Основы туристского законодательства
Законодательную основу туризма в России составляет Гражданский кодекс Российской федерации (часть 1 введена в действие с 1 января 1995, часть 2-с 1 марта 1996)- закон прямого действия, повсеместно применяемый юридическими лицами и гражданами РФ, направленный на стабильное регулирование сложившихся в результате реформ отношений. Гражданский кодекс РФ определяет основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивает и защищает экономические и личные права граждан, устанавливает правила об имущественном и рыночном обороте. Регламентирует систему туристского предпринимательства, договорных отношений в сфере туризма. Законодательство РФ о туристской деятельности состоит из закона РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, которые не могут противоречить данному Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним ФЗ.
Закон «Об основах тур.деятельности в РФ» принят в 1996 г.
В законе приводятся 18 основных понятий, которые являются нормативными и имеют указанное в законе значение(туризм, туризм внутренний, выездной, тур, т/а деятельность…)
Закон определяет принципы, цели и способы гос. Регулирования тур. Деятельнгости. Основными целями гос. регулирования являются: обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при путешествии.
Приоритетные направления гос регулирования тур деятельности - поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма. Регулирование осуществляется путём создания нормативных правовых актов в целях совершенствования отношений в сфере тур индустрии. Закон устанавливает, что в целях защиты прав и интересов туристов осущ лицензирование и стандартизация т/а и т/о деятельности, а также объектов тур индустрии, сертификация турпродукта.
В законе прописаны права и обязанности туристов при подготовке и во время путешествия.
Глава 4 посвящена особенностям турдеятельности в условиях туррынка., вопросам реализации турпродукта, выполнению обязательств по договорам.
Гл.5 – объединениям т/а и т/о, объединениям туристов, условиям их деятельности.
Гл.6 – особенности тур деятельности в отношении использования турресурсов.
Гл.7 – условия и гарантии обеспечения безопасности туристов и организации страхования в туризме.
Гл.8 – основы международного сотрудничества в сфере туризма.
Гл.9 – ответственность за нарушение законодательства РФ о турдеятельности.
Регулирование туристского бизнеса на государственном уровне производится с целью:
Увеличение валового национального дохода туристской деятельности;
Защиты потребителя туристских услуг;
Организации туристской деятельности в цивилизованных рамках;
Сохранение туристско-рекреационных ресурсов.
Увеличение валового национального дохода за счет туристского бизнеса регулируется налоговым законодательством.
Пополнение местных бюджетов за счет туризма достигается дополнительными местными налогами, сборами и платежами (туристский налог, курортный сбор, гостиничный сбор др.).
Защита потребителя туристских услуг на государственном уровне производится: для физических лиц (граждан) в рамках закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также в судебном порядке, а юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций) – в судебном порядке через арбитражный суд.
Организация туристской деятельности в цивилизованных рамках регулируется:
Нормативно-правовыми актами о регистрации юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
Законодательными актами о сертификации туристских предприятий и лицензирование туристской деятельности;
Налоговым законодательством;
Нормативными актами о внешнеэкономической деятельности;
Таможенным кодексом Российской Федерации и др.
Сохранение туристско-рекреационных ресурсов регулируется на законодательном уровне, в частности, Земельным кодексов РФ.
В большинстве развитых зарубежных стран туристская отрасль является приоритетной и имеет значительную государственную поддержку. Однако, в России до сих пор отсутствует Туристский кодекс РФ, нет Федерального Министерства туризма. Существующее Министерство по физической культуре, спорту и туризму (МФСТ) занимается физической культурой и спортом, санаторно-курортным делом и туризмом, в том числе.
Регулирование внешнеэкономических связей туристских фирм производится на основании двухсторонних правительственных соглашений, законодательных актов по внешнеэкономической деятельности РФ.
Основным документом, регулирующим перспективное развитие туризма в стране, является целевая федеральная «Программа развития туризма РФ».
Координацию деятельности туристских предприятий в России осуществляет Министерство по физической культуре, спорту и туризму (МФСТ). Аналогичные структуры (или департаменты) имеются в субъектах и крупных городах. При Президенте РФ создан координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму, решения которого носят рекомендательный характер , а вся его деятельность осуществляется на общественных началах. Указом Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в РФ» одобрена новая концепция развития туристской отрасли и создана Национальная туристская корпорация (НТК).
Комитет по туризму создан также в Государственной Думе с правом законодательной инициативы.
Структура управления тризмом в субъектах федерации различны: как привило, это департамент туризма в рамках Министерства экономики (в Бурятии), Министерство по делам молодежи (в Карелии) и др. В городах, областях – это управление по туризму при мэрии или главах администрации. Большинство туристских организаций объединились в ассоциации по интересам (см. Схема 1.4.1 .): Ассоциация туризма (АСТУР), Национальная туристская ассоциация (НТА), Российская ассоциация социального туризма (РАСТ), Российская ассоциация туристских агентств (РАТА), Туристско-спортивный союз России (ТССР) и др.
Взаимодействие туристских организаций производится через Министерство по физической культуре, спорту и туризму, Координационный совет по туризму и органы управления координации на местах, а также в рамках вышеперечисленных общественных организаций.
Если туристская фирма является монополистом туристских услуг в регионе, то она взаимодействует также с Антимонопольным комитетом РФ.