Большой Арктический заповедник

На данный момент он является самым большим не только в России, но и во всей Евразии. Находится в Красноярском крае в районе Таймырский. Основан 11.05.1993. Площадь этого невероятного места более 4 млн га! Заповедник включает в себя некоторые острова, полуострова, материковые части и архипелаги. В основном все его территории находятся на местности многолетних зим. Например, на мысе Челюскин, входящем на территорию заповедника, снег лежит 300 дней в году. Температура в Большом Арктическом никогда не подымается выше -7 Сº. Это прекрасное место насчитывает более 160 видов растений, 120 – пернатых, около 20 – млекопитающих и 30 – рыб.

Заповедник «Кивач»

Говоря про природные заповедники России, нельзя забыть и про «Кивач» – небольшую и старейшую охраняемую природную территорию в РФ. Основан он был в июне 1931 года в Карелии, в Кондопожском районе. Общая площадь этого места составляет почти 11 тысяч га, 80% территорий занимают лесные массивы и глубокие чащи. В основном это еловые и сосновые деревья. Своё название этот заповедник получил благодаря одноимённому водопаду, который находится на территории. Он же и является основной достопримечательностью этого места. Также тут есть знаменитый на весь мир Сопохский бор. Здесь растут деревья, возраст которых достигает трёх с половиной веков. Таким долгожителям можно только позавидовать! В заповеднике живёт более 200 видов пернатых, около 50 – млекопитающих, 3 – рептилий, 5 – земноводных и 18 – рыб.

Алтайский заповедник

Какие ещё есть охраняемые природные территории России? На самом деле, их все не перечислить. Алтайский заповедник – один из самых известных и посещаемых в России. Он располагается в горах Южной Сибири в республике Алтай. Открыт он был в 1932 году. Площадь этого замечательного места — 881 238 га. Климат здесь континентальный. Как было сказано выше, он располагается в горах, поэтому жарких дней не бывает. Лето прохладное, однако, на вершинах вовсе отсутствует, а зима мягкая, несуровая.

Все природные заповедники России, как и Алтайский, имеют удивительный и необычайно богатый растительный мир. На этой территории растёт 1500 видов растений, 22 из которых занесены в Красную книгу. И встретить их можно только в этом прекрасном месте. Животный мир края – настоящее сокровище. Здесь живёт 59 видов редких зверей, которым грозило исчезновение с лица Земли.

Остров Врангеля

Остров Врангеля – один из крупнейших и очень известных заповедников России, расположен в Чукотском автономном округе. Занимает площадь 2,2 млн га. Около 70% всей территории – горные массивы. По всей площади этого заповедника протекает около 150 небольших рек, также в горах Врангеля можно наткнуться на 900 мелководных озёр. Климат – холодный, достаточно едкий. Лето длится не дольше 25 дней в году и является достаточно прохладным. Говоря про охраняемые природные территории России, заповедники следует упоминать в первую очередь. И этот остров – по-настоящему красивый.

Флора Врангеля по своему богатству не имеет аналогов в Арктике. Здесь растёт 417 видов растений, 169 – птиц, огромное количество млекопитающих. На острове Врангель было насчитано 130 тысяч особей моржей! В честь этого заповедника была выпущена памятная монета банка России и почтовая марка.

2. Комплекс средств обучения и методика их применения на уроках по теме «Полезные ископаемые»

Исследовательская деятельность помогает сформировать разносторонне развитую личность, способствуя общему развитию школьников, и непосредственно, таких показателей мыслительной деятельности как умение классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения, переключаться с одного поиска решения на другой, составлять программу действий по своей работе, рассматривать объект с различных точек зрения, сравнивать различные объекты и их совокупности, а так же составлять задания по предложенной теме и проводить самоконтроль.

В основе исследовательской деятельности лежат:

- развитие познавательных умений и навыков учащихся;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

- умение интегрировать знания из различных областей наук;

- умение критически мыслить.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие задачи исследовательской деятельности по теме «Полезные ископаемые»

- Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении темы «Полезные ископаемые»; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.

- Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы «Полезные ископаемые» анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.

- Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.

Коллекционирование полезных ископаемых также применяется для изучения полезных ископаемых. Для изучения «Окружающего мира» разработаны коллекции полезных ископаемых, почв. В коллекции «Полезные ископаемые» представлены наиболее распространенные минералы и горные породы. Они отобраны по генетическому признаку. Коллекция включает образцы крупных размеров для демонстрации и мелкие, используемые в качестве раздаточного материала. В коллекции «Почвы» представлены образцы различных видов почв России. Обе коллекции фабричного изготовления. Наряду с ними в практике работы широко применяются самодельные коллекции полезных ископаемых и почв, составленные на краеведческом основе, из сборов учащихся.

Организация и методика проведения предметных уроков по разделу "Полезные ископаемые".

Основная дидактическая цель этих уроков – сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить учащихся с важнейшими полезными ископаемыми, их видами, основными физическими свойствами, применением и способами добычи.

В ходе этих уроков учащиеся изучают как основные физические свойства полезных ископаемых: цвет, состав, масса (легче, или тяжелее воды), твердость, прочность, так и специфические свойства – блеск, запах, отсутствие формы, горючесть.

План изучения полезных ископаемых.

1. Понятие «полезные ископаемые». Группы полезных ископаемых.

2. Определение основных физических свойств полезных ископаемых.

3. Условное обозначение. Определение на карте мест залегания и добычи ( с учетом краеведческого принципа).

4. Использование полезных ископаемых человеком и их охрана.

Наблюдая и экспериментируя, младший школьник получает бесценный опыт самостоятельных исследований, учится ставить вопросы и получать на них объективные фактические ответы, а значит, учится мыслить.

Наши рекомендации