Рекомендуемая ЧЧС при выполнении общеразвивающих упражнений горнолыжника
Возраст, лет | ЧЧС | Возраст, лет | ЧЧС |
140-170 | 119-145 | ||
136-165 | 115-140 | ||
132-160 | 111-135 | ||
128-155 | 65 и старше | 107-130 | |
124-150 |
После долгого перерыва начинают тренировки размеренно, ни в коем случае не форсируя пропущенное ускорением движений. В случае недомогания, слабости следует обратиться к врачу.
Из специальных упражнений осеннего периода следует особо выделить следующие:
1. Спуск бегом по травянистым и песчаным склонам (кисти держать "в замке" перед грудью).
2. Спуск вниз по склону прыжками двух ног с приземлением на всю длину ступни. Фиксация низких и средних стоек спуска на 30 — 90 с.
3. "Сухой" слалом — преодоление трасс слалома бегом на вре
мя по склону или на ровном месте (особенно полезно по песку). "Лесной" слалом — бег между деревьями.
4. Слалом на лыжероллерах на травянистых склонах. Скэйтборд.
5. Прыжки-бег по камням (на горных моренах, по высохшим руслам рек).
6. Прыжки-многоскоки.
7. Прыжки с ноги на ногу по сторонам — имитация конькового шага: вправо-влево с приземлением на "внешние" ноги. Лучше выполнять упражнение вдоль рва-канавы (прыжки с бруствера на бруствер).
8. Прыжки с двух ног по "шашкам" — клеточкам (в приседе, в полуприседе).
9. Перескоки вправо-влево через поваленное дерево.
10. Перебежки и взбегания на вертикальные стенки.
12.Спрыгивание вниз с разной высоты.
13.Ходьба и бег в полуприседе, в приседе (гусиный шаг).
14.Приседания с вращениями бедер, коленей.
15.Положение сидя с горизонтальным направлением бедер и вер-альным туловищем, прислоненным спиной к гладкой стенке или е напарника (удержание "стульчика").
Cпециальные и имитационные упражнения выполняют при полусогнутом положении суставов ног и поясницы (в средней и низкой стойке). Именно такой характер мышечной нагрузки наиболее свойствен горнолыжной технике.
По мере приближения зимы возрастает интенсивность горнолыжных занятий, тренировки становятся все более напряженными и более специальными по содержанию. Каждому горнолыжнику необходимо добиваться устойчиво высокого уровня физического состояния, для того чтобы получать больше удовольствия от катания. По возможности до отъезда в отпуск следует регулярно тренироваться на горных лыжах в ближайших пригородах, продолжать заниматься общефизической подготовкой.
Перед началом катания или тренировки в зимнее время, особенно при больших морозах, необходима предварительная разминка.
Упражнения на разогревание мышц усиливают приток крови к мышечным группам, что ведет к увеличению запасов кислородного топлива мускулов, то есть повышает их работоспособность. Снижается "вязкость" мышц, они расслабляются перед нагрузкой. Разминка оказывает стимулирующее воздействие на обменные процессы. Повышая температуру мышц и увеличивая энергетические запасы организма, разминка в определенной мере предохраняет от мышечных травм. При выполнении движений во время разминки горнолыжник настраивает свою нервную систему, что является немаловажным залогом успешных действий на спуске. И наконец, включение в разминку специальных упражнений, разминочных спусков на лыжах позволяет быстро восстановить техническую форму, быстрее подготовить организм к исполнению сложно координированных движений, которыми отличается горнолыжная техника.
Различают два основных метода проведения разминки. В активной разминке преобладают движения. Рекомендуется начинать с движений верхней части тела, выполнять разные вращения рук, головы, туловища. Делаются наклоны, сгибания, разгибания. Далее переходят на движения более общего характера: приседания, взмахи ногами, упражнения на гибкость. Разминка проводится плавно, без интенсивных движений, без больших нагрузок. Большой эффект перед стартом на соревнованиях и просто перед катанием приносят пассивные методы разминки: вибрационный массаж, постукивание, поглаживание, глубокий массаж.
Легкие разминочные упражнения должны прочно войти в привычку каждого горнолыжника, в культуру катания на горных лыжах.
Общее представление о планировании годичной тренировки дает табл. 7, которая показывает, как следует изменять построение тренировки в зависимости от целей и задач подготовки.
Таблица 7.
Планирование годичной тренировки горнолыжника
Спортивно-туристическая направленность подготовки | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель |
Горнолыжный спорт высших достижений | Активный отдых, спорт, игры | Аэробная тренировка: кроссы, велокроссы, спортигры, лёгкая атлетика | ОФП и СФП: развитие скоростно-силовых качеств, выносливости | Зимний спортивный сезон: поддержание и развитие спортивной формы, участие в соревнованиях по скоростному спуску, слалому-гиганту, слалому, фристайлу | ||||||||
Тренировочные сборы на снегу: совершенствование техники скоростного спуска, слалома-гиганта, слалома | ||||||||||||
Горнолыжные походы, спуски, спорт | Активный отдых, спорт, игры | ОФП: кроссовая подготовка, спортигры, велокроссы, развитие аэробных способностей. Горный и водный туризм, совершенствование горнолыжной техники (на снегу) | СФП: развитие скоростно-силовых качеств, ловкости, гибкости, координации | Зимний спортивный сезон: поддержание и развитие спортивной формы, участие в соревнованиях по скоростному спуску, слалому-гиганту, слалому, фристайлу | ||||||||
Катание на горных лыжах (любители) | Активный отдых, аэробная тренировка: спортигры, кроссы, велокроссы, плавание, полевая гимнастика | ОФП и СФП: развитие выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкости, гибкости, координации | Зимний спортивный сезон: катание на горных лыжах, тренировки по слалому (слалому-гиганту), участие в соревнованиях, в праздниках на снегу, поддержание спортформы разными средствами ОФП, выезд на горнолыжную базу, в туристский центр |
Школы горнолыжника
Самый быстрый и самый надежный путь к овладению техникой спусков с гор на лыжах — постоянные тренировки под наблюдением квалифицированных тренеров-инструкторов. И это понятно, поскольку горнолыжный спорт считается технически сложным и в какой-то мере опасным.
Многим горнолыжникам случается более или менее продолжительное время кататься в одиночку, без инструкторского надзора. Но увы, в этот период полной свободы от контроля, как правило, идет процесс технического застоя, когда из-за ошибок горнолыжника при быстрых спусках по сложному горному рельефу или при неправильной координации движений во время поворотов дальнейшее развитие мастерства тормозится. При этом ошибки постепенно накапливаются, закрепляются и незаметно переходят во вредные привычки.
Инструктор, опытный педагог, быстро замечает у своего ученика технические погрешности и с помощью специальных упражнений и спусков помогает избавиться от них. В результате восстанавливаются правильные рефлексы и координация, появляются новые навыки, прогресс лыжника становится быстрым и очевидным.
Закрепление технических навыков одинаково важно как начинающим, так и средней подготовленности лыжникам. Не менее нужны советы и рекомендации опытных инструкторов хорошим горнолыжникам, которые решаются на большие технически сложные и порой опасные спуски в высокогорье.
Обучением технике катания любителей горнолыжного спорта занимаются так называемые школы горнолыжника. Школы организуются отделениями Всероссийской ассоциации горнолыжных инструкторов в разных регионах страны при туристско-спортивных организациях, горнолыжных базах и клубах, а также при крупнейших турагентствах, заинтересованных в привлечении на работу компетентных специалистов горнолыжного спорта.
Преподают в школах опытные инструкторы, аттестованные Российской национальной горнолыжной школой, входящей в состав Всероссийской ассоциации горнолыжных инструкторов.
Основные виды деятельности школ и предоставляемые ими услуги:
· групповое и индивидуальное обучение горнолыжной технике на любом уровне владения лыжами, от новичка до опытного, хорошего горнолыжника (как одиночные уроки, так и учебные циклы);
· обучение детей, начиная с 4-летнего возраста;
· специализированное обучение катанию в сложных условиях целинного глубокого снега, спускам по ледникам и в ущельях, ски-экстрем, на специнвентаре (сноуборд, монолыжа, параболические, широкие и другие виды лыж);
· тренировки и соревнования по слалому и слалому-гиганту;
· организации ски-туров: переходов и спусков на горных лыжах в высокогорье, в "диких" долинах по ледникам и нетронутым снежным полям, выездов на лыжах в разные горнолыжные районы, подъемы с лыжами на снежные вершины и т.п.;
· установка креплений, подгонка и ремонт лыжного инвентаря;
· консультации по всем вопросам, относящимся к горнолыжному спорту и к горам: организация обслуживания и обучения горнолыжников, лавинная опасность, прокладка и содержание горнолыжных трасс, спортивный инвентарь и снаряжение, обеспечение безопасности
при занятиях горнолыжным спортом, отечественные и зарубежные горнолыжные центры.
По всем вопросам, относящимся к работе школ горнолыжника, отдыху на лыжах за рубежом и у нас в стране, а также другим аспектам горнолыжного спорта и туризма, следует обращаться в Российскую национальную горнолыжную школу по адресу: 125083, г. Москва, ул. Верхняя Масловка, 21, Центр туризма ИННА (рядом с метро "Динамо") или по тел. 480-80-74, 339-02-67, тел./факс 372-05-25.
В осенне-зимний сезон в Центре туризма ИННА (тел. 257-37-95, 257-37-17) ведущие инструкторы и специалисты Федерации горнолыжного спорта проводят для всех желающих бесплатные консультации и беседы "Четверги на Масловке" с 17 до 19 час. На этих встречах демонстрируются видеофильмы, иллюстрированные компьютерные каталоги горнолыжных курортов СИДИ-РОМ, предоставляется библиотека журналов и буклетов, а также большая фототека горнолыжных центров, трасс спусков и гостиниц.
Подобные сведения можно получить и в отделениях и филиалах Всероссийской ассоциации горнолыжных инструкторов в п. Солнечный (Хабаровский край), п. Мирный (Якутия-Саха), Красноярске, Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге, Чайковском, Ижевске, Тольятти, Нижнем Новгороде, Волгограде, Кировске, Санкт-Петербурге, Новгороде, Ярославле, Твери, Серпухове, Калуге, Туле, Старом Осколе, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Краснодаре, Сочи, Терсколе, Домбае, Архызе и др.
Инструкторская учеба
Профессия инструктора горнолыжного спорта — одна из наиболее привлекательных для тех, кто по-настоящему любит горные лыжи и понимает, что дальнейшая жизнь без них не возможна или просто не интересна. К большой радости, любовью к горным лыжам "заболевают" многие. Число сторонников этого замечательного вида спорта и отдыха становится все больше, как бы ни велики были материальные затраты на горнолыжный инвентарь, амуницию, поездки в большие горы, пользование подъемниками и т.д.
Инструктор - центральная фигура в организации клубной спортивной работы на местах. Специальность инструктора пока что единственный профессиональный статус в горнолыжном туризме.
Горнолыжные базы и клубы разбросаны по всей территории Российской Федерации, во многих городах и областных центрах туристические агентства предлагают своим клиентам горнолыжные путешествия и услуги, и все они нуждаются в инструкторах — специалистах своего дела.
Наконец, своего, "домашнего" инструктора желательно иметь в каждом, даже небольшом коллективе, в каждой спортивной семье. Такой знаток бывает необходим во всех случаях: обучить детей и близких лыжной технике, при покупках разобраться в инвентаре и снаряжении среди десятков фирм и моделей, подогнать и отремонтировать инвентарь, организовать тренировки, предпринять меры против травматизма и заболеваний в горах, сделать правильный выбор горнолыжного курорта с учетом всех обстоятельств.
Обучением инструкторов и повышением их квалификации занимается Российская национальная горнолыжная школа на специальных семинарах в зональных и региональных школах инструкторов за счет средств самих участников, заинтересованных организаций и спонсорских поступлений.
Учитывая большие расстояния и связанные с этим расходы на переезды участников, при выборе мест семинаров-школ отдается предпочтение базам, которые расположены ближе к горнолыжным клубам и организациям, заблаговременно предложившим свою инициативу.
По всем вопросам, связанным с подготовкой инструкторских кадров, проведением их аттестации и повышением квалификации, как заинтересованные организации, так и горнолыжники лично могут обращаться в Российскую национальную горнолыжную школу — Всероссийскую ассоциацию горнолыжных инструкторов по адресу 109444, г. Москва, а/я 44 Ремизову Л.П. или по тел. (095) 372-05-25, 480-80-74, по факсу 372-05-25.
Аттестация и повышение квалификации. К участию в семинарах по подготовке инструкторов допускаются горнолыжники, хорошо владеющие техникой спусков на лыжах, имеющие общее или специальное среднее образование и достигшие 18-летнего возраста.
Инструкторская квалификация включает три категории:
кандидат-инструктор,
инструктор,
инструктор России (национальный инструктор).
Первая ступень — начальная подготовка на звание кандидата-инструктора продолжается 15 учебных дней. Требование к участникам семинара — хорошее владение техникой (повороты на параллельных лыжах, короткие сопряженные повороты, шаг-поворот). После окончания семинара следует обязательная стажировка на туристской базе или в клубе.
Следующая ступень — подготовка на звание инструктора. Участники семинара - кандидаты-инструкторы должны не только хорошо владеть горнолыжной техникой, но и иметь опыт педагогической работы по обучению начинающих горнолыжников. Продолжительность занятий — 30 учебных дней.
Подготовка инструктора на высшее звание инструктора России проводится на высокогорных базах Кавказа (Терскол, Домбай, Красная Поляна) и Хибин (Кировск). Отдельные семинары организуются совместно с известными европейскими школами. Звание инструктора России предполагает первоклассное владение техникой спусков в сложных условиях, а также большой опыт инструкторской работы. Продолжительность занятий семинара — 30 дней.
В зависимости от категории семинара горнолыжные трассы учебных занятий должны удовлетворять следующим параметрам: на звание кандидата-инструктора длина спуска не менее 300 м (перепад высоты 40 м), на звание инструктора длина спуска не менее 800 м (перепад высоты 200 м), на звание инструктора России длина спуска не менее 2500 м (перепад высоты 700 м).
После успешного окончания школ-семинаров выпускникам выдаются удостоверение инструктора Российской национальной горнолыжной школы и квалификационная книжка инструктора Всероссийской ассоциации горнолыжных инструкторов, в которой записываются работа инструктором, прохождение специальной подготовки, повышение квалификации и переаттестации.
Инструкторы, аттестованные Российской национальной горнолыжной школой, становятся членами Всероссийской ассоциации горнолыжных инструкторов.
Места перспективной работы инструктора: школа горнолыжника, туристические агентства, спортивно-туристские организации, горнолыжные базы, детские горнолыжные школы, магазины спортивного инвентаря, спасательная и лавинные службы в горах, обслуживание горнолыжных трасс и канатных дорог.
Программа обучения. Инструктору надлежит обучать своих клиентов технически сложному виду спорта в горных условиях, сопряженному с определенными опасностями и риском. Поэтому его формирование как специалиста требует не только хорошей физической подготовки, владения техникой спуска, но и значительного объема знаний о природе гор, правилах безопасности, первой доврачебной помощи. Он должен быть знаком с функционированием в горах спортивных сооружений, подъемников, уметь разбираться в особенностях горнолыжного оборудования, устанавливать крепления, ремонтировать лыжи, готовить инвентарь к катанию и т.д.
Программа обучения инструкторов состоит из трех разделов: 1) Основы физического воспитания; 2) Особенности горной среды и обеспечение безопасности; 3) Горнолыжная и горная подготовка.
Содержание программы: основы физического воспитания и спортивной тренировки, физиологические основы занятий горнолыжным спортом, организация физической культуры, туризма и горнолыжного спорта в Российской Федерации, основы горнолыжного спорта и туризма, горнолыжная техника и методика обучения, прикладная педагогика, тренировка горнолыжника, спортивный инвентарь и снаряжение, горная природа и ее опасности, лавинная опасность, обеспечение безопасности и первая доврачебная помощь, работа горнолыжного центра и его инфраструктура, оборудование, прокладка и обслуживание горнолыжных трасс, канатные дороги, функции и работа контрольно-спасательной службы в горах, соревнования по слалому и слалому-гиганту, акклиматизация и личная гигиена в горах, горнолыжные центры России и мира, правово-экономические вопросы горнолыжного туризма и работы инструктора, особенности работы в иностранных горнолыжных центрах и спецаттестация по владению иностранными языками.
Прикладная педагогика
Принципы обучения. В основе обучения горнолыжной технике, как и любого процесса обучения, лежат следующие принципы: сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, доступность, прочность. Строгое соблюдение перечисленных принципов в процессе обучения обусловливает его успешное проведение.
Сознательность и активность. Обучающийся должен знать свой маневр, видеть цель упражнения, понимать его логику. Тогда и появляется активность, столь необходимая в обучении.
Наглядность. Движения горнолыжника, их координация несколько необычны. Чтобы уловить специфику действий при спуске на лыжах, ученик должен иметь четкий двигательный образ. Поэтому показ движения приобретает первостепенное значение. Прием демонстрируется по нескольку раз, так, чтобы обучающиеся могли увидеть прием с разных точек. Трудно представить процесс обучения катанию на горных лыжах без вспомогательного материала: кинофильмов, фотографий, контурограмм, плакатов, рисунков.
Систематичность и последовательность. В рамках целостной системы (программы) предусматривается постепенное приобретение необходимых навыков для овладения в дальнейшем более сложной техникой. К этому же принципу относится и понятие прогрессирования: упражнения должны усложняться, а нагрузки — постепенно возрастать.
Доступность. Приемы техники, предлагаемые лыжнику на каждом этапе обучения, должны быть ему по силам. На практике этот принцип осуществляется, если инструктор неуклонно следует основным дидактическим правилам: от известного к неизвестному, от простого к сложному, от главного к второстепенному, от общего к частному, от легкого к трудному.
В рамках этого же принципа доступности находятся и понятия стандартизации и индивидуализации обучения. Первое — это выполнение единых требований (например, программы) при отработке движений, техники. Стандартизация особенно важна при начальном групповом обучении. На последующих этапах большее значение приобретает индивидуальный подход к туристам. При доведении техники до уровня мастера более всего вредны догмы и ценен индивидуальный контроль.
Темпы обучения. Они тесно связаны с целью урока. В первую очередь следует знать не только, что надо изучить, но и в какой мере следует освоить прием, то есть до какой степени совершенства целесообразно довести его на данном этапе. Не надо проводить занятия в слишком быстром темпе: незакрепленные или, хуже того, плохо усвоенные навыки впоследствии станут препятствием в обучении. Вредно и затягивание обучения. Когда тренер стремится довести исполнение каждого приема до совершенства и тратит на это много времени, у обучающихся часто пропадает интерес к занятиям. Хорошего исполнения в большинстве случаев бывает достаточно, чтобы с успехом продолжать обучение и отрабатывать более сложные приемы. Ничто не мешает впоследствии вновь вернуться к тому или иному приему и довести его до совершенства.
Обучение приему. В процессе обучения тому или иному приему горнолыжной техники можно выделить следующие три этапа. Первый - восприятие изучаемого приема, его анализ, начальное разучивание. На данном этапе обучающемуся предстоит: получить правильное представление об исполнении движения; если прием сложный, то, проанализировав его, разучить его различные части, элементы, фазы; сформировать общий ритм двигательного акта; освоить прием "вчерне" без грубых технических погрешностей, а если они появились, принять меры к их устранению. Второй этап — отработка движения в целом, освоение слитного, строго координированного, ритмичного исполнения. И третий этап - закрепление навыка владения техникой приема, умение исполнять его в различных условиях, в соответствии с личными технико-физическими особенностями горнолыжника.
При обучении новому движению тренер должен придерживаться следующего плана:
1. Назвать движение, прокомментировать его.
2. Продемонстрировать прием.
3. Если это необходимо, кратко проанализировать тех
нику приема, разложить ее на составные части, обращая
внимание на новые элементы.
4. Приступить к отработке с учениками отдельных фаз или элементов движения, используя при необходимости специальные подготовительные упражнения.
5. Перейти к выполнению движения в целом.
6. Улучшать технику приема в условиях разнообразного рельефа и снега. Совершенствовать прием на спортивных трассах.
Естественно, этот перечень сокращается при отработке более простых приемов, при неблагоприятных метеоусловиях, а также при более быстрых темпах обучения (если они, конечно, обоснованны).
Представление движения. При знакомстве с новым приемом следует указать его назначение и место в программе обучения, раскрыть связь приема с предыдущими упражнениями, разъяснить условия его применения. Используя принятую терминологию, смело давать образные названия, расшифровывая их смысл. При обучении детей объяснения должны быть более простыми, лаконичными.
Демонстрация приема. Для демонстрации приема необходимо подобрать соответствующий склон, утоптать его лыжами, загладить. Разместить обучающихся таким образом, чтобы во время демонстрации они могли не только хорошо видеть движение в целом, но и лучше выделить его основной элемент.
Показательное исполнение приема должно происходить четко и технически чисто, однако в несколько упрощенной форме, с широким ведением лыж, на той скорости, когда исполнение облегчается.
Прием показывают столько раз, сколько это необходимо, чтобы обучающиеся хорошо его поняли. Однако даже при сложных движениях демонстрацию нельзя затягивать. В этих случаях важно уметь выделить основной технический элемент, объясняя его значение для освоения всего движения в целом.
Анализ приема. Объяснять технику приема следует по возможности кратко. Продолжительность анализа зависит от его сложности, состава группы (взрослые могут внимательно слушать даже подробные рассуждения о технике, а юные горнолыжники предпочитают от демонстрации сразу переходить к опробованию приема), т настроения группы, времени, отведенного на занятие, погоды и т.п. В первую очередь следует остановиться на наиболее существенном, а затем уже рассказать о деталях и разных сопутствующих явлениях.
Разучивание сложного движения. Обычно первые попытки выполнить сразу сложный элемент, такой, например, как поворот от склона, приводят к неудачам. Часто желание быстрее освоить прием недостижимо из-за того, что лыжники просто не готовы технически. В таких случаях необходимы специальные "подводящие" упражнения, поочередная отработка отдельных элементарных движений, входящих в изучаемый прием. Поэтому в процессе начального разучивания сложного приема особое значение имеет расчленение двигательного акта на отдельные фазы, составные элементы. В последующем происходит обучение слитному исполнению движения в целом.
Отработка упражнения. В основе выработки двигательных навыков горнолыжной техники лежит многократность исполнения приемов. Однако здесь вредно переусердствовать. Длительные повторы без необходимых пауз отдыха и перемены мест занятий быстро приводят к усталости. В результате резко снижается усвояемость и увеличивается возможность падений, а следовательно, и травм.
На начальном этапе не всегда оправданна практика поочередного исполнения учениками упражнений. Следует чаще прибегать к совместной работе всей группы. Ученики не должны простаивать в ожидании своей очереди скатиться, они должны больше работать, тренироваться. Для этого необходимо подбирать соответствующие склоны, по-разному располагать группу, чаще использовать подъемники.
Особенно полезны спуски "за лидером" по большим трассам. Время от времени инструктор останавливается, чтобы указать на ошибки и поставить новые задачи на предстоящий спуск.
При начальном обучении не следует разрешать спуски по проложенным следам, в колее. У новичков при этом складываются неверные представления о спуске, ноги привыкают к неправильным ощущениям. К тому же борозды портят склон, делают его опасным.