Организация перевозок грузов: классиф. операций перемещения, сис-мы маршрутных перевозок и их хар-ка

Погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские (ПРТС) работы включают комплекс операций перемещения, связанных с погрузкой, разгрузкой, транспортировкой и хранением различных грузов. Операциями перемещения считают все операции, при которых изменяется положение груза в пространстве, но при этом не изменяются его физические свойства. Если операции связаны с изменением вид а транспортной тары, то такие операции также относят к операциям перемещения (например, укладка грузов на поддон, в контейнер и др.). Операции перемещения различают по видам: погрузочные — грузы захватывают с места и укладывают на транспортные средства; разгрузочные — грузы захватывают с транспортных средств и укладывают на место хранения; перевалочные — грузы захватывают с одних транспортных средств и укладывают на другие; транспортные — выполняют только перемещение груза от места погрузки до места разгрузки.

ПРТС работы считаются механизированными, если основные операции перемещения выполняются с помощью машин (рабочие только управляют машинами), а вспомогательные операции (открытие и закрытие дверей, зачистка вагонов, строповка и т.п.) — вручную. Комплексно-механизированными ПРТС работами считаются те операции (основные и вспомогательные), которые выполняют машины. Рабочие заняты только на управлении машинами и на их обслуживании. Автоматизированными ПРТС работами считаются те, выполнение которых осуществляет комплекс подъемно-транспортных машин и устройств, имеющий централизованное управление с диспетчерского пульта или работающий по заданной программе. Рабочие заняты только обслуживанием подъемно-транспортных машин и средств дистанционного и автоматического управления.

Перевозка грузов может производиться по разовым и постоянным маршрутам. Разовые маршруты случайны как по направлениям, так и по количеству транспортируемого груза. Они вводятся для выполнения неповторяющихся отдельных заявок, как правило, в условиях единичного и мелкосерийного производства.

Постоянные маршруты проходят по заранее установленным направлениям и выбираются с учетом грузопотока и применяемых транспортных средств. Они характерны для выполнения систематически повторяющихся заявок в крупносерийном и массовом производстве.

Различают три системы маршрутных перевозок: маятниковую, веерную и кольцевую. При маятниковой системе перевозки транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами. Маршрут может быть односторонним, когда транспортное средство в одну сторону движется с грузом, а в другую — без груза (порожним), и двусторонним, когда грузы транспортируются в обоих направлениях. В этом случае транспортные средства используются на 80-95 % при отсутствии холостых пробегов.

При веерной системе перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько других.

Кольцевая система перевозки используется при обслуживании ряда грузовых пунктов, связанных путем последовательной передачи грузов от одного пункта к другому. Кольцевые маршруты могут быть с равномерным, нарастающим и уменьшающимся грузопотоком.

Разновидностью кольцевой системы перевозки грузов является система цикловых маршрутов. Применение системы цикловых маршрутов целесообразно на крупных предприятиях с большим числом цехов, расположенных на обширных территориях. Эта система представляет собой совокупность нескольких замкнутых кольцевых систем, связанных между собой специальным кольцевым маршрутом, на котором имеются площади для передачи грузов с одного кольца на другое, без перевалки грузов.

Кольцевые маршруты имеют ряд преимуществ перед другими видами межцеховых перевозок. Они сокращают порожние пробеги, повышают производительность труда, сокращают потребность в транспортных средствах. Однако для их внедрения требуется большая подготовительная работа. Из всего многообразия перевозок в цехах особое внимание уделяется межоперационному перемещению объектов производства, которое должно осуществляться в точном соответствии с последовательностью протекания и ритмом производственного процесса.

Транспортное хоз-во: понятие грузопоток и грузооборот, принцип составления шахматной ведомости грузооборота предпр-я, классиф. грузов, принципы выбора транспортных ср-в на пром. предпр-ии. Пути совершенствования транспортного хоз-ва.

Грузопоток — показатель, хар-щий объем перевозок грузов, перемещаемых в ед-цу времени между двумя пунктами — погрузки и выгрузки. Различают грузопотоки внешние и внутренние. Внешние грузопотоки, хар-щие объем прибывающих на предпр-е грузов, называются грузопотоками прибытия, а объем отправляемых с предпр-я грузов — грузопотоками отправления. Измеряются в тоннах или тонно-км. Сумма отдельных грузопотоков на предпр-и представляет собой. Грузооборот — это общее количество грузов, перемещаемых на территории предпр-я (цеха) за расчетный период (год, месяц). Расчет грузооборота предпр-я производится на основе грузооборотов цехов и общезаводских складов. После составления таблиц грузооборотов цехов и складов расчет грузооборота предпр-я оформляется в виде шахматной ведомости. В этом документе итоги по всем пунктам отправления и получения грузов, кот. записываются в одной и той же последовательности, совпадают. На основе схемы грузопотоков, объема перевозок по каждой группе грузов производят выбор транспортных средств и расчет потребности в них. При выборе транспортных средств необходимо учитывать следующие условия: 1)транспортные ср-ва должны удовлетворять всей совокупности показателей данного грузопотока, т.е. мощности грузопотока, расстоянию и трассе грузоперемещения, габаритным размерам и физико-техническим свойствам груза. Грузы в зависимости от их хар-ки, способов погрузки и перемещения делятся на след. группы: сыпучие (наволочные, формованные материалы, уголь и т.д.); наливные грузы (нефтепродукты, химические, жидкие и др.); штучные грузы: длинномерные (длиной более 3 м) — сортовой и профильный прокат, трубы, крупный лес и др.; короткомерные (длиной до 3 м) — заготовки, детали и др.; штучные массовые (массой до 50 кг) — болванки, заготовки, детали и др.; тарно-упаковочные — контейнеры, ящики, бочки, рулоны и др.; тяжеловесные — оборудование, поковки, слитки и др.; 2) транспортные ср-ва должны соответствовать техническими организационным особенностям обслуживаемого ими производственного процесса; 3) транспортные ср-ва должны обеспечивать мах производительность труда и наиболее благоприятные условия труда на обслуживаемом участке; 4) технические хар-ки транспортных ср-в, работающих на смежных участках, должны быть согласованы для дальнейшего повышения уровня механизации транспортных и разгрузочно-погрузочных работ; 5) избранные транспортные ср-ва по эконом. показателям должны быть наиболее эффект. среди имеющихся вариантов. Для разработки комплекса мероприятий по совершенствованию транспортного хоз-ва производится анализ: • рациональности грузовых потоков с целью их выпрямления и устранения излишних перевалок грузов и встречных перевозок; • соответствия грузонапряженности транспортных путей их пропускной способности; • состояния парка подъемно-транспортного оборудования (состав, удельный вес прогрессивного оборудования, соответствие грузообороту, техническое состояние); • исп. транспортных ср-в (степень обоснованности выбора транспортных средств, использование по времени и грузоподъемности); • затрат на транспортные и погрузочно-разгрузочные работы; • организации ремонта транспортных ср-в (планирование, нормирование, ремонтные базы, организация труда ремонтных работ, учет и анализ затрат на ремонт, качеств о ремонта); • планирования и управления транспортным хоз-вом. Транспортное хоз-во требует постоянного совер-я. Его осн. путями явл.: 1) внедрение современного подъемно-транспортного обор-я и на этой основе повышение ур. механизации и автоматизации транспортных и погрузочно-разгрузочных работ; 2) внедрение единых транспортных систем с автоматич. адресованием грузов, телеуправляемых транспортных ср-в, гидравлического пневматического и канатно-подвесного транспорта непрерывного действия; 3) проектир-е технологии транспортных и погрузочно-разгрузочных работ и ее оформление в единой технологической документации; 4) исп. контейнерных и пакетных перевозок, применение поддонов, стандартной сборно-разборной тары «сквозного» применения (для транспор-ки и хранения грузов); 5) повышение эфф-ти исп. подъемно-транспортного обор-я (экономически обоснованный его выбор, сокращение простоев и потерь времени на ремонт, мах использование грузоподъемности транспортных ср-в); 6) улучшение системы планирования перевозок и диспетчерского руков-ва (создание нормат. базы, улучшение сменно-суточного планирования, работа по твердому графику). Применение экономико-математических методов и компьютеров в упр-и и план-и внутризаводским транспортом; 7) совер-е технического обслуживания и ремонта внутризаводского транспорта. Орг-я надлежащего надзора за эксплуатацией и ремонтом подъемно-транспортного обор-я; 8) создание современных депо, автогаражей и станций техобслуживания. Орг-я систематического надзора за состоянием трасс и их ремонтом; 9) внедрение подсистемы АСУП «Транспорт», позволяющей комплексно решать вопросы упр-я транспортным хоз-вом с целью согласования его работы со всеми подразделениями предпр-я.

Наши рекомендации