из других культур объектов, черт, институтов, норм, ценностей, парадигм.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – художественное миро­воззрение, сложившееся в эпоху ста­новления и укрепления европейских монархий и опиравшееся на нормы и образцы античного искусства. Классицизмом име­нуются также периоды и тенденции в истории европейской художественной культуры, когда формы античного ис­кусства являются эстетическим эта­лоном.

Коммуникация культурная – сообщение людей друг с другом по специально организованным каналам (транспортным, информационным) называется коммуникацией. Культура в обыденном случае предполагает взаимный обмен необходимыми объемами информации. Более универсальная коммуникация культурная не ограничивается чисто информационными процессами, но включает в себя энергетический момент в виде токов душевного тепла, сердечного излияния любви и дружелюбия. Именно этот последний момент и обеспечивает собственно коммуникацию культурную.

Контркультура – идейное течение и общественное движение «мятежных» социальных групп студенчества, хиппи, альтернативных коммун, получившее наибольшее развитие в 60-70-х годах XX в., совокупность социально-культурных установок, ценностей и ориентаций, противостоящих современной культуре.

Культурная картина мира – система образов, представлений, знаний об устройстве мира и места человека в нем.

Культурные коды - (фр. – свод законов, правил) система условных знаков, символов, сигналов и их комбинаций, заключенных в любом культурном объекте и являющихся отличительным системообразующим принципом языка культуры..

Культурные ценности – в широком смысле слова, система жиз­ненно значимых для человека и обще­ства объектов, состояний, потребнос­тей, целей, на основе которых осуществ­ляется регуляция человеческой жизне­деятельности, формирование того или иного отношения к объектам окружаю­щей культурной среды. В узком смысле, это совокупность культурных достиже­ний, представленных наиболее значи­мыми произведениями искусства, ли­тературы, теориями, нормами права и морали, научными и техническими от­крытиями и изобретениями, архитек­турными сооружениями, отмеченными их высокой ролью в жизни общества, в накоплении, поддержании и организации культурного опыта чело­вечества.

Культурный образец – в англо-американской антропологии (культурной, социальной, социокультурной) принятые в определенной культуре связные конфигурации образцов и стереотипов поведения, стандартов или идеалов, институтов и ценностей, парадигм. Такие конфигурации существенным образом характеризуют конкретно-историческую культуру.

Культурогенез – функционирование и развитие культурыкак специфически-человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но все же отличного от существующего в мире живой природы.

Культурология –система знаний о сущности, закономер­ностях существования и развития, чело­веческом значении и способах постиже­ния культуры.

Культурфилософия – понятие западной философии, которое обозначает изуче­ние культуры в ее философских ас­пектах средствами и методами фило­софии. В рамках философии ис­следует идею культуры, цели культуры, принципы и предпосылки куль­туры. Культурфилософия на философском уровне и в контексте философских концепций рассматривает также условия, необ­ходимые для развития и совершен­ствования культуры, и факторы ее совершенствования.

Культурный уровень (уровень культурный) – сте­пень развития сущностных сил соци­ального субъекта, достигнутый в ре­зультате его культурной деятельности освоения норм и ценностей культуры, выработанных человечеством.

Маргинальная культура (от позднелат. Marginalis – находящийся на краю, на границе) – конгломерат культурных ценностей, традиций, верований, ориентаций и других элементов образа жизни промежуточных, пограничных социальных слоев, образующихся в результате различных процессов в обществе (миграций, этнокультурного взаимодействия, модернизации общественных систем), вынужденных усваивать чуждые культурные ценности и социальные роли, будучи носителями элементов иных культур, иных традиций и верований.

Культурное наследие (наследие культурное) – это относительно неизменные, стабильные, постоянные культурные формы, образующие культурную традицию; явления «чистого искусства», «чистой науки», философии, нравственно-религиозные ценности, продукты имманентного развития культуры. Сюда же относятся и образцы «высокой», «элитарной» культуры, имеющие распространение в сравнительно узком кругу знатоков, ценителей, профессионалов. Именно эти стабильные, постоянные компоненты культуры и образуют основной фонд наследования культуры – т.е. ее воспроизводства, самосохранения и выживания в процессе культурно-исторического развития.

Массовая культура – (от лат. massa – ком, кусок и cultura – возделывание, воспитание) – совокупность явлений культуры XX в. и особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе рассчитаны на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в человеческом обществе.

Ментальность – глубинный уровень массового сознания, коллективные представления людей, их образ мира, доминирующий в толще общества. Понятие ментальность фиксирует не только осознаваемые людьми типы собственного мышления и чувствования, но и процессы, протекающие бессознательно, либо нечетко сформулированные, существующие на уровне социальной психологии.

Миф – способ человеческого бытия и мироощущения, основанный на таком смысловом породнении человека с миром, когда человек не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа.

Модернизм – (от франц., moderbn новейший, современный) – общее условное обозначение направлений искусства XX в.. для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира.

Морфология культуры – раздел культурологии, изучающий различные формы культурных явлений, их внутреннюю структуру и связи между ними.

Национальная культура – разновидность субкультуры, совокупность символов, верований, убеждений, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.

Общечеловеческая культура – гипотетически представляемое некоторыми культурологами состояние человечества в отдаленном будущем, когда вследствие весьма длительного взаимодействия всех локальных культур и интенсивного культурного взаимообмена между ними исчезнут различия в существенных проявлениях и чертах культуры во всех регионах Земли.

Общечеловеческие ценности, с социальной стороны – это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства), а имеющие значение для всего человечества. С содержательной стороны, общечеловеческие ценности - это предельные, исторически и социально нелокализуемые ценности. Верующие люди, осмысливая общечеловеческие ценности с позиции религии, считают, что эти ценности имеют божественную природу. В их основе лежит идея Бога как абсолютного воплощения Добра, Истины, Справедливости, Красоты. Для неверующих людей за общечеловеческими ценностями стоит многовековой опыт человечества, его потенций и устремлений.

Отчуждение – вид дегуманизированного отношения человека к миру и самому себе; сущность отчуждения заключается в том, что человеческая деятельность и ее результаты оборачиваются против самого человека, становятся чуждыми ему. А поскольку человек вкладывает в свое дело самое себя, свое творчество, свои надежды, то отчуждение становится самоотчуждением человека.

Постимпрессионизм – условное обозначение группы художественных течений во французской живописи рубежа XIX-XX вв., получившая общее название постимпрессионизм. Живописные полотна постимпрессионизма отличали продуманная композиция, синтез цвета, формы и вещественности предметов. Причем, цвет для постимпрессионизма – не конечная цель, а исходная точка – элемент, необходимый для того, чтобы овладеть глубочайшей правдой жизни.

Культурное развитие (развитие культурное) – изменение материальных и духовных компонентов культуры, в результате которого возникает ее новое качественное состояние, изменение состава или структуры, возникновение, трансформация или исчезновение каких-либо культурных элементов и связей.

Реформация (от лат. reformation преобразование, исправление) – религиозное и общественное движение в Северной и Центральной Европе XVI в., направленное против монополии римско-католической церкви (папского престола) на трактовку вероучительных истин.

Романский стиль (от лат.romanus – римский) – это стилевое направление в западноевропейском искусстве Х-ХII вв. Его появление было вызвано желанием государственной власти и церкви средневековой Евро­пы опереться на достижения культуры бывшей Римской империи. Возникно­вение же термина «романский» связа­но, прежде всего, со стремлением най­ти единство в развитии европейской культуры XI-XII вв. Общие черты романского стиля во Франции, Испании, Италии, Герма­нии, Англии не столько объясняются римским влиянием или сходством со­циальных условий феодального строя, сколько являются результатом единого религиозного мировоззрения. Единст­во в многообразии – так можно опре­делить закон романского стиля: единый язык культу­ры, но оттенки разные.

Романтизм (фр. romantisrne) – широкое идейное и художественное движение в духовной жизни европей­ского и американского общества, на­чавшееся на рубеже XVIII-ХIХ вв., про­существовавшее до 40-х годах XIX в., а затем не раз возрождавшееся в разно­образных неоромантических формах. Романтизм, зародившись в Германии, рас­пространился по всему миру, был наци­онально многолик, сложен, внутренне противоречив и неоднороден. В начале XIX в. в Европе существовало не только романтическое искусство, романтическая философия и эстетика, но и романтические политико-эконо­мические концепции (речь идет о взглядах представителей европейского утопического социализма и русских народников).

Синкретизм (от греч. synkretismos - соединение) – нерасчлененность, смещение, чаще всего органическое слияние разнородных элементов в единое явление. Синкретизм как правило характерен для первоначальных неразвитых состояний явлений. Понятие употребляется также при характеристике определенных стадий формирования того или иного направления в религии или в целом религиозной конфессии.

Социокультурный подход – понятие, фиксирующее понимание культуры как широкого комплекса со­циальных явлений, представляющих собой результаты и средства общест­венного функционирования и разви­тия. Это не только искусство, наука, система образования и другие духов­но-творческие институты и соответст­вующая им деятельность, но и весь комплекс материальной культуры, культура социальных отношений, по­литическая культура и т.п.

Субкультура –конкретная фор­ма бытия общечеловеческой культуры, совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм, образцов пове­дения, принимаемых тем или иным со­обществом или какой-либо социальной группой. Можно выделить национальные, профессиональные субкультуры, субкультуры органи­заций, социальных групп и т.д.

Сферы культуры – выделяе­мые субъектом в процессе познания культуры подпространства или поля, в которых проявления культуры ограниче­ны каким-либо признаком: объектом деятельности, технологией, назначе­нием деятельности или продукта, уровнем рефлектированности, необхо­димостью специализации и професси­ональной подготовки.

Техницизм – направление в об­щественно-политической мысли и со­циально-психологическая установка, базирующиеся на вере в определяю­щем характере воздействия техники на общество. Т. связывают историчес­кую периодизацию человеческой циви­лизации с определенными аспектами техники: смена орудий труда, средств связи, ис­точниками энергии.

Типология культуры (отгреч. typos — отпечаток, образец и ...логия, от греч. logos – слово, поня­тие, учение, вторая составная часть сложных слое, обозначающих некото­рую область знания науку) – класси­фикация культуры по каким-либо основаниям, общности признаков.

Тотем (на языке сев.-америк. Племени оджибве «род») – животное, растение, предмет или явление природы, которое считается древнейшим предком, родоначальником определенной этнической группы (племени). Зафиксированная в мифах, история этого предка служила основой культурной организации. Обычно тотем изображался на гербе племени, служил объектом религиозного почитания и ряда табу – на тотемное животное нельзя охотиться, употреблять в пищу. В целях поддержания культа тотема обычно существовали магические ритуалы и обряды.

Традиции и новаторство – всеобщий родовой опыт культуры, принявший устойчивый характер, закрепленный в определенных стереотипах и правилах культурной деятельности, принято называть традицией. Отклонение от традиционного опыта, связанное с его творческим развитием, фиксируется понятием «новаторство». Традиции и новаторство в сущности своей есть понятия соотносительные. Их связь обеспечивает содержательное преемствование культурно-исторического опыта, сохранение и развитие непреходящего содержания культуры.

Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный, поли­тический, достойный гражданина, подобающий гражданину) – понятие, широко применяемое в истории, ант­ропологии, культурологии. В эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, зако­нов, искусства, науки, философии. Исто­рики периода Реставрации во Фран­ции, немецкие историки, английские их современники в XIX в. пользовались этим понятием уже очень широко и из­дали целый ряд трудов об истории ци­вилизации в странах Европы и Амери­ки.

Техногенная цивилизация –исторический этап в развитии запад­ной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировав­шийся в Европе в XV-XVII вв. распространившийся по всему Земному шару вплоть до конца XX в. Главную роль в культуре данного типа цивилизации за­нимает научная рациональность, под­черкивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

Экологическая культура –система ценностных ориентации, сфор­мировавшаяся под влиянием поисков решения экологической проблемы. Культ биосферы, жизни и человека в противовес культу техники – таковы ос­новные установки экологической культуры.

Элитарная культура (от фр. elite – лучшее, отборное, избранное) – культура особого слоя общества (эли­ты), наделенного специфическими культурологическими способностями. С точки зрения этого подхода, поняти­ем элита обозначается не просто выс­ший слой общества, правящая вер­хушка. Элита есть в каждом общест­венном классе. Элита – это часть общества, наиболее способная к духов­ной деятельности, одаренная высоки­ми нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому ху­дожественная культура должна быть ориентирована на удовлетворение ее запросов и потребностей.

Язычество – термин богословского происхождения, применяемый по отношению к первобытным верованиям и политеизму. Специфической чертой язычества является отсутствие духовного универсализма: у каждого племени – свои собственные боги, каждому языку соответствует своя система верований.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)

Дальнереченский социально-экономический институт (филиал)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

по дисциплине «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит »

г. Дальнереченск

Интернет-ресурсы

1. http://www.countries.ru/library.htm

2. http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult-index.html

3. http://ortlib.narod.ru/cult00.htm

4. http://www.ricur.ru/

5. http://www.kulturolog.narod.ru

6. http://www.spbric.org/publishing.html

7. http://rko-info.ru/

8. http://www.gumer.info/

9. http://edu.novgorod.ru/data/educat/index.php?lib=0&cid=12&printpage

Наши рекомендации