Этап внедрения и реализации
Продвижение турпродукта проводится по следующим трем направлениям, которые отличаются своей адресной направленностью.
1. Рекламная деятельность - безадресная направленность.
2. Деятельность по поддержке продаж - направленность на конкретного клиента.
3. Формирование общественного мнения (PR) - направленность на средства массовой информации.
Перечисленные виды деятельности могут включать, например, участие в специализированных выставках, ярмарках; организацию ознакомительных (рекламных) туров; издание каталогов, буклетов и др.
Продвижение туристского продукта — комплекс мер, направленных на его реализацию, включающий рекламу, участие в специализированных выставках, ярмарках, организацию информационных центров, издание каталогов, буклетов и др.
Концепция маркетинга предусматривает, что рекламная деятельность дополняется усилиями прочих средств, способствующих стимулированию продажи туристских услуг, призванных ускорить положительную реакцию потребителей (туристов) на коммерческое предложение фирм.
В комплексе мероприятий по продвижению туристского продукта значительное место занимает реклама. Основными функциями рекламы в туризме являются:
- информативная (предоставление информации о туре, формирование его имиджа и имиджа фирмы, корректировка представлений о ее деятельности);
- убеждающая (побуждение к приобретению продукта, увеличение продаж, изменение отношения к продукту, противодействие конкуренции);
- напоминающая (поддержание осведомленности и спроса, подтверждение имиджа).
Рекламы турпродукта призвана одновременно отразить разнообразие предложения по сегментам спроса (для детского возраста; для среднего класса; для VIP-туристов и т.д.), различие мест путешествий и поездок (традиционные маршруты и новые направления), различные виды туризма (спортивный, исторический, оздоровительный и т.д.). В одном рекламном сообщении могут учитывать все три составляющие продвигаемой продукции — направления, виды поездок и дифференцированные предложения по категориям потребителей.
Реклама туризма чаще всего использует следующие средства: прессу, Internet, телевидение, радио, почтовые отправления, наружную рекламу, сувенирную рекламу и т.д. Реклама в прессе размещается в форме объявлений и публикаций обзорно-рекламного характера. К несомненным ее достоинствам при этом относится возможность осуществления обратной связи с потребителем. С этой целью используются специальные купоны, которые заинтересованный читатель может отправить рекламодателю с просьбой сообщить дополнительную информацию о туристском предложении или прислать формуляр заявки на приобретение тура. Телереклама позволяет обеспечить действительно широкую рекламу туру, сделать зрителя участником туристской поездки. Среди самых распространенных видов данной рекламы можно выделить рекламные ролики, объявления, репортажи и передачи, а также заставки в перерывах между передачами.
Одним из самых массовых по охвату потенциальных потребителей средств распространения рекламной информации выступает Internet-реклама.
Наружная реклама является эффективным средством для распространения информации о турах, поскольку рассчитана на восприятие широкими слоями населения. Среди многообразия видов наружной рекламы можно выделить щитовую (рекламные щиты, панно, афиши, транспаранты, световые вывески, электронные табло и т.д.); рекламу в местах продажи (указатели, фирменные вывески, оформление интерьеров офисов, приемных и служебных помещений, спецодежда персонала и т.д.); на транспорте (рекламные сообщения на бортах транспортных средств и в салонах).
Почтовая реклама представляет собой рассылку рекламных сообщений в адрес постоянных или потенциальных потребителей, а также деловых партнеров. Наиболее часто используемыми формами почтовой рекламы являются письма, открытки, буклеты, проспекты, каталоги, брошюры, листовки, приглашения, программы и т.д.
Туристская фирма должна подготовить рекламно-информационные издания: листовки, буклеты, брошюры, каталоги. Все эти виды изданий являются рекламными и дают представление о возможных путях продвижения нового туристского продукта.
Каталоги являются основным рекламным носителем информации для продвижения туристского продукта. Каталог туроператора — необходимый аксессуар его работы. Все ведущие туроператоры обязательно участвуют в разработке и издании каталога собственных предложений перед каждым сезоном (обычно летним и зимним). Каталоги ориентированы как на простых туристов, так и на работу туристских агентов, поэтому выполняют следующие функции:
• рекламную (каталог содержит вступительную статью, содержащую информацию о туроператоре и особенностях его работы на рынке);
• информативную (через каталог распространяется информация о предлагаемых оператором турах, используемых в них средствах размещения, организуемых экскурсиях, каталог содержит и информации о странах, в которых и предлагаются туры);
• побудительную (каталог призван убедить читателя или пользователя в необходимости отдыха именно в этой стране, именно с этим туроператором).
В каталоге обычно не приводятся данные о ценах, размероах комиссионного вознаграждения, скидках и т. д.
Каталог должен быть красочным, иллюстративным, информативным, понятным для потребителя (не содержать излишней профессиональной туристской терминологии). Информация, содержащаяся в каталоге должна быть достоверной, расположенной в соответствии с удобным аппаратом ориентировки. Разработчикам необходимо продумать также единство стиля оформления. В данном издании обязательна ссылка на региональных агентов туроператоров в конце каталога. Каталоги могут быть специализированными (по туристскому направлению, по текущему или следующему году) и общими, содержащими ассортимент всех направлений работы оператора.
Для турагентов туроператором выпускается ценовое приложение к каталогам (обычно на простой бумаге в мягкой обложке, не содержит рекламной информации), в котором, в том числе указывается комиссия турфирмам (например, 10 %.)
Рекламные сувениры используются для охвата намеченной целевой аудитории путем их бесплатной раздачи без каких-либо обязательств со стороны принимающего. Выделяют три основные категории рекламных сувениров: фирменные календари, изделия с надпечаткой, деловые подарки. Обязательными атрибутами рекламных сувениров являются: товарный знак предприятия, его адрес, телефон, факс или другие фирменные реквизиты.
Для оплаты рекламной кампании в туристской фирме составляется смета расходов, которая связывает воедино три показателя: сумму рекламных ассигнований, объем рекламных мероприятий, тарифные ставки (или цены) на публикации в средствах рекламы или в рекламоносителях. Эффективность размещения рекламы можно контролировать, путем опроса клиентов и посетителей офиса турфирмы о том, откуда у них информация о фирме и ее турпродукте. Данные по затратам на рекламу сравниваются с данными по выручке от реализации тура по рекламоносителям. На основании этого выявляются наиболее эффективные средства рекламы.
К основными нерекламным методами продвижения турпродукта можно отнести: личные (персональные) продажи, осуществляемые через агента, прямая рассылка информации и работа с различными базами данных (формирование постоянно поддерживаемых баз данных устойчивой клиентуры, на основе которых осуществляется доведение до клиента информации о конкретных турах и др.), прямой маркетинг (телефонный маркетинг, почтовая рассылка - информация перспективных корпоративных клиентов), стимулирование сбыта — при этом клиентам предлагают, например, купоны на скидки, проводятся разнообразные конкурсы и розыгрыши призов для покупателей туров, осуществляются бонусные программы, а также раздаются предметы с элементами фирменного стиля, организация паблик рилейшнз (PR) - непрямое предложение (организация культурных мероприятий, где распространяется информация о турах фирмы, куда приглашаются представители средств массовой информации).
Важным направлением в продвижении туристского продукта является участие в выставках. В разных странах мира проводятся десятки международных туристских ярмарок, выставок, бирж, в рамках которых организуются семинары, пресс-конференции, презентации и другие мероприятия, дающие широкие возможности представить свою фирму и свой продукт, заключить контракты, найти новых партнеров, распространить информацию через широкий круг посетителей и журналистов, обменяться опытом работы. Наиболее крупными мероприятиями в настоящее время являются:
- Международная биржа по туризму в Берлине (ITB), проводимая ежегодно в начале марта;
- Всемирная туристская ярмарка в Лондоне (WTM - World Travel Market), проводимая ежегодно во второй декаде ноября;
- Международная туристская выставка ФИТУР (FITUR) в Мадриде, проводимая в конце января.
- Международная туристская выставка «Инветекс» (Inwetex-C.I.S/ Travel Market) в Санкт-Петербурге в начале октября.
Для принятия решения о целесообразности осуществления планов проекты должны пройти процедуру экспертизы. Анализ туристских проектов имеет свои особенности. Нельзя ограничиваться стандартными методиками, необходимо сочетать качественные и количественные методы со сравнительным анализом факторных моделей. Поэтому применяются как стандартные подходы корреляционного, финансового и инвестиционного анализов, так и ситуационные, вероятностные методы моделирования, результаты прогнозирования научно-исследовательских разработок, проводится оценка жизнеспособности проекта. Это связано с правовыми, экологическими и социальными проблемами, принципиальной новизной продукта, изменчивостью рынка, специальной подготовкой организаторов проекта.
После этого необходимо подсчитать сумму всех произведенных расходов, установить желаемый или необходимый уровень прибыли, окончательно сформировать цену, определить возможную систему льгот (скидок), бонусов и т. д. Преступать к практическому внедрению созданной туристской программы.
Разработка и внедрение на рынок новых туристских продуктов содержит существенные элементы риска. Специалистами подсчитано, что на стадии коммерческого освоения проваливается до 18% новинок. Среди возможных причин подобных неудач можно выделить следующие:
• неправильное определение потребностей клиентуры или какая-либо иная ошибка в замысле продукта-новинки;
• неверная оценка емкости рынка;
• неправильное позиционирование продукта-новинки на рынке;
• завышенная цена;
• неудачная система сбыта;
• плохо организованная реклама;
• недооценка возможностей конкурентов.
Как любое внедрение, внедрения на рынок новых туристских продуктов сопровождается высокой степенью рыночной неопределенности. Риск, связанный с новаторством, велик, но столь же велики связанные с ним материальные выгоды. Логика рыночной экономики такова, что в конкуренции побеждает тот, кто быстрее других освоит нововведение и предложит его потребителям.
Экспериментальная проверка тура— заключительный этап его формирования, на котором практически готовый туристский продукт подлежит своему опробованию. Наиболее часто встречающейся формой экспериментальной проверки тура являются так называемые рекламные туры и стади-туры (study tour).
Рекламный тур предназначен для ознакомления с новым туристским продуктом представителей средств массовой информации, а также личностей, авторитетных для целевых потребителей, и зачастую представителей турагентов, которые впоследствии будут участвовать в продажах данного тура. Он должен рассматриваться как часть рекламной кампании в отношении данного продукта. Основными целями рекламных туров являются широкое информирование целевой аудитории о существовании нового продукта, наглядная демонстрация его потребительских свойств, Достоинств и конкурентных преимуществ. Рекламные туры проводятся, как правило, за счет самого туристского предприятия.
Второй часто используемой формой экспериментальной проверки тура являются стади-туры (обучающие туры), цель которых состоит в формировании представления о качествах тура, его достоинствах и недостатках у сотрудников служб продаж самого туристского предприятия и представителей турагентств, которые будут участвовать в реализации этого тура. Стади-тур включает в себя не только выполнение всех программных мероприятий, предусмотренных туром, но и ознакомление с технологическими особенностями оказания тех или иных услуг партнерами и поставщиками. Поэтому очень часто в ходе стади-туров их участники встречаются с руководителями и сотрудниками гостиниц, ресторанов, экскурсионных бюро, изучают процесс обслуживания туристов, и особенности предоставления услуг, входящих в тур.
Зачастую к процессу экспериментальной проверки туров относят так называемые пробные продажи, которые организовываются для относительно небольших групп туристов до начала сезона массовых продаж. Обычно к участию в таких группах j привлекают постоянных клиентов туристской компании с целью проверки тура в реальных условиях, а также изучения отзывов потребителей о качествах разработанного тура, его достоинствах и недостатках. Как правило, для пробных продаж туристская компания устанавливает специальные льготные цены, а в некоторых случаях предоставляет отдельные туристские услуги за свой счет.
Этап экспериментальной проверки позволяет внести необходимые коррективы как в состав услуг, включенных в тур, так и в процесс его реализации. На этом этапе отрабатываются не только качество оказываемых услуг, но и работа персонала, связанного с продажами тура, готовность рекламной литературы и визуального оформления тура, организационное взаимодействие всех служб и структур.
На стадии формирования туров туроператор составляет календарный график на сезон. Можно обозначить следующие принципы, которыми при этом целесообразно руководствоваться: регулярность поездок (1 раз в неделю, каждый месяц, 2 раза в месяц и т.д.), длительность пребывания (от нескольких дней до нескольких недель), зависимость от пика сезона (например, если для летнего сезона пик поездок приходится на июль—август, то, соответственно, необходимо увеличить количество туров именно на это время), зависимость от погодных условий (для горно-лыжных туров должна учитываться сезонная опасность схода лавин, для отдыха на море — время цветения водорослей, для круизных туров — время разлива и засухи и т.д.), зависимость от занятости населения (время отпусков, каникул), зависимость от времени проведения общественных мероприятий (характерно для организации делового и конгрессного туризма).
Чем больше сезонная неравномерность потребления услуг, тем больше нужно иметь резервных мощностей для удовлетворения спроса в период его максимального роста. Сезонная дифференциация цен и тарифов отражает изменения общественно необходимых затрат труда в различные периоды года.
Продажи туры могут быть индивидуальными и групповыми. Индивидуальные туры предоставляют туристу больше независимости и самостоятельности, но они более дорогие, так как такие услуги, как транспорт, сопровождение гидом и некоторые другие турист оплачивает полностью (в групповых турах цена за них раскладывается на всех членов группы). Именно вследствие дороговизны индивидуальные туры не слишком доступны массовому туристу. Групповые туры более дешевые и поэтому доступны массовому туристу. Но в групповых поездках меньше свободы действий, так как каждый участник обязан подчиняться установленному для группы порядку путешествия.
Когда тур разработан и прошел экспериментальную проверку, фирма переходит к планированию основных показателей сбыта на конкретный период времени (чаще всего на сезон). Начинается массовая его продажа, осуществляемая на плановой основе, с учетом планируемой загрузки и планового объема продаж. Выделяют направления формирования каналов сбыта: внутренние и внешние. Внутренние каналы сбыта— это, как правило, система филиалов, отделений и посреднических организаций (агентств), через которые продаются различные туристские услуги на территории самой страны (независимо от того, кому они продаются — гражданам страны или иностранцам, находящимся на территории данной страны). Внешние каналы сбыта — это определенное число зарубежных туристских фирм-посредников (туроператоров, турагентов), принявших на себя согласно договору обязательство продавать в своей стране туристские поездки в конкретную зарубежную страну. Стратегия маркетинга предполагает комплексное использование как внутреннего, так и внешнего каналов сбыта.
В практике работы туроператоров могут использоваться различные формы реализации туристского продукта: собственных бюро продаж (торговых точек); создание посреднической турагентской сети; наличие связи с крупными организациями и предприятиями; использование специализированных магазинов; продажа туров по почте.
При реализации тура туроператор (турагент), согласно ГОСТ Р 50690—2000 «Туристские услуги. Общие требования», должен предоставлять туристам достоверную информацию об этом туре до подписания договора. Эта информация содержит данные о средствах размещения и наборе предоставляемых услуг; условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории и уровне комфортности), питания, трансфера; программе тура; экскурсионном обслуживании; наличии гида, сопровождающего; дополнительных услугах. В комплект обязательных документов, выдаваемых клиенту, входит информационный листок, в котором содержится следующая информация: о правилах въезда в страну временного пребывания; условиях пребывания; таможенных правилах; обычаях местного населения; национальных и религиозных особенностях региона; религиозных святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа; состоянии окружающей среды; часовых поясах и климатических условиях на маршруте; факторах риска для здоровья исходя из климатических и природных условий; правилах личной безопасности; курсе валют и порядке их обмена; правилах аренды автомобиля, дорожного движения и парковки и др.
Важнейшая задача туристского предприятия — это увеличение продолжительности массовых продаж тура, что может быть достигнуто за счет придания ему внесезонного характера. Однако на практике реализовать данную целевую установку достаточно сложно, так как сезонность тура имеет зачастую объективный характер и связано не только с наиболее благоприятными условиями туристского путешествия в ту или иную страну (климат, погода, время года), но и с достаточно четко выраженной сезонностью периодов отпусков потенциальных потребителей. Одним из приемов, применяемых в туроперейтинге для реализации этих целей, является придание туру большей гибкости в организации программ обслуживания, составе основных и дополнительных услуг, универсальности для различных категорий клиентов. Использование данного подхода предъявляет к торговому персоналу дополнительные требования, так как в этом случае объем информации значительно увеличивается, а дифференциация туров происходит в момент продаж.
Поиск новых ресурсов и видов туризма позволяет разрабатывать и инновационные проекты, подразделяемые на исследовательские и венчурные. Первые связаны с новыми идеями и направлены на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, экономическое и политическое значение. Венчурные проекты нацелены на разработку и внедрение нового продукта или технологии. Венчурные проекты могут носить модернизационный, новаторский, опережающий. Модернизационные проекты обеспечивают улучшение услуги или продукта путем расширения гаммы его свойств, при сохранении базовой технологии его производства.
Новаторские проекты создают новый продукт, который существенно отличается от старого за счет добавления качеств, ранее использовавшихся в других типах товаров или продуктов. Опережающие проекты предполагают решение проблемы через использование технических решений, ранее нигде не применявшихся.
Механизм реализации нововведений зависит от вида инноваций. Например, при таком нововведении в туристской фирме, как система бронирования, необходимо наличие команды (программисты, специалисты по обслуживанию системы бронирования), объединенной под единым началом. На выбор той или иной системы бронирования, а также на качество пользования, безусловно, влияет ее доступность, т.е. локализация, присутствие филиалов на национальном рынке или в регионе. Механизм реализации нововведений для фирм — разработчиков технологий предполагает наличие программы выхода инноваций на рынок, т.е. их оформление в патентной форме. Для туристских фирм-пользователей экономический эффект может выражаться в следующих показателях: росте объема продаж; расширении географии туристского продукта; снижении расходов на рекламу и продвижении собственного туристского продукта; повышении его качества благодаря использованию международных стандартов; сокращении времени обслуживания и оформления документов.
Для анализа эффективности внедрения инноваций в туристской фирме используются как общие методы оценки эффективности инновационных проектов, так и специфические критерии туристского бизнеса. Развитие инновационной деятельности способствует повышению экономической
В процесс проектирования входит информация о возможной реализации туристского продукта, выделяемых ресурсах, принимаемых решениях, возникающих идеях и гипотезах, а также моделях и схемах, заимствованных со стороны.
Анализу подвергаются сильные и слабые стороны, возможности и препятствия реализации конкретного образовательного путешествия.
К сильным сторонам при проектировании тура могут быть отнесены достопримечательности, в том числе объекты мирового наследия, внесенные в список ЮНЕСКО, уникальные музеи, сохранившиеся национальные традиции, поддержка со стороны администрации туристского района, владельцев туристских ресурсов, хорошие транспортные связи и транспортное оснащение района тура, близость к крупным населенным пунктам, и др.
К слабым сторонам, которые должны быть учтены, отнесем: неразвитость инфраструктуры туризма (мест размещения, питания, развлечения и др. обслуживания потенциальных туристов), недостаточную оснащенность для приема туристов, проблемы транспортного обслуживания туристов, плохое состояние дорог, улиц, парков, низкий уровень благоустройства территории, отсутствие информационных материалов справочного характера (путеводителей, схем, карт и др.), напряженность экологической или политической обстановки в районе предполагаемого путешествия и т.д.
Эффективность работы турфирмы оценивают с помощью показателя прибыли, показателя рентабельности, данных по анализу удовлетворения потребителей данным туристским продуктом.
Степень удовлетворения потребителя турпродуктомможно определить с помощью:
- проведения опроса туристов после совершения ими поездки (телефонные звонки);
- проведения форума на сайте туристской компании, где каждый может оставить свое мнение о совершенной поездке или задать вопросы;
- многократного пользования услугами туристской фирмы после совершения поездки;
- советов друзей, родственников, коллег, рекомендующих воспользоваться услугами турфирмы.
Турпроектирование основывается и определяется результатами маркетингового исследования потребностей туристического рынка и предложений основных конкурентов на местном рынке. Турпроектирование проводится в среднем за три месяца до обозначенных сроков тура или сезона, в случае проектирования принципиально новых направлений или видов туров для местного рынка, приступать к данному этапу работы необходимо намного раньше. Проект есть неконкретизированное (в точности до наименований отелей, перевозчиков, цен и т.д.) представление о будущей туристской программе, который обычно содержит следующую информацию: определение рекреационной специализации туристского направления (например, ландшафтные красоты, исторические памятники, уникальные возможности поправки здоровья и т. д.), проложенный маршрут (пункт отправления, перечень пунктов стоянок, пункт прибытия и т.д.), перечень применяемых в туре услуг поставщиков (отели и перевозчики), возможности и качество оказания дополнительных услуг в туре (зависят от целей туристской поездки, например, активная экскурсионная программа — для познавательных туров, организованный досуг — для круизов).
В связи с тем, что турпроектирование основывается на маркетинговом исследовании местного туристского рынка, турпроект как его результат должен: представлять собой компромисс между потребностями туристов и возможностями самого оператора, быть ориентированным на конкретный сегмент туристского рынка, иметь собственную позицию на рынке, обладать определенным набором конкурентных преимуществ, являться магистральным направлением развития фирмы, определяющим направление последующей деятельности туроператора.
Рекомендуемая литература
Абабков, Ю. Н. Обеспечение конкурентоспособности предприятия туризма: учебник для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению/ Ю. Н. Абабков, И. Г. Филиппова ; ред. Е. И. Богданов. - М.: ИНФРА-М , 2011, , 144 с.
Андропова, Кадровый менеджмент/Н.Л Андропова,., И.Ю., Андропова Н.В.Макарова - ОИЦ «Академия», 2008.
Анодина, Наталья Николаевна. Деловое письмо: методика составления и правила оформления [Текст] : практическое пособие / Н. Н. Анодина : практическое пособие / Н. Н. Анодина. - 4-е изд., испр. и доп.. - М. : Омега-Л, 2009.
Александрова А.Ю. Международный туризм. / А.Ю.Александрова. - Изд. 2-е. – М., 2011.
Арбузов, А.Ф. География туризма /А.Ф. Арбузов. - ОИЦ «Академия», 2009.
Арбузов А.Ф. География туризма. Практикум /А.Ф. Арбузов. - ОИЦ «Академия», 2011.
Бабкин, А.В. Специальные виды туризма. Учебное пособие / А.В.Бабкин. – Издательство: Ростов-на-Дону: Советский спорт, 2008 г. -117 с.
Базилевич, Анна Игоревна. Инновационный менеджмент предприятия : учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / А. И. Базилевич ; ред. В. Я. Горфинкель, 2009.- 231 с.
Байкова, И. М. Язык делового общения в туризме[Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / И. М. Байкова ; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - Электрон. текстовые дан. - СПб. : Изд-во СПбАУЭ, 2011.
Баранчеев, Владислав Петрович. Управление инновациями: учебник для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин, 2009.- 711 с.
Барышев, А.Ф. Маркетинг / А.Ф.Барышев. - ОИЦ «Академия», 2010.
Баумгартен, Л. В. Стандартизация и сертификация в туризме. / Л.В.Баумгартен. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2010, 304 с.
Беляев, В. И. Маркетинг: основы теории и практики [Электронный ресурс] : учебник для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / В. И. Беляев. - Электрон. текстовые дан. - М. : КноРус, 2010.
Биржаков М.Б. Специальные виды туризма/М.Б.Биржаков. - Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2011 – 70 с.
Боголюбов В.С. Организация специальных видов туризма/ В.С.Боголюбов. - Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2010 – 116 с.
Бородин, В. В. Экономика туризма: учебное пособие для вузов/ В. В. Бородин. - М.: Форум, 2011.
Бутко, Иван Иванович. Туристический бизнес: основы организации : производственно-практическое издание / И. И. Бутко, Е. А. Ситников, Д. С. Ушаков, 2008.- 384 с.
Бухтерева, О. С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме./ О.С.Бехтерева. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2009, 208 с., УМО по образованию
Быстров, С.А.Туризм: макроэкономика и микроэкономика/ С.А.Быстров, М.Г.Воронцова -Санкт-Петербург: «Издательский дом Герда», 2007 г. – 464 с.
Виноградова, М. В. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства. / М.В.Виноградова. – М., 2010.
Воскресенский, В.Ю. Международный туризм/ В.Ю.Воскресенский. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 – 255 с.
Вотинцева, Наталья Анатольевна. Правовое обеспечение туристской индустрии в России : учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / Н. А. Вотинцева. - М. : Дашков и К, 2011.
Глухов, Владимир Викторович. Инновационное развитие экономики мегаполиса: учебник для вузов / В. В. Глухов, М. Э. Осеевский. - СПб. : Лань, 2010.
Глушко, А.Н. География туризма /Учебное пособие./ А.Н.Глушко, А.М.Сазыкин – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002 г. – 265 с.
Голубкова, Е. Н. Маркетинговые коммуникации: учебник для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению/ Е. Н. Голубкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2011.
Гродский, В. С. Современные проблемы экономики: учебное пособие для магистратуры/ В. С. Гродский. - М.: Экономика, 2011
Гущина, Инна Александровна. Документационное обеспечение управления в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / И. А. Гущина, Н. А. Зайцева : учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / И. А. Гущина, Н. А. Зайцева. - М. : ИНФРА-М ; М. : Альфа, 2009.
Дашкова, Т. Л. Маркетинг в туристическом бизнесе. / Т.Л.Дашкова. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2010, 72 с.
Делопроизводство: образцы, документы: Организация и технология работы[Электронный ресурс] : с учетом нового ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" / В. В. Галахов [и др.] ; ред.: И. К. Корнеев, В. А. Кудрявцев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М. : Проспект, 2011.
Демидова, Г.В. Управленческая психология. / Г.В.Демидова. - М., ОИЦ «Академия», 2010.
Дмитриев, М. Н. Экономика туристского рынка [Электронный ресурс] : электронный учебник / М. Н. Дмитриев, М. Н. Забаева, Е. Н. Малыгина. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Электрон. текстовые дан.. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
Дубинский В. И. Учебник немецкого языка для вузов туристического профиля. / В.И.Дубинский. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2010, 400 с., УМО по образованию
Дурович, Александр Петрович. Менеджер турагентства: производственно-практическое издание / А. П. Дурович. - Минск : Современная школа, 2010.
Дурович А.П. Организация туризма/ Учебное пособие./ А.П.Дурович, Н.И.Кабушкин, Т.М.Сергеева – Мн.: Новое знание, 2003. – 632 с.
Дурович, Александр Петрович. Реклама в туризме : учебное пособие для вузов / А. П. Дурович, 2010.- 158 с.
Дурович А. П. Маркетинговые исследования в туризме: Учебное пособие./ А.П.Дурович . - СПб.: Питер, 2010, 384 с.
Егоршин, Александр Петрович. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие для вузов: рекомендовано Мин. образования / А. П. Егоршин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М , 2011.
Ёхина, М.А. Организация обслуживания в гостиницах. / М.А.Ёхина. – М, ОИЦ «Академия», 2010.
Жукова, Марина Александровна. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / М. А. Жукова : учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / М. А. Жукова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М. : КноРус, 2010.
Захаров, Н. Л.. Управление настроем пепрсонала в организации: учебное пособие: к изучению дисциплины/ Н. Л. Захаров, Б. Т. Пономаренко, М. Б. Перфильева. - М.: ИНФРА-М , 2010.
Здоров А.Б. Экономика туризма. Учебник. / Н.Л.Захаров. – М.: «Финансы и статистика», 2011, 266 с.
Золотухина, А. В. Проблемы инновационного и устойчивого развития регионов: научное издание/ А. В. Золотухина. - М.: Красанд, 2010
Иванов, Андрей Александрович. История российского туризма (IX-XX вв.: учебное пособие для вузов / А. А. Иванов. - М. : Форум, 2011.
Иванова, Нина Ивановна. Социальный туризм [Электр.ресурс] : электронное учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа / Н. И. Иванова, 2010.- 1 CD-ROM
Иванова, Н. И. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс/ Н. И. Иванова; С.Петерб. акад. упр. и экон. - Электрон. текстовые дан.. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2007. - 62 с: цв.
Ивасенко, А. Г. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс] : рекомендовано методсоветом по направлению / А. Г. Ивасенго : рекомендовано методсоветом по направлению / А. Г. Ивасенго. - М. : КноРус, 2009.
Колбовский, Евгений Юлисович. Экологический туризм и экология туризма: учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / Е. Ю. Колбовский. - 3-е изд., стер.. - М. : Академия, 2011.
Коноплева, И. А. Управление безопасностью и безопасностью бизнеса: учебное пособие для вузов: рекомендовано Мин. образования/ И. А. Коноплева, И. А. Богданов. - М.: ИНФРА-М , 2011.
Костина, А. В. Основы рекламы [Электронный ресурс] : учебник для вузов: рекомендовано Мин. образования / А. В. Костина, Э. Ф. Макаревич, О. И. Карпухин. - Электрон. текстовые дан. - М. : КноРус, 2011.
Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В., Косьмина Е.А. Менеджмент / А.Д.Косьмин, Н.В.Свинтицкий, Е.А.Косьмина. – М., ОИЦ «Академия», 2011.
Косьмин, А.Д. Менеджмент. Практикум / А.Д.Косьмин, Н.В.Свинтицкий, Е.А.Косьмина. – М., - ОИЦ «Академия», 2011.
Краковская, Татьяна Алексеевна. Сервисная деятельность: учебное пособие для вузов / Т. А. Краковская, В. К. Карнаухова ; ред. Ю. М. Краковский. - 3-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д : МарТ, 2010.
Крохина Н.А. Этикет и протокол делового общения[Электр.ресурс] : электронное учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа / Н. А. Крохина, 2010.
Кузнецова, О. В. Системная диагностика экономики региона: методическое пособие/ О. В. Кузнецова, А. В. Кузнецов. - 2-е изд.. - М.: Либроком, 2010
Кузьмина, О. Г. Социологическое обеспечение рекламы и маркетинга: учебное пособие для вузов / О. Г. Кузьмина. - М. : Дашков и К ; М. : Наука-Спектр, 2010.
Кузьмина С.Н. Управление качеством услуг в туризме [Электронный ресурс]: электронное учебно-методическое пособие для вузов / С. Н. Кузьмина, Е. С. Тимофеева - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009.
Лесников, А. М. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учебно-методический комплекс для специальности: 100103.65 "Социально-культурный сервис и туризм":рекомендовано методсоветом ВУЗа/ А. М. Лесников; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2007. - 92 с.
Лесников, А. М. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учебно-методический комплекс: рекомендовано методсоветом ВУЗа/ А. М. Лесников; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2007. - 112 с.
Лукьянова, Наталья Степановна. География туризма: туристские регионы мира и России. Практикум: учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / Н. С. Лукьянова. - М. : КноРус, 2010.
Ляпина, И.Ю. Индустриальная база гостиниц и туристских комплексов. + CD. И.Ю.Ляпина, Т.Л.Игнатьева, С.В.Безрукова. – М., ОИЦ «Академия», 2009.
Матюхина, Юлия Алексеевна. Экскурсионная деятельность: учебное пособие для вузов / Ю. А. Матюхина, Е. Ю. Мигунова. - М. : Альфа-М ; М. : ИНФРА-М , 2011.
Меликян, О. М. Поведение потребителей: учебник для вузов/ О. М. Меликян. - 4-е изд. - М.: Дашков и К, 2011
Менеджмент [Электронный ресурс] : учебник для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / ред. М. Л. Разу. - Электрон. текстовые дан. - М. : КноРус, 2010.