Отбор литературы и составление библиографии
Методика разработки экскурсии.
Портфель экскурсовода.
См.: Седова Н.А. Культурно-просветительный туризм. Учебное пособие.
- М.: Советский спорт, 2003. – 96 с.
Омельченко Б.Ф. Экскурсионное общение: Познание. Воспитание. Отдых.
– М.: Наука, 1991. – 120 с.
Из Профессионального стандарта Экскурсовод (гид)
Регистрационный номер 162
Трудовая функция «Разработка экскурсий» Уровень квалификации - 6
Определяет цель экскурсии.
Выбирает тему экскурсии.
Отбирает литературу.
Определяет другие источники.
Собирает и изучает исторические материалы и документы, изучает материалы архивов, статистические данные, иные документы и материалы, содержащие сведения об объектах экскурсий.
Знакомится с экспозициями и фондами музеев.
Отбирает и изучает экскурсионные объекты.
Составляет маршрут.
Делает объезд (обход) маршрута.
Готовит контрольный текст.
Комплектует и постоянно обновляет "портфель экскурсовода".
Определяет методические приемы.
Составляет методическую разработку.
Осуществляет сдачу экскурсии.
Утверждает экскурсию.
Участвует в разработке новых тем, экскурсий, осваивает новые темы и варианты экскурсий для различных групп населения.
Два принципа:
«лучше меньше, да лучше»,
«духовное делание происходит в тишине»
Методика разработки экскурсии
(общие принципы в применении к православным паломничествам и посещениям святых мест и музеев в святых местах)
Поездки в дальние монастыри занимают обычно много времени в пути и фактически 1-1,5 часа на пребывание в стенах монастыря. При этом большую часть времени на объекте экскурсовод говорит туристам об архитектуре места, подводит к сувенирным лавкам, не давая возможности самостоятельного опыта созерцания святыни.
Для широты восприятия богатого наследия и современного состояния многихмест в Россиитуристу необходимо иметь предварительную подготовку и более полную информацию о возможности его участия в жизни места.
В религиозном туризме такую подготовку, как правило, имеют паломники, которые входят в религиозную общину, они объединены через общее понимание «картины мира», воссозданной одной из мировых религий. Знакомство с духовным религиозным опытом, догмами, ритуалами и обрядами происходит через служителей церкви, пастырей и духовных наставников прихожан.
В такой поездке объекты, действия или ощущения осваиваются как «узнавание» паломником своего запроса на информацию и более глубокое постижение сведений, полученных на стадии подготовки в местах постоянного проживания паломника.
1. Определение цели и задачи Э;
1. Цель Э – Цель – это то, ради чего экскурсантам показывают религиозные памятники, святыни, знакомят с обиходом, жизнью святых и подвижников церкви. В процессе коммуникации формируется социально-значимый опыт освоения культурных ценностей. Восприятие и постижение духовных практик и опыта духовного подвижничества, воспитание патриотизма, расширение кругозора, знакомство с родной культурой, получение дополнительных знаний и пр. достигается в религиозном туризме через обращение к религиозному знанию, которое в своей основе всегда имеет идею спасения души через любовь и милосердие, обращенные сначала к Богу, а потом ко всему живому.
Результатами таких экскурсий могут быть новые глубокие чувства, которые человек в обычной жизни не испытывает. Раскаяние или сопереживание, восхищение или желание действовать, творческие порывы или неформальное чувство сопричастности новому месту и др.
Пример: получение знаний о жизни Великой Княгини Елизаветы Федоровны, воспитание чувства сострадания к ближнему ( милосердия)
Выбор темы
Тема содержит указание на то, к какому кругу явлений стремится привлечь внимание аудитории экскурсовод, что именно необходимо осмыслить в ходе экскурсии. Это содержательный стержень экскурсии, определяющий отбор экскурсионных объектов, название экскурсии или выбор под тем.
При выборе темы стоит учитывать и тот факт, что паломничество и религиозный туризм можетнаучить терпимости и осознанному отношению к жизни.
Примеры:
Выберем тему для представления Вологодских святынь: «На пути в Соловецкую обитель». Тогда возможные подтемы: христианизация северных земель в Х1У –Х1Хвв., уклад жизни русского монашества, этнографические особенности Вологодской земли, современные социальные и культурные программы, реализуемые в области и др.
Музейная экскурсия в ММОМ. Пример:
Тема – осмысление глубинных изменений в личности В.Кн. Е.Ф. под влиянием Православия.
Название: «Я становлюсь миссионером христианской веры и милосердия»
Подтемы:
- Герцог Людвиг 1У Гессен-Дармштадтский и принцесса Алиса. Воспитание сострадания в детях с раннего возраста;
- Благотворительная деятельность В.Кн. Е.Ф. в первые годы жизни в России (Елизаветинские комитеты);
- Влияние поездки В. Кн. Е.Ф. в Святую Землю в 1888г. на принятие православия и т.д.
Отбор литературы и составление библиографии
Определяется примерный объем литературных источников, архивных материалов, синодиков монастырей и местной периодической печати с указанием страниц и источника, где данная тема раскрывается.
Поскольку историческая экскурсия – это метод духовно-нравственного воспитания и просвещения, важно при подготовке экскурсии заложить моменты будущего анализаэкскурсантами разных точек зрения, даже противоположных, служителей церкви и светских властей на одни и те же вещи.
Пример: библиография к истории религиозной святыни, к проводившимся исследованиям или экспедициям и пр.