Особенности жанра путевого очерка

С XVIII в. во всем мире начинается активное развитие периодической печати и жанра путешествий не только в литературе, но и в журналистике. Тогда же многие писатели и журналисты начинают работать в жанре путевого очерка.

Этот художественно-публицистический жанр соединяет в себе репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало. Сам автор решает, как расставить акценты в своем материале: «развернутость» репортажного начала указывает на преобладание художественного метода, в то время как упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода. Таким образом, в ходе их применения создается или преимущественно-художественная, или преимущественно-теоретическая концепция отображаемого предмета. Такая непроясненность долгое время служила исходным моментом горячих споров о том, относить ли газетный (журнальный) очерк к художественным произведениям или же – к документально-журналистским.

Очерки бывают портретные, проблемные, но именно путевой очерк в наибольшей степени претендует на «авантюрность сюжета», что является одной из главных черт журналистики путешествий. Несмотря на то, что автор путевого очерка должен показать себя незаурядным исследователем, ему нужно всегда отбирать именно те факты и детали, которые помогут раскрыть замысел путешествия. «Многие писатели избирают для очерка непринужденную форму записи непосредственных впечатлений, размышлений и ассоциаций, рожденных встречей с той или иной действительностью. Однако они подчиняют свое повествование единой внутренней теме, единому образу, ясно выражая свое заинтересованное отношение к описываемому и давая ему свою оценку».[10]

Таким образом, все собранные в ходе поездки факты и впечатления, все события и знакомства, произошедшие с автором, должны отражать замысел или, как его еще по-иному называют, основную идею будущего произведения.

Чтобы написать хороший путевой очерк, к нему нужно быть готовым заранее. Как пишет А. Тертычный в своей книге «Жанры периодической печати», исходным материалом для очерка могут стать как прошлые личные наблюдения журналиста, так и полученная вновь информация из тех же газет, журналов, радио и телевидения. Но не исключено, что журналист получит определенное задание от своего редактора или замысел возникнет под воздействием каких-то иных факторов (скажем, в результате участия журналиста в какой-то политической акции). Как и в ходе подготовки любого серьезного и объемного материала (а путевые очерки именно такими и бывают), в ходе подготовки очерка, уже на стадии сбора сведений, этот замысел может быть скорректирован или даже кардинально изменен – все зависит от характера той информации, которая попадет в распоряжение журналиста.[11]

Качество же очерка, как и прежде, продолжает во многом зависеть от того, каким языком он написан. «Простой, точный, образный язык дает возможность даже сложную проблему, поставленную в очерке, сделать доходчивей, понятной для самого широкого круга читателей. И наоборот, самые яркие факты и явления становятся неинтересными, а самые простые мысли непонятными, если о них писать запутанно, неграмотно».[12]

Работа над очерком проходит в два этапа. Первый этап – сбор, проверка и осмысление фактического материала. На втором этапе уже начинается непосредственно творческий процесс, который для каждого журналиста индивидуален.

Работа с фактическим материалом является наиболее сложной. В ходе своей поездки очеркист фиксирует огромное количество разрозненных фактов, из которых впоследствии ему нужно будет выбрать, с его точки зрения, самые важные. Но журналисту не следует отказываться и от мелочей, потому что даже самая незначительная деталь в руках умелого художника слова может стать отличным дополнением картины описываемого явления.

Задача очеркиста представить «художественно-публицистическую модель реального мира». Поэтому нельзя просто фиксировать происходящее, нужно доносить до аудитории действительность зримо и образно. Автор, придерживаясь фактической основы и используя свое воображение, показывает читателю «кусочек жизни». Каждый путевой очерк уникален по содержанию. В этом заключается основная ценность этого жанра.

Журналист должен уметь грамотно использовать те преимущества, которые предоставляет ему путевой очерк. У очеркиста есть уникальная возможность, придавая своему тексту динамичность, сделать читателя «соучастником» своей командировки, своего путешествия.

Создавая художественно-публицистическую картину действительности, автор очерка вскрывает актуальные проблемы современности, облекая их в яркую художественную форму. Тем самым очеркист формирует сознание читателя.

Это еще раз подтверждает одну простую истину, доказанную известным русским публицистом и литературным критиком Н. Михайловским:

«Журналистика живет не на воздухе. Она живет, когда живет общество, и замирает - когда подрезаны корни жизни в обществе».[13]

Наши рекомендации