Представление и применение источников исследования
Для достижения эффективного результата необходимо использовать наиболее точные и надёжные методы исследования. Поэтому в данной работе я использовала следующие источники:
- анкетирование;
- интервью с местными тележурналистами и персоналом туристических агентств;
- применила метод индукции и дедукции;
- применила SWOT-анализ;
- ситуационный анализ.
4. Возможность популяризации внутреннего туризма как одного из типов туристической отрасли Украины сквозь призму туристических телепередач
4. 1. Анализ телепередачи о туризме, транслируемых на Украине, их польза и вклад в отрасль
История развития украинского телевидения до конца 80-х годов была тесно сплоченой с телевидением Советского Союза. Телепередачи которие существовали в то время считались всесоюзным достоянием. Не были исключением и передачи географического направления. Поетому еще задолго до прихода современних информационых иелектронных технологий в каждий дом, тот кто жаждал путешествий и увлекался туризмом, мог удовлетворить свой познавательный интерес с помощью телепрограмм. В СССР, куда также относилась и Украина, разнообразием туристических программ похвастаться не могли. Среди телевизионных передач можно выделить «Клуб путешественников» —это одна из самых знаменитых программ советского телевидения, пропагандирующая путешествия и туризм. Телепередача «Клуб путешественников» (на телеэкранах – с 1960 года) – вот откуда черпали свои знания и чем подогревали свой туристический задор советские люди ( http://ru.wikipedia.org/; http://travellife.com.ua/virtual-tours/).
История передачи, конечно же, связана с историей всего советского телевидения, но в то же время она уникальна, поскольку ни одна телевизионная программа не смогла продержаться в эфире так долго. Это старейшая программа российского телевидения, которая имела влияние и на украинских зрителей. "Клуб путешественников" внесен в Книгу рекордов Гиннеса. 18 марта 2002 года исполнилось 42 года со дня выхода в эфир первой передачи, к сожалению после смерти Юрия Сенкевича которой почти 30 лет являлся ведущим передачи, этот телепроект прекратил свое существование. Но за это время вышло в эфир более 2000 программ.
Первые десять лет душой и ведущим передачи был Владимир Шнейдеров, режиссер, художественный руководитель творческого объединения «Географический фильм», организатор и руководитель «Альманаха кинопутешествий» на студии «Центрнаучфильм». Раз в неделю он приглашал зрителей посмотреть на страны и континенты, где он побывал в экспедициях со съемочной группой. Именно это придавало особую привлекательность встречам и достоверность рассказам кинорежиссера. Будучи лично знаком со многими видными учеными, путешественниками, журналистами, объездившими многие страны, В. Шнейдеров часто приглашал их в студию. Закономерный интерес зрительской аудитории вызывали не только гости, но и изобразительный материал, то есть документальные фильмы и фотоснимки.
Как правило, передача состояла условно из трех частей. Две трети – рассказ о маршрутах по СССР и одна треть – по зарубежным странам. Собрать видовые фильмы о родных просторах не составляло большого труда. Что же касается последней странички, то возникали определенные трудности. Запас документальных фильмов о зарубежных странах вскоре был исчерпан, приходилось обращаться в посольства различных государств, чтобы получить фильмы. Здесь требовался строгий редакторский отбор, чтобы на экран не проникла пропаганда зарубежного образа жизни. Предпочтение на просмотрах оказывалось этнографическим и видовым фильмам.
В тематических выпусках по просьбам зрителей в передаче рассказывалось о старинных городах и новостройках. Зрители побывали вместе с передачей в Переславле-Залесском, Каменец-Уральском, Куйбышеве, Севастополе, Черновцах, Кирове, Навои, Находке и т. д. Нельзя не отметить публицистичность некоторых тематических выпусков. Например, «Планета океан», в которой разрабатывалась тема «человек и среда»: влияние океана на человека, выживание в экстремальных условиях, охрана природных богатств океана (http://www.tvmuseum.ru/).
В съемках передаче поучаствовали практически, все крупнейшие путешественники планеты - Тур Хейердал, Жак Ив Кусто, Бернгард Гржимек, Гарун Тазиев, Карло Маури, Бруно Вайлатти, Жак Майоль, Яцек Палкевич, Михаил Малахов, Федор Конюхов, Владимир Чуков и другие были гостями передачи. А за последние годы "Клуб путешественников" получил ряд премий – международных (Франция, Швейцария, Германия, Италия) и национальных русских ("ТЭФИ", "Хрустальный глобус).
На сегодняшний день на Земле почти не осталось "белых пятен", где бы ни побывали несколько поколений телезрителей "Клуба путешественников". Съемочные группы этой телепрограммы работали более чем в 150 странах мира (http://www.1tv.ru/projects/). Все это говорит о том, что эта телепередача была, во-первых, источником новых знаний о мире, или даже скорее всего собственных познаний каждого телезрителя, потому что человек, которому было тяжело в то время покинуть даже на короткое время СССР, уже своими глазами мог видеть и делать собственные выводи, а не только слышать или читать об этом. А во- вторых, в те годы, телеэфир не мог похвастаться тем изобилием передач, которые есть сейчас и поэтому эта телепередача, (в советское время альтернативы легендарной программе Юрия Сенкевича «Клуб путешественников» просто не было). И ставши, таким образом очень популярной, она смогла привлечь множество зрителей. Поэтому эта передача смогла многих людей, точнее поколений, привлечь к занятию туризмом, тем самим она сделала, в общем, не малый вклад в отрасль туризма.
Позже, после распада Советского Союза, когда Украина стала самостоятельной, произошли изменения и с украинскими СМИ. К сожалению, передач о туризме, украинского производства, было немного (большинство из них создавались на областном уровни и поэтому имели незначительную аудиторию). Также в основном это были передачи локального характера то есть знакомили они зрителя с природой и достопримечательностями той области, или региона, реже Украины. А те передачи, которые рассказывали о других странах и уголках мира не были украинскими. И этому способствовали следующие события. Когда процесс национализации, и борьбы за независимое государство, в котором непосредственно участвовали и украинские телевизионные средства массовой информации понемногу начал скидать обороты, на телеэкранах начали появляться совершенно новые передачи. К тому же на Украине начало активно развиваться коммерческое телевидение. После долгих лет просмотров передач советского формата аудитории хотелось чего-то более «свободного». Тогда на украинских телеэкранах появилось множество продукции с Запада. По этим причинам в наших эфирах было мало украинских теле проектов потому что они не были конкурентами выше указанной продукции, а еще те кадры которые работали в теле индустрии не имели того опыта который был нужен для того, что бы создать конкурентоспособный фильм или передачу.
Но к концу 90-х ситуация изминилась в лучшую сторону.С распространением на Украине кабельного ТВ. На экранах начали появлятся передачи о туризме и путешествиях также стали транслироваться по кабельному телевидению зарубежные передачи ведущих каналов мира, таких как BBC, Discovery, National Geographic. Discovery Channel National Geographic Channel и BBC — спутниковые и кабельные телеканалы, транслирующий научно-популярные документальные фильмы, основное содержание в которых чаще всего имеет отношение к науке, природе, культуре, истории и технологии в научно-популярном стиле(http://ru.wikipedia.org/, http://travellife.com.ua).
Именно передачи этих телеканалов смогли внести много нового в жизнь телезрителя. Потому что инной подход и високое качество сьемок дали возможность увидить совершенно другой мир. Эти каналы завоевали не мало поклоников, и наталкивали не мало зрителей на мысли о путишествиях. Нужно отметить что на украинском телевидении также транслировали множество русских передач о туризме. Они конечно отличались от зарубежных, но были не менее популярными. Подача информации, постановка сюжетов и их сочетание только подчеркивали этот инной стиль. Между прочим, этот стиль унаследовали много украинских передач о путишествиях .
Но всеже возвращаясь к украинскому телевидению, хочеться отметить, что после появления американских, британских и русских передач, в Украине со временем тоже начал появляться весьма интересный телепродукт туристической тематики. Например, одной из первых украинских телепередач о путешествиях, которая появилась еще в 90-х годах можно назвать телепередачу «Уикенд» с ведущей Ириной Зинченко. Каждий випуск был посвящен всегда другой стране. В те годи это была весьма интересная передача.
Так же аальтернативной телепередачей советскому «Клубу путешественников» на территории современного Украинского государства можно назвать теле проект Игоря Синицына «Своими глазами» — это серия телевизионных научно-популярных передач, которые посвящены популяризации туризма и путешествий. «Своими глазами» - это проект в котором группа украинских энтузиастов во главе с Игорем Синицыным осуществила в течение десяти лет сотни невероятных путешествий. Покорение высочайших вершин, прокладка новых маршрутов там, где еще не бывал человек! Обо всем этом они рассказывают нам в этой программе. В рамках передачи также транслируются фильмы, которые знакомят зрителя с различными интересными уголками мира, и убеждают его в том, что «жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать».
Основной идеей проекта является «человек в среде», «люди своими глазами познают мир и рассказывают об этом зрителям». Знакомство телезрителя с миром происходит глазами самих путешественников. Вместе с командой путешественников зритель имеет возможность окунуться в захватывающую атмосферу экзотических уголков Земли, увидеть своими глазами известные памятники истории и архитектуры, познакомиться с бытом и традициями различных народов мира, а также ощутить непреодолимое желание путешествовать. Фильмы популяризируют идею активного отдыха и путешествий, привлекают внимание зрителей к экзотическим местам нашей планеты, а также к различным видам путешествий (экскурсионный туризм, пешие походы, путешествия на автомобиле, альпинизм, автономные зимние походы на лыжах, снегоступах, снегоходах и т. д.). Сейчас на украинском телевидении в рамках проекта транслируются випуски этой телепередачи. 20- ти минутние сюжеты выходят в ефир в пятницу после обеда и в субботу с утра (http://uk.wikipedia.org/wiki) .
После этого на украинских телеекранах начали появлятса разнообразные телепередачи которые популяризируют туризм . Самыми популярними на сегодняшний день среди них можна выделить: «Орел и решка» (Интер), «Мир на изнанку» (1+1), «Феерия странствий» (5 канал), «За семь морей» (Тонис) и др.
Одной из самых знаменитых украинских телепередач туристической тематики можно назвать авторский теле проект о путешествиях журналиста Дмитрия Комарова «Мир Наизнанку». Автор «Мира наизнанку» Дмитрий Комаров - специальный корреспондент газеты "Известия в Украине" путешествует по странам, в которые не принято ездить с туристическими турами. Самое главное его задание – это максимальная ассимиляция в чужой стране, для того что бы ощутить себя жителем «другого мира», понять его изнутри, а затем показать это все зрителю.
В этой программе можно увидеть редкие традиции и уникальные ритуалы жителей разнообразных стран мира, яркие события и невероятные знакомства, курьезы и происшествия, которые сопровождают ведущего в его работе и во время переездов. При всем этом чувствуется высокий профессионализм журналиста, потому что он не перед чем не отступает. Важное отличие и преимущество передачи «Мир наизнанку» - не фиксация чужой жизни на пленку, а то что это программа о том, как украинец попадает в чужой, абсолютно не похожий на наш мир. И там он не путешествует, а живет, показывая реальную жизнь страны. Это главная изюминка теле проекта которая отделяет и делает его не похожим на другие передачи украинского теле рынка туристического направления.
Характерная черта телепрограммы – это сюжеты раскрывающее необычные или даже шокирующее факты о жизни, жителях и стране перебивания съемочной группы. Сквозь все эти особенности передачи становится видна главная задача проекта - в каждой стране отыскать особенные, уникальные «фишки», которыми можно и удивить зрителя, и донести до него новую информацию, заставить задуматься и представить себя по ту сторону экрана. Еще передача отличается от других проектов тем, что имеет не серийный, а цикловой характер. То есть каждый новый сезон передачи рассказывает не о нескольких разных странах, а посвящен одной стране. Поэтому зрители имеют возможность узнать много необычных мельчайших фактов, и подробностей. Можно назвать эту телепередачу неким видео учебником. Потому что каждый зритель может узнать для себя много полезной информации.
Телепередача молодая и была создана в 2010 году, но весьма популярна среди зрителей. Ведущий ведет свои рассказы на русском языке, но это не влияет на популярность. Каждый цикл проекта в среднем просчитан примерно на 2-3 месяца (это примерно 8-12 выпусков по 50-60 минут). А затем для съемочной группы требуется несколько месяцев для отнятия нового материала для очередного цикла передач. В период выпуска передачи в телеэфир она транслируется каждую субботу утром на украинском телеканале «1+1» (http // www.naiznanku.tv).
Еще одной интересной телепередачей украинского телевидения можно назвать "Феерию странствий". Это телепередача во главе с прекрасным ведущим Игорем Захарченко . Она состоит из отдельных серий или циклов серий о самых интересных странах и местностях нашей планеты. «Феерия странствий" подразумевает под собой полноценные довольно интересные сюжеты о странах, быте и населении. Ведущий по ходу телепередачи постоянно преодолевает реки, горы, леса, снежные заносы, городские ландшафти – полный набор «трудностей» путешественника, для того что бы познакомить зрителя с местными особенностями. Характерная черта телепередачи – это ознакомление аудитории с культурными, гастрономическими, архитектурными особенностями страны. Ведущий не просто пересказывает интересные истории, мифы о жизни и жителях и знаменитых личностях связанных с той или иной страной, но таким образом знакомит зрителя с местной атмосферой и колоритом. Прекрасная особенность этой передачи – это то, что ведущий ведет ее на украинском языке. Сейчас в украинском эфире большинство travell-телепередач на русском. «Феерия странствий" – это передача которая в основном специализировалась на путешествиях по всему миру. И не так недавно создатели проекта «вышли» на украинский туристический сегмент. Теперь украинская аудитория может увидеть сюжеты о исторически, культурно и туристических важных местах нашей страны.
Хочется отметить и то, что это авторская телевизионная телепередача, созданная директором одноименной сети туристических агенств в Украине «Феерия странствий». Это интересный случай, когда можно увидеть то, что туристическое агентство может не только занимается туристами, но и качественно, интересно популяризировать всю туристическую отрасль, в общем.
Передача «Феерия странствий» выходит в 60ти городах Украины и в 15 странах Европы. Каждый выпуск передачи длится в среднем 20- максимум 30 минут. В телеэфире она появляется в субботу вечером и в воскресенья утром на 5 украинском канале и телеканале «Bussines» (http // www.naiznanku.tv).
Передача «За семь морей», которая транслируется на канале «Тонис» – это калейдоскоп путешествий по разным странам мира. Каждая программа – это знакомство с новой страной, ее традициями, культурой и обычаями, национальными парками и заповедниками и т. д. Главная особенность этой передача заключается в том, что ее ведет женщина - Юлия Ермолаева. «За семь морей» – это не только путешествия в далекие страны, но и путешествия по Украине. Именно поэтому вместе с ведущей можно странствовать и украинскими курортами и туристическими центрами, рассказывая о местной кухне, народных традициях и ремеслах. Передача не загружена научной информацией, а ее ведущая рассказывает лишь о том, что сама видела и почувствовала на себе.
Так же в программе интересно сочетаются два типа, которые были определены в теоретической части дипломной работы. А именно – репортажный и журнальный типы. Костяк программы – это тот репортажный стиль, который поддерживается всегда. Но в телепередаче есть интересная рубрика «Туристам на заметку» – это отдельные сюжеты на актуальные темы, связанные с отдыхом, – сколько стоит туристическая страховка и как она действует, когда и где лучше покупать «горячие» путевки, какие особенности чартерных рейсов. Что предает ей особенностей тележурнала.
«За семь морей» – это телепередача, которая рассказывает не только о местных историко-культурных достопримечательностях, это – полезные советы туристам, а также информация – как лучше обменивать валюту и осуществлять шопинг, сколько стоит авиа перелет и как работает местный транспорт. Для зрителей такой обзор даст возможность сориентироваться, и продумано собраться в поездку.
Но все, же на украинском телевидении не так уж много телепередач о путешествиях. К примеру, на русском телевидении существует множество телепередач о туризме, наиболее популярными среди которых есть: «Клуб путешественников» (ОРТ), «Непутёвые заметки» (ОРТ), «Путешествия натуралиста» (ОРТ), «В поисках приключений» (РТР), «Их нравы» (НТВ), «Неизвестная планета» (ТНТ, частично ОРТ), «Диалог со всем миром» (РЕН-ТВ), «Путешествие вокруг света» (Столица), «Одиссей» (ТВ-3), «Муз-Гео» (Муз-ТВ) (http://www.1tv.ru/projects/si=22). Кроме этого в русском телеэфире уже существуют отдельные отечественные каналы, которые специализируются на туристической тематики и занимаются популяризацией этой отрасли.
Каждая программа рассказывает об одной стране или городе с двух точек зрения путешественника, не ограниченного в средствах, и тотально экономного.
Ведущие в начале каждой программы подкидывают монетку, чтобы выяснить, кто из них летит с золотой кредитной карточкой, а кто – со 100 долларами. Конечно тот из ведущих, кто волею монетки получает золотую кредитку, вкушает все прелести страны по полной программе – к его услугам роскошные отели, рестораны, эксклюзивные развлечения, отдых, дорогой шопинг, закрытые вечеринки, встречи с местными звездами. Ну а если выпало лететь с минимальными деньгами… тоже не беда! Естественно придется экономить, находить бесплатные ночлеги, путешествовать автостопом, ввязываться в авантюры, питаться тем, что попадает под руку или упало с дерева. Но это незабываемая возможность пережить настоящее приключение! В новом сезоне в программе "Орел и решка" появилась традиция. Во время каждого путешествия ведущие прячут клад – запечатанную бутылку, в которой лежит стодолларовая купюра. Это на тот случай, если кто-то из постоянных зрителей программы окажется в далекой стране и почувствует, что для полного счастья ему не хватает именно ста долларов. Первый сезон программы "Орел и Решка" вели супруги Бадоевы, но перед съемками продолжения оказалось, что в Алане Бадоеве режиссер победил телеведущего. Поэтому харизматичная Жанна будет путешествовать с другим спутником.