Организация водных перевозок
Путешествия туристов по водным пространствам морей и рек регламентируются Афинской конвенцией «О перевозке морем пассажиров и багажа» (1974 г.) и Международной конвенцией «Об унификации некоторых правил при перевозке морем пассажиров и их багажа» (1967 г.). Согласно этим международным актам, международной считается перевозка, при которой место отправления и место назначения находятся на территориях различных государств, либо на территории одного государства, если по договору перевозки промежуточный порт захода находится в другом государстве. Водный туризм в последние годы становится также очень популярным. Средства морских пассажирских перевозок можно классифицировать следующим образом:
· пассажирские лайнеры регулярных линий каботажного плавания, – в пределах прибрежных территориальных вод государства;
· пассажирские лайнеры регулярных линий международных рейсов между портами различных государств или между портами одного государства, но с заходом в порт иностранного государства;
· пассажирские лайнеры регулярных трансокеанских линий;
· круизные суда, совершающие 5-15 дневные и более продолжительные рейсы с заходом а несколько портов различных государств и с кратковременной (1-2 дня) стоянкой;
· паромы, совершающие регулярные грузопассажирские перевозки;
· суда для перевозки специальных категорий пассажиров, например, паломников. Их оборудование и эксплуатация регулируются специальными требованиями (Special Trade Passanger Ships Agreement);
· высокоскоростные суда для пассажирских паромных перевозок – на воздушной подушке, катамараны, суда на подводных крыльях;
· парусные суда, в том числе учебные и экскурсионные, яхты (парусные, парусно-моторные и других типов);
· круизеры и моторные лодки всех типов;
· специальные экскурсионные суда, в том числе с прозрачным дном, и туристские подводные лодки;
· морские плавучие отели (ботели).
Основными видами водных путешествий являются морские и речные круизы. Круизы сочетают отдых и знакомство с посещаемыми странами, городами, историческими и культурно-туристскими объектами. Самые популярные районы морских круизов: Карибский бассейн, Средиземноморье, Западное побережье США, Северная Европа и Азия. В последние годы, с целью удовлетворения растущего туристского спроса круизные компании стали уделять больше внимания освоению новых морских районов Японии, Австралии и Новой Зеландии. В настоящее время на мировом круизном рынке работают 162 пассажирских судна общей вместимостью около 13297 пассажирских мест. Количество пассажиров достигло 6 млн. человек в год. Водные туристские путешествия имеют целый ряд присущих им достоинств:
· высокий уровень комфорта;
· значительный объем единовременной загрузки (до 1000 человек и более);
· полный комплекс жизнеобеспечения.
Недостатками водных путешествий являются:
· невысокая скорость движения;
· ограниченная мобильность;
· синдром «замкнутого пространства»;
· подверженность части пассажиров «морской болезни»;
· высокие тарифы.
Среди водных транспортных средств различают подводные (экскурсионные подводные лодки) и надводные (теплоходы, круизные суда, морские паромы, прогулочные суда, яхты) средства. По уровню комфортности водные средства передвижения классифицируют:
· стандартные (их обычно обозначают ***);
· первоклассные (****);
· престижные (*****);
· суперлюкс (******).
По стоимости круизы классифицируются следующим образом:
· экономичные круизы;
· классические круизы (преобладают на международном уровне);
· премиум-круизы ориентированные на взыскательных клиентов, предъявляющих повышенные требования к сервису и комфорту. Туристам предлагается персональное обслуживание;
· круизы-люкс и эксклюзивные, предназначенные для очень богатых туристов, занимающих высокое положение в обществе. Это своеобразные закрытые клубы. География круизов данной категории тяготеет к экзотическим направлениям.
Характерными чертами, выгодно отличающими круиз от других туров, являются:
· наиболее высокий уровень комфорта и сервиса;
· возможность реализации различных целей туров (отдых, отдых и спорт, познавательные цели во время экскурсий в портах стоянок, наконец, деловые цели при проведении во время круизов семинаров, презентаций или мастер-классов);
· полный комплекс жизнеобеспечения (проживание, питание, досуг) на борту лайнера, который включен в стоимость круиза.
Современный круизный лайнер должен обладать инфраструктурой, необходимой для эффективного предоставления услуг проживания, питания и организации досуга пассажирам. К компонентам такой инфраструктуры относятся:
· номерной (каютный) фонд; каюты располагаются чаще всего на средних палубах судна и представляют собой многофункциональные помещения, предназначенные для сна и отдыха круизеров;
· предприятия общественного питания: круиз предполагает полный пансион туристов;
· места общего пользования и проведения досуга. Поскольку круизер основное время в поездке находится вне каюты, структуре, площади и месту расположения рекреационных и досуговых зон на судне придается особое значение и уделяется пристальное внимание.
Круизные лайнеры делятся на океанские (наиболее крупные, вместительные, с большой подводной и надводной частями), морские и речные (с наименьшей подводной и надводной частями для облегчения прохождения мелководий и мостов). Подобно гостиничным предприятиям, они классифицируются по системе звезд (от двух – экономичные, до шести звезд – наиболее комфортабельные лайнеры).
Компания Celebrity Cruises входит в круизный холдинг Royal Caribbean Cruises Ltd. (RCCL), являющийся лидером мировой круизной индустрии. Генеральным представителем холдинга в России уже в течение 15 лет является многопрофильный туроператор Ланта-тур вояж. RCCL – это 31 лайнер нового поколения (5 строятся) и более 360 различных круизных маршрутов по всему миру – от Европы до Латинской Америки и от Юго-Восточной Азии до Карибских островов. Royal Caribbean International — качественный массовый семейный отдых 5* на самых высокотехнологичных и инновационных лайнерах.
Существуют на водном транспорте и чартерные перевозки – аренда (фрахт) яхты с экипажем. Это идеальное решение для тех, кто желает проводить на яхте 1 – 2 недели в году, и при этом не иметь проблем с ее содержанием. Как правило, яхты фрахтуются в чартер с недельным тактом. Иногда возможен чартер на более короткий срок – 3-4 дня, но эта услуга значительно дороже (из расчета одного дня). Порядок оплаты аренды большинства чартерных яхт определяется условиями оплаты аренды яхт «MYBA terms».
В последнее время также пользуются спросом круизы на Восточном Средиземноморье – возле побережья Греции, Турции и в Адриатическом море у берегов Хорватии. Арендой яхт профессионально занимаются чартер-брокеры (сharter-broker).
Договоры на чартер заключаются, как правило, в январе-марте. После этого выбор больших чартерных яхт заметно ограничен. Желающим получить яхту в аренду в период наиболее притягательных мероприятий, например Формулы 1 или Каннского кинофестиваля, нужно забронировать ее заблаговременно, осенью предыдущего года.
Трудности случаются не cтолько с подбором яхты, сколько с получением места в марине. Брокеры заранее подают заявки на места и в январе-феврале получают подтверждение (или отказ) от администрации марины. При этом предпочтение отдается яхтам, на борту которых находятся спонсоры мероприятий.
При заключении договоров с владельцами транспортных средств на перевозку туристов необходимо требовать от них предоставления инструкций и правил по безопасности, которые должны выдаваться туристам на понятных для них языках при приобретении путевок. Данные инструкции должны учитывать положения пособия Всемирной Туристской Организации по защите и безопасности туристов.
Для россиян чрезвычайно выгодна другая особенность круизов, связанная с упрощением визового режима для круизеров. Поскольку пассажиры круизных лайнеров в большинстве своем люди состоятельные (цена одного круизного дня на российском судне в среднем составляет 150-250 у.е.), пограничные власти государств портов стоянок заинтересованы в том, что бы как можно больше пассажиров, даже не имеющих соответствующих виз, совершали покупки, т.е. тратили деньги на их территории. Данное послабление визового режима ряда государств Испании, Греции, Франции, Португалии значительно облегчает жизнь пассажирам, повышает привлекательность круизов и выгодно для экономики портов.
Таким образом, основные преимущества водного транспорта (речного и морского): высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм и др.), полноценный отдых, полный комплекс жизнеобеспечения.
Заключение
Перемещение представляет собой наиболее характерную черту туризма, а транспорт, обеспечивающий это перемещение, является важнейшей отраслью, оказывающей услуги туристского типа.
Массовый характер туристских потоков предопределяет появление новых потребностей, мотивов, целей и предпочтений в организации туристских путешествий. В результате появляются новые виды и маршруты туризма, которые поднимают туристский спрос на качественно новый уровень, требующий от транспорта обеспечения новых потребностей. Вот почему транспортные организации наряду с количественным и качественным совершенствованием своей материально-технической базы должны в своей деятельности учитывать новые требования и организационные изменения.
Транспортная сеть позволяет связать функционирующие на определенной территории объекты экономики, население и рекреационные зоны. Туристский транспорт, внедренный в транспортную сеть, определяет доступность использования туристских зон. В России, обладающей огромной территорией, именно транспорт объединяет все отрасли экономики, обеспечивает целостность государственной системы и существенным образом влияет на развитие туризма.
Развитие современной транспортной системы характеризуется в мире тремя основными тенденциями. Первая связана с повышением качества перевозок, комфортабельности и безопасности поездок, снижением расходов энергии и топлива, уменьшением уровня экологического воздействия на окружающую среду. Вторая тенденция определяется существенным влиянием научно-технического прогресса на технологию и организацию перевозок.
Третья тенденция в развитии транспортных систем связана с влиянием государства на этот процесс. В развитых индустриальных странах транспорт в большей мере, чем другие отрасли хозяйства, подвержен управлению, контролю и регулированию со стороны государства. К сфере прямой ответственности государства следует отнести:
· создание правовой базы транспортной деятельности;
· обеспечение безопасности транспортного процесса;
· стратегическое развитие транспортной инфраструктуры;
· обеспечение выполнения всеми субъектами транспорта установленных правил;
· сохранение в стране единства транспортного пространства;
· разумный протекционизм государства в отношении национальных перевозчиков;
· содействие в привлечении инвестиций.
Вследствие непрерывного роста доли туристов в пассажиропотоке от транспорта в значительной мере будет зависеть дальнейшее развитие туризма в XXI веке. В этой связи необходимо проведение обоснованной гибкой тарифной политики и формирование новых пассажиропотоков, тесное взаимодействие транспортных и туристских предприятий на уровне генеральных соглашений, а в перспективе – сращивание туристского и транспортного бизнеса, всемерное развитие информационных технологий и информационных систем на транспорте, комбинированное (интермодальное) транспортное обслуживание (поезд-автобус, самолет-автобус).
Важнейшее требование, предъявляемое к транспорту сегодня, заключается в неуклонном повышении скорости доставки пассажиров, росте объемов перевозок, экологической чистоте и эффективности. Для традиционных видов транспорта эти требования в совокупности порой трудно выполнимы. Так, железнодорожный транспорт ограничен пределами скорости, преодолевать которые становится экономически невыгодно. Время полета авиалайнера нередко сравнимо с временем доставки пассажиров из аэропорта в город. Высок уровень шума, создаваемого поездами и авиацией. Вредны для окружающей среды автомобильные и авиационные выбросы, к тому же нельзя забывать, что в качестве моторного топлива современного транспорта используется такое ценное сырье, как нефтепродукт. Главными перспективными направлениями развития транспортного обслуживания в туризме являются:
· объединение транспортных компаний с другими предприятиями туризма (гостиницы, рестораны);
· создание новых типов самолетов, поездов, автобусов, кораблей, удовлетворяющих новым потребностям туристов;
· строительство новых, современных объектов транспортного обслуживания (аэропорты, автобусные стоянки, железнодорожные узлы, морские порты и др.);
· изучение потребностей и организация новых видов туризма;
· введение новых программ и проектов, введение актуальных антикризисных программ;
· увеличение безопасности, которое приводит к повышению имиджа компании, спросу воздушных, наземных, водных перевозок и соответственно увеличению прибыли компаний;
· финансовая и правовая поддержка на государственном уровне.
Очень важно рационально развивать и эффективно использовать все элементы транспортной системы, чтобы не возникало диспропорций внутри каждого вида транспорта. Для этого и нужна четкая координация как в планировании капитальных вложений, так и в организации перевозок. Такое согласованное развитие всех видов транспорта, как единой транспортной системы, и совершенствование взаимодействия между ними обеспечивают освоение возрастающих пассажирских перевозок с минимальными материальными, трудовыми и энергетическими ресурсами и рассматриваются как генеральное направление развития транспорта.
Список источников
1. Белых В.С. Транспортное законодательство России и зарубежных государств, ЕС, ШОС, ЕврАзЭС (сравнительно-правовой анализ): учеб.-практич. пособие/ отв. ред. В.А. Бублик. – М.: Проспект, 2009. – 152 с.
2. Бранзиа Р. Л. Экономические аспекты организации интермодальных пассажирских перевозок в крупных транспортных узлах: на примере Московского мегаполиса: дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05. –М.: Гос. ун-т упр., 2010 г.
3. Вавилин Е. В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по договору аренды транспортных средств. – М.: Волтерс Клувер, 2009 г., 136 с.
4. Власов А. Ф. Менеджмент транспортных услуг: туризм и транспорт: основы взаимодействия: учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2006 г.
5. Власов А. Ф. Туризм и транспорт: основы взаимодействия. Менеджмент транспортных услуг: учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркутского гос. технического ун-та, 2008 г.
6. Гуляев В. Г. Организация туристских перевозок. – М.: Финансы и статистика, 2003 г.
7. Гуреева М. А. Основы экономики транспорта. – М.: Академия, 2010 г., 192 с.
8. Ильина Е. Н. Организация железнодорожных путешествий: Учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2003 г.
9. Кусков А. С., Джаладян Ю. А. Транспортное обеспечение в туризме: учебник для студентов и слушателей высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: КноРус, 2008 г.
10. Кусков А. С., Понукалина О. В., Одинцова Т. Н. Менеджмент транспортных услуг: Общие основы курса. Автомобильный и автобусный туризм. – Саратов: СГТУ, 2003 г.
11. Миротин Л.Б., Покровский А.К., Беляев В.М. Основы менеджмента на транспорте. – М.: Академия. 2010 г., 320 с.
12. Осипова О. Я. Транспортное обслуживание туристов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 230500 – Социал.-культур. сервис и туризм. – М.: Academia, 2004 г.
13. Речные круизы: Москва, Углич, Рыбинск, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Рыбинск, Череповец, Кириллов, Петрозаводск, Кижи, Валаам, Санкт-Петербург: Ист. достопримечательности. Музеи. Гостиницы. Рестораны. Транспорт: Путеводитель / Петрова И. Ф. и др. – М.: Симон-Пресс: Изд-во МСЭУ, 2000 г.
14. Романов С. А. Совершенствование организационно-экономического механизма управления туристскими транспортными услугами: дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05. – М.: Моск. фин.-промышленная акад., 2009 г.
15. Транспортно-экспедиционное обслуживание. – М.: Академия, 2010 г., 432 с.
16. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки (2-е изд.). – СПб.: Издательский дом Герда – Издательство «Невский фонд», 2003 – 400с.
КУТЕПОВА Галина Николаевна
ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
В ТУРИЗМЕ
Монография
Подписано в печать 23.09.2010 г. Формат 60х90 1/16
Бумага офсет №1. Гарнитура Times.
Печать RISO. Усл. печ. л. 4,5. Уч. изд. л. 5,2, Тираж 500.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский государственный институт
индустрии туризма»
Москва, Кронштадтский бульвар, д. 43а
Отпечатано на RISO в ГОУ ВПО г. Москвы «Московский государственный институт индустрии туризма»
Москва, Кронштадтский бульвар, д. 43а
[1]Биржаков М.Б., Никифоров В.И.Индустрия туризма: Перевозки (2-е изд.). – СПб.: Издательский дом Герда – Издательство «Невский фонд», 2003 – 400с.
[2] http://samogo.net/articles.php?id=242