Модель восьми альтернатив
или Модель разнообразия вариантов
«Тренинг — Туризм — Event»
В русле обсуждаемой темы классификации компаний я хочу представить более теоретическое, нежели практическое размышление. Но спектр клиентов настолько богат и огромен, и хотя в сфере
Глава 2. Тимбилдинг в России
тимбилдингов преобладают заказчики со скорее творческим и гуманитарным складом ума, существуют и заказчики с логически-математическим складом. Таким клиентам приходится наиболее тяжело ориентироваться в море неклассифицируемой информации — (в мире) тимбилдингов. На них агрессивно нападают сотни и тысячи различных кричащих вариантов и манящих предложений. Я хочу успокоить вас, дорогие клиенты-логики и математики. Их не сотни и не тысячи. Существует всего восемь различных типов мероприятий в сфере «Тренинг — Туризм — Event».
Самое главное — это определить цель, а далее использовать модель восьми альтернатив, которая поможет вам найти оптимальный формат для вашего корпоративного мероприятия. Еще раз хочу заметить, что данный раздел книги будет наиболее полезным для читателей-логиков, поэтому творческим читателям смело разрешаю перепрыгнуть через этот фрагмент или выпить чашечку кофе и перейти сразу к интереснейшему разделу 2.3. «Классификация продуктов».
В модели классификации мероприятий «Восемь альтернатив» я предлагаю использовать двоичную систему обозначений для рассмотрения всего множества возможных вариантов мероприятий в двоичной системе: «Тип события — Основная цель события». В моей модели параметр «Основная цель события» может принимать всего два значения: «О» или «1». В данной модели я не рассматриваю не целые значения параметров, так как она служит для упрощения и моделирования действительности. То есть если это «О», то данный параметр никак не выражен в событии. Если это «1», это значит, что данная цель полностью достигается событием. Анализ проводится для трех типов мероприятий — Тренинга, Туризма и Event.
Таблица 5
ПАРАМЕТРЫ МОДЕЛИ «ВОСЕМЬ АЛЬТЕРНАТИВ»
Базовая цель | Новые знания | Новые места | Новые эмоции |
Тип мероприятия | Тренинг | Туризм | Event |
Полная картина восьми существующих альтернатив представлена на рис. 8.
Часть 1. Тимбилдинг |
Рис. 8 Разнообразиевозможностей Тренинг — Туризм — Event
Более подробное описание продуктов вы сможете найти в следующем разделе, посвященном классификации продуктов. А данный раздел завершается на том, что формирует четкую картину места и роли тимбилдинга в широком многообразии околотимбилдин-говых мероприятий и альтернатив.
Вывод. Богато и щедро представлен рынок компаний, проводящих тимбилдинг в России. Поэтому перед тем, как выбрать тимбил-динг-иартнера, постарайтесь четко понять, что бы вы хотели получить от проекта. На чем вы хотите поставить главный акцент — на тренинге, на празднике, на путешествии? Обращайтесь в ту группу компаний, которая специализируется на выбранном вами акценте, — это обеспечит вам партнера, с которым вы будете говорить на одном тимбилдинг-языке. А еще проще — заранее спрашивайте менеджера-тимбилдера. Обычно вы сможете услышать только три типа начала ответа: «Это развлекательное событие...», «Это командное путешествие...», «Это командный тренинг...». Теперь, уважаемые клиенты, выбор за вами!
2.3, Классификация продуктов
Я вас приветствую в интереснейшей из возможных подглав! Вы на пороге входа в «черный ящик» тимбилдинг-компаний. Именно здесь, в этом разделе, вам предстоит узнать многое, что вы давно
Глава 2. Тимбилдинг в России
хотели узнать о тимбилдинге, но не решались спросить. Вы можете быть четко уверенными, что после прочтения данной главы будете отлично разбираться во всем спектре тимбилдинг-продуктов. Не верите? Тогда начинайте читать!
Если вы HR-менеджер или ответственный за проведение тим-билдинга для своей компании, то после прочтения этого раздела вы сможете легко и уверенно, на одном языке разговаривать с «морским волком» тимбилдинговой компании. Вам не придется больше сжиматься в комок от непонимания пестрящих терминов, навязываемых на тимбилдинг для вашей компании, например «коастеринг», «каньонинг», «треккинг», «кейвинг». Вы сможете самостоятельно определить уровень экстремальности вашей компании. Вы сумеете мастерски осуществлять навигацию в бурлящем море экстремальных, этнических, музыкальных, театральных тимбилдингов и четко осознавать, что вам нужно, а что нет.
Если вы специалист или директор тимбилдинг-компании, этот раздел поможет вам более профессионально взглянуть на свой портфель продуктов и на свой сайт. Навести порядок в голове и заняться четкой систематизацией. Успех вместе с клиентами не замедлят прийти. Вы заметите, насколько удобно, быстро и четко ваши неподготовленные клиенты смогут разобраться в предлагаемых вами продуктах. А самое главное, ваши клиенты станут покупать именно то, что нужно им, что будет сумасшедшим образом способствовать росту их удовлетворенности и новым и новым поступлениям на корпоративный счет вашей молодой тимбилдинг-компании.
И в конце концов данный раздел ставит своей целью разрушить модель «пускания пыли в глаза».
Тимбилдинг — это сложный комплексный, сильно связанный с экстримом и скрытый от глаз очевидца продукт, что раскусить его суть можно только после приобретения. Это так называемый класс продуктов «Кот в мешке».
Повышение информированности клиентов, повышение профессионализма производителей тимбилдингов и стремление говорить на одном языке будут способствовать росту открытости и привлекательности отрасли, а значит, успеху тимбилдинг-компании, имеющих целью «производство» сильных, конкурентоспособных и сплоченных российских команд!
Часть 1.Тимбилдинг
Шкала тимбилдингов
Данная классификация тимбилдингов создана в 2008 г. и учитывает только тимбилдинги, существовавшие на рынке на тот момент. Классификация опирается на более широкое определение тимбил-динга как тренинга и мероприятия с элементами тренинга, имеющего своей целью создание, построение, формирование, развитие команды. См. рис. 9 «Шкала тимбилдингов», на котором классификация тимбилдингов представлена в двух осях: «Стандартный — Tailor-made» и «Творческий — Экстремальный».
Рис. 9. Шкала тимбилдингов
Ось «Стандартный» тимбилдинг — «Tailor-made» тимбилдинг. Первая ось не оставляет так много пространства для различных возможностей. Тимбилдинг может быть типичным, проводящимся по абсолютно программируемым и копируемым технологиям. Или с некоторыми элементами уникальности и индивидуальности продукта. Или продукт представляет собой единственный в своем роде продукт творчества, не поддающийся копированию или воспроизведению в подобном виде или не обеспечивающий те же самые результаты и то же самое воздействие.
Ось «Творческий» тимбилдинг — «Экстремальный» тимбилдинг. Вторая шкала задает природу тимбилдинга. И на\ичие этой шкалы
Глава 2. Тимбилдинг в России
приводит к максимальному заблуждению в понимании феномена тимбилдинга. Тимбилдинг был рожден на «экстремальном» направлении шкалы и впитал в себя вкус экстремальности. Однако, как было написано выше, все на свете течет и развивается и не может застыть в однажды изготовленных формах.
Храмы Древней Греции, в которых несколько тысячелетий назад решались вопросы и судьбы мировой истории и которые были открыты лишь для избранных, сейчас стали Меккой для миллионов туристов со всего мира. Место действия стало местом обозрения, и сейчас нам не дано узнать, чем оно станет еще через тысячу лет.
Фехтование, зародившееся как истинно мужской вид спорта, сейчас стал и женским. Для женщин введены специальные условия и собственные рейтинги, но тем не менее это разновидность фехтования, а вовсе не другой вид спорта.
Тимбилдинг вырвался из отведенных ему рамок! Попав в новые географические и экономические условия, он изменился! Тимбилдинг — это больше не веревочный курс и не экстрим-тренинг. Тимбилдинг в России к концу 2008 г.— это совокупность разнообразных инструментов с разной силой воздействия, которые способствуют комплексному развитию команды или только отдельных параметров и измерений команды.
В каждом крупном городе мира есть свой общественный и массовый транспорт, который служит основной цели — перевозу пассажиров и без которого не смог бы жить город. Просто в Копенгагене это велосипеды, в Венеции — гондолы, в Шанхае — велорикши. Если приведенные примеры убедили вас, что разнообразие вариаций во многом меняет процесс, то я двинусь дальше. И тем не менее нас не может не радовать, что феномен тимбилдинга так разросся, что уже заполняет собой целую тимбилдинг-карту.