Культура делового письма

Кафедра профессионального иностранного языка

и межкультурной коммуникации в туризме

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭТИКЕТА

Методические указания к изучению дисциплины

И выполнению контрольной работы

Для студентов заочной формы обучения

Специальность 080502/8 - Экономика и управление на предприятии

туризма и гостиничного хозяйства

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составители:

канд. пед. наук, доцент Н.В. Матолыгина

ст. преп. Ю.А. Сазанович

Рецензент

канд. экон. наук, профессор А.Т. Кириллов

Подготовлено на кафедре

Профессионального иностранного языка

и межкультурной коммуникации в туризме

Одобрено научно-методическим советом факультета

туризма и гостиничного хозяйства

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями

ã СПбГИЭУ, 2006

Содержание

1. Общие положения……………………………….….………..4

2. Методические указания к изучению

дисциплины…………………………………………………..6

3. Методические указания к выполнению контрольного

задания № 1…………………………………………..……….7

4. Методические указания к выполнению контрольного

задания № 2………………………………………..………...13

5. Темы контрольного задания № 2….……………………….17

6. Требования к оформлению контрольной работы………...18

7. Список литературы…………………………………………20

Приложение 1. Содержание дисциплины

(Извлечение из рабочей программы дисциплины) ……..21

Приложение 2. Пример оформления титульного листа

контрольной работы…………………..…………………23

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цель и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины «Основы профессионального этикета» является овладение теоретическими и практическими основами профессиональной этики и этикета.

Предмет изучения дисциплины - этические и этикетные требования, предъявляемые обществом к стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику в профессиональной деятельности в области экономики и управления на предприятии туризма и гостиничного хозяйства.

Задачи дисциплины:

- изучение базисных ценностей профессии, её этических и этикетных стандартов и принципов;

- формирование и совершенствование этического поведения и общения студентов в профессиональной деятельности;

- формирование профессионально-этической ответственности;

- повышение общекультурного уровня студентов.

Место дисциплины в системе подготовки

Специалистов

Дисциплина читается в соответствии с рабочим учебным планом. В процессе изучения дисциплины предусматривает проведение следующих видов занятий:

1. Лекции по основным изучаемым темам. Содержание лекционных занятий отвечает всем современным требованиям подготовки специалиста в области туризма в высших учебных заведениях.

2. Практические занятия, преследующие цель привить студентам навыки этического поведения и общения в профессиональной деятельности.

3. Самостоятельная работа студентов с литературой. При организации самостоятельной работы студентов в качестве основных форм принято: подготовка рефератов, докладов и т.д.

Связь дисциплины с другими науками

Дисциплина «Основы профессионального этикета» связана с дисциплинами «Культурология», «Менеджмент межличностного общения в гостинице», «Межкультурная коммуникация».

Требования к знаниям и умениям студента

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- базисные ценности профессии;

- основы профессиональной этики;

- этические нормы в деятельности организаций;

- правила и нормы современного протокола и этикета;

уметь:

- строить партнерские отношения на этических основах;

- вести телефонный разговор, соблюдая правила этикета;

- создавать свой успешный имидж и имидж организации;

владеть:

- этикетными нормами поведения и общения в общественных местах;

- навыками речевого этикета в профессиональной деятельности.

Контроль знаний студентов

Формы текущего контроля:

- доклады по темам и их обсуждение;

- устный опрос;

- выполнение контрольной работы.

Форма промежуточного контроля – зачет.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

Самостоятельная работа над учебным материалом дисциплины «Основы профессионального этикета» включает в себя:

1. Работу с рекомендуемой литературой.

2. Подготовку докладов и рефератов.

Изучение дисциплины необходимо начинать согласно принципу и логике построения курса «Основы профессионального этикета» (см. Приложение №1). При самостоятельном изучении дисциплины необходимо обращать особое внимание на кросс-культурные различия, ценности и нормы российской и зарубежной культуры, необходимые для соблюдения норм деловой этики и требований культуры деловых взаимоотношений.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ № 1

Культура делового письма.

Деловое письмо — документ, применяемый для связи, передачи информации на расстояние между двумя корреспондентами, которые могут быть как юридическими, так и физическими лицами.

Руководителю или специалисту управления по роду своей деятельности приходится писать немало деловых писем. К таким письмам относятся характеристики, резюме, рекомендательные письма, письма-напоминания и письма-благодарности, письма — приглашения на собеседования или презентацию, письма-отказы, исковые заявления, жалобы и т.п.

Общие требования кнаписанию деловых писем таковы:

• бумага для делового письма должна быть хорошего качества, абсолютно чистой, аккуратно обрезанной;

• желательно, чтобы бланк письма был с эмблемой организации, ее полным названием, почтовым и телеграфным адресом, телефоном, факсом, электронным адресом и банковскими реквизитами;

• служебные письма печатаются на лицевой стороне листа, без помарок; все страницы, кроме первой, нумеруются арабскими цифрами;

• ширина поля с левой стороны листа должна быть не менее 2-х см, абзац начинается с красной строки с отступлением в пять интервалов от левого края строки;

• текст печатается через полтора-два интервала;

• желательно избегать переноса слов;

• в правом верхнем углу под адресом организации-отправителя ставится дата, желательно полностью (например, 2 января 2002 года);

• наименование организации или фамилия и адрес человека, куда отправляется письмо, проставляется на левой стороне листа;

• ниже, с края строки или в центре листа пишется вежливое обращение; например «Уважаемый Иван Иванович»;

• после обращения требуется запятая, но часто ставят восклицательный знак, чтобы следующую фразу начать с красной строки и с заглавной буквы;

• заканчивается письмо словами благодарности за сотрудничество и выражением надежд на его продолжение;

• подпись ставится в правой стороне листа, после заключительной фразы вежливости, например, «С уважением ...», фамилия подписывающего печатается под его рукописной подписью;

• резолюции на всех видах входящей корреспонденции должны делаться карандашом или на отдельных листах;

• письмо складывается текстом внутрь, а наиболее важные деловые письма не сгибаются, для чего посылаются в больших плотных конвертах;

• на телеграфный запрос следует дать ответ в течение 3-х дней, на письмо — в течение 10-ти дней; если запрос требует подробного рассмотрения, то в течение 3-х дней следует сообщить, что письмо принято к сведению и дать окончательный ответ в течение 30 дней.

К содержанию деловых писемпредъявляются следующие требования:

• точность и ясность изложения мыслей — короткие слова, короткие фразы, короткие абзацы;

• максимальная доступность текста для понимания, употребление простых фраз, точно и однозначно выражающих суть;

• краткость, отсутствие лишних слов и пустых фраз, хотя короткое письмо составить труднее длинного;

• грамотность — соблюдение норм грамматики и правописания, а также требований делового этикета;

• корректность — деловой и вежливый стиль изложения, не исключающий живости и образности языка, оставляющий приятное впечатление о человеке.

Составление резюме.

Наши рекомендации