Факторы развития туризма

Организация международного туризма

Тема 1. Международный туризм как специфическая форма торговли услугами

Терминология и понятийный аппарат международного туризма

Существует множество определений туризму. Среди них,

- особая форма передвижения людей для удовлетворения специфических нужд, отдыха

- отрасль экономики

- сегмент на рынке

1954 г. ООН:

Туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.

1993 г. Статистическая Комиссия ООН (этим определением пользуется ВТО):

Туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды в течение периода, не превышающего 1 года подряд с целью отдыха, деловой и проч. целями.

В РФ есть другое определение. Оно дано в ФЗ «Об основах туристской деятельности» от 24 ноября 1996 г. «Туризм – это временные выезды граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране пребывания деятельности».

Туризм бывает:

1. внутренний – в пределах нац. границ страны

2. международный – это систематизированная и целенаправленная сфера деятельности туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории какой-либо страны (въездной туризм) и путешествиями лиц, постоянно проживающих в какой-либо стране за рубежом (выездной туризм).

Путешествие – перемещение между различными географическими пунктами с любой целью и в течение любого срока.

Турист – гражданин, посещающий страну или место временного пребывания на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющие не менее 1 ночевки, но без занятия оплачиваемой в этом месте деятельности.

Экскурсант – временный (однодневный) посетитель местности, населенного пункта или страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, находящийся в данной местности в целях туризма менее чем 24 ч.

Международный (иностранный) турист.

В Комитете статистических экспертов при Лиге Наций в 1937 г. было дано следующее определение международного туриста: лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 ч, без занятия оплачиваемой деятельностью3.

Международными туристами считаются лица, путешествующие:

- с целью отдыха, лечения, посещения родственников и т. д.;

- с целью участия в семинарах, конгрессах (научных, дипломатических, религиозных, административных, атлетических и т. д.);

- с деловыми целями;

- в морском круизе, даже если они остаются на судне менее 24 ч.

К категории международных туристов не относятся и не учитываются в статистике туризма:

- иностранные рабочие;

- мигранты, включая иждивенцев и сопровождающих;

- лица, следующие в целях обучения сроком более шести месяцев;

- военнослужащие, их иждивенцы и члены семей, за исключением следования в целях туризма;

- работники дипломатических служб, а также иждивенцы, члены семей, прислуга работников дипломатических служб;

- кочевники и беженцы, вынужденные переселенцы;

- регулярно мигрирующие в целях поиска работы граждане приграничных районов;

- транзитные путешественники;

- участники групповых поездок на туристских поездах, ночующие в вагонах поезда;

- участники групповых поездок на спальных автобусах, ней чующие в салонах этих автобусов;

- члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов," ночующие на судне или в вагоне поезда;

- члены экипажей воздушных судов, которые не проводят ночь в месте посещения;

- путешественники, проезжающие через страну без остановки, даже если их путешествие длится более 24 ч.

Внутренний турист – временный посетитель, совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночевку, путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, не превышающий 12 месяцев, и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Виды туризма

Классификация по мотивациям

1. Деловой туризм- поездки со служебными целями без получения доходов в месте пребывания. Участие в съездах, выставках, международных салонах, конгрессах и т.д.

Подразделяется на:

- Бизнес-поездки

- Конгрессно-выставочный туризм

- Incentive-tourism – поощрительные поездки для своих работников

Туризм с целью отдыха

а) маршрутно-познавательный

б) оздоровительный (более длительный)

Экологический туризм

Основная мотивация – природа. Сведение негативного воздействия туризма на окружающую среду к минимуму.

4. Спортивный туризм– туризм с целью участия в спортивных мероприятиях или соревнованиях.

- Активный

- Пассивный

Шоп-туризм

6. Религиозный туризмЕсть 3 подвида:

Учебный туризм

8. Хобби-туризм- туризм для занятий любимым делом (автолюбители, пиво-туры).

Классификация по степени мобильности:

1. Передвижной

2. Стационарный

3. Смешанный (проехал несколько городов и остановился в одном)

Классификация по форме участия:

1. Индивидуальный (человек сам формирует себе индивидуальный тур)

2. Групповой

3. Семейный

Классификация по возрасту:

1. Туризм третьего возраста (зрелый туризм)

2. Молодежный туризм

3. Детский туризм и т.д.

Классификация по использованию транспортных средств:

1. Ж/д

2. Автобусный т.д.

Классификация по организационной форме:

1. Организованный – покупается тур

2. Неорганизованный – человек едет сам

Классификация по типу формирования цены:

1. Коммерческий – все за деньги и цель для организатора – получение прибыли

2. Социальный – дотационный туризм. Был характерен для советского периода. Сейчас остался, но в меньшей степени.

Факторы развития туризма

Это те факторы, которые влияют на развитие туризма. Бывают как положительными, так и нежелательными.

Их можно подразделить на группы.

1. Статичные

Имеют неизменные во времени значения (природно-климатические, географические, культурно-исторические). Неслучайно, страны, имеющие выход к морю и теплые имеют положительное сальдо.

2. Динамичные

- Политические (политическая нестабильность, милитаризация) – могут влиять на самом деле как положительно, так и отрицательно. Это динамично, потому что изменяется во времени.

- Финансово-экономический фактор (безработица, финансовые проблемы, нестабильность, инфляция и проч.)

- Материально-технические (наличие материально-технической базы, гостиницы, транспортная инфраструктура)

- Социально-демографические (изменения в демографической структуре, старение населения может влиять на туризм, так как это дает положительный импульс к развитию туризма, ведь они имеют много свободного времени, вот и ездят. Или увеличение продолжительности жизни). Увеличение доли одиноких граждан, больший барьер вступления в брак (свободный человек больше путешествует. Половой состав (женщины более активны с точки зрения туризма). Бездетные пары имеют возможность путешествовать.

- Увеличение дохода на члена семьи стимулирует туризм.

- Формирование подвижного стереотипа жизни.

- Количество мигрантов (чем их больше, тем выше потоки, например, на Родину или в страны с привычными условиями жизни).

- Фактор безопасности (связан с политическими и экономическими) – это фактор, сдерживающий развитие туризма.

- Технологически факторы (маркетинговые технологии, СМИ)

- Институциональные факторы (законодательная база, регулирующая туризм). Те акты и законы, которые регулируют сеть туристской индустрии, т.е. это надежность предприятий, формальности (упрощение или усложнение), проф. подготовка и т.д.

Наши рекомендации