Кандалакшский заповедник
Рабочая тетрадь
По краеведению
_________ __ _ ____________________________
Класс
Природа родного края в жизни человека. 1. Рассмотри карту. Дополни строки. Составь сообщение о расположении Кольского полуострова Наш край называется _________________________. Он расположен на _____________________ России за ____________________________. На западе граничит с ______________ и ________________, на юге с ______________. Кольский полуостров омывается ________________ и _______________ морями. 2. Выбери значки, которыми можно охарактеризовать климатические условия нашего края и вставь в таблицу.
| |||||||||||||
3. Объясни значения терминов:
полярная ночь, полярный день, вечная мерзлота
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Выбери живые организмы, которые «приспособились» жить в царстве северной природы. Дополни схему:
5. Запиши значение природы родного края в жизни человека:
_____________________________
_____________________________
________________________________
____
_____________________________
Окружающий мир
Заповедники полуострова.
Виртуальная экскурсия.
1. Из дополнительной литературы, Интернета узнай, какие заповедники расположены на Кольском полуострове. Запиши их названия.____________________
2. Как ты думаешь, что обозначает слово «заповедник»?
Заповедник – _________________
_____________________________.
3. Составь из данных слов предложение. Запиши его.
заповедника, Лапландского, был, Герман, Крепс, Михайлович, основателем
_____________________________
Кто был основателем Лапландского заповедника?
Ты запомнил, каких животных охраняют в этом заповеднике?______________________
Какие ещё животные обитают в этом заповеднике? Запиши названия тех животных, которых ты запомнил.
_______
4. А с кем ещё ты познакомился в заповеднике? Это тебя удивило? Ты можешь написать Деду Морозу письмо или нарисовать рисунок.
5. Как ты думаешь, что изображает эта фотография?
Что такое «птичий базар»? Опиши, как ты его себе представляешь?
6. Прочитай рассказ.
Владения Кандалакшского морского заповедника охватывают острова и воды близ берегов Кольского полуострова, побережье Белого и Баренцева морей.
На большинстве островов гнездятся гаги, пух которых очень ценен: мягкий, необыкновенно тёплый. Равного ему нет в природе. В заповеднике обитают кайры, тупики, чистики, чайки, крачки, и другие птицы – всего до 150 тысяч.
А каких еще животных охраняют в этом заповеднике?
_____________________
7. Назови самый молодой заповедник Мурманской области. Какая птица охраняется на его территории? __
Если хочешь, подготовь сообщение о любом охраняемом животном заповедника. Можешь его нарисовать.
8. Соедини стрелками логотипы заповедников с территориями на карте.
Окружающий мир
Охрана природы.
Кандалакшский заповедник.
1. Выбери точное и полное определение:
Заповедник - это территория, закрытая для туризма, охоты, рыбалки и любой хозяйственной деятельности, в нём нельзя собирать грибы, ягоды.
Заповедник - это особо охраняемая территория, ее растительный и животный мир.
Заповедник - заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.
2. Перечисли заповедники Кольского полуострова:
______________________
______________________
______________________
3. Найди на карте Кандалакшский заповедник, обведи его границы и соедини стрелкой с названием:
4. Прочитай текст и ответь на вопросы:
Владения Кандалакшского морского заповедника охватывают участки, отдаленные друг от друга - острова и воды близ берегов Кольского полуострова, Белого и Баренцева морей. Это Айновы острова, Гавриловские острова, архипелаг Семь островов, остров Великий (самый крупный в заповеднике).
На большинстве островов гнездятся гаги, пух которых очень ценен: мягкий, нежный, необыкновенно теплый. Равного ему нет в природе. Из-за его качеств гага подвергалась уничтожению. С целью ее охраны и был создан заповедник в 1932 году.
Сейчас здесь обитают кайры, тупики, чистики, чайки, крачки и другие птицы – всего до 150 тысяч. Они образуют гнездовые колонии, которые за постоянный гомон называют «птичьим базаром». У гагары крупная черная голова, толстая шея, желтовато-белый клюв. Среди разнообразных прибрежных птиц выделяются тупики - своим массивным, уплощенным с боков клювом красного, серого, желтого, оранжевого цветов. Сама гага рыжевато-бурого цвета неприметна настолько, что неподвижно сидящую птицу нелегко разглядеть, а у селезня – красивый черно-белый наряд.
Кандалакшский государственный заповедник – природная лаборатория для науки. Охрана флоры и фауны заповедника, кольцевание птиц, сбор гагачьего пуха – таков перечень работ, которые ведутся в заповеднике.
- С какой целью был создан Кандалакшский заповедник?
- Чем он отличается от других заповедников?
5. Соедини линиями названия птиц и их изображения (если затрудняешься, то обратись к тексту):
серебристая чайка
6. В Красную книгу Мурманской области включены многие виды животных и растений Кандалакшского заповедника. К особо охраняемым морским млекопитающим относятся несколько видов китов и дельфинов, морж, обыкновенный тюлень, белый медведь. На территории заповедника обитают бурый медведь, волк, заяц-беляк, куница, лисица, белка, лось, ондатра, бобр.
Кандалакшский заповедник – ягодный край. От побережий озёр до самых горных вершин можно встретить бруснику, голубику, чернику. Богат он и морошкой, клюквой. Лиловые цветки иван-чая (кипрея) – украшают сопки и горные склоны. Часто встречается вереск - низкорослый кустарничек с крошечными листьями и множеством розовых цветов. Когда цветет вереск, то тундра явно хорошеет.
Впиши в таблицу названия животных и растений, обитающих на территории Кандалакшского заповедника:
Растения | Млекопитающие | Морские млекопитающие |
- Что тебе известно от этих животных и растениях?
- Подготовь сообщение об одном из них.
Окружающий мир