Принципы организции охотничьих угодьев

Сейчас, на фоне усиления социального неравенства и распространения коррупции, происходит массовый захват финансовой и политической элитой лучших охотничьих угодий, вытеснение рядовых охотников на малопродуктивные территории. Более того, доступ в охотничьи угодья многих общественных объединений часто становится чересчур дорогим для большинства охотников России.
Это ставит под угрозу социальную базу охоты, ее народный характер и сохранение как исторического наследия, вызывает негативную реакцию широких слоев охотничьего населения. Наблюдается тенденция к массовому неисполнению норм охотничьего законодательства, в том числе протестному браконьерству, отмечаются факты умышленного причинения вреда деятельности частных охотхозяйств, ограничивающих или закрывающих доступ местным охотникам.
Все это происходит на фоне заметного ослабления государственных служб управления охраной и использованием животного мира, что подрывает статус государства как собственника животного мира.
Во избежание обострения социальных конфликтов необходимо гарантировать охотничьи права всех слоев охотничьего населения, как городского, так и сельского. Одним из средств обеспечения охотничьих прав широких слоев населения является организация охотничьих угодий общего пользования, не подлежащих предоставлению в долгосрочное пользование.
Государство обязано принять на себя всю полноту ответственности за научно обоснованное регулирование, контроль и надзор в таких угодьях.
Идея выделения угодий общего пользования на постоянной основе активно обсуждается в средствах массовой информации. Она, в том или ином виде, апробировалась в некоторых регионах России и закреплена в недавно принятом Федеральном законе «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов».[9]

Принцип №1.Организация охоты, всесторонняя поддержка и обеспечение рационального использования угодий общего пользования - важнейшая часть государственной политики в области охотничьего хозяйства.

Положительное социальное значение охоты является давно доказанным фактом. Современная охота обеспечивает здоровье и познавательный досуг городского населения, развитие сельских местностей, в том числе самозанятость и самообеспечение местного населения, поддержание традиций и культуры взаимодействия общества и природы, вовлечение в эти традиции молодежи и т.д.
Организация угодий общего пользования является, с одной стороны, инструментом обеспечения прав граждан, с другой - элементом региональной социальной и экологической политики.
Угодья общего пользования не должны превращаться в зоны беспорядочной, нерегулируемой охоты. Поддержание возможностей полноценной охоты и правопорядка в угодьях общего пользования может служить обобщенным критерием эффективности государственного управления охотничьим хозяйством. Все уровни государственной системы исполнительной власти наделяются контрольно-надзорными функциями в сфере охоты, а федеральные органы государственной власти, кроме того, обеспечиваются эффективными механизмами предупреждения и смягчения возможных перекосов региональной политики.
Существующие и перспективные угодья общего пользования необходимо отражать в общих и отраслевых (ресурсных - земельных, лесных, водных и др.) документах территориального планирования.
Управление всеми незакрепленными охотничьими угодьями должно обеспечиваться государством в полном объеме в режиме угодий общего пользования.

Принцип №2. Достаточность и географическая доступность угодий общего пользования.

Площади и расположение угодий общего пользования необходимо привязывать к социальным параметрам охотничьего населения, в том числе его численности, плотности, распределению по территории и уровням доходов. Например, поблизости крупных населенных пунктов с большим контингентом охотников должны располагаться крупные массивы угодий общего пользования.
По общему правилу охотнику предоставляется возможность в течение суток добраться до угодий общего пользования пешком, безмоторными транспортными средствами или общедоступным общественным транспортом, полноценно поохотиться и вернуться. Отсюда, в частности, следует необходимость выделения угодий общего пользования в каждом муниципальном образовании (административной единице) уровня района (в крупных районах такие охотничьи угодья могут выделяться на уровне муниципальных образований более низкого уровня, в регионах с дробным районированием - путем образования межрайонных угодий общего пользования). [9]

Миним приемлемым представляется соотношение угодий общего пользования и иных охотничьи угодий 50 на 50 с учетом расслоения населения по уровню доходов адекватным, вероятно, будет смещение этой пропорции в сторону угодий общего пользования (например, 80% угодий общего пользования и 20% иных охотничьи угодий).
При определении допустимости охоты в окрестностях населенных пунктов следует учитывать примеры, свидетельствующие о том, что организация легальной охоты способствует снижению браконьерства и санитарно-эпидемиологических угроз.

Принцип №3. Адекватность конфигурации угодий общего пользования.

Угодья общего пользования должны иметь конфигурацию:
а) Обеспечивающую безопасность населения, домашних, а также редких и исчезающих видов животных;
б) Максимально отвечающую характеристикам экосистемы (функционально единое целое) и охватывающую имеющееся разнообразие природно-ландшафтных комплексов;
в) Обеспечивающую полноценное проведение, в первую очередь, массовых и традиционных для данной местности видов охот (в том числе требующих обширных территорий, например, охота с гончими или борзыми);
г) Исключающую проходы через закрепленные охотничьи угодья, а также непреднамеренные переходы охотников в закрепленные угодья или территории, где охота запрещена;
д) Ясно очерченную на местности естественными границами или искусственными сооружениями и недвусмысленно описанную в региональных нормативных правовых актах (включая конфигурацию водных охотничьих угодий).

Принцип №4. Равнодоступность охоты в угодьях общего пользования.

Предоставление права охоты в угодьях общего пользования - постоянная функция регионального органа государственной власти в отношении неопределенного круга лиц. Оказание этой публичной услуги регламентируется законом субъекта РФ на равноправной основе с приоритетом жителей данного субъекта РФ перед иными гражданами (возможны исключения для жителей смежных регионов). Законом определяется также порядок регистрации обращений граждан за разрешениями на право охоты и принятых по обращениям решений.
Если законодательство субъекта Российской Федерации предусматривает проведение охотническо - хозяйственных конкурсов, победители которых получают преимущественное право на охоты повышенного спроса, должна устанавливаться суммарная предельная доля таких разрешений в общих лимитах.
В случаях (в том числе - в кратковременные периоды, например, открытие охоты на водоплавающую дичь), когда единовременная пропускная способность участка угодий общего пользования, определяемая соображениями техники безопасности и охотничьей этики, недостаточна и требуется специальное регулирование охотничьего доступа, органы государственной власти, отвечающие за организацию охоты на угодьях общего пользования, самостоятельно или через официально уполномоченных ими лиц, обеспечивают равноправный доступ на основе случайной выборки и учета очередности.

Принцип №5. Финансовая доступность охоты в угодьях общего пользования.

Органы государственной власти, отвечающие за организацию охоты в угодьях общего пользования, которым делегированы эти полномочия, не вправе устанавливать финансовых (а также иных, могущих иметь денежные эквиваленты) обременений охоты в этих угодьях для жителей данного субъекта РФ, дополнительных к установленным на федеральном уровне.
Дополнительные платежи, предназначенные для компенсации затрат на специальное регулирование охотничьего доступа, могут устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ. Такие акты, в частности, должны устанавливать предельный (максимальный) суммарный размер всех охотничьих платежей, которые должны быть посильны, не носить запретительный характер для рядовых охотников.

Принцип №6. Публичность, прозрачность, подотчетность охраны и использования угодий общего пользования.

Органы государственной власти, отвечающие за организацию охоты в угодьях общего пользования, обеспечивают свободный доступ всех граждан к информации об использовании угодий, включая:
а) Количество обращений, в том числе удовлетворенных;
б) Количество и основные параметры выданных разрешений;
в) Сведения о численности и добыче охотничьих животных;
г) Оценку состояния охотничьих угодий;
д) Постоянно обновляемые карты (схемы).
Перед началом каждого сезона ответственные органы государственной власти публикуют (в том числе в сети Интернет) план охоты, а по окончании сезона - отчет по каждому участку угодий общего пользования.
Целесообразно учреждение общественных наблюдательных советов по угодьям общего пользования.

Принцип №7. Соблюдение общественных интересов при закреплении охотничьих угодий

Закрепление охотничьих угодий за лицами, которые вправе по своему усмотрению ограничивать доступ рядовых охотников, рассматривается как предоставление общественных ресурсов для целей индивидуального (узкогруппового) извлечения финансовых или нематериальных благ. Поэтому допустимость такого ограничения всегда должна быть предметом детального общественного обсуждения и обуславливаться законодательно закрепленными требованиями.
Участки охотничьих угодий, являющиеся или могущие являться местами массовых охот населения (Пример: водно-болотные угодья), могут предоставляться в долгосрочное пользование только в случаях полного удовлетворения охотничьих потребностей жителей данного субъекта РФ в этих видах охот, начиная с самых удаленных охотничьих угодий. При оценке потребностей учитываются как текущий, так и перспективный охотничий спрос.
Во всех случаях закрепление угодий должно быть обусловлено:
а) Доступом в эти угодья охотников, постоянно проживающих в населенных пунктах, расположенных в данных угодьях и в непосредственно прилегающих местностях, а также их близких родственников. Необходимо установление процедуры реализации прав таких охотников. Возможно определение нормативов минимальной посещаемости закрепленных охотничьих угодий;
б) Использованием всех видов охотничьих животных, охота на которых является традиционной для данной местности. Возможно установление нормативов минимальной выдачи видовых (на группу видов) разрешений на охоту;
в) Внесением платежей, определяемых в соответствии с объемом ограничиваемых охотничьих прав населения и направляемых на биотехнические и воспроизводственные мероприятия в угодьях общего пользования;
г) Государственным контролем над соблюдением условий закрепления, особенно касающихся охотничьих прав населения (следствием их нарушения должно быть аннулирование закрепления). [3]


Принцип №8. Финансовая обеспеченность угодий общего пользования.

Финансирование государственного управления угодий общего пользования, в том числе обеспечения необременительных процедур получения разрешений на охоту в этих угодьях, содействия воспроизводству охотничьих животных, осуществления контроля и надзора необходимо максимально защитить от сбоев, связанных с бюджетным принципом «общего котла».
Одним из методов такой защиты является объединение направляемых на эти цели средств в отдельных статьях бюджета или специальных фондах, за счет которых обеспечиваются сохранение охотничьих ресурсов и организационное обеспечение охоты в угодьях общего пользования.
Охота широких слоев населения формирует спрос на профильные товары, транспортные и другие услуги, а также вызывает многочисленные нематериальные общественно полезные эффекты (в том числе квалифицированный полевой общественный контроль над состоянием и использованием животного мира в целом). В связи с этим источники формирования специальных охотничьих фондов не должны ограничиваться платежами охотников и долгосрочных пользователей.
Контроль над использованием средств таких фондов возлагается на общественные наблюдательные советы субъекта.[9]

1.4 ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ОХОТНИЧЬИХ ТУРОВ.

Охотничий туризм является одним из самых дорогих видов туризма, спорта и активного отдыха, он весьма своеобразен, обеспечивает не только пребывание туристов в привлекательных для них местах, но и предоставляет им возможность заниматься необычным видом деятельности, то есть охотой. Специфической чертой такого туризма является получение различных лицензий, которые разрешают охоту, рыбалку, вывоз трофеев. Охотничий туризм связан с определенным риском, поэтому для обеспечения безопасности охотничьих туров необходимы высококвалифицированные инструктора. Как было сказано выше, данный вид туризма имеет довольно высокую стоимость, поэтому его можно отнести к разряду элитарного отдыха.

Основной целью охотничьего туризма является охота. Под словом "охота" обычно подразумевается процесс выслеживания, поиска и добывания диких зверей или птиц находящихся в состоянии естественной свободы.

1. по целям:

а) промысловая охота - один из источников существования людей, средство заработать деньги и прокормить себя и семью;

б) спортивная охота или охотничий туризм - способ развлечения, активного отдыха. На охоту такого вида деньги тратят сами охотники.

Виды охотничьих туров:

а) Оружейный тур (ружейная охота);

б) Тур с ловчими животными (охота на ловчих животных);

в) Тур охотничий с применением ядов и снотворных веществ (охота при помощи ядов, снотворных веществ);

г) Тур с применением самоловных орудий (охота с применением самоловных орудий).

Д) Фото туры (фото охота)[4]

1.5. ОСОБЕННОСТИ ОГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ОХОТНИЧЬИХ ТУРОВ.

Сбор информации о существующих на рынке в данный момент предложениях по выбранному охотничьему туру;

Составляющие охотничьего турпакета могут меняться в зависимости от колебания спроса на охотничье-туристском рынке, а также в связи с изменением условий предоставления услуг партнерами. Менеджер должен постоянно интересоваться впечатлениями туристов-охотников, вернувшихся из тура, и вносить коррективы в охотничий турпакет, постоянно его совершенствуя.

Охота может проводиться разнообразными способами и методами.

1. Подвижный метод

Бродовая охота, когда охотник обыскивает характерные места обитания дичи и отстреливает убегающих животных;

Выслеживание дичи и тропление (поиск) по следам;

Скрадывание дичи, где зверь не должен видеть охотника до выстрела;

Охоты с собаками;

Охота с подъездом на лодке, на лошади и прочих видах животных. Использование автомобилей и прочего механизированного транспорта запрещено законом.

2. Неподвижный метод

Подкарауливание дичи;

Стрельба птиц на вечерних перелетах.

3. Коллективный метод - облавы, где участники делятся на стрелков и загонщиков, которые окружают определенный участок угодий или заходят с двух противоположных сторон. При этом стрелки занимают определенные позиции - номера, а загонщики прочесывают угодья, стараясь выгнать дичь под выстрелы. [5]

Для успешного развития охотничьего туризма, республиканские и местные органы охраны окружающей среды приняли ряд законов и подзаконных актов таких как, Законы "об охране природы" (1991), "об особо охраняемых природных территориях" (1994), "об охране и использованию животного мира" (1981); Уголовный кодекс (1997,); Постановление правительства "об утверждении национального плана КР по охране окружающей среды" . В стадии утверждения находится Закон по охране животного мира. Вместе с тем принимаемые основы быстро устаревают, и приходится ежегодно вносить дополнения и изменения в них. В этих документах перечислены все правила проведения охот, и основные этапы организации охотничьей деятельности туристических фирм. Исходя из всего выше перечисленного, следует заметить, что охота на территории допускается только с соблюдением установленных правил охоты Закон «об охране и использованию животного мира» [11]

Правила охоты:

а) Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и добыча диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы;

б) Дикие звери и птицы, обитающие в состоянии естественной свободы и являющиеся объектами охоты, составляют государственный охотничий фонд;

г) Добыча диких зверей и птиц может производиться как в порядке промысловой охоты (для сдачи продукции государственным или кооперативным организациям), так и в порядке любительской и спортивной охоты с использованием добытой продукции для личного потребления охотником;

Г) правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием, другими разрешенными орудиями охоты, а также с охотничьими собаками и ловчими птицами пользуются все граждане, являющиеся членами одного из обществ охотников и рыболовов, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие государственную пошлину в установленном размере. При этом право охоты с охотничьим огнестрельным оружием предоставляется лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

д) Охотник обязан иметь при себе, охотничий билет, другие необходимые документы на право охоты и предъявлять их по первому требованию уполномоченных на проверку лиц (работников государственных органов управления охотничьим хозяйством, государственного и ведомственного охотничьего надзора) охраны заповедников, заказников и прочих особо охраняемых территорий, промысловых, спортивных и других приписных охотничьих хозяйств, милиции, лесной и рыбной охраны, общественных охотинспекторов и инспекторов охраны природы в период охоты), при следовании в угодья или возвращении из них, при транспортировании продукции охоты, продаже или сдаче ее заготовительным организациям. При проверке охотник обязан предъявить для осмотра имеющиеся у него орудия охоты и охотничью продукцию;

е) При получении письменного разрешения на право охоты охотник обязан уточнить границы хозяйства. Он несет ответственность за их нарушение. Охотник не несет ответственности в случае непреднамеренного перехода в соприкасающиеся угодья в местах, где граница неясно выражена на местности и не имеет аншлагов;

ж) Охотник обязан соблюдать нормы добычи животных и сроки охоты, указанные в путевке;

з) Охотник обязан вернуть путевки и лицензии по месту их выдачи, сделав отметку о результатах охоты. Путевки и лицензии возвращаются или отсылаются почтой в пятидневный срок по окончании срока их действия.

На всей территории типовыми правилами являются:

а) Применение малокалиберных винтовок и карабинов под патрон бокового огня для любительской и спортивной охоты, для добычи копытных животных;

б) Применение на охоте пневматического оружия, луков, арбалетов, а также ловчих ям и настороженных ружей;

в) Применение на охоте не зарегистрированного в органах МВД охотничьего оружия;

г) Стрельба дробью по диким копытным животным;

д) Использование сетей, вентерей, петель, шатров, крючьев при любительской и спортивной охоте;

е) Применение любых видов химических препаратов, взрывчатых веществ, при добыче диких животных, за исключением пахучих приманок;

ж) Применение магнитофонов и других воспроизводящих звук электронных устройств;

з) Применение световых устройств для добычи птиц;

и) Применение авиации, автомототранспортных средств, для добычи животных любых видов;

к) Сбор яиц и разорение гнезд диких птиц.[7]

Всякая охота с нарушением правил, сроков, способов и норм добычи дичи является браконьерством и преследуется законом.

Закон «О животном мире» от 13 мая 1999г.

а) Охота без охотничьего билета или с недействительным билетом;

б) Охота на запрещенные к добыче виды животных;

г) Охота вне сроков охоты на данный вид животного;

д) Охота в запрещенных местах (заповедниках, заказниках);

е) Охота на диких животных без действительной лицензии;

ж) Охота с применением запрещенных орудий или способов охоты.

К браконьерам в соответствии с действующим законодательством применяются административные меры воздействия. В случае причинения ущерба государственному охотничьему фонду они привлекаются к гражданско-правовой ответственности. Суммы штрафов и исков, применяемых к браконьерам, устанавливаются законодательно. Особо злостные браконьеры привлекаются к уголовной ответственности.

Приписные охотничьи хозяйства на своих территориях осуществляют следующие виды деятельности:

1) Охрану и разведение дичи;

2) Проведение работ по акклиматизации новых видов дичи;

3) Учёт дичи, определение оптимальной плотности заселения угодий каждым видом дичи, определение лимитов добычи дичи;

4) Проведение биотехнических мероприятий, обеспечивающих лучшие кормовые, гнездовые и защитные условия для полезных диких зверей и птиц;

5) Проведение мероприятий по снижению численности вредности животных;

6) Учёт отловленных и отстреленных зверей и птиц;

7) Организацию охот и обслуживание охотников.

Приписное охотничье хозяйство может правильно развиваться почти всюду, где есть дичь, исключено ведение интенсивного охотничьего хозяйства на землях, изъятых из хозяйственного пользования, т.е. на землях заповедников, природных парков, в зеленых зонах городов и прочее. Эти места скорее можно отнести к местам покоя и расплода дичи. Нельзя вести хозяйство и там, где запрещена стрельба, например в полосе, примыкающей к государственной границе. Естественно, никто не будет заниматься охотничьим хозяйством в тех местах, где в силу определенных обстоятельств не водится дичь.

Обычно хозяйство в целом ведется комплексно на несколько видов животных, что позволяет эксплуатировать угодья на протяжении всего охотничьего сезона и повышать рентабельность хозяйства.

Приписное охотничье хозяйство призвано дать охотнику хороший отдых, возможность отстрелять положенную норму дичи, насладиться самим процессом охоты. Человек здесь от охоты должен получить не только дичь, но и удовлетворение своим эстетическим потребностям. Это возможно лишь в том случае, если быт охотника в угодьях будет комфортабельным и при обилии дичи охота будет правильно организована.

Уровень планирования и результаты деятельности в немалой степени зависят от состава отчётности и постановки учёта в отрасли. Учетная документация каждого хозяйства ведется по книгам регистрации проведенных мероприятий, регистрации посещения хозяйства и регистрации вскрытых нарушений. Книга регистрации проведенных работ включает описание всех мероприятий, проведенных в охотхозяйстве, с указанием даты и точного места проведения, объема работ, а также эффективности проведенных мероприятий. В книге регистрации нарушений записываются все составленные в хозяйстве протоколы с указанием состава нарушения, фамилии нарушителей, номера и системы задержанного оружия. В книге регистрации посещений охотхозяйства делается отметка о проведенных в хозяйстве охотах, при этом отмечается наличие и номера путевок у прибывших охотников, отстрелочных карточек, лицензий и записывается количество добытой при каждой охоте дичи. Все три книги ведутся лицом, ответственным за организацию охотнозяйственных работ и эксплуатацию угодий хозяйства.

Охотничий коллектив, за которым закреплено спортивное хозяйство, по результатам годовой деятельности направляет отчет по установленной форме охотско - рыбловсского и республиканским органам управления охотничьего хозяйства. К отчету прилагаются проекты планов эксплуатации охотнического фонда и охотническо - хозяйственных мероприятий. Все показатели годовой деятельности приписного охотхозяйства заносятся в соответствующие разделы паспорта хозяйства.

Для того чтобы повысить роль охотничьего туризма в необходимо проанализировать состояние охотничье промысловых угодий в различных районах. Насыщенность промысловыми животными неодинакова и значение этих угодий в разных частях страны различно. Это зависит от природных условий и хозяйственного освоения территории. Промысловые звери, приспособленные к суровым условиям гор, где они находят себе пищу, жилище и защиту от врагов, сосредоточиваются в основном в горном поясе. Однако рассматривать размещение охотничьей фауны по природным поясам трудно. Многие виды зверей не ограничиваются одним каким-то определенным местом, а в зависимости от времени года, наличия пищи, влияния человека могут обитать в разных природных поясах.

В пример взят Кыргызстанский район:

Учитывая все эти особенности в перспективе развития охотничьего хозяйства, на можно выделить 4 основные охотничье-промысловые зоны в Кыргызстанском районе. Они включают пространства, которые по физико-географическим, историческим и экономическим признакам обособились давно.

Северная зона включает территории Кировского, Таласского, Кеминского, Чуйского, Кантского, Сокулукского, Калининского административных районов и занимает площадь 38 тыс. км2. Большая часть территории занята хребтами и межгорными долинами. Обособленно расположены Таласская и Кеминская долины. С юга Чуйскую долину ограничивает Киргизский хребет, а за хребтом простирается высокогорная Сусамырская долина. В северной зоне развиты сельское хозяйство и промышленность. Угодья сельскохозяйственного назначения составляют более 70% всей территории. Основными видами зверей являются ондатра, лисица и суслик-песчаник.

Восточная зона занимает Иссык - Кульскую котловину с прилегающими горными хребтами и охватывает территории четырех административных районов: Иссык - Кульского, Тюпского, Джеты - Огузского и Тонского. Площадь всех охотничьих угодий составляет 32, 5 (без оз. Иссык-Куль). Западное побережье представляет собой щебнисто - песчаную пустыню, покрытую редкой растительностью. Восточная часть отличается мягкостью, склоны гор покрыты лесом, лугами, а побережье озера представляет степь, хорошо освоенную человеком. Основные виды: белка, лисица, суслик реликтовый, ондатра.

Центральная зона включает Кочкорский, Джумгальский, Тогуз-Тороузский, Ат-Башинский, Ак-Талинский и Тянь-Шаньский районы (площадь 46, 4 тыс. км2). Рельеф образован чередованием высоких хребтов и высокогорных долин с отметками более 3000 м над уровнем моря. В распределении растительности наблюдается поясность, но вместе с тем оказывают влияние и местные особенности рельефа и климата. Наряду с холодными пустынями типа сыртов, большие пространства занимают луга и лугостепи, часто заросшие кустарниками; северные склоны хребтов богаты еловыми лесами. Суровые природные условия и пересеченность рельефа явились причиной малой хозяйственной освоенности зоны и самой низкой плотности населения. Основной вид - сурок. При улучшении промысла ведущее место в заготовках после сурка могли бы занять белка и ондатра.

Юго-западная зона составляет 60,8 тыс. км2, занимает территорию Ошской области. С севера, востока и юга зоны расположены крупные горные хребты - Чаткальский, Ферганский, Алайский и Туркестанский, - имеющие высоту до 4 - 5 тыс. м и чередующиеся с речными долинами, покрытыми различными по высоте и форте возвышенностями, сюда не входит и огромная Алайская долина. В этой зоне расположены массивы орехово-плодовых лесов, по Алайскому и Туркестанскому хребтам - высокоствольные парчовые леса, по вершинам всех хребтов - субальпийские и альпийские луга и вечные снега. Значительная часть территории освоена под земледелие, плотность населения высокая, поэтому сравнительная бедность территории промысловыми животными (сурок, лисица, ондатра, барсук).

Охотничьи угодья Кыргызстана весьма разнообразны и богаты, с широким набором охотничье-промысловой фауны. Республика располагает всеми возможностями для увеличения запасов промысловых животных и повышения добычи пушнины, а также проведения охотничьих туров для иностранных граждан. Все это зависит лишь от правильной и разумной организации и технологий охотничьих туров.

Фауна охотничье-промысловых зверей и птиц, составляющих государственный охотничий фонд Кыргызстана, богата и разнообразна как по видовому составу, так и по численности некоторых видов.

обитают:

а) 23 вида пушных зверей (сурок, лисица, суслик, горностай, куница и т.д.);

б) 3 акклиматизированных (ондатра, белка, норка);

в) 6 видов диких копытных (марал, косуля, кабан, козерог, архар и джейран);

г) Около 30 видов птиц, которые могут служить объектами промысловой и спортивной охоты.

Помимо добывания зверей на шкуру и мясо, в республике еще совсем недавно широко применялся отлов диких животных в живом виде в целях комплектования зоопарков и расселения в охотничьи хозяйства. Кыргызстан являлся одним из главных поставщиков снежного барса, промысел которого на шкуру категорически запрещен.

На данный момент лишь небольшая часть населения Кыргызстана занимается любительской охотой и рыболовством. Количество диких зверей и птиц уменьшается вследствие ухудшения состояния угодий, преобладания промысла и браконьерства. Проводятся заготовки шкур сурков (красного и серого), меньше сусликов, лисицы и др. Баран Марко Поло и горный козел являются объектами валютной охоты. Но возведение горнорудных предприятий среди чрезвычайно уязвимых высокогорных экосистем, приводит к тому, что эти животные теряют свои привычные места обитания. Перевыпас домашних животных, приводит к деградации пастбищ и также к вытеснению диких копытных, численность которых катастрофически сокращается. Вслед за сокращением численности копытных резко сократилась численность барса, медведя, грифов, и других крупных птиц включенных в Красную Книгу. Птицы гибнут не только от отстрела, но и от линий электропередач.

Для того чтобы исчез вид, совсем не обязательно уничтожать все особи до последней, у всех видов существует нижний предел численности, ниже которого вид не в состоянии возродиться. Многие виды из Красной Книги находятся в таком положении и большинство из них на грани вымирания не только из-за прямого истребления, но и из-за резкого изменения и сокращения свойственной им среды обитания.

Равнинные, степные воды исчезли после распашки степей. В Кыргызстане перестали гнездиться дрофа, стрежет, степной орел, могильник и другие. Не осталось шанса у джейрана. Осушение болот, загрязнение рек, уничтожение больших массивов тугаев Тугаи (тюрк.) - приречные леса на крупных реках полупустынной и пустынной зон Ср. и Цент. Азии. привело к разрушению богатейшего комплекса ветлендов. Первым на рубеже 20 века вымер тигр, затем выдра. Одно время почти повсеместно в стране были истреблены фазаны и кабаны.

Сокращение площади и ухудшение состояния лесов привело к тому, что прежде широко распространенные лесные виды сохранились лишь в отдельных местах и в очень небольшом количестве таковыми являются Тянь-Шаньский марал и тетерев.

Самыми привлекательными объектами спортивной охоты являются парнокопытные: марал, косуля, кабан, козерог, архар и джейран. Из-за неумеренной охоты запасы этих животных местами были сильно подорваны, общая численность снижена. С 1963 года введена лицензионная система на косулю и кабана, а позднее и на козерога, что позволило ограничить и упорядочить их промысел. Добыча марала, архара и джейрана запрещена ввиду их малочисленности.

Раньше только по некоторым видам животных, особенно редким и ценным, вводилась лицензионная система. Сейчас на отстрел любой особи зверей и птиц охотник должен получить специальное разрешение (лицензию). К лицензируемым видам деятельности по охотничьему промыслу и ловле птиц относятся следующие виды деятельности:

1) Добыча (отлов, отстрел) диких животных в коммерческих целях;

2) Отлов, содержание в неволе, а также реализация диких птиц (хищных, певчих, декоративных и др.).

На основе учётов численности устанавливаются допустимые размеры добычи дичи независимо от количества охотников. Одновременно с ограничением количества добываемой охотниками дичи вводятся и ограничения сроков охоты на тех или иных животных (Приложение №3). При этом главным образом преследуется цель запрета охоты в период спаривания, вывода и выкармливания молодняка, т.е. обеспечение дичи покоя в наиболее ответственные периоды жизни. Кроме того, охота разрешается в такие сроки, когда добыча животного дает наибольшую хозяйственную отдачу: когда молодые уже достигают размеров взрослых и могут вести самостоятельный образ жизни.

В целях сохранения поголовья редких видов животных на них полностью запрещается охота, в Кыргызстане запрещен отстрел снежного барса, медведя, джейрана, лебедя, горного гуся, журавля, дрофы и некоторых других.

Разнообразная охотничье-промысловая фауна Кыргызстана, притягивает немало любителей охоты, число которых возрастает. Интенсивное развитие охотничьего туризма остро ставит проблему охраны и рационального использования своеобразных природных ресурсов в крае.[10]

Наши рекомендации