Международная туриндустрия – состояние, тенденции, перспективы развития. Международные туристские организации
Значение туризма для экономики России
С переходом российской экономики на рыночные рельсы в ее туристском секторе произошли коренные изменения. Сегодня никто не может игнорировать или преуменьшать значение туризма для подъема национальной экономики. Отечественный турбизнес быстрее, чем другие отрасли, адаптировался к рыночным изменениям. Образовалось множество частных фирм, которые не только стали удовлетворять потребности российских граждан в туризме (прежде всего - в заграничном), но и вовлекли в эту работу до 130 тыс. сотрудников, что оказало немалое позитивное влияние на рынок труда.
С другой стороны, резко сократившаяся поддержка туризма государством, привела к почти полному исчезновению социального туризма. Шансы на выживание сохранили преимущественно коммерческие фирмы и виды туризма. При этом необычайно возрос выездной туризм, который означает, с экономической точки зрения, вывоз капитала из страны. Выездной туризм по объему затрат валюты значительно превышал валютные поступления от въездного туризма. За 1994-1999 гг. россияне потратили на заграничные поездки около 42,5 млрд. долл
Наиболее благоприятным для развития туризма в России был 2000 г., когда число прибытий в страну составило более 20 млн. человек, а общий выездной поток превысил 18 млн. человек
Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образование, а также отдельной личности в частности. Однако отсутствие эффективной государственной политики в сфере туризма на протяжении последних десяти лет привели к тому, что на долю Российской Федерации, несмотря на ее высочайший туристский потенциал, приходится лишь 1% мирового туристского потока, достигшего 657 млн. прибытий в год.
К сожалению, в настоящее время рекреационный потенциал России используется слабо. Среди основных причин слабого развития внутреннего туризма можно отметить следующие: отсутствие твердых гарантий частной собственности, экономическая нестабильность в стране, низкий уровень сервиса и деловой культуры, отсутствие телекоммуникационных средств, экологические проблемы.
Доля туристической отрасли в ВВП Российского государства сегодня составляет менее 5%. Будем надеяться на дальнейшее стремительное развитие отечественной туристской индустрии, что невозможно осуществить без помощи государства.
Положительные и отрицательные аспекты развития туристской деятельности
Положительные аспекты:
- Индустрия туризма охватывает многочисленные предприятия малого бизнеса, которые поддерживают индустрию, выручка от туризма быстро распределяется среди самых широких слоев населения принимающего региона; таким образом, все общество получает экономическую выгоду
· Туристы вынуждены платить налоги, как и большинство населения. Так как
путешественники в основном приезжают из других регионов, то их расходы
для правительства принимающей страны представляют собой расширенную
налоговую базу. Таким образом, туризм повышает доходы региона, занятость, инвестиции.
Если кратко, то:
1) увеличение денежного потока в регион, в том числе приток иностран-
ной валюты;
2) рост валового национального продукта;
3) создание новых рабочих мест;
4) привлечение капитала, в том числе и иностранного;
5) увеличение налоговых сборов принимающего региона.
Отрицательные аспекты:
- В конкурентной борьбе за землю, ресурсы, капитал туризм теснит сельское хозяйство и другие традиционные источники дохода местных жителей
- Более высокая заработная плата в туриндустрии привлекает работников, что пагубно влияет на сельское хозяйство из-за оттока рабочей силы. В результате снижаются объемы сельскохозяйственной продукции, в то время как объемы потребления растут благодаря многочисленным туристическим прибытиям
- Туризм – явление сезонное. Иногда сезонные колебания в спросе могут быть снижены, но никогда нельзя избежать их полностью. Поэтому если туризм – основная отрасль в регионе, то «низкий» сезон приносит серьезные проблемы занятости. Другими словами, полная зависимость региона от одного единственного сектора индустрии крайне нежелательна.
- Бурное развитие туризма и полная зависимость от него приводит к экономическому спаду, если прекратить его дальнейшее развитие, если не ограничивать туризм в дальнейшем развитии, то природные и культурные ресурсы страны из-за чрезмерного использования оскудеют, придут в негодность и обесценятся
- Как правило, в туристских регионах особенно стремительно растут цены на землю. Цена, которую иностранцы готовы заплатить за проживание в регионе, может понизить спрос на жилье местных жителей. Местных жителей (имеющих небольшие доходы) вытесняют с рынка жилья в районах с развитой туриндустрией.
Если кратко, то:
1) влияет на рост цен на местные товары и услуги, может наносить ущерб
развитию других отраслей;
2) способствует оттоку денег за границу при туристском импорте;
3) вызывает экологические и социальные проблемы.
Международная туриндустрия – состояние, тенденции, перспективы развития. Международные туристские организации.
Современное состояние рынка туристических товаров и услуг, перспектив его развития и вклад туризма в мировую экономику чрезвычайно важен. В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями разных стран.
За последние три десятилетия число туристов в мире увеличилось почти в 4 раза, а доходы от туризма — более чем в 25 раз. Туризм является высокодоходной отраслью и входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей промышленностью и с автомобилестроением, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6%, соответственно. Туризм является одной из самых эффективных и самых перспективных отраслей народного хозяйства, которая по экономическим показателям опередила даже автомобильную промышленность и заняла второе место после компьютерной. Поступления от туризма в мире выросли в 300 раз за 50 лет - из 2 млрд. долл. США в 1950 году до 600 млрд. долл. США в 2000 году.
Состояние мировой индустрии туризма, несмотря на объективные трудности последних лет, в целом демонстрирует стабильность и сохраняет позиции крупнейшего, высокодоходного и быстро развивающегося сектора мировой экономики. На долю туризма приходится примерно 30% мировой торговли услугами, около 7% мировых капиталовложений и 10,5% мирового ВВП.
Согласно прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), ожидается устойчивый рост туризма в период с 2009 по 2020 годы, в среднем на 4,4% в год. Самые высокие темпы прироста ожидаются в странах Азии и Тихого океана, в Европе и Америке они будут ниже общемировых. Доля этих двух регионов в прибытии туристов упадёт с 79,1% в 1995 г. до 62,6% в 2020 г. Одновременно ожидается и возрастание доходов от туризма — с 399 млн. долл. США в 1995 г до 2 трлн. долларов США в 2020 г.
Также увеличатся затраты туриста на одно путешествие — с 707 долл. США в 1995 г. до 1248 долларов США в 2020 г, или в 1,8 раза. Наибольшая туристская подвижность населения ожидается в Нидерландах, Германии, Великобритании, Канаде и Японии, где на одного жителя страны будет приходиться по 1,5-2 поездки за границу в год.
В ближайшие годы туристские рынки развитых индустриальных стран будут стабильно расти вследствие увеличения доступности туризма для более широких слоев общества и частоты туристских поездок. Для новых и развивающихся туристских рынков характерны тенденции сохранения динамичного роста и соответствующего увеличения бюджетных доходов в ближайшее десятилетие. Ожидается постепенное смещение акцентов в развитии туризма от традиционных рынков Западной Европы, США, Японии и Канады к альтернативным рынкам, таким как Центральная и Восточная Европа, включая Россию, Китай, Южная Корея, Мексика, а также некоторые страны Ближнего Востока.
Одной из наиболее значимых тенденций развития мирового туризма является резкое усиление конкуренции на рынке туристического предложения как следствие появления всё большего числа растущих стран с амбициозными планами привлечения туристов, а также перенасыщения на рынке однотипного туристского предложения.
Международные туристские организации:
1) Всемирная туристская организация (UNWTO)
ВТО является специализированным агентством ООН и ведущей международной организацией в области туризма. ВТО играет решающую роль в продвижении, развитии, жизнеспособности и универсальной доступности туризма, обращая особое внимание на интересы развивающихся стран.
2) Объединенная федераций ассоциаций туристических агентств (UFTAA)
UFTAA берет начало от Всемирной федерации ассоциаций туристических агентств , созданной в Риме в 1966 году.
3) Международная ассоциация гостиниц и ресторанов (IH&RA)
Является единственной в мире международной организацией, представляющей индустрию гостеприимства. Основана в 1946 году в Париже, с января 2008 года базируется в Женеве, Швейцария.
4) Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC)
Международный форум глав и лидеров более сотни самых передовых компаний мировой индустрии туризма и путешествий
5) Всемирная ассоциация туристических агентств (WATA)
Является всемирной организацией туристических агентств, созданной для повышения профессионализма и рентабельности ее членов на основе взаимного сотрудничества и глобального объединения. Все члены ассоциации пропагандируют высокие стандарты деловой этики и качества обслуживания.
6) Международная ассоциация воздушных перевозчиков (IATA)
Организация появилась в 1919 году. , Учредителями ассоциации стали Англия, Дания, Германия, Швеция и Норвегия. В 1945 г. на основе этой ассоциации было создано новое объединение Intrenational Air Traffic Association — IATA, которое существует в настоящее время и является одной из крупнейших ассоциаций перевозчиков в мире.