Список использованных источников. Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира
Введение
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих странах является базовой отраслью экономики.
Развитие туризма в Республике Беларусь в настоящее время не очень высокое, однако, наблюдаются тенденции и предпосылки к его росту. Все больше и больше туристических компаний появляется в стране, которые предлагают широкий выбор услуг своим клиентам. Можно предположить, что через несколько лет туризм станет высокоразвитой отраслью в нашей стране, ведь условия для внутреннего туризма достаточно благоприятные.
Тема работы – тенденции развития рынка туристических услуг в Республике Беларусь. Являясь одной из крупнейших динамично развивающихся отраслей мировой экономики, туризм в настоящее время пытается занять подобающее ему место в экономике нашего государства. Поэтому очевидна актуальность темы: есть ли ресурсный потенциал у Республики Беларусь как туристического объекта? Какова инфраструктура белорусского туризма? Каковы его основные статистические показатели? Есть ли у туризма в Республике Беларусь будущее? Какими путями, по каким направлениям он будет развиваться в нашем государстве? – ответы на эти вопросы являлись основной задачей при написании данной работы.
Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь.
Туристский потенциал Беларуси базируется, главным образом, на многообразии, красоте и первозданности природы страны, уникальности историко-культурного наследия и состоит из более чем 15 тысяч объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость, памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры.
Кроме того, Беларусь имеет выгодное географическое положение. Говорят, что человеку, который захочет побывать в географическом центре Европы, надо просто купить билет до Минска – столицы Республики Беларусь.
Сегодня, как и много веков назад, велико транзитное значение Беларуси для передвижения людей, капитала, товаров и услуг на путях между Западной Европой и Россией, Скандинавией и Азией постоянно возрастает.
В целях развития въездного туризма и в целом отрасли за последние годы в Беларуси разработано и принято 13 нормативно-правовых документов, основным из которых является Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 годы. Главные задачи программы – создание необходимой инфраструктуры в туристских зонах, эффективное и рациональное использование природных ресурсов и историко-культурного наследия, развитие внутреннего и въездного туризма.
В целях развития агро- и экотуризма Главой государства 2 июня 2006 года подписан Указ № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь», явившийся нормативно-правовой основой для функционирования этой отрасли туризма.
Цель данной работы – рассмотреть тенденции развития рынка туристических услуг в Республике Беларусь.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи работы:
1. рассмотреть процесс возникновения туристического движения на Беларуси;
2. рассмотреть начало развития туризма в БССР;
3. описать потенциальные туристические объекты Беларуси. Раскрыть принцип районирования;
4. провести оценку современного состояния туризма и туристической инфраструктуры в Республике Беларусь;
5. рассмотреть нормативно-правовые акты, определяющие тенденции развития туризма в Беларуси;
6. определить основные направления развития туризма в Республике Беларусь;
7. рассмотреть региональную туристическую политику Республику Беларусь;
8. определить предполагаемый экономический и социальный эффект от реализации Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь 2011-2015 гг.
Объект исследования – рынок туристических услуг в Республике Беларусь.
Предмет исследования – тенденции развития рынка туристических услуг в Республике Беларусь.
Структура работы – введение, основная часть (3 главы), заключение, список использованных источников.
Заключение
Из изложенного материала следует, что республика Беларусь имеет достаточный потенциал для развития всех видов туризма. Несмотря на то, что он не располагает знаковыми для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ по сравнению с другими странами. Это:
- близость туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;
- соседство со странами Балтии, России, Польши является серьезным ресурсом к развитию приграничного туризма;
- богатый природный потенциал, и т.д.
В последние годы произошли значительные перемены в области туристской инфраструктуры. Наметилась тенденция к сокращению числа выездов, в то же время неуклонно растет (хотя и незначительными темпами, около 10% в год) количество прибытий в страну.
Приоритетными для Беларуси внешними рынками являются Россия, Польша, страны Прибалтики, Великобритания, Германия, США, Италия, Израиль.
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются:
- образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной для туризма;
- неразвитая туристская инфраструктура;
- практическое отсутствие государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;
- невысокое качество обслуживания.
Импорт по статье «поездки» превышает экспорт, формируя, таким образом, отрицательное сальдо. Но в течение последних двух лет наблюдается уменьшение отрицательного сальдо по статье экспорт-импорт туристских услуг. Такое положение во внешней торговле определено отчасти соотношением въездного и выездного туризма: выезжает из Беларуси туристов больше, чем въезжает в республику.
Однако кроме этого фактора на состояние платежного баланса влияют и другие, более существенные факторы:
- ввиду несовершенства законодательства в туристском секторе большие объемы финансовых средств не попадают под учет, в частности под учет экспортно-импортных операций;
- существует значительный недоучет во внешнеторговых операциях в туризме, в связи с чем, необходимо совершенствование системы учета в туризме.
Как и любая иная отрасль экономики, туризм не может развиваться без надлежащей нормативно-правовой базы, без координации со стороны государства.
Требуется отметить, что в Республике Беларусь развитию туризма со стороны государства всегда уделялось повышенное внимание.
Так, в 1983 году было принято Постановление Совета Министров БССР «О перспективной схеме развития туризма в Белорусской ССР».
Вместе с государством рынок туристических услуг в Республике Беларусь переживал политический и экономический кризис конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века. Одновременно со стабилизацией экономки республики государство вернуло туризму внимание, достойное этой отрасли.
В августе 2010 г. была принята Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 годы. Ею обозначены основные тенденции и направления развития туризма в Республике Беларусь.
Программа предусматривает развитие как отдельных видов туризма, так и региональную политику в сфере развития этой отрасли экономики. Выполнение Программы внесет значительный вклад в социально-экономическое развитие Республики Беларусь. Главный социальный эффект Программы будет состоять в создании благоприятных условий для обеспечения иностранных граждан и граждан Республики Беларусь туристско-рекреационными услугами.
Реализация Программы также будет стимулировать развитие таких отраслей экономики, как сфера услуг, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, строительство и реконструкцию автодорог, благоустройство городов и населенных пунктов, производство сувенирной продукции, подготовка и переподготовка кадров, что поможет решить проблему занятости населения, в первую очередь молодежи.
Список использованных источников
1. Закон Республики Беларусь «О туризме» от 10 ноября 1999 года. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 95, 2/101.
2. Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» от 20 октября 1994 г. (в редакции Закона Республики Беларусь от 23 мая 2000 г.) Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 152.
3. Национальная стратегия развития и управления системой природоохранных территорий до 1 января 2015 г., утвержденная Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 927 от 29 декабря 2007 г.
4. Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь 2011-2015 гг. – утвержденная Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 273 от 2 июня 2010 г.
5. Постановление Совета Министров БССР № 388 от 14 декабря 1983 г. «О перспективной схеме развития туризма в Белорусской ССР».
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 927 от 24 августа 2010 г. «Об утверждении Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь 2010-2015 гг.»
7. Гайдукевич Л.М. Международный туризм в системе взаимодействия стран Центральной и Восточной Европы в конце XX – начале XXI века. – Мн., АН Беларуси, 2007.
8. География международного туризма. Страны СНГ и Балтии. – Мн.: Аверсэв, 2004. – 252 с.
9. Горбылева З.М. Экономика туризма. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 478 с.
10. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. - Мн.: БГЭУ, 1999.
11. Квартальнов В.А. Туризм: Теория и практика, история и современность. - М.: Финансы и статистика, 1998.
12. Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. СПб., Изд. Дом Герда, 1996.
13. Колотова Е. В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. пособие. - М.: РМАТ, 1998.
14. Локотко А.И. Историко-культурные регионы Беларуси. – Мн., Аверсэв, 2002.
15. Папирян Г.А. Экономика туризма. 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2001.
16. Пирожник И.И. Проблемы рекреационного природопользования в Беларуси // Выбраныя навуковыя працы БДУ. Геаграфiя. – Мн., Изд. БГУ, 2001.
17. Потаев Г.А. Рекреационные ландшафты: охрана и формирование. – Мн., Аверсэв,1996.
18. Республика Беларусь: статистический ежегодник. – Мн., 2003. – 608 с.
19. Решетников Д.Г. Международный туризм в системе внешней торговли Беларуси. – Мн., «Высшая школа», 2004.
20. Решетников Д. Г. Культурно-исторические ресурсы развития экологического туризма в Беларуси – Мн., «Высшая школа», 2007.
21. Решетникова А.Н. Перспективные направления использования культурно-исторического потенциала водных объектов республики Беларусь. – Мн., «Высшая школа», 2006.
22. Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг.- М.: «Ось - 89», 1998.
23. Сенин В. Введение в туризм - М., Росинтер, 1993.
24. Справочно-статистические материалы по состоянию окружающей среды и природоохранной деятельности в Республике Беларусь (на 1 января 2008 г.) / Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь – Мн.: РУП «Бел НИЦ «Экология», 2008.
25. Тарасенок А.И. Экологический туризм и рекреационное природопользование в Беларуси. – Мн., 2003.
26. Тарасенок А.И., Решетников Д.Г., Полещук Н.И.Туризм в Беларуси – Мн., Высшая школа, 2001.
27. Ткачев М.А., Замки Белоруссии. - Минск, Алгоритм,1987 г.
28. Туризм и туристские ресурсы в Республике Беларусь. Статистический сборник. – Мн., 2007.
29. Туристический гид-справочник "Беларусь 2008" – Мн., Алгоритм, 2008
30. Туристская энциклопедия Беларуси. – Мн., БелЭн, 2007.
31. Храбовченко В.В. Экологический туризм. Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003.
32. Чеботарь Ю. Туристский бизнес – М., Росконсульт, 2001.
33. Шумов С., Андреев А. Удивительная Беларусь. – М., Алгоритм, 2008.
34. Федорук А.Т. Старинные усадьбы Беларуси. - Мн.: БелЭн, 2004 г.
35. Ясовеев М.Г., Пирожник И.И., Кашицкий Э.С. Курорты и рекреация в Беларуси. – Могилев, 2005.
36. http://www.belarustourism.by Официальный сайт Национального агентства по туризму Республики Беларусь при Министерстве спорта и туризма