Менеджмент организации»
Специализация «Гостиничный и туристический бизнес»
1. Бизнес-план фирмы – сущность, структура, общая характеристика основных разделов.
2. Виды и источники инвестиций в сфере туризма. Значение процесса инвестирования для развития дестинации.
3. Виды и формы оплаты труда. Принципы стимулирования оплаты труда. Модель стимулирующей оплаты труда.
4. Виды налоговых выплат юридическими и физическими лицами при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
5. Виды, цели и компоненты контроллинга. Специфика контроллинга в сфере туризма.
6. Внешняя среда фирмы: сущность, основные элементы. Особенности элементов внешней среды предприятия сферы туризма.
7. Внутренняя среда организации и ее основные элементы. Особенности элементов внутренней среды предприятия сферы туризма.
8. Государственное регулирование бизнеса. Задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере туризма.
9. Деловые стратегии: портфельные стратегии, стратегии роста, стратегии вертикальной интеграции, конкурентные стратегии. Характеристики и условия применения
10. Документирование движения персонала (прием, увольнение, перевод, отпуск, командировки).
11. Доходы предприятия сферы туризма: понятие, виды, значение и состав. Пути повышения доходов.
12. Задачи внедрения принципов и методов современного менеджмента в современную хозяйственную практику в РФ.
13. Значение совершенствования управления для успеха в коммерческой деятельности современных организаций.
14. Издержки предприятия сферы туризма: их сущность, классификация и основные направления оптимизации издержек.
15. Инновации в туризме. Критерии отбора нововведений в сфере туризма.
16. Инновационная деятельность и риск. Инновационные проекты фирмы: сущность, основные этапы формирования и реализации.
17. Инновационный потенциал современного менеджмента. Задачи менеджмента в области инноваций.
18. Использование информационных технологий в деятельности туристских организаций
19. Кадровая политика на предприятии. Особенности и формы управления персоналом на предприятии сферы туризма.
20. Классификация видов туризма. Инфраструктура туризма: состав организаций и их взаимодействие
21. Классификация затрат туристской фирмы (турагент, туроператор).
22. Коммуникации и переговоры в туризме. Функции делового общения.
23. Конкуренция. Типы конкурентных структур рынка.
24. Конфликты в организациях: сущность, природа. Современная типология конфликтов в организациях и причины их возникновения. Методы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе.
25. Макроэкономическое равновесие и цикличность рыночной экономики. Запреты и ограничения неэкономического характера.
26. Маркетинговые стратегии для организации сферы туристских услуг.
27. Международная классификация гостиниц. Классификация гостиниц в Российской Федерации.
28. Менеджмент как наука: сущность и методы.
29. Методы отбора, приема персонала. Состав и структура персонала.
30. Методы подготовки и повышения квалификации работников гостиничных предприятий.
31. Методы продвижения услуг. Стимулирование спроса на туруслуги
32. Методы ценообразования. Структура цены. Калькуляция туруслуги
33. Минимальные требования к оборудованию гостиниц категорий различных категорий (одна – пять звезд).
34. Миссия и цели организации. Принципы формулирования миссии предприятия сферы туризма.
35. Налог на прибыль: определение, значение для предприятия и процедура взимания. Порядок расчета налога на прибыль.
36. НДС: экономическое содержание и порядок расчета.
37. Организационная структура управления гостиничным предприятием. Службы гостиницы и их характеристика.
38. Организационная структура, основные классификации. Основные принципы построения современных организационных структур. Структуры, ориентированные на нововведения.
39. Организационно-правовые формы хозяйствования и их характеристика. Методы изменения форм собственности и сущность.
40. Организация как основа современного менеджмента. Жизненный цикл организации
41. Организация контроля за результатами работы фирмы. Методы контроля на предприятии сферы туризма.
42. Организация питания в гостиницах. Характеристика дополнительных услуг, оказываемых гостиницей.
43. Организация управления в туризме и гостиничном бизнесе на федеральном и региональном уровнях.
44. Основные виды разделения управленческого труда: сущность, содержание.
45. Основные требования к созданию оптимальных условий труда на предприятиях сферы туризма.
46. Основные цели современного предприятия сферы туризма. Роль туристических предприятий в развитии экономики региона, страны
47. Особенности менеджмента в туризме и гостиничном сервисе.
48. Особенности регистрации и размещения гостей. Виды и правила расчетов за проживание.
49. Особенности рекламы в туризме и гостиничном бизнесе. Основные виды рекламных носителей.
50. Полномочия, их распределение и делегирование на предприятии: этапы, основные требования.
51. Понятие «бренд» туристской организации и гостиничного комплекса. Основные характеристики и задачи брендинга в туризме и гостиничном сервисе.
52. Понятие «модель менеджмента». Сравнительный анализ российской и зарубежных моделей менеджмента.
53. Понятие блага, продукта, услуги. Ограниченность ресурсов, безграничность потребностей.
54. Понятие и сущность риск-менеджмента. Риски и их виды. Показатели и методы количественной оценки рисков.
55. Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия сферы туризма.
56. Понятие конкуренции и конкурентоспособности товара (услуги). Факторы, определяющие конкурентоспособность товара (услуги).
57. Понятие производительности труда. Основные показатели оценки уровня и динамики производительности труда.
58. Порядок заключения трудового договора. Виды трудовых договоров и особенности отдельных видов договоров. Трудовая книжка.
59. Прибыль предприятия сферы туризма. Условия максимизации прибыли на предприятиях сферы туризма.
60. Продвижение инновационных турпродуктов на региональном, национальном, международном рынках
61. Процесс реализации инновационного потенциала менеджмента, способы преодоления сопротивления персонала фирмы инновациям.
62. Пути повышения эффективности использования персонала. Аттестация работников сферы туризма.
63. Разработка маршрутов и формирование туров. Классификация, основные требования к организации процесса разработки.
64. Разработка новых туристических продуктов: этапы и приемы.
65. Рентабельность предприятия сферы туризма: понятие, значение и методы расчета. Факторы, влияющие на рентабельность.
66. Роль менеджера в управлении предприятием. Требования к менеджеру в сфере туризма
67. Роль менеджмента в повышении эффективности хозяйствования в России. Проблемы развития менеджмента в современной России.
68. Себестоимость товара (услуги): понятие, методы определения, факторы, влияющие на себестоимость. Соотношение себестоимости и прибыли, их взаимосвязь.
69. Сегментирование клиентов в туризме. Учёт психологических аспектов в обслуживание клиентов.
70. Сезонность спроса на туристские гостиничные услуги. Методы оценки. Способы компенсации сезонных спадов.
71. Сетевые формы организации гостиничного и туристского бизнеса
72. Система функций современного менеджмента. Сущность и основные виды. Организация реализации принятых решений как одна из основных функций менеджмента.
73. Системы бронирования. Продажи в GDS/ADS.
74. Содержание и этапы разработки ценовой стратегии. Методы работы с клиентом-туристом в форматах ценового стимулирования
75. Состав затрат гостиничного предприятия.
76. Составление и оформление организационно-распорядительных документов: штатное расписание, положение о структурном подразделении, должностные инструкции.
77. Специфика мотивации сотрудников предприятия сферы туризма.
78. Специфика труда менеджера. Основные требования к руководителю гостиничного и туристского предприятия.
79. Способы выявления влияния факторов на изменения результативного показателя в экономическом анализе деятельности предприятия сферы туризма
80. Спрос и предложения, факторы их определяющие. Закон спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения.
81. Сущность и задачи процесса принятия решений. Критерии принятия решений в условиях неопределенности.
82. Сущность и содержание функции контроля хода выполнения принятых решений.
83. Сущность программно-целевого подхода к управлению в туризме. Федеральные и региональные программы развития туризма.
84. Типы базовых конкурентных стратегий: ценовое лидерство, дифференциация, фокусирование. Характерные черты базовых стратегий. Основные достоинства и опасности базовых стратегий.
85. Требования к ведению делопроизводства на предприятии в сфере туризма. Составление номенклатуры дел. Правила формирования дел. Контроль за исполнением документов.
86. Требования к оформлению документов. Оперативное хранение. Передача дел в архив.
87. Туристские кластеры: проблемы и перспективы развития на региональном рынке
88. Управление инновациями на современном предприятии туризма.
89. Факторы конкурентоспособности предприятия туризма. Условия формирования устойчивого конкурентного пареимущества.
90. Формирование рекламного бюджета в туризме и гостиничном бизнесе. Методы оценки эффективности рекламы.
91. Формирование целей организации. Функционирования организации. Организационная и информационная структуры.
92. Формы и методы налогообложения предприятий туризма. Ответственность предприятия- налогоплательщика за нарушение налогового законодательства.
93. Функция мотивации персонала в выполнении принятых решений. Сущность содержательных и процессуальных теорий мотивации.
94. Характеристика и функции корпоративной культуры.
95. Методы формирования и поддержания корпоративной культуры.
96. Характеристика основных видов туризма в Псковской области.
97. Характеристика ресурсов предприятия сферы туризма, пути их мобилизации.
98. Цели в системе современного менеджмента, основные требования, предъявляемые к ним.
99. Школы менеджмента: общая характеристика и вклад в науку
100. Экономическое развитие и экономический рост. Факторы экономического роста
101. Эластичность спроса и предложения, коэффициент эластичности спроса по цене.
102. Изменения в организации: характеристика видов изменений, способы снятия сопротивления сотрудников.
103. Факторы формирования делового поведения. Основные характеристики поведения руководителя в коллективе.
104. Основные характеристики группы. Влияние формальных и неформальных групп на эффективность деятельности организации.
Вопросы к государственному экзамену