Тема 1: Особенности организации деятельности и учета на АТП
1 . Особенности деятельности АТП и их влияние на организацию учета.
2 . Учет приобретения, списание (выбытие) и аренды трансп. средств на АТП (повторить с 3 курса) .
3 . Особенности документирования перевозок на автотранспортных предприятиях (самостоятельно ) .
4 . Формирование себестоимости перевозок. Формирование и отображение ФР на АТП .
5 . Организация и учет операций по перевозке грузов (5.1) и пассажирских перевозок (5.2).
6 . Учет транспортно-экспедиторской деятельности (6.1. Бухгалтерский учёт и 6.2. Учёт по НКУ).
1 . Особенности деятельности ТАП и их влияние на организацию учета
Операционная деятельность АТП заключается в осуществлении процессов снабжения , производства и сбыта. Процесс поставки на автотранспортном предприятии заключается в покупке топлива , материалов , запасных частей и других материальных ценностей , необходимых для нормальной эксплуатационной деятельности . Процесс производства на автомобильном транспорте состоит в осуществлении транспортного процесса ( перевозки ) , в результате которого готовая продукция как таковая не образуется . Продукцией АТП выступает сам процесс перемещения грузов и пассажиров , на стадии которого средства труда , предметы труда и сам труд вступают во взаимосвязи . Процесс производства постепенно переходит в стадию сбыта, на которой осуществляются расчеты с заказчиками за предоставленные им услуги по перевозке и формируются финансовые результаты.
Для ведения бухгалтерского учета следует различать такие понятия :
Перевозчик - физическое или юридическое лицо - субъект хозяйствования, который предоставляет услуги по перевозкам грузов или осуществляет за собственный счет перевозки грузов автомобильными транспортными средствами.
Заказчик автотранспорта - юридическое или физическое лицо, для которого по ее заказу выполняются транспортные услуги .
Грузоотправитель - юридическое или физическое лицо, предоставляющее перевозчику груз для перевозки автомобильным транспортом.
Грузополучатель - юридическое или физическое лицо , осуществляющее приемку груза , доставленного автомобильным транспортом.
В АТП предъявляются особые требования к водителям и автомобилей : обязательное прохождение медицинского осмотра водителей - не реже чем раз в год , а также ежедневный осмотр врача перед- и после рейса, автомобиль также ежедневно проверяется механиком перед выездом , о чем делается соответствующая запись в путевом листе автомобиля. В АТП осуществляется нормирование работы водителя , нормирования расхода топлива и автомобильных шин в зависимости от времени года , количества жителей в городе , поворотов маршрута на пути , типа двигателя и т.п.
Существуют особенности транспортного процесса , которые обусловливают определенные особенности организации и методики ведения учета в АТП . Основные из них:
1 . Наличие большого удельного веса в основных средствах подвижного состава транспорта , погрузочно - разгрузочных машин , а также необходимость постоянного учета и контроля их технического состояния , необходимости замены отдельных узлов , деталей, их ремонта.
2 . Учет специфических запасов горюче - смазочные материалов ( ГСМ ) , шин , запасных частей и агрегатов и расходов , связанных с их хранением . В задачи учета входит тщательное ведени не только синтетического , но и аналитического учета по каждому виду ТМЦ. Например: к субъектам счета 203 " Топливо" целесообразно открыть субсчета 3 -го уровня : 2031 - " дизельное топливо " ( по сортам ) 2032 - " бензин" ( по маркам ) 2033 - " смазочные материалы" (по видам ) и т.д. .
3 . Для учета затрат на эксплуатацию транспорта предприятия предназначен счет 23 " Производство". На АТП к этому субсчете целесообразно открывать следующие субсчета :
• транспортировки грузов ;
• перевозки пассажиров ;
• транспортно - экспедиционные расходы ;
• другие виды деятельности .
4 . Особенностью учета является специфика деятельности в сфере услуг. При этом калькулируется себестоимость не так ГП , а выполненных работ (услуг ) , незавершенное производств отсутствует , все расходы со счетов производства услуг относят непосредственно на себестоимость реализации .
5 . В процессе деятельности АТП учитывают особые хозяйственные операции:
• эксплуатационные (перевозка пассажиров , грузов);
• гаражное, ангарное обслуживания;
• расходы , связанные с обслуживанием и хранением подвижноо состава, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств , прицепов , агрегатов ;
• транспортно - экспедиционные расходы , транспортно - эксплуатационное обслуживание предприятий и населения ;
• попутное загрузки транспорта , перегон нового подвижного состава;
• содержание и эксплуатация транспортных агентств , станций технического обслуживания (СТО ) , автовокзалов , депо.
6 . Автомобильные перевозки выполняются различными типами и видами транспорта , на разных территориях Украины и за ее пределами , в связи с чем учет доходов , расходов и определения эффективности деятельности целесообразно вести отдельно как по видам транспорта , так и по видам перевозок.
7 . Для начисления амортизации подвижного состава в бухгалтерском учете часто выбирают производственный метод . Водителям и техническому персоналу выдается специальная одежда , учитываемого на счете МБП или МНМА (в зависимости от учетной политики предприятия).
8 . АТП являются плательщиками сбора за первую регистрацию транспортного средства (транспортного налога) и сбора за загрязнение окружающей среды (экологический налог).
9 . п. 25 ч. 3 ст. 9 Закона о лицензировании, требует лицензирования деятельность по «предоставлению услуг по перевозке пассажиров, опасных грузов, багажа речным, морским, автомобильным, железнодорожным транспортом».
10. Также перевозчики обязаны проводить обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
2 . Учет приобретения, списание (выбытие) и аренды трансп. средств на АТП (повторить с 3 курса) .
3 . Особенности документирования перевозок на автотранспортных предприятиях
Порядок учета и документирования перевозок автомобильным транспортом производится по Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине , утв. Приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.97 № 363.
Автомобильные перевозки для нужд ведения бухгалтерского учета классифицируются: в пределах города – пригородные; междугородные, международные.
Перевозка грузов, пассажиров, почты и т.п. осуществляется по договору перевозки , заключение которого является обязательным. Договор о перевозке грузов - двустороннее соглашение между перевозчиком, грузоотправителем или грузополучателем, является юридическим документом, которым регламентируются объем, срок и условия перевозки грузов, права, обязанности и ответственность сторон по их соблюдению.
Основным документом на перевозку грузов являются товарно-транспортная накладная (ТТН), форма которой приведена в прил. 7 к Правилам № 363. Она является обязательной для применения всеми предприятиями, учреждениями, организациями и предпринимателями при перевозке ТМЦ.
В зависимости от вида груза и его специфических свойств к основным документам прилагаются другие (ветеринарные, санитарные и качественные - сертификаты, свидетельства, справки, паспорта и т.п.), что определяется правилами перевозок указанных грузов.
ТТН — единый для всех участников транспортного процесса юр.документ, предназначенный для списания ТМЦ, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухучета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы (р. I Правил № 363). Существуют специальные ТТН для перевозки алкогольных напитков, спирта этилового, нефте-продуктов, молочного сырья, хлебобулочных изделий и общая ТТН (для всех прочих ТМЦ).
В международном сообщении используют товарно-транспортную накладную типовой формы № СMR.
ТТН следует оформлять при перевозке груза на договорных началах.
ТТН на перевозку грузов автомобильным транспортом Заказчик (грузоотправитель) должен выписывать в количестве не менее 4-х экземпляров. Заказчик (грузоотправитель) удостоверяет все экземпляры ТТН подписью и при необходимости печатью (штампом). 1 экз.ТТН остается у Заказчика (грузоотправителя), 2 - передается водителем (экспедитором) грузополучателю, 3 и 4 экз. заверенные подписью грузополучателя (в случае необходимости и печатью или штампом), передаются Перевозчику. Грузоотправитель оформляет ТТН на каждую поездку автомобиля и для каждого грузополучателя отдельно.
Грузоотправитель подписывает все экземпляры и при необходимости удостоверяет их печатью (штампом), после чего (п. 11.7 Правил перевозки, п. 2.4 Инструкции № 228):
I экземпляр ТТН — оставляет у себя;
II, III и IV экземпляры — передает водителю.
Водитель:
II экземпляр передает грузополучателю;
III и IV экземпляры — перевозчику (к таким относится юр- или физлицо, выполняющее перевозку грузов автомобильным транспортом на коммерческой основе (т.е. за плату и этот вид деятельности для него может быть единственным или одним из других) или для собственных нужд).
Перевозчик:
III экземпляр отправляет заказчику автотранспорта для оплаты за перевозку;
IV экземпляр оставляет у себя.
Для грузов нетоварного характера:
I экземпляр остается у грузоотправителя;
II и III экземпляры водитель передает перевозчику. Перевозчик в свою очередь II экземпляр ТТН отправляет заказчику автотранспорта для оплаты за перевозку; III экземпляр оставляет у себя.
На основании должным образом оформленных ТТН выписывается счет за выполненные перевозки.
Т.к. путевой лист отменён, то основанием для расчета фактического расхода топлива (исходя из пройденного автотранспортным средством километража) является самостоятельно разработанный предприятием документ (или продолжать использовать путевой лист). Т.е. можно применять любую форму путевого листа, лишь бы она отвечала общим требованиям к перв.документу с-но ст. 9 Закона о бухучете.
При осуществлении пассажироперевозок используют следующие первичные документы
- Билеты на городские автомаршруты
- билеты на пригородные автомаршруты
- багажный билет
- Рейсовые маршрутные и разовые заказы, регистрируются в специальном журнале.
4 . Формирование себестоимости перевозок. Формирование и отображение ФР на АТП .
Целью калькулирования является определение фактической себестоимости единицы услуг
Обобщающей калькуляционной единицей в АТП является отношение суммы затрат на 1 руб . полученных предприятием доходов . На практике часто для определения тарифа на перевозку используют показатели затрат на 1 км . пробега , 1:00 использования автотранспорта и т.п. .
Методическими рекомендациями по формированию себестоимости перевозок (работ , услуг) на транспорте № 65 от 05.02.01 предусмотрено такие методы калькулирования себестоимости: нормативный, стандарт-костинг, позаказный и простой :.
1. Нормативный метод применяется предприятиями, которые регулярно перевозят грузы определенного тоннажа по определенным маршрутам. Алгоритм применения этого метода
таков:
перед началом оказания услуг перевозки составляется калькуляция их нормативной себестоимости (на любой период – год, квартал, месяц и т. п.) на основе действующих напредприятии норм, нормативов расходов и смет расходов на обслуживание производства. Нормы и нормативы расходов должны разрабатываться с учетом особенностей и конкретных условий деятельности предприятий, желательно отдельно для каждого подразделения;
в течение месяца ведется учет изменений действующих норм и нормативов для корректировки нормативной себестоимости. Каждое изменение надо оформлять документально (например, служебной запиской, приказом, распоряжением) и утверждать у руководителя предприятия;
в течение месяца ведется учет фактических затрат с их разделением на нормативные расходы и отклонения от норм. Отметим, что отклонениями от норм считаются как перерасходы, так и экономия материальных, трудовых и прочих расходов;
устанавливаются и анализируются причины отклонений от норм, а также условия проявления таких отклонений по местам их возникновения, выявляются виновные лица. При этом фактические расходы, превышающие нормативные, не включаются в себестоимость перевозок, если они связаны со злоупотреблениями, недостачами, кражами, нетехнологическим использованием и нарушением правил хранения;
в конце месяца определяется фактическая себестоимость транспортных услуг путем добавления к нормативной себестоимости или вычитания из нее выявленных в отчетном периоде отклонений от норм и изменения норм.
2. Стандарт-костинг во многом сходен с нормативным методом. Но он не соответствует нормам П(С)БУ 16, поскольку подразумевает, что абсолютно все отклонения от норм (независимо от их причин) сразу списываются на результаты деятельности или на виновных лиц и не включаются в себестоимость услуг. Поэтому стандарт-костинг может применяться только для целей управленческого учета.
3. Простой метод применяется на малых предприятиях либо на предприятиях с узкой специализацией и ограниченным перечнем услуг (один-два вида). Он предполагает, что расходы отчетного периода, входящие в производственную себестоимость, накапливаются в течение периода общей суммой, которая при определении фактической себестоимости единицы перевозки делится на количество предоставленных услуг (в тонно-километрах или часах работы).
4. Позаказный метод - более распространен. Предусматривает отдельный учет по каждому виду перевозок (работ , услуг) в разрезе статей затрат . Метод используется корда:
- маршруты перевозок и вес грузов каждый раз отличается ,
- на АТП используются различные марки авто,
- к заказчикам применяются различные подходы в отношении степени сервиса на маршрутах, стоимости топлива.
Классическим объектом учета затрат и калькулирования по этому методу считается отдельный производственный заказ, который открывается на изделие (небольшую группу изделий). Применительно к транспортным перевозкам под заказом может подразумеваться и каждый отдельный заказ на перевозку груза, и отдельные виды перевозок в целом, а также марки и модификации транспортных средств, осуществляющих перевозки в течение отчетного периода, и т. п. Согласно п. 46 Методрекомендаций № 65 объектами учета и калькулирования при использовании этого метода являются отдельные виды перевозок, а калькуляционными единицами – соответствующие единицы их изменения (1 час работы автомобиля, 1 км пробега автомобиля, 1 т•км). Согласно позаказному методу при расчете фактической себестоимости все прямые основные затраты (материальные, на оплату труда, амортизацию и т. п.) учитывают в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам (видам перевозок), включая их в состав расходов по каждому виду перевозок. Если прямо отнести такие расходы на себестоимость каждого отдельного вида перевозок трудно, то они должны распределяться между ними согласно базе распределения, зафиксированной в приказе об учетной политике предприятия.
Расходы на обеспечение перевозок отражаются на балансовом счете 23 затраты на ремонт и обслуживание транспорта - на балансовом счете 91 ( который в конце месяца списывается на счет 23). После фактического предоставления услуг суммы расходов со счета 23 списываются на 903 счет. Объектами учета доходов на АТП является объем транспортных перевозок , а также работ, услуг, выполненных АТП . Для отражения этих доходов применяется счет 703.
Для сбора объективной информации о финансовом состоянии и результатах деятельности на предприятиях необходимо вести обособленный учет операций по перевозке грузов и пассажиров. Не менее важно вести обособленный учет реализации услуг по льготным и не льготным перевозками . Для ведения обособленного учета следует применять субсчета третьего и четвертого порядка .При перевозке пассажиров в автобусах и легковых маршрутных автомобилях - такси доходы отражаются за вычетом страхового взноса , взимаемого с пассажиров межобластных линий. В бухучете суммы страхового сбора не является доходом перевозчика , поскольку они поступают по агентскому договору в пользу страхователя. Они аккумулируются на субсчете 685 . Только в том случае , когда по агентскому договору перевозчик за оформление страховых полисов получает от страхователя вознаграждение , сумма вознаграждения будет считаться доходом перевозчика от услуг , и учитываться на сч . 703.
5 . Учет операций по перевозке грузов и пассажирских перевозок
Для учета операций по движению билетов в разрезе их видов и МВО к счету 08 открывают субсчета :
081 Бланки билетов на складе
082 Бланки билетов в кассе
083 Бланки билетов в подотчете водителей ( кондукторов )
084 Бланки нереализованных билетов , подлежащих уничтожению
Все операции по приёму и выдачи билетов отражаются в книге учёта движения билетов ежедневно. Реализация билетов производится через специальные РРО.
За балансом учёт ведётся количественный по номинальной стоимости. Списание билетов за балансового учёта осущ на основании соответствующих документов об их реализации- билетно учетные листы
6.1. Бухгалтерский учёт
Под ТЭД понимается п/п- ая деят- ть по предоставлению ТЭ услуг , которые связаны с обеспечением и организацией перевозок экспортного, импортного, транзитного и другого груза по договору транспортного экпедирования.
По договору ТЭ одна сторона (экспедитор ) обвязывается за плату и за счет второй стороны (клиента ) выполнить или организовать выполнение оговоренных договором услуг , связанных с перевозкой груза . Кроме перевозки к предмету договора может входить дополнительные услуги , необходимые для доставки груза - проверка количества и состояния груза, разгрузка, хранение груза до момента его получения в пункте назначения, получение необходимых для импорта ( экспорта) документов и т.п. Экспедитор может как самостоятельно выполнять условия договора, так и привлекать третьих лиц ( таможенных брокеров, складские хозяйства, транспортные организации и т.д.). С ними экспедитор может действовать или от собственного имени или от имени клиента .
При выполнении услуг экспедитор получает вознаграждение. Экспедитором может выступать исключительно СПД, а клиентом как физ лицо, так и юр лица.
Как правило, договор ТЭ предусматривает и обеспечение непосредственной перевозки грузов. В связи с этим законодатель четко определяет, что такая перевозка должна сопровождаться товарно-транспортными документами, составленными на языке международного общения в зависимости от выбранного вида транспорта или на государственном языке, если грузы перевозятся в Украине.
6.2. Учёт по НКУ
НДС
Главным моментом для определения налоговых последствий по НДС является вопрос места поставки услуг: таможенная территория Украины или территория за ее пределами .
1. Налоговые последствия при прямом договоре (экспедитор самостоятельно выполняет работы, оказывает услуги)
Правила налогообложения таких операций аналогичны обычной продаже работ/услуг, однако в части НДС они подчинены определенным «транспортным» особенностям. Доходы и расходы при самостоятельном предоставлении услуг (выполнении работ) экспедитором необходимо учитывать обособленно друг от друга, в том числе от собственно транспортно-экспедиторской услуги.
В случае фактического предоставления услуг за пределами митн.тер.Украины , поставка не является объектом налогообложения НДС , на территории Украины - 20 %. Поэтому следует разграничивать стоимость услуг на тер . Украины и за ее пределами ( в перв . документах) , если маршрут проходит и там , и там.
От налогообложения освобождаются операции по поставке ( перемещению ) грузов и пассажиров транзитом за пределами государственной Границы Украины ( 0 %) или транзитом через территории и порты Украины ( освобождены от налогообложения) .
Налоговые обязательства. С учетом изложенного выше, если поставка услуги экспедитором подлежит обложению НДС, то на дату первого события (поступления предоплаты или составления акта) он должен отразить налоговые обязательства. База налогообложения при этом определяется в общем порядке — исходя из договорных цен, но не ниже обычных. то же время, если оплата услуги производится в инвалюте, то сумму налоговых обязательств следует пересчитать по курсу НБУ на дату первого события.
На дату первого события (в том числе если поставка услуги подпадает под НДС-льготу) экспедитор также должен составить налоговую накладную в двух экземплярах и, при необходимости, зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных. В этом контексте внимание к себе привлекает вопрос о ее заполнении в случае предоплаты. Связан он с тем, что на дату такой предоплаты конкретный перечень услуг/работ (как и их стоимость), которые будут предоставлены экспедитором в рамках договора, может быть еще неизвестен. В подобной ситуации экспедитору безопаснее заполнить налоговую накладную исходя из суммы предоплаты с дальнейшей корректировкой при необходимости.
Налоговый кредит. При самостоятельном предоставлении услуг особенностей в отражении налогового кредита у экспедитора нет: в частности, он отражается при условии использования купленных товаров (работ, услуг) в облагаемых НДС операциях в пределах хозяйственной деятельности с подтверждением таких покупок налоговой накладной. В заполнении Реестра и декларации по НДС особенностей также нет.
2. Налоговые последствия при посредническом договоре (экспедитор приобретает услуги/работы у третьих лиц)
В процессе предоставления экспедитором услуг с привлечением третьих лиц между ним и клиентом возникают отношения комиссии/поручения, а потому при определении налоговых последствий по НДС необходимо руководствоваться специальными посредническими правилами.
НДС
Напоминаем, что главная особенность посреднических правил в обложении НДС заключается в том, что передача товаров/услуг в пределах посреднических договоров считается их поставкой. Подробно об этом см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 38, с. 8; 2011, № 31, с. 32.
Налоговые последствия экспедитора в этой ситуации можно условно разделить на те, которые возникают при его взаимодействии с заказчиком (клиентом), и те, которые возникают при покупке услуг/работ у третьих лиц.
Отношения: экспедитор-заказчик. Если операция подлежит обложению НДС, то на дату первого события (получения предоплаты от заказчика или составления акта по экспедиторским услугам) у экспедитора возникнут налоговые обязательства по НДС. В этой связи выделим несколько тезисов.
Во-первых, если во исполнение договора экспедитор приобретает не облагаемую НДС или льготируемую услугу/работу, то ее стоимость базу налогообложения не увеличивает*. В то же время сумма экспедиторского вознаграждения подлежит обложению НДС в общем порядке (за исключением ситуации с транзитной перевозкой, при которой экспедиторская услуга также подпадает под «транзитную» НДС-льготу согласно п. 197.8 НКУ).
* В части льготируемых услуг/работ экспедитору необходимо составить налоговую накладную. В свою очередь, в части не облагаемых НДС услуг/работ налоговую накладную составлять не нужно, однако их стоимость придется указать в Реестре выданных и полученных налоговых накладных и декларации по НДС.
Во-вторых, если экспедитор покупает облагаемые НДС перевозочные услуги у неплательщиков НДС, то налоговики разрешают не включать их стоимость в базу налогообложения (см. вопрос 1 Обобщающей налоговой консультации № 610). Однако либеральное мнение ГНСУ касается лишь услуг перевозки, в то время как о прочих услугах/работах контролеры умолчали: в связи с этим, с целью применения к ним данного вывода следует дождаться прочих разъяснений или же обзавестись индивидуальной налоговой консультацией.
В-третьих, внимания заслуживает ситуация с предоплатой. Дело в том, что на момент ее получения экспедитор может еще и не знать конкретного перечня услуг (как и их стоимости), которые будут приобретаться им во исполнение договора (в том числе может быть неизвестно, будут ли они покупаться у плательщиков/неплательщиков НДС). В этой ситуации экспедитору безопаснее отразить налоговые обязательства исходя из всей суммы предоплаты и в дальнейшем при необходимости откорректировать их. При этом напоминаем, что уменьшающую НДС корректировку экспедитору получится произвести лишь при условии, что заказчиком является плательщик НДС. В свою очередь, в дальнейшем наступление второго события на налоговые последствия экспедитора не влияет, но лишь в той части, которая была охвачена первым событием. При заполнении Реестра выданных и полученных налоговых накладных и декларации по НДС в данной ситуации каких-либо особенностей нет.