Развитие логистического сервиса
Логистический сервис — это организация и предоставление комплекса услуг по доставке продукции с учетом оптимизации грузопотоков.
Грузы должны поступить к получателю в необходимых объемах, в нужное место и время, по приемлемой цене. По этому важнейшей задачей логистического сервиса в целом и организации транспортно-экспедиционных услуг, в частности, является экономичность работ и операций.
Доставка грузов связана с удовлетворением потребностей. Одной из главных задач обслуживания является сокращение времени между получением и исполнением заказа.
Производительность транспорта общего пользования в сфере логистических услуг в среднем в 1,6 раза выше, чем при транспортировке предприятиями собственными силами. При этом себестоимость перевозок ниже примерно на 40%. Это объясняется тем, что транспортные средства общего пользования концентрируются в крупных специализированных предприятиях, имеющих необходимые средства для рациональной организации перевозок, качественного ремонта и технического обслуживания.
Транспорт является одним из основных элементов экономики, сферы деловых услуг, логистики. В связи с этим существует много причин, по которым общество должно осуществлять контроль над данным, часто ключевым, аспектом социально-экономических отношений. Транспорт в значительной степени влияет на микро- и макропроцессы хозяйственной деятельности.
Автомобильный транспорт наиболее приспособлен для перевозок штучных грузов небольшими партиями ("от двери к двери" и "точно в срок"). При его использовании снижается количество перегрузок, а также повреждений грузов. Кроме того, растет спрос на дополнительные логистические услуги, ужесточаются требования к качеству перевозок грузов, которые по объективным причинам не могут быть выполнены на других видах транспорта.
Увеличению удельного веса автомобильного транспорта способствует также расширение его функциональных возможностей (повышается грузоподъемность, расширяется специализация подвижного состава и т. д.).
В России особенно активно и динамично развивается рынок автотранспортных услуг. Основными критериями предварительного отбора перевозчиков являются затраты на перевозку груза, надежность времени доставки, сохранность груза при перевозке. Процедура выбора затем дополняется системой других количественных и качественных показателей.
Простейшая схема выбора перевозчика заключается в прямом сравнении суммарного рейтинга перевозчиков, полученного по алгоритму.
Предположим, что логистическим менеджером в качестве критериев отбора приняты:
• надежность времени доставки (1);
• тариф на перевозку (2);
• финансовая стабильность перевозчика (5);
• сохранность груза (9);
• отслеживание отправок (2).
(В скобках приведены соответствующие ранги факторов).
Допустим, что анализ рынка транспортных услуг позволил выявить трех перевозчиков, удовлетворяющих логистическим требованиям к транспортировке определенного вида груза. Степень удовлетворения этих перевозчиков выбранной системе факторов оценивалась независимыми экспертами по трехбалльной оценке:
1 — хорошо;
2 — удовлетворительно;
3 — плохо.
Вычисление рейтинга перевозчика по каждому фактору в примере производилось с учетом весовых коэффициентов, полученных из расчета общего количества факторов, деленного на соответствующий ранг. Несмотря на то, что, по оценке экспертов, суммарный рейтинг у всех перевозчиков (сумма баллов) оказался одинаковым и равным 10, учет ранга фактора с весовым коэффициентом показал, что перевозчик (1) является наиболее предпочтительным.
Простейший алгоритм выбора перевозчика, подобный рассмотренному выше, может быть использован для предварительной (грубой) оценки. Для окончательного выбора применяются, как правило, более сложные количественные методы и модели, основанные, например, на теоретическом аппарате исследования операций, методах функционально-стоимостного анализа и т. п. Наряду с перевозчиком основным логистическим посредником в перевозке является транспортно-экспедиционная фирма (или экспедитор).
Дополнительными услугами, оказываемыми экспедитором потребителю, как правило, являются:
• получение документов для экспорта-импорта грузов;
• выполнение таможенных формальностей;
• проверка количества и состояния грузов;
• погрузка-разгрузка транспортных средств;
• уплата пошлин, сборов и других расходов, связанных с транспортировкой;
• хранение, складирование, сортировка, комплектация грузов;
• информационные услуги, страхование.
Как видно из приведенного перечня услуг, транспортно-экспедиционные фирмы, по существу, интегрируют большое количество элементарных логистических действий в комплексные и ключевые, хотя формально эти операции и функции не называются логистическими. В нашем законодательстве до сих пор, к сожалению, отсутствует нормативно-правовая база по логистике, в том числе транспортной.
В рамках логистического сервиса группа транспортно-экспедиционных услуг является наиболее распространенной и динамичной. В общем объеме логистических услуг, предоставляемых посредническими и сервисными организациями потребителям, услуги перевозчиков составляют 60~80%.
Сущность транспортно-экспедиционного обслуживания заключается в том, что транспортные предприятия помогают грузоотправителям и грузополучателям выполнять ряд работ и операций, связанных с перевозками.
По характеру работ и операций транспортно-экспедиционные услуги подразделяются на три группы:
1. Непосредственно транспортные услуги — это организация и перевозка грузов от поставщика к получателю.
2. Погрузочно-разгрузочные работы.
3. Экспедиционные услуги.
Группа транспортных услуг, в свою очередь, делится на три подгруппы:
• Разработка схем по маршрутизации перевозок.
• Транспортировка (доставка) грузов от источника генераций материальных потоков до места назначения.
• Получение и передача грузов по доверенности предприятий с целью доставки их получателям.
Эти работы и операции образуют транспортно-экспеди-циоппую деятельность. Для ее выполнения требуются технические и технологические средства, экспедиторы, водители, транспортно-складские рабочие, имеющие опыт выполнения подобных работ и т. д.
Популярность транспортно-экспедиционных услуг вызвана тем, что каждому предприятию или фирме иметь штат этой категории работников, содержать соответствующий парк транспортных средств, соответствующих помещений и ремон-тно-технический персонал экономически невыгодно и нерационально.
Преимущества пользования услугами транспортно-экспедиционных организаций заключаются в следующем:
• Рационализируются и оптимизируются грузопотоки на всех уровнях.
• Имеется большой диапазон возможных размеров и типов транспортных средств. Можно выбрать наиболее приспособленное для данного груза транспортное средство.
• Исключается проблема простоя, порожних пробегов и недогрузки транспортных средств в периоды спада деловой активности и проблема недостатка транспортных средств в периоды ее повышения.
• Каждая отправка может быть осуществлена с наименьшими затратами за счет сбора грузов с нескольких потребителей.
• Транспортно-экспедиционные услуги позволяют заказчикам сократить потребность в транспортных средствах и обслуживающем персонале до минимума.
Экспедиционные услуги оказывает экспедитор, который представляет собой физическое или юридическое лицо, являющееся, как правило, агентом перевозчика (транспортной организации).
Экспедиторы действуют на основе договора-поручения. Они организуют транспортно-экспедиционное обслуживание, но сами могут не принимать непосредственного участия в процессе перевозки.
Важную роль экспедиторы играют в оформлении мелких отправок, не соответствующих транзитным нормам и их консолидации.
В зависимости от сервисной деятельности транспорт-но-экспедиционного обслуживания различают две категории экспедиционных работ:
1. Комплексные.
2. Локальные (местные).
Комплексные экспедиционные услуги включают обслуживание с момента приема грузов до их сдачи. К этим услугам относятся:
• подготовка груза к транспортировке;
• прием груза к перевозке на складе отправителя и оформление перевозочных документов;
• организация погрузки продукции (товара) на подвижной состав;
• сопровождение и организация охраны грузов;
• организация перевалки грузов;
• организация выгрузки товара и его складирования на территории получателя;
• сдача груза и оформление необходимой для этого документации;
• производство расчетов за все виды услуг;
• отчет перед грузоотправителями.
Локальные (местные) экспедиционные услуги являются частью комплексных экспедиционных услуг и делятся на:
• услуги по отправлению грузов;
• услуги в пути следования;
• услуги по прибытии грузов.
Услуги по отправлению грузов включают прием, маркировку и упаковку грузов, оформление соответствующей документации.
К услугам в пути следования относят обеспечение сохранности грузов в пути, организацию необходимых перегрузок и непосредственной транспортировки.
Услуги по прибытии грузов включают контроль за прибытием, информирование о прибытии грузов, организацию разгрузки транспортных средств, оформление документов, отчет перед отправителем и др.
К транспортно-экспедиционным услугам относят также ряд дополнительных работ и операций.
Взаимоотношения транспортно-экспедиционных организаций с потребителями их услуг оформляются договорами, в которых устанавливаются обязанности сторон, виды, объемы и характер транспортно-экспедиционных услуг, выполнение которых берет на себя продуцент услуг, условия расчетов, а также ответственность за невыполнение принятых обязательств.
В зависимости от вида перевозок транспортно-экспеди-ционные предприятия при заключении договора и при дальнейшем выполнении работ руководствуются уставами соответствующих видов транспорта.
Характеристика рынка автосервисных услуг и факторы его формирования
Рынок обслуживания автотранспортных средств в России развивается в направлении внедрения новых видов услуг, оказываемых автозаправочными станциями. При этом основное внимание предпринимателей в этой области обращено на усовершенствование существующих технических решений и внедрение на рынок новых видов моторного топлива. Альтернативой продуктам нефтепереработки выступают такие виды топлива, как сжатый газ, диметилэфир (ДМЭ) и др.
Преимущества услуг, оказываемых на автозаправочных станциях, достигаются в следующих случаях:
• потребитель получает наивысшую для себя пользу от оказываемой услуги;
• потребитель получает повышение или утверждение своего социального статуса от потребления услуги, имеющей высокий имидж;
• получение услуги сопровождается высоким уровнем сопутствующего сервиса;
• развиваются отношения и формируется обратная связь с потребителями;
• предприятие-производитель услуг получает преимущества от масштабов реализации услуг;
• преимущества с юридической точки зрения;
• преимущества в технологии маркетинга. Преимущества на рынке услуг можно добиться путем
дальнейшего повышения потребительных свойств моторного топлива, установления прочной репутации его торговой марки. а также за счет повышения скорости доставки новых видов топлива к потребителю.
Технологическое преимущество может быть обеспечено за счет предложения топлива с улучшенными потребительскими характеристиками, преимущество в распределении — за счет создания уникальной сети газозаправочных станций. Большую роль в этом может сыграть система франчайзинга.
Преимущество в издержках позволяет компаниям, производящим новые виды альтернативного топлива, установить более низкие цены или использовать получаемые доходы для развития и распространения маркетинга.
Снижение издержек производства альтернативных видов топлива может происходить либо традиционным путем, либо за счет снижения удельных затрат на производство и маркетинг при увеличении объема производства и реализации.
Проникновение на новые рынки обеспечивает более высокий объем продаж альтернативных видов топлива за счет использования следующих факторов:
• увеличения частоты потребления нового вида моторного топлива существующими, т. е. привлеченными, потребителями;
• увеличение объема, частоты заправок новым видом топлива;
• превращение в пользователей тех потребителей, которые раньше прибегали к услугам газовых заправок, но потом по каким-либо обстоятельствам отказались от этого;
• превращение в пользователей тех потребителей, которые раньше не пробовали пользоваться альтернативными видами топлива;
• привлечение тех потребителей, которые пользуются конкурентными видами моторного топлива;
• постоянный анализ и контроль в разработке и проведении стратегии и тактики конкурентной борьбы.
Результатом применения данных видов конкурентных стратегий является снижение рыночной доли занимаемых конкурентами услуг.
Во всех случаях маркетинговые службы компаний, выходящих на рынки с альтернативными услугами, должны выработать собственные критерии для оценки рынка в целом или его отдельных сегментов, за которые их компании намерены вести конкурентную борьбу.
К нецелевым факторам, влияющим на рынок автосервисных услуг, относятся:
1. Надежность конструкции и качество автомобилей, т. е. эксплуатационные качества автотранспортных средств. Повышение надежности и качества автомобилей обеспечивается автомобильной промышленностью за счет выпуска автомобилей новых конструкций, обладающих большей эксплуатационной надежностью и технологичностью (ремонтопригодностью).
2. Стоимость, доступность и качество запасных частей.
3. Доступность автосервисных услуг.
4. Налоги.
5. Парк автомобилей, находящихся в личном пользовании граждан и в собственности организаций (общая численность, распределение по маркам и моделям).
К факторам, обусловливающим изменение показателя парка автомобилей, относятся:
— производство автомобилей (мощности отечественного автомобилестроения);
— экспорт и импорт автомобилей;
— уровень продажи автомобилей;
— цены на автомобили;
— доступность автомобилей.
6. Плотность размещения автосервисных предприятий и других предприятий отрасли, которая существенно влияет на качество услуг и определяет уровень насыщенности рассматриваемой территории автосервисными услугами. Оптимальное размещение предприятий автосервиса позволяет снизить непроизводительные потери времени и средств потребителей (транспортировка автомобиля и ожидание в очереди) и тем самым повышают уровень спроса на услуги.
7. Комплектность и качество оказываемых сервисных услуг.
8. Состояние дорожной сети: протяженность и плотность автомобильных дорог, их состояние.
Плотность дорог и интенсивность дорожного движения формирует значительный поток автовладельцев — потенциальных потребителей предприятий автосервиса в соответствующем районе. Расположение автосервисного предприятия в определенной степени влияет на количество потребителей и уровень спроса.
Изменение хотя бы одного из этих факторов приводит к изменению предложения на рынке автосервисных услуг.
На рынок автосервисных услуг и его структуру воздействуют также факторы внешней среды, а именно:
— экономические факторы;
— политические факторы;
— научно-технический прогресс;
— социально-культурные факторы и т. д.
Все эти факторы в совокупности создают саму возможность и условия существования рынка автосервисных услуг.