Состояние развития туризма в России
Успешный опыт большинства государств в достижении высоких экономических результатов от продвижения туризма превращается в наших условиях отнюдь не в реальность, а в сладкий приятный миф, который тиражируется в методах массовой информации, порождая несбыточные надежды и упования.
А на деле, на фактах последствий продвижения туризма начинается картина, вызывающая у страны, его финансовых органов глубокое разочарование. И это прежде в результате из-за плачевного состояния платежного баланса государства по части «туризм». В сопоставлении его сторон открывается довольно парадоксальный итог - туризм не приносит государству валюту, а демонстрирует надежный канал ее утечки.
Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приёма иностранных путешественников.
В стране есть всё необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. В целом, определён порядок создания и функционирования сферы туризма. Сформированы имущественные и обязательственные отношения туристических предприятий, установлены процедуры государственной регистрации, сертификации, стандартизации, защиты прав потребителей, страхования рисков, рекламной деятельности, охраны окружающей среды и другие правовые основы туристского бизнеса и связанного с ним сервиса.
На сегодня доля туризма в российской экономике составляет 2,5% от ВВП - около 1 трлн. рублей. В этой сфере занято 6% трудоспособного населения. Вместе с тем, в индустрии туризма пока не сложилась эффективная система рыночных отношений, налицо существенное отставание туристской отрасли от мировых стандартов в сфере управления, организационных и производственных технологий, законодательного обеспечения туристской деятельности. Государство, к сожалению пока не в полном объеме осуществляет разработку стратегических ориентиров развития отрасли.
Остро стоит необходимость поддержания сохранности и обеспечения доступности природного и культурного наследия народов Российской Федерации, как важного условия развития туризма, а также приведения в соответствие федеральных, региональных и муниципальных правовых нормативных актов, связанных с ограничениями доступа туристов на природные территории.
Потенциал российского туризма огромен и сейчас использован далеко не полностью. В 2007 г. количество туристов (с учетом въездных) составило порядка 30 млн человек, а, по мировым оценкам, емкость рынка достигает 40-50 млн человек.
В Россию стало приезжать все меньше и меньше туристов. Это мы может наблюдать в приведенной ниже диаграмме.
Тем не менее Россия находится только в начале пути построения современной туристической инфраструктуры.
Основными причинами, сдерживающими развитие туризма в России, являются:
- туризм как отрасль рыночной экономики не нашел должной законодательной поддержки со стороны государства, не выработавшего стратегических ориентиров, касающихся сферы туризма;
- не достаточно используется передовой опыт других стран в области дифференцированного налогообложения туристской отрасли, поэтому за счет накоплений российских граждан активно развивается не российский, а курортный и туристический комплекс ряда зарубежных стран;
- не разработана единая система нормативных правовых актов и экономических механизмов, обеспечивающих эффективное функционирование индустрии туризма;
- отсутствуют эффективные механизмы для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в сферу российского туризма;
- не создана целостная система обеспечения безопасности;
- распад системы туристских клубов по месту жительства (за последние 15 лет их количество в России уменьшилось более чем в 20 раз);
- многочисленные нарушения права граждан (туристов) на свободу передвижения по территории России (противоречащие федеральному законодательству нормативные акты местных властей и должностных лиц, чрезмерное расширение пограничных зон и усложненный порядок получения пропусков, незаконное взимание платы на природоохранных территориях за посещение национальных парков и заповедников и др.);
- отсутствие достоверной информации о введении каких-либо ограничений на посещение другого региона (района) России в нужное время, о правилах оформления документов для посещения, адресах и телефонах организаций, куда необходимо обращаться.
По результатам опроса, проведённого в 2006 году среди 115 компаний из 24 регионов, были выявлены основные причины отталкивающие туристов. Результаты мы можем увидеть на диаграмме.
К традиционным российским проблемам добавляется и острый дефицит квалифицированных кадров. По информации Российского союза туриндустрии, возрастная структура работников, занятых в гостиничном секторе Москвы, такова: для многих богатейших в природном отношении регионов характерна труднодоступность туристических центров. У аэровокзалов низкая пропускная способность, по уровню сервиса и комфорта они сильно уступают зарубежным. Это отпугивает иностранных туристов с высоким уровнем доходов.
Растущая экономическая значимость туристской деятельности увеличивает интерес к ней предпринимателей и государства, что оказывает влияние на постоянное появление новых туристских фирм и направлений туристской деятельности. Эта эволюция изменяет конкурентную картину сектора, выдвигая на первый план вопросы конкурентоспособности национальных туристских продуктов.
В ближайшие годы значение туризма будет стремительно расти. По прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО), ежегодный прирост мирового туризма будет составлять устойчивые 4-5%. По-прежнему наиболее значительная доля путешествий (и, соответственно, денежных поступлений) в обозримом будущем будет приходиться на внутренний туризм. Ожидается, что соотношение внутренних и международных поездок будет в среднем составлять в мире 10:1.
По данным Госкомстата России, в 1999 году нашу страну посетили 18 миллионов 495,6 тысячи иностранных граждан из 200 стран мира. По сравнению с аналогичными данными за 1998 год увеличение потока иностранных туристов составило около 17,0%. При этом поток туристов из стран СНГ увеличивался более быстрыми темпами, чем прибытия иностранных граждан из дальнего зарубежья (18,9% против 14,1%).
Таким образом, кризис туристской сферы начала 90-х годов в целом преодолен. Для создания в России оптимальных условий для реализации эффективного туристского комплекса способного вовлечь в массовое туристское движение, как можно больше граждан России и реализовать современную технологию активного отдыха, направленного на социальную адаптацию, духовное и физическое совершенствование личности, была разработана концепция, которая является основой для разработки комплекса мероприятий по развитию массового туризма, предусматривающих объединение усилий федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, туристско-спортивных общественных объединений, всех заинтересованных организаций, а также отдельных граждан.
Цель концепции может быть достигнута:
1. Созданием оптимальной организационно-управленческой и финансовой системы в сфере массового туризма базирующихся на механизмах взаимодействия государственной, общественной и частной инициатив, а так же введения в действие комплекса конкретных нормативно-правовых мер усиливающих ответственность общества и государства за состояние и степень развития массового туризма.
2. Определением принципов реконструкции, совершенствования и развития городской, пригородной и удаленной от города материально-технической базы массового туризма, включая средства размещения и инфраструктуры, а также производство товаров туристского назначения.
3. Расширением и кардинальным совершенствованием системы дифференцированной подготовки специалистов, применительно к основным видам их профессиональной деятельности в туризме. Созданием соответствующих рабочих мест с круглогодичной занятостью. Усилением и активизацией проведения фундаментальных и прикладных научных исследований проблем массового туризма.
4. Внедрением туризма, в систему учебно-образовательных заведений и учреждений любых типов, в спортивно-оздоровительные лагеря, на базах рекреационно-вакационного типа, учреждения санаторно-курортного профиля, на предприятиях и организациях по месту жительства населения.
5. Созданием государственно-общественной системы подготовки кадров для сферы туризма.
6. Созданием единой базы данных курортно-рекреационного потенциала и культурно-исторического наследия, природно-ландшафтного краеведения и национально-заповедных территорий для развития массового туризма в России.
7. Реализацией федеральных и территориальных целевых программ, федеральных и региональных законов и иных правовых и нормативных актов, направленных на создание социально-экономических условий развития массового туризма.
8. Созданием постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, направленной на вовлечение граждан страны в массовый туризм на всех этапах жизнедеятельности человека;
9. Обеспечением минимальных гарантированных государственных социальных стандартов (услуг) в области массового туризма для социально незащищенных категорий и групп населения.
Успешная реализация концепции зависит в первую очередь от того, насколько предпринимаемые меры будут адекватны той специфике и тем особенностям, которые присущи массовому туристскому движению, и в первую очередь характеризующие его, как сферу не преследующую цель получения прибыли, как область образа жизни человека, как одну из форм выражения национального менталитета русского народа, аккумулирующего патриотические и духовные начала личности.
Все это является определяющей основой комплексного и всестороннего развития человека, способного противостоять современной бездуховности общества, постоянно растущей напряженности городской жизни, отягощенной стрессовыми ситуациями экономического характера, а также создания целостной системы взаимодействия человека и природной среды, его обитания, позволяющей гармонично решать задачи оздоровления населения и сохранения природы средствами массового туризма.
Концепция развития туризма, представленная Минэкономразвития, предусматривает создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования туризма, формирование современной маркетинговой системы продвижения туристского продукта, повышения качества обслуживания, укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации. На данный момент приняты предложения Государственной Думы, внесенные вице-спикером, о развитии детско-юношеского, спортивно-оздоровительного туризма. Кроме того, Премьером даны конкретные поручения ряду министерств и ведомств по наиболее узким проблемам внутреннего и въездного туризма: визовый и таможенный режимы, совершенствование нормативно-правовой базы туризма, установление категорийности гостиниц. Для страны, стремящейся максимально полно использовать существующий туристский потенциал, необходимо определить приоритеты и очередность развития уже существующих туристических регионов с целью повышения экономической эффективности предполагаемых мер (Таблица 2)
Таблица 2. Перечень основных туристских и курортных зон федерального значения в России
Зоны развития туризма федерального значения | Специализация по видам туризма | Города и районы, рекомендуемые для развития туризма |
1. Север (Баренцево море, Белое море, Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Республика Карелия) | Познавательный и экологический, круизы, охота, рыбная ловля, горные лыжи, походы, паломничество | Архангельск, Соловки, Вологда, Волго-Балтийский канал, Петрозаводск, Кижи, Валаам, Хибины, Сортавала; |
2. Северо-Запад (Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская области) | Познавательный, деловой и конгресс-туризм, отдых, круизы, автотуризм | Санкт-Петербург, Выборг, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Новгород, Старая Русса, Валдай, Псков, Печоры, Пушкинские горы |
3. Балтийское побережье (Калининградская область) | Деловой туризм, круизы, отдых с лечением | Калининград, Зеленоград, Светлогорск, Рыбачье |
4. Москва и Московская область | Познавательный, деловой, конгресс-туризм и автотуризм | Москва, Верея, Сергиев Посад, Звенигород, Коломна, Истра, Руза |
5. "Золотое кольцо" древних русских городов (Владимирская, Ивановская, Костромская, Ярославская и Тверская области) | Познавательный и деловой туризм,отдых с лечением и отдых без активных способов передвижения, круизы, автотуризм | Кострома, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Тутаев, Углич, В.Волочек, Тверь, Осташков, оз.Селигер, Торжок |
6. Поволжье (Нижегородская, Астраханская, Волгоградская, Самарская, Ульяновская области, республики Чувашия и Татарстан) | Познавательный и деловой туризм, отдых с лечением, отдых без активных способов передвижения, круизы, рыбная ловля | Нижний Новгород, Б.Болдино, Астрахань |
7. Северный Кавказ: | ||
7.1. Каспийское побережье (Республика Дагестан) | Отдых без активных способов передвижения, познавательный туризм | Дербент |
7.2. Черноморское и Азовское побережья (Краснодарский край, Республика Адыгея, Ростовская область) | Отдых без активных способов передвижения, лечение, познавательный туризм | Анапа, Ейск, Сочи, Геленджик, Азов |
7.3. Кавказские Минеральные воды | Отдых с лечением, отдых без активных способов передвижения | Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Минводы |
7.4. Республика Кабардино-Балкария | Горные лыжи, отдых | Домбай |
8. Сибирь | ||
8.1. Горный Алтай (Алтайский край) | Отдых без активных способов передвижения, отдых с лечением, горные лыжи, экотуризм, походы | Телецкое озеро, курорт Белокуриха |
8.2. Горная Шория (Кемеровская область) | Отдых, лечение, походы, горные лыжи, экотуризм, отдых без активных способов передвижения | Междуреченск, Таштагол |
8.3. Байкал (Иркутская, Читинская области, республика Бурятия) | Многофункциональная зона | Иркутск, оз.Байкал, Улан-Уде, Кяхта |
8.4. Якутия | Познавательный и деловой туризм, экотуризм | Якутск, река Лена |
9. Дальний Восток | ||
9.1. Приморье (Приморский край) | Многофункциональная зона | Владивосток, Находка |
9.2. Сахалин, Курилы | Отдых, лечение, познавательный и деловой туризм, охота, рыбная ловля, экотуризм, отдых без активных способов передвижения | Анивский залив, Курилы |
В связи с этим первоочередные мероприятия по развитию инфраструктуры массового туризма должны быть сосредоточены в регионах, требующих относительно низких капиталовложений, где развитие туризма позволяет рассчитывать на скорую отдачу.
Районы озера Байкал, Новосибирская область, Камчатская область, Курильские острова являются наиболее перспективными для развития экологического, спортивного и рыболовного туризма.
Следует отметить, что уникальные природные ресурсы и духовно-культурное наследие, которыми обладает наша страна не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один элемент туристского предложения.
Согласно оценкам Всемирной Туристической Организации в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, являются:
а) экологический туризм, в связи с чем ООН официально объявила 2002 г. годом экотуризма;
б) культурно-познавательный туризм, охватывающий 10 % мирового потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянно ищут новые направления для путешествий;
в) тематический, или специализированный, туризм, подразумевающий такие виды как научный, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм и обеспечивающий концентрированные продажи всего комплекса туристский и смежных продуктов и услуг;
г) круизы, в которых в 2001 году участвовало 9 млн. туристов.
Наша страна, благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также все возрастающему интересу зарубежных туристов как к новому неохваченному направлению, имеет все основания для развития всех перечисленных видов туризма.
Для успешного развития туризма необходимо значительно обновить законодательную базу. Требуют законодательного решения такие проблемы как государственная поддержка внутреннего, въездного, социального туризма, создание образа России как страны благоприятной для развития туризма, определение компетенции субъектов Российской Федерации в сфере туризма, учета специфики местных, человеческих, природных и других ресурсов, координационного взаимодействия регионов как с федеральными органами, так и между собой, обеспечения прав и безопасности туристов и т.д. На этом поприще необходима инициатива Государственной Думы, ее Комитета по культуре и туризму, Минэкономразвития, а также представительных органов субъектов Федерации.
Одним из серьезных препятствий для развития внутреннего туризма является слабое освещение в средствах массовой информации возможности путешествовать как на региональном, так и на федеральном уровнях. Кроме того, случается, что на экранах телевизоров или на страницах газет случайно или намеренно создается негативный образ ряда регионов Российской Федерации в глазах ее жителей. А ведь это противоречит основополагающим положениям Глобального этического кодекса туризма, который отводит СМИ немалое значение в развитии туризма. «Средства массовой информации, включая современные средства электронной связи, должны обеспечивать правдивую и сбалансированную информацию о событиях и ситуациях, которые могут повлиять на посещаемость туристами данных территорий» - говорится в шестой статье этого документа.
Естественно, в силу своего географического положения Россия не может стать страной массового летнего пляжного отдыха. Тем не менее, культурно-исторический потенциал нашей страны поистине огромен, поэтому количество туристов, прибывающих в Россию, непременно значительно увеличится при условии развития всей туристской инфраструктуры и правильно поставленной рекламы, включая возможности Интернета.
Таким образом, определяющими условиями развития внутреннего и въездного туризма является:
а) формирование качественного туристского продукта;
б) наличие отлаженной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на российском рынке;
в) создание имиджа России как страны благоприятной для туризма;
г) продуманная рекламно-информационная политика не только в России, так за рубежом;
д) современный уровень сервиса, следовательно, профессионально подготовленный обслуживающий персонал;
е) а также привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры. В первую очередь отечественные и иностранные инвестиции необходимы для формирования сети гостиниц, в том числе малых, мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортное проживание при доступных ценах.
В этом случае при наличии уникальных природных ресурсов, при огромном количестве памятников истории и культуры, которыми наша страна обладает, можно говорить о пополнении бюджетов различных уровней от туристского бизнеса.
К великому сожалению, реклама российских возможностей в сфере туризма, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Хотя, по исследованиям той же Всемирной Туристской Организации, каждый доллар, вложенный в рекламу туризма, приносит рекламодателю более 500 долларов прибыли. Рекламная политика России может быть ориентирована на следующие направления:
1. участие в международных туристских выставках и ярмарках (Лондон, Мадрид, Милан, Токио и др.);
2. создание расширенного Интернет-сайта со страницами регионов;
3. разработку и продвижение рекламно-информационных теле- и радиопрограмм в стране, в субъектах Федерации и за рубежом;
4. использование для этих целей периодической печати: республиканской, областной или краевой, муниципальной;
5. возобновление рекламы туристических возможностей страны путем издания буклетов, плакатов, календарей, туристских карт и маршрутов на основных мировых языках;
6. проведение ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов и работников туристической сферы;
7. организацию информационных центров для отечественных и иностранных туристов в местах наибольших туристских потоков.
Кроме того, необходимо привлекать к рекламной компании многие регионы страны, чтобы они могли привлечь туристов не только своими достопримечательностями, но и качественным обслуживанием, комфортабельным и недорогим проживанием.
Низкий уровень нашего сервиса является еще одним из основных сдерживающих факторов для развития въездного туризма. Поэтому следует приложить немалые усилия для улучшения обслуживания в сфере туризма, а также создания национальной системы профессиональной подготовки туристических кадров. В целом же в настоящий момент в России складывается благоприятная политическая и экономическая ситуация для развития как внутреннего, так и въездного туризма. После определенного спада, вновь возрос интерес к нашей стране, ее достопримечательностям не только среди политиков и бизнесменов, но и рядовых граждан. Ярким показателем этого явились результаты итоговой пресс-конференции российской делегации на последней Международной туристической бирже в Лондоне.