Методические рекомендации по изучению дисциплины
Лекционные занятия
Лекция – от латинского «lection» - чтение. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия. Лекции – особый вид коллективных занятий, на которых преподаватель устно сообщает студентам важнейший программный материал, определяющий основу подготовки бакалавров. Лекционная информация в определенной научной и логической последовательности охватывает основные принципы, главные вопросы данного курса, не загромождая его излишними деталями. Доскональные подробности же опускаются, и их изучение относится на семинарские или практические занятия, а также на самостоятельную работу студентов.
Лекции соотносятся с семинарскими занятиями, темы которых включают вопросы для обсуждения и непосредственные практические задания, позволяющие продемонстрировать освоенный материал и проявить себя творчески в рамках самостоятельной работы. Теоретическая подготовка к таким занятиям должна вестись на основе лекционных материалов и текстов, представленных в данном комплексе.
В ходе лекционных занятий студенты должны вести конспектирование учебного материала. При конспектирования на лекциях:
· не следует пытаться записывать подряд все то, о чем говорит преподаватель;
· желательно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать эти заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке к семинарам и экзаменам);
· желательно использовать при конспектировании сокращения, которые каждый может «разработать» для себя самостоятельно;
· обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
· задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Семинар
Семинар – это форма учебных занятий, в которой теория обязательно опирается на практику. Она возникла в древнегреческих и римских школах, когда сообщения учащихся сочетались с комментариями и заключениями преподавателей.
Семинар – слово латинского происхождения, в переводе означающее «теплица» или «рассадник», потому что преподаватель как бы «сеет» знания в сознание студентов. После чего студенты способны к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. В российских университетах учебные занятия в форме семинаров начали проводить в XIXвеке.
Тема семинара определяется преподавателем заранее и повторяет тему ранее проведенной лекции. На таких занятиях студенты выступают перед своими однокурсниками с сообщениями, докладами и рефератами, которые могут сопровождаться показом иллюстраций, слайдов, фильмов. Далее все услышанное и увиденное обсуждается. Присутствующие на семинаре могут задавать вопросы выступающему или преподавателю, делиться своим мнением или, по возможности, применить услышанное на практике. Подготовка к семинару является обязательной.
Целями семинара могут быть:
· Развитие мышления и логики изложения своих мыслей.
· Развитие навыков поисковой научно – исследовательской работы.
· Воспитание ответственности за выполнение поставленной задачи при подготовке к семинару, части предварительного исследования.
· Научение навыкам ведения дискуссии, умению обоснованно, научно аргументированно, корректно отстаивать свою точку зрения.
· Получение конкретных интеллектуальных наработок, результатов, рекомендаций и т. д. по обсуждаемой теме.
Задачи семинара:
· Расширение и углубление полученных знаний по изучаемой теме.
· Научение навыкам научно – исследовательской работы, освоение её этапов.
· Формирование умений и навыков работы с дополнительной литературой, самостоятельной добычи знаний.
· Оценка преподавателем уровня осознанного понимания студентами программного материала, умения применить свои знания на практике, проявленного творчества, склонности к научно – поисковой работе каждого студента.
· Развитие умения студентов работать в группе, воспитание ответственности за результат индивидуального и коллективного труда.
Подготовка студентов к семинарским занятиям должна начинаться уже в ходе прослушивания и констатирования лекций, темы которых выносятся для обсуждения на семинарах. Прослушанные и законспектированные студентами лекции в часы самостоятельной подготовки дорабатываются. Параметры, по которым оценивается выступление с докладом на семинарском занятии:
· полнота и правильность раскрытия проблемы;
· умение в логической последовательности и аргументировано обосновать и доказать те позиции, которые предложены для обсуждения;
· умение делать обобщающие выводы в конце своего выступления;
· умение отвечать на дополнительные, уточняющие и заведомо провокационные вопросы, задаваемые как руководителем семинара, так и слушателями учебной группы;
· умение вести дискуссию по проблематике семинарского занятия и собственного выступления.
Дискуссия
Дискуссия - метод обучения, направленный на развитие критического мышления и коммуникативных способностей; предполагающий целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и приход к общему основанию. В основе дискуссии лежит противоречие, которое отражает противоположные взгляды участников на один и тот же предмет обсуждения. Процесс организации дискуссии включает несколько последовательно разворачиваемых этапов:
1 – явное полагание тезиса и антитезиса (как результат критики в сложной коммуникации)
2 – предъявление каждой стороной аргументов, подтверждающих и усиливающих точку зрения
3 – предъявление каждой стороной оснований
4 – фиксация затруднения и постановка проблемы
5 – поиск новых оснований, способов решения, взглядов на предмет
6 – синтез.
Способ проведения дискуссии и применяемые средства должны признаваться всеми её участниками (последовательное полагание тезисов, аргументов и оснований, недопустимость подмены первичного тезиса и оснований и пр.). Дискуссия на семинарском занятии требует продуманности и основательной предварительной подготовки студентов. Нужны не только хорошие знания (без них дискуссия беспредметна), но также наличие умения выражать свои мысли, четко формулировать вопросы, приводить аргументы и т. д. Учебные дискуссии обогащают представления студентов по теме, упорядочивают и закрепляют знания.
Для успешного ведения дискуссии студентам рекомендуется:
· изучить предмет дискуссии;
· не бояться высказывать свою точку зрения; стараться аргументировано и доказательно представлять и отстаивать свою позицию в рассматриваемом вопросе;
· внимательно и уважительно выслушивать точку зрения оппонента;
· при возникновении сложностей тренировать навыки ведения дискуссии дома, с преподавателями и т.д.
Тестирование
Текущий контроль освоения теоретического материала студентами производится в форме тестирования. Тестовые задания составлены в соответствии с содержанием курса по ГОС, вопросы теста отражают все разделы курса.
Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и студентами результативность познавательной деятельности студентов, т.е. оценить степень и качество достижения каждым студентом целей обучения (целей изучения).