Деловая ситуация по туризму
Методические указания к практическим занятиям
Раздел 1. Занятие 1-10. План развития международного туризма (на примере конкретной страны).
Цель: знакомство с особенностями планирования развития туризма в разных странах
Ход выполнения работы:
Выполнить планирование развития туризма( на примере конкретной страны по выбору).Для этого можно воспользоваться информацией.
Весь процесс планирования (на примере США) можно разделить на 10 этапов:
ЭТАП 1 - Определение туристского продукта.
Для принятия правильного решения о выборе турпродукта необходимо исходить в первую очередь из желаний и финансовых возможностей иностранных туристов, нежели от взглядов местных предпринимателей или туристских властей (иными словами, характер спроса определяет предложение). Туристский продукт должен быть понятен и настолько очевиден, насколько позволяет ситуация; он должен достоверно отражать состояние достопримечательности или иного туристского объекта, в противном случае это может привести к уменьшению туристского потока в данный регион.
ЭТАП 2 - Инвентаризация ресурсов. Этот этап предусматривает создание каталога ресурсов, доступных иностранным туристам внутри района и вокруг него. В такой каталог включается перечень услуг, которые предоставляются в настоящее время, а также тех, которые могут ожидаться в течение ближайших трех лет.
ЭТАП 3 - Анализ рынка. На этом заключительном подготовительном этапе необходимо определить типы иностранных посетителей и/или иностранные рынки, которые вероятнее всего откликнутся на предлагаемые регионом туристские объекты и достопримечательности, а также оценить характер и масштабы конкуренции со стороны других стран и сообществ за этих иностранных посетителей.
ЭТАП 4 - Налаживание международных контактов. На данном этапе необходимо определить:
· имеет ли туристский продукт, который будет рекламироваться, значение для людей за рубежом, которые будут фактически продавать его;
· являются ли местные ресурсы конкурентоспособными по сравнению с сопоставимыми турпродуктами на том же самом рынке, предлагаемыми другими регионами и частными компаниями, и где лучше всего предлагать новый турпродукт;
· определены ли наиболее подходящие целевые страны и/или наиболее подходящие сегменты международного рынка для новой международной туристской программы.
Прежде чем приступить к планированию, желательно согласовать свои действия с иностранными специалистами по туристской деятельности, т.е. с операторами, организующими прием на месте, или компаниями по управлению турцентром.
ЭТАП 5 - Организация работы. В регионах должен быть создан жизнеспособный административный механизм для координации всех прямых и косвенных усилий по привлечению и приему иностранных посетителей.
ЭТАП 6 - Совершенствование внутренних ресурсов. В процессе составления перечня необходимых ресурсов для развития туризма необходимо сначала выявить сильные и слабые стороны региона. Это позволит найти пути совершенствования элементов своей туристской инфраструктуры для того, чтобы туристы, прибывшие впервые, сразу же почувствовали радушие и гостеприимство, а также с тем, чтобы увеличить шанс, что эти посетители по возвращении будут способствовать привлечению друзей, родственников и коллег.
ЭТАП 7 - Обработка информационных источников. В силу разрозненности статистических данных, а, следовательно, возможного искажения реальной ситуации развития туризма, регионам рекомендуется проводить свои статистические исследования для того чтобы проверять, как совершенствуются методы, используемые региональными органами власти для стимулирования международного туризма и для оказания помощи в разработке будущих программ на этапе планирования, с целью привлечения наиболее перспективных категорий туристов. На этом этапе должна быть собрана полная информация по вопросам, касающимся туризма, а именно: четко определен туристский продукт, перечень ресурсов, организационная структура, информационная база, статистический механизм для оценки прогресса в области туризма, приступают к разработке рекламных материалов.
ЭТАП 8 - Разработка рекламных материалов. Необходимо сделать правильный выбор по нахождению эффективного канала продвижения турпродукта.
ЭТАП 9 - Привлечение специалистов. Для выполнения программы необходимо иметь специалистов по международной туристской деятельности, в первую очередь опытных.
· ЭТАП 10 - Вхождение в рынок. Региональные власти и частные компании должны выходить на зарубежный рынок, используя методы, позволяющие максимизировать финансовые ресурсы, выделенные для обеспечения деятельности по продвижению их туристского продукта.
Десять этапов расположены в порядке очередности их осуществления. Некоторые из них начинаются и завершаются в течение относительно короткого периода времени другие осуществляются одновременно в процессе реализации плана. Все они необходимы для организации и проведения комплексных эффективных мероприятий по развитию международного туризма и могут быть начаты в течение первых 12 месяцев реализации плана.
Каждый этап связан с видами деятельности, предпринимаемыми спонсорской организацией - агентством местного органа власти, частной компанией или специально созданной для этого ассоциацией.
Контрольные вопросы:
1. особенности планирования развития международного туризма в развитых странах мира
2. Особенности определения эффективности принятия решений в планировании развития международного туризма
3. отличительные подходы в планировании развития туризма в развитых странах мира
4. особенности планирования за рубежом
5. Содержание поэтапного плана развития международного туризма
6. Особенности определения ожидаемого экономического эффекта от затраченных средств на развитие международного туризма
7. Жизненный цикл дестинации
8. Эффективность планирования в туризме
9. Динамика роста территории
10. Модель Батлера и ее особенности
11. Показатели экономической эффективности
12. Характеристика подходов к планированию принятая за рубежом
13. Физический и Стандартизированный подходы: основа и время возникновения
14. Экономико-политический подход: основа и время возникновения
15. Моделирующий подход: основа и время возникновения
16. POSOLP-подход: основа и время возникновения
17. Эффективность управленческих решений в планировании туризма
18. Примеры национальной туристской политики, планов и программ по достижению желаемого состояния развития туризма
19. Примеры перспективных районов развития туризма в вашем случае
20. Критерии определения районов развития туризма, содержащие те или иные туристские достопримечательности
21. Особенности каналов продвижения услуг в вашем случае и его особенности
22. Каковы особенности седьмого этапа развития туризма на конкретной территории и его роль в проектировании и планировании
23. Особенности составления каталога туристских ресурсов, представляющих интерес для иностранных туристов
24. Основные требования к туристскому продукту для вашей территории
25. Конкурентоспособность созданного вами продукта и отличие от существующих турпродуктов
26. Разработка рекламной политики вашего продукта
27. Методы вхождения вашего продукта на рынок
28. Особенности взаимодействия с местными властями
29. Особенности привлечения необходимых специалистов для вашего продукта
30. Совершенствование внутренних ресурсов на выбранной вами территории
Тема 1. Занятие 11-20. План развития туризма (на примере конкретного региона).
Цель: знакомство с планированием развития туризма в разных регионах страны
Ход выполнения работы:
Выполнить планирование развития туризма (на примере конкретного региона страны по выбору).Для этого можно воспользоваться информацией.
Весь процесс планирования можно разделить на этапы:
ЭТАП 1 - Определение туристского продукта.
Для принятия правильного решения о выборе турпродукта необходимо исходить в первую очередь из желаний и финансовых возможностей туристов, нежели от взглядов местных предпринимателей или туристских властей (иными словами, характер спроса определяет предложение). Туристский продукт должен быть понятен и настолько очевиден, насколько позволяет ситуация; он должен достоверно отражать состояние достопримечательности или иного туристского объекта, в противном случае это может привести к уменьшению туристского потока в данный регион.
ЭТАП 2 - Инвентаризация ресурсов. Этот этап предусматривает создание каталога ресурсов, доступных туристам внутри района и вокруг него. В такой каталог включается перечень услуг, которые предоставляются в настоящее время, а также тех, которые могут ожидаться в течение ближайших трех лет.
ЭТАП 3 - Анализ рынка/ На этом заключительном подготовительном этапе необходимо определить типы посетителей и/или рынки, которые вероятнее всего откликнутся на предлагаемые регионом туристские объекты и достопримечательности, а также оценить характер и масштабы конкуренции со стороны других регионов и сообществ за этих посетителей.
ЭТАП 4 - Налаживание контактов. На данном этапе необходимо определить:
· являются ли местные ресурсы конкурентоспособными по сравнению с сопоставимыми турпродуктами на том же самом рынке, предлагаемыми другими регионами и частными компаниями, и где лучше всего предлагать новый турпродукт;
Прежде чем приступить к планированию желательно согласовать свои действия с региональными специалистами по туристской деятельности, т.е. с операторами, организующими прием на месте, или компаниями по управлению турцентром.
ЭТАП 5 - Организация работы. в регионах должен быть создан жизнеспособный административный механизм для координации всех прямых и косвенных усилий по привлечению и приему посетителей.
ЭТАП 6 - Совершенствование внутренних ресурсов. В процессе составления перечня необходимых ресурсов для развития туризма необходимо сначала выявить сильные и слабые стороны региона. Это позволит найти пути совершенствования элементов своей туристской инфраструктуры для того, чтобы туристы, прибывшие впервые, сразу же почувствовали радушие и гостеприимство, а также с тем, чтобы увеличить шанс, что эти посетители по возвращении будут способствовать привлечению друзей, родственников и коллег.
ЭТАП 7 - Обработка информационных источников. В силу разрозненности статистических данных, а, следовательно, возможного искажения реальной ситуации развития туризма, регионам рекомендуется проводить свои статистические исследования для того чтобы проверять, как совершенствуются методы, используемые региональными органами власти для стимулирования международного туризма и для оказания помощи в разработке будущих программ на этапе планирования, с целью привлечения наиболее перспективных категорий туристов. На этом этапе должна быть собрана полная информация по вопросам, касающимся туризма, а именно: четко определен туристский продукт, перечень ресурсов, организационная структура, информационная база, статистический механизм для оценки прогресса в области туризма, приступают к разработке рекламных материалов.
ЭТАП 8 - Разработка рекламных материалов. Необходимо сделать правильный выбор по нахождению эффективного канала продвижения турпродукта.
ЭТАП 9 - Привлечение специалистов. Для выполнения программы необходимо иметь специалистов по туристской деятельности, в первую очередь опытных.
· ЭТАП 10 - Вхождение в рынок. Региональные власти и частные компании должны выходить на зарубежный рынок, используя методы, позволяющие максимизировать финансовые ресурсы, выделенные для обеспечения деятельности по продвижению их туристского продукта.
Десять этапов расположены в порядке очередности их осуществления. Некоторые из них начинаются и завершаются в течение относительно короткого периода времени другие осуществляются одновременно в процессе реализации плана. Все они необходимы для организации и проведения комплексных эффективных мероприятий по развитию туризма и могут быть начаты в течение первых 12 месяцев реализации плана.
Контрольные вопросы:
1. Специфика планирования в регионах
2. Этапы планирования
3. Отличия в планировании за рубежом и в РФ
4. Характеристика программ развития туризма в разных регионах страны и их недостатки
5. Эффективность планирования
6. Стратегии планирования
7. Виды планов
8. Классификация методов планирования
9. Методы прогнозирования
10. Маркетинговые стратегии в туризме
11. Жесткие и мягкие факторы привлекательности
12. методы оценки эффективности управленческих решений в планировании развития туризма на уровне регионов
13. понятия эффективности и результативности
14. Этапы формирования целевой программы развития туризма
15. структура программ развития туризма в России
16. Вертикальная структура программ развития туризма в РФ
17. содержание основных разделов региональной целевой программы развития туризма
18. Программно-целевое планирование и его особенности в туризме
19. типологию региональных программ
20. этапы формирования целевой программы развития туризма и их содержание
21. Процесс формирования целевой программы развития туризма
22. Этап мониторинга процессов реализации и учет промежуточных и конечных результатов выполнения программы
23. Ошибки программ развития туризма в стране
24. Показатели экономической эффективности программ
25. Директивное и индикативное планирование и их отличия
26. Показатели социальной эффективности программ развития туризма
27. Измерение результатов эффективности мероприятий программы
28. Особенности этапа оценки ресурсных возможностей
29. Инициаторами постановки проблем развития туризма и их характеристика
30. Организационно-функциональная структура управления процессом реализации программы
Занятия 21,22. Анализ планов и стратегий
Цель: овладение практическими навыками оценки туризма
Ход выполнения работы:
На основе предложенных планов и стратегий развития туризма на примере двух стран выполнить задания.
Задание 1. Проанализируйте результаты обследования. В чем вы видите соответствие проведенного анализа туристических достопримечательностей этой страны существующей практике?
Задание 2. Проанализируйте стратегию развития туризма в Монголии. В чем вы видите особенности предложенной стратегии?
При выполнении задания воспользуйтесь следующими данными.
Деловая ситуация по туризму
При подготовке национального плана развития туризма в Омане серьезное внимание уделялось подробному обследованию и анализу туристических достопримечательностей этой страны. Эта работа заложила основу для разработки стратегии и программы развития туризма. Базовая информация. Султанат Оман расположен в юго-восточной части Аравийского полуострова и располагает побережьем протяженностью около 1700 км, которое омывают Аравийское море, Оманский залив и Ормузский пролив. Природа страны разнообразна и включает в себя горы, прибрежные равнины и пустыни. Лето очень жаркое, в том числе и в столице—г.Маскате, хотя в южной части страны климат более мягкий. Среднегодовой уровень осадков невысокий, хотя в горах бывают сильные дожди, приносящие определенные разрушения. В Омане проживает около 1,5 млн человек, при этом практически все население исповедует ислам. Оман—страна с древней и интересной историей, благодаря которой она располагает целым рядом туристических достопримечательностей. Предполагается, что еще в IV в. до н.э. персы внедрили подземную ирригацию «фалаж», которая до сих пор широко применяется. Оман считается страной мореходов. Имеются свидетельства о том, что начиная с 1000 г. до н.э. из Омана совершались морские переходы до индийского субконтинента. В XVII—XIX вв.Оман владел Момбасой и Занзибаром — важными торговыми центрами в Восточной Африке. В XX в. экономика страны базировалась только на сельском хозяйстве и рыболовстве, пока в 1967 г. не была открыта нефть. Добыча нефти значительно изменила экономику и обеспечила ресурсы для быстрого экономического развития
и подъема жизненного уровня населения.
До недавнего времени международный туризм в Омане отсутствовал. Иностранцев пускали в страну только с деловыми и аналогичными целями. В 1987 г. правила были смягчены, и в ограниченных масштабах начался приток туристов с целью отдыха. К 1990 г. Оман посетили 149 тыс. туристов всех категорий, однако доля туристов отпускников, исключая граждан из стран Совета сотрудничества Персидского залива, до сих пор остается незначительной.
В городах Маскате и Салалахе имеются несколько отличных отелей для бизнесменов, однако в других местах средства размещения туристов ограниченны. В стране действуют несколько туроператоров и турагентов. Национальная инфраструктура хорошо развита и продолжает совершенствоваться в отдаленных районах. С целью диверсификации экономики и сокращения зависимости от экспорта нефти в Омане принято решение развивать туризм на весьма контролируемой основе. Его развитие должно быть сосредоточено на характерных для этой страны природных и культурных достопримечательностях. Поставлена задача никоим образом не допустить развитие массового туризма типа «зимнее солнце, песок и море». Допускаемое развитие туризма будет тщательно контролироваться с целью определения его экологических и социокультурных последствий. Концепция планирования туризма. У Омана имеется комплексный план развития туризма. В этом плане поставлены следующие основные задачи:
• разработка стратегии развития туризма, отражающей уникальные достопримечательности Султаната, и их увязка с внутренними и международными рынками;• использование в качестве основы данной стратегии главным образом достопримечательностей культурного, экологического или природновидового характера, а не климатических или прибрежных преимуществ;
• максимальное увеличение потенциальных экономических выгод от туризма в пределах, ограниченных необходимостью охраны культурных ценностей и окружающей среды;
• обеспечение возможностей для диверсификации экономики и сокращения межрегиональных экономических дисбалансов. В данном плане изучены все составные части туризма, включая институционные элементы. Анализ рынка включает в себя контрольные цифры туристических прибытий с разбивкой по пятилетним периодам до 2005 г. Эти контрольные цифры распределены по различным категориям туристов отпускников и посетителей бизнесменов (международные, жители других стран Персидского залива и т.д.). В плане выявляются благоприятные возможности и потенциальные проблемы, связанные с развитием туризма, а также анализируются альтернативные варианты развития. Концепция развития туризма основана на предоставлении возможностей информированным туристам ознакомиться с особыми культурными и экологическими характеристиками Омана. Определены шесть туристических зон — три основные и три дополнительные. В каждой зоне определены главные категории достопримечательностей. В плане также раскрывается ряд направлений представляющих особый интерес и связанных с флорой, фауной и историей страны.
В плане рекомендуется использовать различные туристические маршруты, круговые маршруты и экскурсии. Здесь же содержатся рекомендации по развитию внутреннего туризма, при этом указы
ваются основные виды деятельности внутренних туристов и необходимая туристическая инфраструктура, а также содержатся указания об обустройстве пляжей и рекреационных зон.
В плане предлагается маркетинговая стратегия с упором на улучшение имиджа страны исходя из ее культурных, исторических и экологических характеристик. На целевых рынках отдыха должна
проводиться выборочная рекламноинформационная работа по темам, представляющим как общие, так и специальные интересы.
Выполнение плана включает в себя несколько элементов: структуру управления туризмом; порядок выдачи лицензий; планирование людских ресурсов и подготовку кадров для туризма; рекламно -информационные мероприятия; работу в области планирования, включая создание туристической информационной системы; подробную программу строительства; а также местные планы создания двух туристических зон.
Обследование и анализ туристических достопримечательностей. Эта работа проводится в отношении трех категорий достопримечательностей: природные красоты и экологические достопримечательности; социальнокультурные достопримечательности; исторические памятники. На основе географического анализа ландшафтов страны, включая горы, прибрежные равнины, пустыни и зону Маската, выделены следующие зоны, представляющие особый интерес с точки зрения природы:
• Верхние «вади» — это уникальные участки пустыни, представляющие собой высохшие русла, часто зажатые между высокими каменными стенами. Путешествовать по ним можно, используя
либо тропы, либо дороги. Туристическое значение «вади» анализируется с учетом нескольких факторов (изолированность, разнообразие видов, наличие интересных населенных пунктов, дикая растительность, значение конечного пункта назначения на соответствующем маршруте и т.д.). • Горные районы. В плане выделены три горных района, представляющие особый интерес с точки зрения туризма.
• Живописные маршруты — это дороги с твердым покрытием, предлагающие красивые ландшафтные виды. Они анализируются на основе ряда факторов, и в результате этой работы выделено одиннадцать таких маршрутов.
• Пляжи — туристические пляжи классифицируются в соответствии с рядом критериев: светлый мелкий песок, пологий характер пляжа над уровнем воды; относительная пологость под линией воды, позволяющая плавать в пределах 15 м от берега; отсутствие подводных течений, серьезных экологических проблем и т.д.
В плане изучены дикие флора и фауна Омана, при этом отмечается большое разнообразие птиц, включая перелетные виды, останавливающиеся в Омане по пути в Африку и Индию. Оман известен как район яйцекладок морских черепах. В ряде мест имеются крупные коралловые рифы. В плане отмечается, что Оман уделяет активное внимание охране окружающей среды и что в этой стране имеются несколько заповедников. Указываются формы организации турпоездок, совместимые с хрупким характером экологических достопримечательностей.
В плане указывается, что культурные корни Омана лежат в его исторических городах и деревнях, которые в этой связи являются важнейшими туристическими достопримечательностями. Населенные пункты классифицируются по трем широким географическим группам—прибрежные, горные и внутренние пустынные населенные пункты. Составлен перечень всех населенных пунктов и проведен их анализ в соответствии с рядом критериев: единообразие стилей или периода; характер застройки, расположение, общий уровень активности, особые мероприятия (например, фестивали),наличие выдающихся зданий и т.д. На основе такого анализа населенным пунктам придается соответствующая категория от одной до пяти звездочек.
Третьим основным видом достопримечательностей, которые изучаются в плане, являются исторические памятники. Археологические исторические объекты рассматриваются в соответствии с периодом их существования: доисторический период (ок. 10 000–3000 гг. до н.э.); Бронзовый век (ок. 3000–1000 гг. до н.э.); Железный век (ок. 1000 г. до н.э.— 650 г. н.э.); раннеисламский период (ок. 650 г. до 1650 г.); и имперский период (ок. 1650–1850 гг.). В плане эти объекты указываются на местности, описываются и классифицируются в качестве достопримечательностей в соответствии с тремя категориями: важный объект, подходящий для посещения в течение часа или более; важный объект для посещения в течение менее одного часа; менее значимый объект с потенциальной привлекательностью.
Обследование и анализ туристических достопримечательностей используются в качестве важного элемента при разработке стратегии и программы развития туризма. В плане также определены три категории сохранности исторических поселений: категория 1 (реставрация); категория 2 (максимальное сохранение в первозданном виде) и категория 3 (охрана). Рекомендуются меры по стимулированию социальнокультурного взаимопонимания между туристами и местным населением. В ряде основных достопримечательностей запланировано создание информационноразъяснительных центров для посетителей.
Выводы. В процессе подготовки Оманского плана развития туризма особое внимание уделялось обследованию и анализу имеющихся и потенциальных туристических достопримечательностей.
Это объясняется тем фактом, что поставлена задача, положить в основу развития туризма присущую этой стране природную и культурную среду и привлекать те типы туристов с общими и специальными интересами, которые ценят такие достопримечательности.
Обследование и анализ природных и культурноисторических достопримечательностей необходимы также и потому, что таких достопримечательностей великое множество и они весьма разнообразны. В план развития туризма не включено создание таких специфических достопримечательностей, как тематические парки и казино. Концепция развития туризма также не стимулирует развитие прибрежнего туризма (массовый туризм типа «солнце, море и песок»). Обследование и анализ, предпринятые в плане, носят тщательный и систематический характер. Достопримечательности сначала сводятся в категории, а затем анализируются в соответствии с однородными шкалами.
Достопримечательности, включенные в план, обследуются и анализируются в контексте общей географии Омана и его культурноисторического развития. Благодаря этому как плановики, так и пользователи плана лучше понимают достопримечательности и способны более эффективно их анализировать. Серьезным туристам, въезжающим в эту страну, также необходимо подготовиться к поездке и знать ее географию, историю и культуру.
После обследования и анализа достопримечательностей следующим шагом в процессе планирования явился отбор тех достопримечательностей, которые будут включены в план и программу развития туризма. Здесь учитываются и такие соображения, как транспортная доступность и местоположение на туристических маршрутах, а также наличие средств размещения. Одним из важных факторов является учет потребностей в области охраны окружающей среды и исторических памятников. Следует отметить, что правительство Омана разработало весьма прогрессивную программу охраны окружающей среды, уже определив несколько природных заповедников. Данное обследование и анализ природных и культурных достопримечательностей, а также их важная роль в развитии туризма могут явиться стимулом для продолжения и наращивания деятельности, связанной с охраной окружающей среды.