Дифференциация доходов

Дифференциация доходов населения - реально существующие различия в уровне доходов населения, в значительной степени предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. В странах с развитой рыночной экономикой уровень дохода является одним из важнейших конституирующих социальное положение признаков(наряду с собственностью, отношением к власти и т.д.).

Общество с рациональной дифференциацией доходов, относительно равномерной, наиболее устойчиво за счет многочисленного среднего класса, имеет интенсивную социальную мобильность, сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту. И наоборот, как свидетельствует исторический опыт латиноамериканских стран, общество с резкой дифференциацией доходов крайних полюсных групп населения отличается социальной неустойчивостью, отсутствием сильных стимулов к профессиональному росту, значительной степенью криминогенности социальных отношений.

Дифференциация доходов населения фиксируется статистикой, распределяющей население по группам (долям) в зависимости от среднедушевых доходов. Строятся интервальные ряды по величине доходов от наименьшего к наибольшему или по децилям (по 10%), квартилям (по 20%), отражающим объем денежных доходов, приходящихся на интервального ряда распределения; долю и численность высокообеспеченных (исходя из принятых пограничных критериев), среднеобеспеченных и бедных.

Показатели, отражающие дифференциацию доходов населения, важны для анализа реальных социально-экономических процессов, их мониторинга при проведении активной социальной политики, используются также при составлении государственных программ социально-экономического развития. В течении 90-х годов в России произошли существенные изменения в доходах населения. Увеличилось многообразие доходов, усложнилась их структура, явно усилилась дифференциация.

Основные показатели дифференциации доходов изменились следующим образом.

Коэффициент Джини (индекс Джини) – статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку (к примеру, по уровню годового дохода – наиболее частое применение, особенно при современных экономических расчетов).

Другим из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношения между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Экономисты пришли к выводу, что предел социальной напряженности наступает в тот момент, когда беднейшие 40% населения получают менее 12-13% общей суммы доходов. Сейчас в России в низко доходной группе оказалось подавляющее большинство работников сферы образования, здравоохранения и культуры

Неравенство доходов- это та цена , которую обществу приходится платить за ускорение повышения его благосостояния. Россия не достигла того уровня, при котором происходит сглаживание социальных различий, нормальное для многих европейских стран.

Государственное регулирование доходов представляет собой систему мер и норм законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации доходов и их роста в зависимости от социально-воспроизводства и развития рабочей силы.

Теоретически государственная политика доходов шире, чем государственное регулирование доходов, так как политика может быть основана на принципе невмешательства государства (принцип экономического либерализма). Этот принцип имел место в России в первые годы реформ. Но сейчас эти понятия стали идентичными.

В современных условиях полностью исключить вмешательства государства в социально экономические процессы невозможно, так как рыночное распределение по своей природе несправедливо. Поэтому существует необходимость во вмешательстве государства. Возможность государственного регулирования возникает с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость состоит в увеличении количества трудностей, с которыми призвано бороться государственное регулирование доходов.

Заключение

Развитие эффективного туризма предусматривает разработку проектов и согласования их целей и задач в масштабах мировой экономики. Есть специфика в разработке таких проектов, поскольку привлекаются значительные средства не только туристических фирм, но и государственного бюджета.

Туризм выступают как "невидимый" товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.

По прогнозам ВТО, к 2011 г. число туристских прибытий превысит 1 млрд. человек, к 2020 г.- составит 1,6 млрд. человек; мировые доходы от туризма в 2020 г. возрастут до 2 трлн. долл. Анализируя изменение основных экономических показателей развития данной отрасли, можно сделать вывод, что туризм за последние 15 лет развивался высокими темпами. Даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры и периодов экономического кризиса в мировой индустрии туризма сохранялась положительная тенденция к росту.

Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения. В туристской отрасли первичная занятость к 2000 г. составляла 212 млн. человек, или 10,6% общей численности занятых. ‑­
С учетом высокого мультипликативного эффекта стимулируется вторичная занятость в других отраслях экономики.

В будущем прогнозируется рост туризма на 45,8%.. Следует отметить, что такой рост обеспечен благодаря усилению материально-технической базы размещения, повышением уровня и культуры услуг. За последние 5 лет такая база удвоилась.
На основании темпов роста туристических маршрутов и желающих участвовать в этом процессе можно сделать выводы о том, туризм будет развиваться высокими темпами, превышающими темпы развития основных отраслей национальных экономик.

В курсовой работе были проанализированы проблемы развития международного туризма в целом, а также в России в частности. Россия обладает объективными предпосылками для более активного выхода на мировые туристические рынки. Основным туристическим продуктом России являются разнообразные природные ресурсы, историческое и культурное наследие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный Закон. Об основах деятельности в Российской Федерации: ФЗ РФ от 24.11.2000г. N 132-ФЗ. Собрание законодательства РФ.- 2000.- (N 49).
  2. Агеева Н.А. Финансовые проблемы туризма в России // Финансы. – 2008. №12. – С. 34-45.
  3. Александрова А. Ю. Международный туризм: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 356 с.
  4. Александрова А. Ю. Структура туристского рынка: Учеб. пособие для вузов. – М.: Соло-Пресс, 2008 – 321с.
  5. Алтухов И.А., Деветкина Л.Н. Становление фермерства в России // Аграрная наука. – 2009. – № 8. – С. 15-28.
  6. Ананьев М.А. Международный туризм. – М.: Международные отношения, 2008. – 258 с.
  7. Балабанов И. Т. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 315 с.
  8. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб., 2001.
  9. Зорин И.В., Зорин А.И., Ирисова Т.А. Туризм и отраслевые системы. Учебник для вузов туристического профиля – М. 2008. – 255 с.
  10. Ильина Н. И. Экономические функции туризма на современном этапе // Вестник. - 2008. - №3-4 – 124 с.
  11. Исмаев Д.К. Основы стратегии планирования и маркетинга в иностранном туризме. – М.: ТОО «Луч», 2008
  12. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. – Минск.: БГЭУ, 2008. – 145 с.
  13. Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 146 с.
  14. Квартальнов В. А., Зорин И. В. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 168 с.
  15. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме.– М.: Финансы и статистика, 2008.
  16. Под ред. Чудновского. Гостиничный и туристический бизнес. 2009г.-374с.
  17. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. М.: Экспертное бюро-М, 2008.
  18. Россия в цифрах: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2008
  19. Сенин В. С. Организация международного туризма - М: Финансы и статистика , 2008.-268с.
  20. Туризм как вид деятельности: Учебник для вузов. Под ред. Зорина И.В., Каверина Т.П. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2008.-287с.
  21. Туризм в 2020 году.// Туризм: практика, проблемы, перспективы.-2010.-№1
  22. Экономика туризма: Учебник для вузов. Под ред. Козырева В.М., Зорина И.В.М.: Изд-во «Финансы и статистика»,2008.-312с.
  23. http://www.mitf.ru
  24. http://www.who.int
  25. http://www.world-tourism.org
  26. http://www.world-tourism.org/frameset/silk_road.html
  27. http://wwwextremekg.host.net.kg/raid/18.html
  28. http://www.lawmix.ru/comm.php?id=9077
  29. http://www.volok.ru/Inter_tourism.htm
  30. http://www.intergid.ru/country/8/


Наши рекомендации