Менеджмент транспортных услуг
Транспорт – особая сфера материального пр-ва, не создающая новый продукт, не изменяющая ср-ва продукта, не изменяющая качества продукта. Транспорт - одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны. С давних времен транспорт являлся двигателем прогресса. Транспорт обеспечивает развитие международных экономических отношений, способствуя осуществлению взаимовыгодного обмена между различными странами. Транспортные услуги - один из основных видов услуг в туризме. На них приходится и основная доля в структуре цены тура. В зависимости от продолжительности, дальности путешествия эта доля (в большинстве случаев) колеблется от 20 до 60 %. Продукция транспорта – это перемещение в пространстве людей и грузов, изменение их местонахождения.
Основные виды тр-та, используемые в туризме: ж/д; водный (морской, речной); автомобильный; воздушный; трубопровод.
Самолеты - самый популярный вид транспорта в мире. То же самое можно сказать и о авиаперевозках в туризме. И этому есть ряд причин:
• во-первых, авиация самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния
• во-вторых, сервис на авиарейсах в настоящее время удовлетворяет потребности туристов
• в-третьих, авиационные компании, имея международные сети бронирования и резервирования, выплачивают туристским агентствам определенную сумму за каждое забронированное в самолете место, мотивируя их тем самым выбирать авиаперевозки.
Договора с авиакомпаниями могут быть трех видов: а) договор на квоту мест на регулярных авиарейсах; б) агентское соглашение; в) чартер (аренда самолета).
Договор на квоту мест на регулярных авиарейсах. Квота мест может быть жесткой или мягкой. Это влияет как на условия договора, так и на специальные льготы и скидки. При жесткой квоте мест вся ответственность за не реализацию мест ложится на туристскую фирму, независимо от причины не реализации. Финансовые потери несет турфирма. При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможного отказа туристской фирмы от квоты или части квоты мест по причине не реализации туристских путевок. Эти сроки предусматривают возможность дальнейшей реализации этих мест самой авиакомпанией или ее другими агентами.
Агентское соглашение с авиакомпанией
Некоторые авиакомпании считают своими агентами все туристские фирмы, имеющие с ними договор на квоту мест. Однако в чистом виде агентское соглашение - это работа по реализации авиабилетов, т. е. когда туристская фирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по продаже авиабилетов, что упрощает и ускоряет процедуру бронирования и оформления проездных документов. Туристская фирма сама выступает в качестве кассы по продаже билетов авиакомпании, т. е. сама выписывает билеты и имеет соответствующее компьютерное оборудование и право доступа к сети бронирования данной авиакомпании.
В этом случае авиакомпания в лице данной турфирмы имеет дополнительный пункт продажи (одним из условий агентского соглашения обычно является продажа под туры билетов именно этой авиакомпании).
Чартер (аренда самолета). При организации чартерных авиаперевозок заказчик и авиакомпания определяют маршрут, оговаривают обязанности сторон, выясняют соответствие арендного договора международным правилам и определяют стоимость рейса, включающую аренду самолета, расход топлива, работу экипажа, обслуживание в аэропорту.
Виды автотранспортных услуг:
- перевозка (переезд пассажира из места постоянного жительства к месту назначения);
- трансферт (переезд пассажира от места пребывания до места первой экскурсии или первой остановки);
- транспортные турэкскурсии (экскурсии с использованием какого-либо тр-та);
- внутремаршрутное обслуживание (тр-е обслуживание программных мероприятий).
Автобусные туры - путешествия групп туристов на автобусах собственных и арендованных. В связи с тем, что они могут проводиться повсеместно и практически без ограничений, автобусные путешествия развиваются наиболее интенсивно. Благодаря своей мобильности и относительной независимости от транспортных коммуникаций и расписаний автобусные путешествия позволяют организовывать маршруты по интересным местам в наиболее удобные для туристов сроки. Наибольшей популярностью пользуются малодневные (3-5 дней) и маршруты выходного дня.
Автобусные путешествия могут быть организованы на транспорте, принадлежащем как собственным автотранспортным предприятиям (АТП), так и автобазам туристских организаций и фирм, а также на арендованных автобусах, принадлежащих независимым автотранспортным предприятиям и предприятиям Министерства автомобильного транспорта.
Маршруты автобусных путешествий подразделяются на городские (экскурсионные), пригородные, междугородные.
Водный туризм подразделяется на речные и морские круизы. Круизы - один из самых быстрорастущих секторов рынка. Морские круизы – наиболее динамично развивающийся сегмент международной индустрии путешествий. Это перспективная отрасль турбизнеса. Виды круизов. В целом для организации круизных поездок наиболее распространенной в настоящий период (до 60 % круизов) является классическая европейская система, которая предусматривает морское путешествие с заходом в различные порты с экскурсионной программой. Однако свое место в спросе имеет и американская система, основной целью которой является предоставление возможности круизным пассажирам отдыхать и загорать на пляжах в пунктах захода по маршруту. В последнее время практически во всех регионах завоевывают популярность «круизы в никуда» - одно- и двухсуточные поездки без захода в другие порты. Как правило, такое судно уходит из базового порта часов в 6 вечера в пятницу и возвращается в воскресенье к вечеру.
Речные круизы. В отличие от морских речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор, есть прекрасная возможность пользоваться зелеными стоянками. Перед началом навигации представители пароходства и турфирмы с участием капитана судна, директора судового pecтopaнa и руководителя круиза комиссионно принимают судно - проводят осмотр судовых пассажирских помещений и оборудования с целью определения их готовности к перевозке туристов, о чем составляют соответствующий акт. Суда в начальных пунктах рейса подаются для посадки на туристских линиях за 2 часа до отправления.
Пароходством и турфирмой до начала тура разрабатывается общий режим дня. Соблюдение установленного внутреннего распорядка на судне обязательно для всех туристов и обслуживающего персонала. Регистрация туристов производится руководителем круиза до их посадки на судно в помещении речного вокзала, предоставляемом пароходством (портом). При наличии в предоставленном помещении телефона представитель туристской фермы имеет право пользоваться им по служебным вопросам.
При продаже тура турист ставится в известность об окончании регистрации (посадки) за 30 минут до отправления судна.
В начале туристского рейса капитан судна, руководитель круиза с участием помощника капитана, директора ресторана, судового медика проводят беседу с туристами о целях и условиях поездки, правилах поведения на судне, на берегу, во время купания и т. д.
На борту теплохода туристам предоставляются различные виды услуг (некоторые из них могут быть платными).
Бесплатными услугами обычно бывают: пользование музыкальным, читальным салонами, кинозалом для проведения собраний и концертов, телевизором в салоне для просмотра транслируемых телепрограмм, шезлонгами и лежаками солярия; оказание первой медицинской помощи в медпункте.
Дополнительные услуги с оплатой за наличный расчет:
- прием заказов на подачу такси к причалу;
- бронирование мест в гостиницах речных вокзалов;
- предоставление кают в начальных и конечных пунктах во время межрейсовых стоянок в качестве гостиниц;
- бронирование билетов на смежные виды транспорта и пр.
Железная дорога является удобным средством сообщения для транспортировки любых категорий туристов, начиная от туристов-индивидуалов, больших и малых туристских групп на рейсовых регулярных линиях и чартерных поездах и заканчивая организацией специальных туристско-экскурсионных поездов местного и дальнего сообщения.
Туристско-экскурсионные поезда. Эти поезда подразделялись на два основных типа.
Первый тип представляли составы для коротких (однодневных) маршрутов без сна в пути. Они формировались из вагонов электропоездов пригородного сообщения и не давали туристам дополнительного комфорта кроме того, который могла обеспечить обычная электричка.
Второй тип - это экспрессы для дальних поездок (длительностью несколько суток и более). Экспрессы доставляли туристов в различные достопримечательные зоны страны, иногда с промежуточным многодневным отдыхом в одном из них. В течение всего маршрута туристы проживали в 4-местных спальных купейных вагонах поезда.
Назначение туристско-экскурсионных специализированных поездов, следующих в пределах двух и более дорог, осуществляется начальником железной дороги отправления по заявкам туристских организаций.
Поезда в пригородном сообщении, прогулочные (типа “Здоровье”, “Грибник”, “Лыжник” и т. д.) назначаются начальником отделения дороги.
Групповые железнодорожные туры
Железнодорожные путешествия на графиковых поездах (поездах общего пользования) часто организуются в виде групповых путешествий - путешествий туристов специально сформированными группами. При таких путешествиях пассажирские поезда используют для транспортировки туристов к месту отдыха и обратно. Обслуживание на месте oтдыха может производиться как в гостинице, на турбазе, так и в других средствах размещения.
Перевозка туристов в гpaфиковыx пассажирских поездах постоянного обращения - один из главных элементов в организации транспортного группового маршрута. Он и определяет требования к организации путешествий:
1. Составление туристского маршрута.
2. Заключение договоров между туристскими организациями о направлении и приеме туристских групп в соответствии с графиками, утвержденными каждой туристской организацией.
3. Осуществление взаимосвязей между туристско-экскурсионными организациями и транспортными предприятиями путей сообщения.