Функции, история и факторы развития туризма

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  Название разделов и тем Количество аудиторных часов
Всего Лекции Семинары
Раздел I. Значение туризма в жизни общества
Тема 1.1. Функции, история и факторы развития туризма
Тема 1.2. Значение туризма в решении экономических и социальных проблем общества
Раздел II. Организационные основы туризма
Тема 2.1. Международная туристическая статистика
Тема 2.2. Классификация туристических маршрутов, туров и пакетов туруслуг
Тема 2.3. Понятие туристического продукта. Состав тура. Формирование, продвижение и реализация туров
Тема 2.4. Туристический рынок. Мотивации туристов
Тема 2.5. Индустрия туризма и гостеприимства
Раздел III. Международный туристический рынок
Тема 3.1. Характеристика международного туристического рынка
Тема 3.2. Международные туристические организации и мероприятия
Тема 3.3. Туроператорский, турагентский, гостиничный бизнес на международном рынке
Раздел IV. Туристический рынок Республики Беларусь
Тема 4.1. Современное состояние туризма в Республике Беларусь
Тема 4.2. Динамика белорусского туризма. Структура рынка
Тема 4.3. Структура управления туризмом в Республике Беларусь. Общественные организации в туризме
Тема 4.4. Приоритетные направления развития туризма в Республике Беларусь
Итого

Раздел 1. ЗНАЧЕНИЕ ТУРИЗМА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Тема 1.1. Функции, история и факторы развития туризма

Понятия: «путешествие», «туризм». Международные определения понятий «турист», «экскурсант», «посетитель». Функции туризма: рекреационная, познавательная, развивающая, развлекательная.

Этапы развития мирового туризма в Республике Беларусь. Современное состояние и факторы развития туризма. Понятия «туристическая отрасль», «туристическая индустрия», «туристический регион», «туристические предприятия», «туристические организации», «дестинация». Условия, необходимые для успешного развития туризма: природные богатства, инфраструктура, материально-техническая база, транспорт, финансы, кадровый состав, культурный потенциал.

Факторы, влияющие на конкурентоспособность туристического обслуживания: качество, надежность и гарантии, безопасность, оправданность цены, сегментация потребителей, сезонная дифференциация цен, скидки и льготы. Факторы, генерирующие, реализующие потребность: платежеспособность, уровень образования и культуры, религиозное вероисповедание, социальный статус и др.

Туристические дефиниции. Термины и определения, данные в статье 1 Закона Республики Беларусь «О туризме»:

туризм - временный выезд (путешествие) граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, не противоречащих законодательству, в страну (место) временного пребывания без занятия оплачиваемой деятельностью в ней (нем);

внутренний туризм - путешествия в пределах Республики Беларусь граждан, проживающих на ее территории;

въездной туризм - путешествия в пределах Республики Беларусь граждан, не проживающих на ее территории;

выездной туризм - путешествия за пределы Республики Беларусь граждан, проживающих на ее территории;

туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также деятельность общественных туристских объединений, детско-юношеских туристских учреждений, учебных заведений и предприятий по организации путешествий;

туристские ресурсы - природные, исторические, социально- культурные объекты, удовлетворяющие духовные потребности туристов и содействующие восстановлению и укреплению их здоровья;

туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных объектов, сооружений для размещения туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, оздоровительного, делового, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую деятельность;

туристский рынок - сфера обращения туристского продукта;

туроператор - субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий на основании лицензии разработку и продвижение туристского продукта, рассчитанного на массовый и индивидуальный потребительский спрос, а также его реализацию турагентам и туристам;

турагент - субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий на основании лицензии продвижение и реализацию туристского продукта и сопутствующих туристских услуг.

Функции, история и факторы развития туризма

Функции.Путешествия не являются открытием современного общества. Люди всегда куда-нибудь путешествовали и возвращались в места постоянного проживания. Туризм возник в глубокой древности как ответ на вызов времени: человек передвигался в поисках пищи и более комфортных условий жизни. Таким ответом он оставался на протяжении всей своей многотысячелетней истории. На смену религиозной, прооздоровительной, экономической и образовательной функциям, игравшим ведущую роль в мотивации туристского движения разных эпох, в эпоху постсовременности пришла составляющая развлекательная, находящаяся в русле духа времени общества потребления.

Туризм как социокультурный феномен, возникший на стыке различных культур, всегда отвечал, прежде всего, духовным запросам человека и выполнял следующие функции:

· расширял жизненные горизонты,

· служил мощным механизмом его воспитания и образования,

· способствовал этизации межличностных отношений,

· формированию экономической предприимчивости и правовых отношений, т.е. был фактором, цивилизующим человека.

Постсовременное общество, расставшееся со стадией производства и вступившее в фазу расширенного потребления, переориентировалось на отдых, развлечение и международный туризм, как одну из самых привлекательных и популярных форм организации свободного времени. Основными являются следующие функции:

· функция отдыха, поскольку восстановление физических и психических сил в жизни человека становится объективной необходимостью, увеличивается время, отведенное на отдых;

· функция здоровья, являющегося основной индивидуальной ценностью, обуславливающей существование и деятельность каждого человека, а также общества в целом, поскольку от здоровья людей зависит реализация целей и задач, которые выдвигает общество;

· воспитательная функция, которая реализуется при вступлении туриста в контакт с новой средой, состоящей из трех основных элементов – природного, социального и культурного. Среда является определенной системой, в границах которой выступают подсистемы (элементы этой среды). Одной из подсистем (элементов) является воспитательная среда, являющаяся частью объективной социальной среды. К воспитательной среде относятся люди, социальные группы и институты, выполняющие воспитательные функции и формирующие сознание и поведение индивидов, групп, детей и взрослых в соответствии с определенными системами ценностей и норм, в результате чего формируется необходимое общественное поведение, соответствующее воспитательному идеалу общества.

· образовательная функция, являющаяся составной частью широко понимаемого воспитания. В туризме эта функция может исполняться в познавательной и практической плоскости. Турист, приобретая знания о природе, обществе и культуре, усваивает навыки, которые могут пригодиться ему в практической жизни. Занятия туризмом, мотивированные стремлением к познанию мира, способствуют освоению новых культурных ценностей, а тем самым расширению жизненных и культурных горизонтов, самообразованию и самореализации личности. Образовательная функция туризма находит свое отражение также в представлении истинного образа посещенных мест и стран. Туризм упрощает понимание людей, дает возможность, например, для овладения или усовершенствования иностранных языков;

· урбанизационная функция,заключающаяся в воздействии туризма на процесс урбанизации (градообразующая функция туризма) и основанная на развитии градообразующих факторов, среди которых располагаются инфраструктура, промышленность, торговля, просвещение, наука, общественная администрация, система здравоохранения, общественного питания, гостиничные услуги, туризм и т.п.

· функция культурного образования,связаннаяс тем, что туризм способствует обогащению и сохранению культурных ценностей, он является средством передачи определенных элементов культуры, а тем самым местом встречи разных культур, а также их диффузии (проникновении). Культура вездесуща, она присутствует во всех видах туризма. С другой стороны, туризм создает благоприятные условия для передачи культурных ценностей как участникам туристического движения, так и обществу в целом;

· экономическая функция, способствующая росту уровня жизни в результате экономического и социального развития туристических местностей. Туристическая выгода способствует развитию не только конкретного региона, но также страны и даже континента;

· этническая функция, заключающаяся в контактах стран эмиссии (оттуда в поисках «своих корней» прибывают туристы со странами их принимающими. Часто этнический туризм связан с религиозной мотивацией путешествия, благодаря чему создается и поддерживается определенная система ценностей;

· функция формирования экологического сознания,приобретающая все большую значимость в трех основных плоскостях:

ü проблемы защиты природной и общественной среды, которая является одной из ключевых проблем современных обществ,

ü туристов, организаторов туризма, а также принимающей стороны, вынужденных отличаться правильным отношением к постоянно нарастающим проблемам современной общественно-природной среды,

ü стиранию границ между экологическим сознанием и реальным поведением субъектов туризма.

· Политическая функция,проявляющаяся во включении государства в пограничные и таможенные формальности, расширение международных контактов с другими странами, представлении образа страны за ее пределами и т.д.

Развитию туризма сопутствуют и негативные явления, дисфункции туризма. Основнымидисфункциями туризмаявляютсяследующие:

ü негативное воздействие на окружающую среду;

ü экономические последствия для местного населения;

ü явления социальной патологии;

ü снижение качества жизни в местах посещения;

ü деградация природной среды;

ü массовый туризм как угрожающая миру экологическая катастрофа и прочие.

Туризм явился одним из самых сильных ответов на социокультурные и духовные сдвиги, произошедшие на переломе тысячелетий. Это нашло свое отражение в целях, направлениях, стандартах современного туризма, призванного, с одной стороны, удовлетворить возросшие духовные потребности человека в расширенном потреблении, а, с другой стороны, задать новые параметры его духовной жизни через предложение "новых" образцов и стилей жизни, стандартов и норм поведения.

Именно адекватность современного туризма духовным запросам человека постсовременного общества вывела его в четверку ведущих – после топливной, химической и автомобильной – отраслей экономики по выручке от экспорта. 12:47

Наши рекомендации