Особо охраняемых природных территорий
(по Т.В. Архипенко, Г.В. Дудко)
Отдых и оздоровление людей в естественной природной среде в пределах страны является сейчас одной из наиболее важных народно-хозяйственных и социальных задач. В этой связи задача изучения рекреационно-туристского потенциала территории, выявление и резервирование новых территорий для отдыха, оценка уже существующего туристского природопользования и разработка рекомендаций по его оптимизации приобретает особую актуальность.
Причем изучаются и те территории и объекты, для которых ранее не предполагалось даже в незначительной мере изменять характер и интенсивность сложившейся хозяйственной деятельности. В особенности это относится к таким особо охраняемым природным территориям (ООПТ), как заказники, а также к национальным паркам, где предпринимаются определенные действия по расширению рекреационных зон и, как правило, за счет регулируемого использования.
В этой связи следует учитывать несколько принципиальных положений. Рекреационная деятельность как одно из направлений хозяйственной деятельности (правда, с другой стороны, необходимо оценивать ее экологический и социальный эффект), которая усиливает антропогенную нагрузку на природную среду, не должна способствовать развитию негативных природных явлений и препятствовать природоохранным целям и задачам специально выделенных территорий и объектов и соответствующим мероприятиям.
Рекреационные возможности особо охраняемой природной территории (даже специально выделенных для этой цели участков национального парка) могут использоваться только как дополнительные и подчиненные ее природоохранным функциям. Развитие здесь туристской инфраструктуры может происходить только при приоритетном учете природоохранных ограничений, и уровень удовлетворения потребностей туристов должен определяться именно этими ограничениями. Поэтому следует обратить внимание на понимание комплексного хозяйствования в ООПТ, как единого процесса по осуществлению разнообразных мероприятий, а не как совокупности различных видов деятельности, результаты которых в итоге интегрируются. Необходимо объединять не результаты разных видов деятельности, обусловленных задачами ООПТ, а процесс их осуществления. В противном случае отдельные виды деятельности вступают друг с другом в противоречие. Действительно, объединяющим началом всей деятельности в ООПТ является охрана природы, однако в современной практике эта функция фактически противопоставляется другим видам деятельности, которые ограничиваются системой запретов, излагаемых в нормативных документах. Весьма ярко это противоречие проявляется во взаимосвязи рекреационной и природоохранной функций ООПТ, что выражается в ограничении традиционных (массовых) видов туризма в ее пределах. Единственный выход здесь видится в развитии не массовых, а альтернативных видов туризма, которые способствовали бы выполнению главной задачи ООПТ – охране природных комплексов, и одновременно помогали бы достигать цели, связанные с экологическим просвещением и получением рекреационного эффекта. Поэтому туристской специализацией ООПТ должно быть обслуживание туристов, для которых главными видами рекреации являются занятия, основанные на минимальном потреблении экологических ресурсов и живом общении с природой.
Приоритет должны иметь познавательные формы туризма, развитие которых будет способствовать привлечению на отдых образованных людей и популяризации среди населения экологических и культурно-исторических знаний. Одним из приоритетных направлений развития познавательных форм туризма являются туристские маршруты или экологические тропы, расширяющие у экскурсантов знания о процессах и явлениях окружающей их природы. Другая важная задача – воспитание экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе. Экологические маршруты и тропы, кроме этого, являются регуляторами потока рекреантов, распределяя их в различных направлениях по ООПТ, снижая рекреационную нагрузку на природную среду.
Все сказанное только подчеркивает необходимость обозначения и выделения в правовом порядке экологического туризма в качестве отдельной категории туристкой деятельности как имеющего наибольшие перспективы устойчивого развития и самого цивилизованного вида рекреационной деятельности.
Актуальность выделения этой категории заключается также и в возможности разграничения с ее помощью туризма по степени приемлемости для различных по уникальности и ценности природных комплексов. Необходимость такой дифференциации обнаруживается при попытке решения конфликтной ситуации между природоохранными и рекреационно-хозяйственными интересами природопользователей на природоохранных территориях.
Экологический туризм (в особенности, в форме биосферного туризма) является самым экологически безопасным видом природопользования. В его рамках познание может идти в русле либо образовательного процесса, либо простого ознакомления. Отличие первого типа познания от второго в том, что образовательный процесс связан с целенаправленным и тематическим получением сведений об элементах экосистемы, а также ознакомительный с непрофессиональным наблюдением за природой. Оздоровление может происходить в пассивной (стационарное нахождение в природной среде), активной (связанной с переходами туриста от одного интересующего природного объекта к другому) и спортивной (преодоление естественных препятствий при прохождении маршрутов) формах.
Целесообразна дифференциация форм экотуризма в зависимости от интенсивности рекреационной деятельности при его практической организации на природоохранных территориях, где функциональное зонирование предусматривает различные режимы природопользования. Причем такая дифференциация проводится с учетом двух возможных позиций.
Первая основана на том, что реализуемая форма экотуризма тем агрессивнее, чем интенсивнее турист перемещается в естественно-природном пространстве. Интенсивность определяется временем и скоростью активного передвижения туриста с целью удовлетворения рекреационных потребностей.
В основе второй позиции лежит принцип рационального использования природных рекреационных ресурсов. Сущность его в следующем: научно-познавательная информация, которую несет в себе объект природы, должна быть использована как можно в более полном объеме. Поэтому если этот объект или экосистема особо ценные, то их потенциал не стоит использовать в ознакомительных формах туризма. Лучше заменить их менее ценными объектами, вовлечение которых в рекреационно-ресурсный цикл не ухудшит качества туристского обслуживания, но зато уменьшит нагрузку на уникальные объекты природы. В отличие от первой позиции, рациональное использование познавательного потенциала позволяет разумно распределять туристский поток на используемой природной территории.
Использование такого подхода имеет и экологическое значение, так как в этом случае часть туристского потока будет выводиться с территории парка с целью обслуживания на экскурсионных маршрутах, что снизит рекреационную нагрузку на природные комплексы.
В современных условиях специалисты, имеющие отношения к организации хозяйствования в ООПТ, значительно преувеличивают роль влияния инфраструктурных факторов (гостиницы, ресторан, качество дорог, связь) на формирование мотивов туристских посещений таких объектов, одновременно занижая роль других групп факторов: рекреационно-организационный и социальный. Данная ситуация не соответствует структуре спроса и особенностям сегодняшнего туристского потока.
Организация рекреационной деятельности на основе современных научно-обоснованных подходов и методов в перспективе позволит в полной мере использовать все многообразие форм туристского природопользования в ООПТ.