Распределение часов по темам и видам учебных занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения

Раздел, тема программы учебной дисциплины Аудиторные занятия (час)
Всего В том числе по видам учебных занятий
Лекции Семинар-ские занятия Самостоятельные занятия под руководством преподавателя
Раздел I . ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. Тема 1. Основы этических знаний     4 (1)     2 (1)     2 (-)     - (-)
Тема 2.. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ   6 (1)   2 (1)   4 (-)   - (-)
Тема 3. ИСТОРИЯ НРАВСТВЕННОСТИ Возникновение и основные исторические типы нравственности.     2- (1)   - (-)   1 (-)
Тема 4. Сущность, специфика, свойства, структура и функции морали       2 (1)   2 (-)   1 (-)
Тема 5. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ         2 (2)     2 (-)     - (-)
Раздел II. ЭТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА Тема 6. Профессиональная этика: сущность, классификация, функции. Основные этические принципы в сфере сервисных коммуникаций.     6 (2)   2 (2)   4 (-)   - (-)
Тема 7 . Социальная ответственность и сфера бизнеса.   2 (-)   - (2)   - (-)   2 (-)
Тема 8. Механизмы внедрения этических принципов и норм в практику деловых отношений .     2 (2)     1 (2)     1 (-)     - (-)
Тема 9. Этика делового общения. Этика управления.   2 (2)   1 (2)   1 (-)   - (-)
Тема 10. Морально-психологический климат в коллективе. Типология конфликтов.     3 (1)     1 (1)     2 (-)     - (-)
РАЗДЕЛ III. ЭТИКЕТ Тема 11. Этика и этикет. Этикет как феномен культуры. 3 (1) 1 (1) 2 (-) - (-)
Тема 12. Деловой этикет. Его специфика и значение в сфере услуг. 3 (2) 1 (2) 2 (-) 2 (-)
Тема 13. Основные элементы делового этикета. Культура одежды делового этикета. -  
Тема 14. Правила поведения в общественных местах.  
Тема 15. Приемы и презентации.  
Тема 16. Особенности межкультурной коммуникации.  
Тема 17. Международный протокол.  


Содержание курса:

1.Темы лекций

модули часы Содержание
№ 1   Основы этических знаний. Предмет профессиональной этики. Цели и задачи курса.
    Основные направления и школы в этике.
    Историческое развитие нравственности.
      Теория морали.
    Высшие моральные ценности
  Актуальные проблемы профессиональной этики. Профессиональная этика: сущность, классификация функции. Профессиональная этика специалиста по сервису и туризму.
  Основные этические принципы в сфере сервисных коммуникаций. Кодексы профессиональной и корпоративной этики: мировой и отечественный опыт.  
    Социальная ответственность и сфера бизнеса  
  Механизмы внедрения этических принципов и норм в практику деловых отношений
  Этика делового общения. Этика управления.
  Морально-психологический климат в коллективе. Типология конфликтов.
  Этика и этикет. Этикет как феномен культуры.
  . Деловой этикет. Его специфика и значение в сфере услуг.
  Основные элементы делового этикета. Культура одежды делового этикета
  . Правила поведения в общественных местах.
  Приемы и презентации
  Особенности межкультурной коммуникации.
  . Международный протокол.

2.Темы семинарских занятий

модуль часы Содержание Действие студентов
    Дискуссия на тему «Зачем нужна этика современному специалисту социально-культурной сферы и туризма»? Участвуют в дискуссии Отвечают на вопросы
    Исторические типы морали и этических учений. Эволюция моральных норм от родового строя до новейшего времени и отражение их в этических учениях. Трудовая мораль индустриального и постиндустриального общества. Категорический императив Канта и его современное значение. Гуманистическая этика А.Швейцера. Конвенциональная мораль и этический релятивизм.     1.Выступают с сообщениями 2.Задают вопросы 3. Обсуждают доклады 4. Анализируют первоисточники
    Теоретическая и нормативная этика. Основные принципы общей этики и их проявление в трудовой деятельности. Трудовая этика России. Отношение к труду, делу с точки зрения западных, российских и восточных традиций.   1.Выступают с сообщениями 2.Задают вопросы 3. Обсуждают доклады
    Высшие нравственные ценности. Талион, золотое правило нравственности и заповедь любви: их ценностное и регулятивное своеобразие. Персоналистическая мораль. Нравственные типы личности. Тип личности российского делового человека и современные морально-этические проблемы в бизнесе.   1.Выступают с сообщениями 2.Задают вопросы 3. Обсуждают доклады
  Представление о высшем благе в этике и их прикладное значение Счастье или польза? Этика пользы в утилитаризме Милля. Утилитаризм в системе ценностей современного человека.   1.Участвуют в дискуссии 2.Выступают с докладами 3.Обсуждают самостоятельную работу
    Назначение профессиональной этики. Виды профессиональной этики и особенности деловой этики и этикета в социально-культурном сервисе и туризме. Кодексы профессиональной этики Кодексы в сфере туризма, гостиничного бизнеса и социально-культурных услугах: мировой и отечественный опыт.   1.Выступают с сообщениями 2.Задают вопросы 3.Формулируют практические рекомендации  
    Нравственная характеристика специалиста по сервису Профессионализм: составные элементы Портрет идеального специалиста в сфере сервисных коммуникаций Практикум «Жизнь по образу идеальности» и постановка задач в сфере профессиональной этики 1.Выступают с сообщениями 2.Задают вопросы 3.Формулируют практические рекомендации
  Управленческая и служебная этика в СКС и туризме. Служебная этика и принципы взаимоотношения в фирмах, предоставляющих сервисные услуги Корпоративная этика и взаимосвязь ее с профессиональной этикой Морально-психологический климат в коллективе: как его правильно создать. Основные стили управления предприятием сервиса и нравственные уроки. 1.Выступают с сообщениями 2.Задают вопросы 3.Формулируют практические рекомендации
  Сообщение по теме «Самостоятельная разработка одной из актуальных проблем профессиональной этики». Честность и проблема доверия в сфере услуг. Основные причины трудностей реализации принципов этики в российском бизнесе. Нравственные конфликты и пути их разрешения Понятие нравственного конфликта Виды нравственных конфликтов Оптимальные пути разрешения Правила бесконфликтного отношения с клиентами 1.Выступают с сообщениями 2.Задают вопросы 3.Формулируют практические рекомендации 4. Анализируют проблемные ситуации
    Семинар-конференция по теме «Мой проект этического кодекса в социально-культурной сфере и туризма» – защита индивидуальных проектов 1.Слушают доклады 2.Участвуют в дискуссии 3. Защищают свой вариант кодекса
    Этикет в сфере услуг Понятие этикета в деловых отношениях. Специфика делового этикета в разных странах Этнокультурная специфика мимики, поз, жестов 1.Слушают доклады 2.Участвуют в дискуссии
  Этикет в туризме, индустрии гостеприимства и социально-культурной сфере. Проблемы обращения к различным типам клиентов, духовным лицам, иностранцам. Создание профессионального имиджа. Особенности служебного этикета. 1.Слушают доклады 2.Участвуют в дискуссии 3.Участвуют в ролевых играх

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

Тема 1 Основы этических знаний.

Понятие этики как науки и явления духовной культуры. Теоретическая и нормативная этика. Взаимосвязь общей (универсальной)этики, прикладной (профессиональной) этики и этикета. Духовная культура и духовность. Нравственность – существенный компонент духовной культуры специалистов по сервису. Предмет, цели и задачи курса. Соотношение понятий "этика", "мораль", "нравственность".

Тема 2. Профессиональная этика: сущность, классификация функции

Понятие профессиональной этики. Сущность и виды профессиональной этики. Место и роль профессиональной этики специалиста по сервису. Основные категории, законы этики и особенности их проявления в сфере деловых отношений в сервисе и туризме.

Тема 3. Происхождение профессиональной этики и многообразие этических учений

Сущность и происхождение морали. Структура морального сознания и его функции. Социальная и персоналистическая мораль. Нормативные образцы личности. Многообразие этических учений. Основные направления этических учений: эвдемонизм, гедонизм, ригоризм, утилитаризм. Мировые тенденции в развитии нравственности в ХХI веке. Понятие социальной ответственности.

Тема 4. Этика сферы предпринимательства

Социально – нравственные добродетели общения и их специфика в сфере трудовой деятельности. Этика бизнеса. Корпоративная этика и ее основные характеристики. Проблема противоречия между нормами профессиональной и корпоративной этики. Управленческая этика: основные принципы взаимоотношений в менеджменте. Служебная этика как вид профессиональной этики. Нормы и принципы служебной этики: противоречие между должным и сущим. Причины усиления этического момента в регулировании служебных отношений. Современные теории в этике предпринимательства.

Тема 5 Профессиональная этика специалиста по сервису и туризму

Этика деловых отношений – основа профессиональной этики специалиста по сервису. Основные нормы и принципы деловой этики. Этические правила отношения к клиентам в сфере сервисных коммуникаций. Этика партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Правовой и нравственный аспект. Этика специалиста социально-культурного сервиса и туризма. Нравственная типология личности и основные моральные характеристики личности специалиста по сервису.

Тема 6. Кодексы профессиональной и корпоративной этики: мировой и отечественный опыт

История кодифицирования этических норм. Корпоративная этика в международном бизнесе. Профессиональные кодексы: их содержание, функции и особенности в сфере сервиса. Глобальный Кодекс Туризма. Развитие профессиональных и корпоративных кодексов в России. Структура этического кодекса этики в сервисе и туризме.

Тема 7. Актуальные проблемы профессиональной этики

Проблема нравственного и безнравственного поведения в деловых взаимоотношениях. Проблема доверия, условия ее реализации и фазы развития. Причины аморального поведения сотрудников в коллективе. Морально-психологический климат коллектива. Типология нравственных конфликтов. Причины нравственных конфликтов и пути выхода из них.

Современные формы этического аудита.

Тема 8-9. Этикет работников сферы услуг. Этнокультурные особенности делового этикета

Этикет как социальное явление. История мирового этикета. Основные функции этикета. Задачи этикета: соединение сфер взаимоотношений людей в обществе. Требования современного этикета. Этикет делового человека. Стили общения и внешние формы поведения. Культура одежды делового человека. Поведение в общественных местах. Манеры поведения. Чувство психологического комфорта. Особенности приветствия и обращения на службе на примере сервисных организаций. Требования к внешнему облику работника сферы услуг. Имидж специалиста по сервису и туризму.

Этнокультурные особенности делового этикета. Международный протокол: основные требования. Этикетные принципы вежливости. Этикетные формы ведения деловой встречи, переговоров.

Наши рекомендации