Психология труда тесно связана-

- с отраслями психологической науки:общая психология, социальная психология, педагогическая психология, возрастная психология, медицинская психология, социальная психология и др.

- со следующими науками и прикладными дисциплинами: физиология труда – изучает взаимосвязь труда и здоровья, физиологического развития человека; социология – изучает общественные связи в процессе труда; трудовое право – изучает вопросы правового регулирования трудовых отношений; охрана труда – изучает вопросы охраны здоровья в процессе труда.

Формы контроля: контрольная работа, экзамен, зачет

При аттестации студентов может быть применены критерии традиционного оценивания, а также рейтинговая оценка. Последний вариант дает не только более адекватные результаты, но и обладает возможностями текущего контроля и активизирует самостоятельную, систематическую учебную деятельность студента.

Знания и умения студента

В результате изучения курса студент должен овладеть знаниями:

- по основным направлениям развития теории и практики психологии труда;

- по основным компонентам и их психологическим характеристикам трудовой и профессиональной деятельности;

В процессе изучения курса формируются следующие умения:

- составлять профессиограмму и психограмму по конкретной

- специальности и профессии;

- анализировать различные параметры трудовой деятельности ;

- проводить психодиагностические исследования субьекта труда

- по заданным направлениям.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тематический план курса «Психология труда» для специальностей «Педагогика и психология» (2 курс 4-й 40л+34с/18с., зачет/экзамен.) и «Психология» (3 курс, 5-й семестр ,40л+30 с, зачет).

Наименование темы   Общее количество часов Аудиторных часов. Из них Самост. работа.
лекции Семин. Зан.   Лабораторн. Занят.
Всего:   12/ 20 76/60
1.Предмет психологии труда. Основные законы психики (л-1)Труд как деятельность:виды структура     -/1  
2.Цели и задачи психологии труда, методы психологии труда (с-1). Профессиография. Профессиограмма и психограмма      
3. История развития психологии труда (л-2)        
4.Основные понятия психологии труда. Труд и работа(л-3)      
5.Мотивы трудовой деятельности (л-4)(с-3) Теории мотивации; субъективная значимость труда      
6.Человек как субъект труда (л-5) Профессиональные стереотипы      
7.Профессиональное развитие: стадии и кризисы          
8.Классификация профессий.       -/1
9.Эргатическая система и эргатические функции. Трудовой пост       /1 -/1
10.Индивидуальный стиль трудовой деятельности (л-6) Компетентность и эффективность деятельности         1/1   - /1  
11.Карьера: понятие, виды, этапы.(с-1) Построение карьеры       1/1  
12.Функциональные состояния человека в труде.Рабочий стресс. Динамика работоспособности .Надежность.           - /1
13.Синдром «эмоционального выгорания» и копинг-стратегии         1/1
14.Показатели и критерии трудовой деятельности      
15. Психология труда и задачи профессиональной подготовки (л-8) Профессиональное образование. Адаптация к труду     1/1
16.Профориентация.           -/1
17.Организационная психология, инжинерная психология и эргономика, их место в психологии труда      
18. Психология производственного травматизма.Профзаболевания. Социально-трудовая реабилитация.     -/1  
19.Профессиональное консультирование. Основные принципы работы профконсультанта     -/1  
20. Профессионально значимые качества личности и (ПФК).Профессиональные способности (л-15)          
21. Психология трудового коллектива (л-13) Этика делового общения. Профессиональный Этикет (с-6)              
22 Конфликты в производственной деятельности (л-18) Профессиональные конфликты и деструкции         -/2  
23. Профотбор)              
24. Профпригодность         -/1  
25.Психолог как субъект труда (л-16).Психология труда педагога.          
26.Профессиональное самосознание              
27. Ценностно-смысловые основы труда           -/ 1              
28. Проблема модели специалиста (л-20) Уровни и компоненты           - -/ 1
Оценочный тест        




ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет психологии труда. Цели и задачи.

2. История развития прикладной психологии в сфере профессионального труда.

3. Методы психологии труда

4. Междисциплинарные связи. Организационная и инженерная психология.

5. Понятие эргатической системы. Основные эргатические функции и их характеристика.

6. Характеристика и динамика и трудовых процессов

7. Классификации труда и профессий.

8. Трудовой пост в организации и его компоненты.

9. Должность и должностная инструкция.

10. Субъект труда и его структура.

11. Проблема мотивов труда.

12. Психологическая готовность к трудовой деятельности.

13. Профессиональные стереотипы.

14. Проблемы удовлетворенности трудом.

15. Психологические проблемы эффективности, качества и целей труда.

16. Индивидуальный стиль трудовой деятельности.

17. Психология профессионала: этапы и критерии.

18. Проблема профпригодности.

19. Психологические основы профотбора.

20. Функциональные состояния в труде: утомление, стресс.

21. Параметры и динамика профессиональной работоспособности.

22. Надежность в трудовой деятельности.

23. Психология и организационная культура.

24. Психологические аспекты социально трудовой реабилитации.

25. Профессиональные способности и мотивация.

26. Профессиональная ориентация.

27. Профессиональные производственные конфликты.

28. Психологические основы профессиональной подготовки.

29. Адаптация к труду: понятие, виды и условия.

30. Профессиональная консультация. Принципы работы профконсультанта.

31. Методы профессиографии. Составление профессиограммы и психограмм.

32. Карьера: понятие, этапы и виды.

33. Профессиональная компетентность: понятие и критерии.

34. Работа как источник стресса.

35. Производственный травматизм. Профессиональные заболевания.

36. Профессиональные деструкции и деформации.

37. Трудовой коллектив и принципы совместной деятельности.

38. Противоречия и кризисы профессионального развития

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Психология труда

Предмет, цели и задачи психологии труда.; эргатическая система, эргатические функции, трудовой пост в организации и его компоненты; субъект труда и его структура; методы психологии труда; Психология профессий. Метод профессиографии, составления профессиограмм и психограмм. Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда; трудовая мотивация и удовлетворенность трудом; развитие человека как субъекта труда; индивидуальный стиль трудовой деятельности; психология профессионального самоопределения; профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности; Функциональные состояния человека в труде, принципы и методы их диагностики и коррекции.. психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров; психология профессиональной работоспособности; психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов; профессиональные конфликты; психология безопасности в труде; история и тенденция развития прикладной психологии в сфере профессионального труда. Психология труда педагога.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

Наши рекомендации