Методические рекомендации по изучению дисциплины

Учреждение образования

«Кобринский государственный профессионально-технический колледж строителей»

Строительные материалы

и изделия

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольной работы

И рекомендации по ее выполнению

Для учащихся заочной формы обучения 3 курса

По специальности 2 – 70 02 01

«Промышленное и гражданское строительство»

Кобрин

Автор: Е.Ю. Киреева, преподаватель филиала «Индустриально-педагогический колледж» УО «Республиканский институт профессионально образования»

И.З. Кошляк, преподаватель дисциплины «Строительные материалы и изделия»

УО «Кобринский государственный профессионально-технический колледж строителей»

Разработано на основе типовой учебной программы дисциплины «Строительные материалы и изделия», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 17.07.08 г.

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии УО «Кобринский государственный профессионально-технический колледж строителей»

Содержание

1. Пояснительная записка. 4

2. Тематический план 5

3. Методические рекомендации по изучению дисциплины 7

4. Методические рекомендации по выполнению

домашней контрольной работы 20

5. Варианты домашней контрольной работы 21

6. Приложение № 1 27

Пояснительная записка

Программой дисциплины «Строительные материалы и изделия» преду­сматривается изучение строительных материалов и изделий, применяемых в современном промышленном и гражданском строительстве.

Учащиеся-заочники, совмещающие учебные занятия с работой на про­изводстве, повседневно встречаются с вопросами использования или изго­товления различных строительных материалов. При изучении дисциплины следует разобраться в общепринятой номенклатуре строительных материа­лов, выбирать из имеющегося ассортимента нужный, с учетом его качества, стоимости и условий работы в конкретном строительном сооружении. Необ­ходимо особое внимание уделить изучению индустриальных конструкции и изделии, новых эффективных строительных материалов, применение кото­рых сокращает сроки строительства, снижает его стоимость, способствует техническому прогрессу производства. При этом нужно иметь представление об основах технологии изготовления материалов, выборе необходимого сы­рья и эффективных процессов его переработки. Важно, чтобы переработка сырья была безотходной, а технологические процессы осуществлялись при минимальном расходе топливно-энергетических ресурсов. Следует знако­миться с последними достижениями отечественной и зарубежной науки и техники в области строительства, используя специальную техническую лите­ратуру, журналы «Строительные материалы», «Бетоны и железобетоны». Не­обходимо посещать передовые предприятия производства строительных ма­териалов, выставки и строительные площадки.

Исходя из этих положений, специалист должен знать методы опенки ка­чества сырья готовой продукции. В процессе обучения ему необходимо при­обрести практические навыки испытания качества исходных материалов, приготовления образцов для испытаний, подбора рационального состава ма­териала, раствора, бетонов. Для закрепления теоретических навыков и при­обретения практических, предусмотрены лабораторные работы, которые вы­полняются в период лабораторно-экзаменационной сессии.

При изучении дисциплины следует конспектировать основные положе­ния каждого раздела курса. После проработки соответствующего раздела ре­комендуется ответить на вопросы для самопроверки.

Преподаватели дисциплины «Строительные материалы и изделия» про­водят консультации, помогающие учащимся правильно выполнять контроль­ные задания (которые должны быть зачтены до начала экзаменационной сес­сии).

Во время сессии учащиеся должны выполнить лабораторный практикум (посещение лабораторных занятий строго обязательно), в противном случае к сдаче экзамена учащийся-заочник не допускается. После выполнения лабора­торных работ происходит сдача зачета. К экзамену допускаются учащиеся, получившие зачеты по лабораторным работам (во время сессии) и контроль­ным заданиям (до начала сессии).

В результате изучения дисциплины учащийся должен знать на уровне представления:

общие сведения о строительных материалах, изделиях; отличительные особенности строительных материалов по их внешним признакам;

- систему действующих стандартов и сертификационных испытаний в от­ношении строительных материалов, изделий;

знать на уровне понимания:

- виды сырья и технологию производства строительных материалов;

- физико-механические, эксплуатационные свойства и технические харак­теристики строительных материалов и области их применения;

- систему классификации строительных материалов и изделий;

- методы контроля качества строительных материалов;

уметь:

- выбирать строительные материалы и изделия в соответствии с проектом; организовывать транспортирование, приемку, хранение и учет материа­лов;

- осуществлять входной контроль качества строительных материалов и из­делий;

- осуществлять альтернативные варианты замены строительных материа­лов в сложившихся обстоятельствах.

Тематический план

Предмета«Строительные материалы и изделия»

Специальность: 2-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство»

Специализация: 2-70 02 01 31 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Квалификация специалиста: техник-строитель

№ п/п Раздел, тема Количество часов (заочная форма обучения)
Теоретические занятия Лабораторные занятия Всего
  Введение  
Основные свойства строительных материалов  
Материалы и изделия из древесины  
Природные каменные материалы  
Керамические материалы и изделия  
Стекло и стеклокристаллические материалы и соединения  
Металлические материалы и изделия  
Минеральные вяжущие вещества  
  Лабораторная работа № 1. Определение истинной плотности различных строительных материалов (на образцах правильной и неправильной формы)  
Минеральные вяжущие  
Бетоны  
  Лабораторная работа № 2 Определение видов основных породообразующих минералов и горных пород  
  Лабораторная работа № 3 Оценка качества керамического кирпича по внешним признакам. Определение марки кирпича  
  Лабораторная работа № 4 Определение нормальной густоты гипсового теста и сроков схватывания гипсового вяжущего  
  Лабораторная работа № 5 Определение подвижности бетонной смеси  
Бетоны  
Сборные железобетонные и бетонные строительные изделия и конструкции  
Строительные растворы  
Искусственные каменные материалы на основе минеральных вяжущих  
Битумные и дегтевые вяжущие вещества и материалы на их основе  
Строительные материалы и изделия на основе полимеров  
Теплоизоляционные и акустические материалы  
Лакокрасочные материалы  
  ИТОГО:

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Введение

Краткий обзор применения строительных материалов и изделий, их роль в дальнейшей индустриализации, уменьшении материалоемкости, тру­доемкости и повышении производительности труда в строительстве. Значе­ние синтетических и других новых эффективных материалов. Задачи повы­шения качества и снижения расхода строительных материалов.

Вопросы охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, вторичного сырья при изготовлении строительных ма­териалов.

Классификация строительных материалов. Понятие о стандартизации строительных материалов и изделий, их качестве на различных технологиче­ских циклах строительства.

Наши рекомендации