Деловая ситуация по туризму. Стратегия развития туризма в Монголии тесно связана с особыми природными и
Стратегия развития туризма в Монголии тесно связана с особыми природными и культурными достопримечательностями этой страны. Задачей этой стратегии является непосредственное знакомство туристов с традиционным образом жизни монголов и с разнообразными природными характеристиками этой страны.
Базовая информация. Монголия расположена в Центральной Азии и граничит на юге, востоке и западе с Китаем, а на севере — с Российской Федерацией. Страна занимает большую территорию, протянувшуюся с востока на запад почти на 2400 км. Западная часть страны изобилует горами, благодаря чему значительная часть территории находится на высоте 2000 м и выше. Эту часть страны покрывают густые леса и степи. В горах живет множество диких животных. В восточной части страны простираются нескончаемые азиат
ские степи, которые постепенно переходят в пустыню Гоби, занимающую южную Монголию и северный Китай. Зимы в Монголии долгие и холодные, однако, большинство дней в году ясные и солнечные.
Несмотря на размеры страны, население Монголии небольшое и составляет 2,2 млн. жителей. Около четверти населения проживает в столице Улан Баторе. В степях живут котоводы кочевники.
Традиционно монголы являются буддистами. Основой экономики является сельское хозяйство, особенно животноводство. В настоящее время в экономике страны осуществляется переход от социализма к свободному рынку.
Туристические достопримечательности охватывают широкий диапазон ландшафтов и диких животных, исторические объекты (монастыри, храмы и дворцы), а также живые традиции кочевого образа жизни. Важным археологическим объектом (который, правда, лежит в руинах) является Каракорум — столица империи Чингисхана.
В конце 80х гг.Монголию ежегодно посещали около 10 000 туристов отпускников. Примерно половину из них составляли жители западных стран и Японии. Относительно небольшую, но значимую в экономическом отношении категорию туристов составляют охотники, которые платят большие деньги за организацию охоты и за лицензии. Оставшаяся часть туристов приходилась в основном на бывший СССР и восточноевропейские страны. Большинство туристов приезжало в составе групп.
Внешние транспортные связи осуществляются через международный аэропорт в УланБаторе, а также по железным дорогам, связывающим Монголию с Москвой и Пекином. Хотя автодороги и улучшаются, большинство внутренних дальних поездок осуществляется по воздуху. В 1988 г. в средствах размещения туристов имелось 1200 мест — это две гостиницы в УланБаторе и три туристических лагеря, включая лагерь в пустыне Гоби. Концепция планирования туризма. Национальный план развития туризма для Монголии был подготовлен в 1989 г. В нем исследуются все аспекты туризма и предлагается стратегия развития до 2005 г., излагаются принципы ее выполнения, предлагается программа развития на период с 1990 по 1995 г., а также раскрываются планы реализации демонстрационных проектов. Ниже приводятся
задачи исследования в области планирования:
• определение концепции развития туризма, отражающей особые характеристики Монголии в увязке с возможностями на международном рынке;
• расширение масштабов международного туризма с целью увеличения доходов в иностранной валюте;
• создание турцентров в регионах страны, обладающих различными характеристиками;
разработка таких форм развития туризма, которые наиболее экономичны в плане необходимых инвестиций, а также сведение кминимуму утечки иностранной валюты;
• улучшение имеющихся услуг и объектов для туристов, разработка необходимых стандартов объектов и услуг для выявленных рынков;
• обеспечение возможностей для диверсификации и перестройки экономики, а также для создания кооперативов и малых предприятий;
• сведение к минимуму любых отрицательных воздействий социального, культурного или экологического характера.
В начале плана представлены базовые исследования: географический анализ, обзор экономики в целом, исследование всех видов транспорта, описание состояния туризма, обследование и анализтуристических достопримечательностей и т.д. Туристические достопримечательности делятся на ландшафтные и природные, исторические, архитектурные и археологические. В параметрах развития указаны сдерживающие факторы, благоприятные факторы и специфические проблемы.
Стратегия развития включает в себя концепцию развития, разработку контрольных цифр работы на рынках, транспорт и социоэкономические последствия. Рекомендуется ряд принципов выполнения этой стратегии: институционные структуры, маркетинг и продвижение туризма, улучшение качества услуг, сбор и анализ туристической статистики, а также замена импорта и поиск новых внутренних поставщиков. Демонстрационные проекты включают в себя два туристических лагеря и центры посетителей в районе крупнейшего исторического памятника.
При маркетинговом анализе учитываются общемировые тенденции развития рынка туризма и изучаются несколько конкретных национальных рынков. При этом учитываются мнения между народных туроператоров, которые выделяют в качестве проблем отсутствие информации о Монголии и слабый имидж страны как турцентра. В целом туристический продукт Монголии следует улучшить, расширить и разнообразить, учитывая проблему исключительной сезонности туристических потоков, когда половина рекреационных туристических прибытий в эту страну приходится на июль и август.
В качестве основных направляющих рынков для Монголии определяются Западная Европа, Северная Америка и Япония. Контрольная цифра на 2005 г. примерно в четыре раза превышает количество прибытий в настоящее время, что представляет собой годовые темпы прироста на 8%. Исходя из контрольных цифр рассчитываются потребности в области размещения.
Стратегия развития туризма. В плане отмечается, что центральным элементом привлечения туристов в Монголию является качество природной среды в сочетании с традиционным образом жизни ее жителей. В этой связи следует продвигать многогранный имидж страны: разнообразие ландшафтов и богатство флоры и фауны, отсутствие современной индустрии, общее ощущение изоляции и спокойствия. Поэтому разработка турпродукта должна быть сосредоточена на создании туристических маршрутов и экскурсий, охватывающих различные части Монголии. В максимально возможной степени средства размещения должны воспроизводить традиционные жилища местного населения и располагаться в живописных зонах. При этом для туристов следует обустраивать рекреационные и развлекательные объекты. Основной формой размещения туристов за пределами УланБатора должны стать лагеря в природных зонах. Эти лагеря должны обладать следующими характеристиками:
• лагеря должны состоять из юрт, характерных для кочевого образа жизни и идеально подходящих для местной окружающей среды;
• юрта является одновременно недорогим и переносным спальным помещением, что позволяет сокращать капитальные за траты по созданию объектов размещения туристов;
• юрты изготовляются в Монголии в основном из местных материалов, при этом требуется импортировать только санитарное и коммунальное оборудование;
• эти лагеря можно строить относительно быстро и их легко расширять.
Лагеря, естественно, следует размещать в живописных местах, а для избежания скученности их вместимость обычно не должна превышать 200 мест.Юрты должны быть 2, 3и 4х местными, при
этом в каждом лагере их максимальное число не должно превышать 75. Максимальная плотность должна составлять 25 юрт на гектар. В соответствии с минимальными санитарно-гигиеническими стандартами одно санитарное сооружение должно приходиться на 10 койкомест. В каждом лагере должен иметься ресторан (предпочтительно, в большой юрте), бар, административное помещение, складские помещения, а также закрытые и открытые рекреационные объекты. В плане излагаются стандарты санитарных сооружений и удаления твердых отходов, электро и горячеговодоснабжения. В целесообразных случаях рекомендуется испольовать солнечную энергию. Стратегия определяет ряд туристических зон на территории страны, в которых можно располагать большинство туристических объектов. Эти зоны выбраны на основе таких критериев, как сочетание высокого природного качества и относительное сосредоточение исторических/архитектурных достопримечательностей; выдающиеся ландшафтные формы и разнообразие экосистем; наличие мест, подходящих для строительства нескольких лагерей; возможность размещения на своей территории нескольких объектов. В плане также учитывается местоположение имеющихся объектов и уже принятые решения о строительстве новых туристических объектов.
Относительно близко к УланБатору в североцентральной части страны определены четыре внутренние туристические зоны, а еще четыре внешние зоны рекомендуется освоить в более удаленных местах, включая пустыню Гоби и горы на западе страны. По мимо этих зон, средства размещения также предлагается развивать в УланБаторе и в столицах провинций как для туристов отпускников, так и для деловых путешественников.
Важной задачей стратегии развития является усиление привлекательности Монголии для туристов в тех аспектах, в которых у этой страны имеются особые преимущества. В этой связи требуется развивать различные типы рекреационной деятельности: верховую езду, конные походы, наблюдение за дикими животными и рыбную ловлю. Сделан вывод о том, что имеется потенциал и у туров по специальным интересам и у охоты. Из лагерей в ряде случаев можно организовывать экскурсии на близлежащие объекты — конезаводы и верблюжьи фермы, поселения кочевников, монастыри и археологические раскопки.
В плане содержатся рекомендации в отношении транспорта. В нем отмечается, что воздушный транспорт для въезда в страну и путешествия по ней уже хорошо развиты, то же самое относится и к железнодорожному транспорту. Учитывая неразвитость автодорог, не следует в значительной степени полагаться на дальние сухопутные поездки для туристов. Что касается маркетинга, основное внимание здесь следует уделять усилению привлекательности Монголии для более широкого круга туристов, а также созданию имиджа страны как перспективного туристического направления. В краткосрочном плане основная масса туристов будет попрежнему приезжать в составе групп, однако по мере улучшения туристических объектов и инфраструктуры можно будет привлекать все больше туристов индивидуалов.
На первом этапе рекламноинформационную работу следует сосредоточить на существующих крупных рынках Северной Америки, Западной Европы и Японии, а в дальнейшем можно будет уделять больше внимания формирующимся рынкам в Азии.
Выводы. Логично, что стратегия развития туризма в Монголии сосредоточена на уникальных характеристиках этой страны и путях их оптимальной подачи туристам. Другими важными соображениями являются сведение к минимуму потребностей в инвестициях, а также обеспечение возможностей для деятельности кооперативов и малых предприятий. Творческим подходом является создание традиционных лагерей на базе юрт, что позволит туристам окунуться в образ жизни монголов. Создавать такие лагеря относительно недорого, и в Монголии уже накоплен определенный опыт по их эксплуатации. Используя эти лагеря в качестве базы, для туристов можно организовывать различные виды деятельности, связанные с кочевым образом жизни, а также природные и историкокультурные экскурсии. В плане применяется базовый принцип планирования путем определения туристических зон, где УланБатор остается главным
въездным пунктом («воротами») и районом сосредоточения для последующих поездок по стране. В столице имеются гостиницы, музеи, театры и другие привлекательные элементы, которые могут
заставить туриста провести там 1–2 дня при заезде и выезде из страны. Туристические зоны определяются на основе реалистичных критериев, включая доступность благодаря имеющейся сети аэропортов. Туристические лагеря на основе юрт, с одной стороны, должны воспроизводить местную архитектуру, а с другой — обладать необходимыми санитарногигиеническими сооружениями и не допускать загрязнения окружающей среды. Следует отметить, что в Монголии действует прогрессивная программа охраны окружающей среды. Это поможет закрепить концепцию стратегии развития туризма, основанную на природе. Хотя охота, являясь важным источником туристических доходов, разрешена, она тщательно контролируется. Ежегодно проводится перепись животных с целью определения допустимого количества
охотничьих лицензий. Также ведется работа по охране исторических памятников. Маркетинговая стратегия является реалистичной. В ней отмечается значение разработки на первом этапе определенного имиджа Монголии как туристического направления, а также необходимость обеспечения более широкого круга туристических рынков. В силу недостаточной развитости туристического продукта при знается необходимость сосредоточения на первом этапе рекламно информационной деятельности на организации групповых поездок. В перспективе по мере развития туристической инфраструктуры рекламно-информационную деятельность нужно будет также распространять и на туристов индивидуалов.
Выполнение этой стратегии заложит хорошую основу для развития устойчивого туризма в Монголии при минимальных затратах.
Контрольные вопросы:
1. Стратегическое планирование в туризме и его особенности
2. Стратегия. Типы базовых стратегий.
3. Стратегическое планирование: типы и этапы.
4. Формирование целей и задач стратегического развития туризма и механизм их реализации
5. Проблемы формирования системы стратегического планирования и управления туризмом
6. Роль и деятельность государственных и региональных органов управления в области стратегического планирования и развития туризма
7. проблемы в сфере стратегического планирования и управления туризмом
8. основные этапы стратегического планирования развития туризма
9. особенности целеполагания в туризме
10. Риски в туризме и их особенности