Этап внедрения Квалификационных требований

СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По применению

КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ С РЕЛИГИОЗНЫМ

ПРАВОСЛАВНЫМ) КОМПОНЕНТОМ

(дополнительные требования к профессиональному стандарту

«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,

начального общего, основного общего, среднего общего образования)

(воспитатель, учитель)»

Москва, 2016

Актуальность документа. Одной из ключевых проблем современной России является качество образования вообще и качество профессиональной деятельности педагогических кадров, в частности. В полной мере эта проблема касается и православного образования. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем выступлении на первом православном форуме «От сердца к сердцу», который прошел 31 августа 2014 года в г. Тамбове, сказал: «Образ педагога, учителя, воспитателя является непременным фактором успеха школы. Без этого фактора процесс ослабляется… Педагог – это тот, кто показывает пример своей культурой, своей манерой общения, своей компетентностью, своими жизненными принципами. Вот тогда ребенок имеет перед собой немеркнущий пример, который будет сопровождать его всю жизнь».

18 октября 2013 года Приказом № 544н Министерства труда и социального развития Российской Федерации был утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрирован в Минюсте России 6 декабря 2013 г., регистр. № 30550). Стандарт вступает в силу с 1 января 2017 года.

На основании ст. 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273-ФЗ), предусматривающей новый тип школ – образовательные организации с религиозным (православным) компонентом, Синодальный отдел религиозного образования и катехизации счел необходимым и целесообразным разработать в качестве дополнительных к основному документу[1] квалификационные требования к профессиональной деятельности педагога с учетом специфики педагогической деятельности в образовательной организации с религиозным (православным) компонентом. Данные образовательные организации имеют значительные особенности, требования к ним в части программ религиозного образования должны утверждаться централизованной религиозной организацией.

Квалификационные требования применяются только в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом (прошедших конфессиональную аттестацию Русской Православной Церкви и включенных в реестр православных образовательных организаций).

При внедрении документа необходимо учитывать следующие федеральные нормативные документы, в которых сформулированы задачи применения профстандарта педагога:

· Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 195.17.

· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ № 273–ФЗ, ст. 87.

· Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2015 № 23.

· Приказы Министерства труда и социального развития (№ 544н, № 514н, № 613н, № 608н).

Применение Квалификационных требований предполагает реализацию образовательной организацией Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом в Российской Федерации, утвержденного решением Священного Синода 27 июля 2011 года (в редакции от 28 апреля 2015 года), и Положения «О выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви и конфессиональной аттестации образовательных организаций», утвержденного 28 ноября 2010 года Патриархом Московским и всея Руси КИРИЛЛОМ (в редакции от 7 июля 2015 года), где также прописаны требования к педагогической деятельности.

Цель применения документа: определение и обеспечение необходимой квалификации педагога для повышения качества православного образования.

Функции документа:

нормативная: является основой содержания и оценки профессиональной деятельности педагога в образовательной организации с религиозным (православным) компонентом; критерием на право занятия педагогической должности;

мотивационная: направлена на поддержку и повышение мотивации педагогического труда педагога в сфере православного образования, его стремления к личностному и профессиональному росту.

Квалификационные требования являются основой для:

– регламентации профессиональной деятельности педагогов в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом;

– определения особенностей служения православного педагога в условиях нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года;

– полноценной реализации церковной стратегии православного образования, Стандарта православного компонента общего образования;

– повышения качества православного образования;

– объективной оценки профессиональной деятельности педагога в сфере православного образования и его права на занятие данной должности;

– подготовки педагогических кадров для православного образования;

– разработки трудового договора и должностных инструкций в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом всех организационно-правовых форм;

– аттестации педагогов.

В Квалификационных требованиях личностные качества педагога неотделимы от его профессиональных качеств.

При применении Квалификационных требований рекомендуется учитывать то, что православный компонент пронизывает все сферы деятельности образовательной организации: урочную и внеурочную деятельность, систему обучения (содержание образования, технологии обучения, формы и методы работы с детьми) и воспитания, уклад образовательной организации, дополнительное образование, внешкольную деятельность, работу с семьей. Задача образовательной организации – выстроить христианско-антропологическую модель образования, которая основана на трех онтологических принципах православного образования: христоцентричности, экклесиоцентричности (церковности) и антропосообразности (педагогичности). Столь высокие задачи требуют от педагогов высокого профессионализма и понимания специфики работы в образовательной организации с религиозным (православным) компонентом.

В Квалификационных требованиях выделяются две обобщенные трудовые функции: первая определяет специфику деятельности по реализации целостного образовательного процесса на основе единства Церкви, семьи и школы в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом, т.е. по сути, формирование православной образовательной среды (уклада), направленной на становление и развитие личности православного христианина; вторая– педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ с религиозным (православным) компонентом, т.е. проектирование и разработку православного компонента в основном документе образовательной организации – основной образовательной программе. В Стандарте православного компонента общего образования прописано, в какие разделы основной образовательной программы рекомендуется встраивать православный компонент. Согласно п. 4 ст. 87 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», централизованная религиозная организация утверждает примерные основные образовательные программы с религиозным (православным) компонентом и вносит их в профильный реестр.

В Квалификационных требованиях все педагогические работники образовательной организации с религиозным (православным) компонентом подразделяются на три группы.

Учителя, преподающие:

1. Предметы, в которых вероучительная проблематика не присутствует в явном виде.

2. Предметы, затрагивающие междисциплинарную проблематику (история, литература, языки, биология).

3. Обязательные предметы Стандарта православного компонента общего образования: основы православной веры, церковнославянский язык, церковное пение (для гимназий: классические языки и логика).

Рекомендуется такие трудовые функции, как воспитание на основе православных традиций и обучение на основе православного мировоззрения прописывать в должностных инструкциях всех педагогов образовательной организации. Однако при этом необходимо учитывать, к какой группе относится педагог, и, соответственно, определять меру выполнения им этих трудовых функций. Например, у преподавателя литературы и истории больше возможностей для интеграции в содержание этих предметов православного компонента, чем у преподавателя математики или физики, но это не умаляет воспитательных возможностей предметов естественнонаучного цикла (приложение 2).

При проектировании и разработке православного компонента основных образовательных программ по уровням образования рекомендуется учитывать возрастные особенности обучающихся, закономерности их личностного (духовного и нравственного становления и развития) в контексте православной педагогики и православной антропологии. Рекомендуется всем педагогам, осуществляющим свою профессиональную деятельность на определенном уровне образования, владение этими знаниями и применение их в своей практике.

Администрации образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом во исполнение Квалификационных требований рекомендуется организовать для педагогов курсы повышения квалификации по православной педагогике, а также курсы катехизации.

Для преподавателей обязательных предметов Стандарта православного компонента общего образования в п. 3.2.4. Квалификационных требований прописаны трудовые функции предметного обучения по каждому обязательному предмету. Важно, чтобы преподаватели этих предметов профессионально разбирались не только в своем предмете, но прежде всего в возрастных особенностях обучающихся и в особенностях усвоения религиозного знания и приобретения личного духовного опыта обучающимися на определенных этапах взросления и личностного развития.

Рекомендуется следующая последовательность применения документа: подготовительный этап и этап внедрения (приложение 1).

Особое внимание следует уделить подготовительному этапу и осуществить следующие мероприятия:

1) Ознакомление с документом и информирование всех педагогических работников образовательной организации с религиозным (православным) компонентом).

2) Разработка локальных актов, составление плана мероприятий по подготовке педагогического коллектива к внедрению документа.

3) Проведение первичной диагностики соответствия компетенций педагогов образовательной организации Квалификационным требованиям (анкетирование, опрос, самооценка и др.).

4) По итогам анализа полученных результатов определить стратегию (концепцию, программу) профессионального роста педагогических работников, в целом повышения качества педагогического труда в образовательной организации (в документ могут войти: переподготовка, повышение квалификации педагогов, катехизация педагогических работников, процедура аттестации педагогов и др.).

На этапе внедрения проводится вторичная диагностика педагогических работников на соответствие их компетенций Квалификационным требованиям.

Учитывая, что процедура аттестации педагогических работников на право занятия должности проводится самой образовательной организацией, желательно совместить профессиональную аттестацию (на основании государственного профессионального стандарта «Педагог») и аттестацию, основанную на Квалификационных требованиях.

В Приложении 3 дано примерное положение об аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности. В данном документе рекомендуется особое внимание уделить квалификационным испытаниям педагогов в период аттестации на соответствие занимаемой должности. В аттестационную комиссию рекомендуется привлекать специалистов епархиальных ОРОиК, региональных институтов развития образования, ученых, других специалистов в области педагогики и религиозного образования.

При разработке примерных документов приложения были использованы материалы, предоставленные ЧОУ РО «Гнилицкая православная гимназия» Нижегородской епархии, ЧОУ РО «НЕРПЦ (МП)» «Саровская православная гимназия» Нижегородской епархии, ЧОУ РО «Православная гимназия имени святого благоверного великого князя Александра Невского (Городецкая епархия)», НОУ «Православная гимназия» Свято-Никольского Черноостровского монастыря Калужской епархии.

Приложение 1

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

Внедрения Квалификационных требований к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом в образовательную организацию

______________________________________________________

Цель:Обеспечение перехода образовательной организации с религиозным (православным) компонентом на работу в условиях применения Квалификационных требований к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом с 1 сентября 2016 года.

Задачи:

–определение (оценка) соответствия педагогических работников образовательной организации Квалификационным требованиям;

–организация повышения квалификации и переподготовки, катехизации педагогических работников образовательной организации в соответствии с Квалификационными требованиями;

– внесение изменений в процедуру аттестации педагогических работников в соответствии с Квалификационными требованиями;

– создание нормативно-правовой базы для внедрения Квалификационных требований.

Процедура внедрения проводится в два этапа: подготовительный и этап внедрения.

Подготовительный этап

Мероприятия Предполагаемый результат Ответственный Сроки
1.Организационно-подготовительный этап
Подготовка нормативных документов (локальных актов), их согласование и утверждение, регламентирующих внедрение Квалификационных требований (КТ). Наличие локальных актов. Новые редакции документов: – должностные инструкции; – положение об аттестации педагогов; – правила внутреннего трудового распорядка (при необходимости) и др. Администрация школы. Методические объединения -
Проведение педагогических и методических советов по ознакомлению (обсуждению) педагогических работников с КТ. Донесение до каждого педагогического работника основных требований к педагогической деятельности в ОО с религиозным (православным) компонентом. Администрация школы.  
Размещение информации на стендах ОО, сайте ОО. Уголок с материалами КТ, обновление раздела сайта «Документы» и др. Администрация школы. Ответственные за сайт ОО.  
Ознакомление педагогических работников ОО с новыми должностными инструкциями и др. локальными актами. Подписание новых должностных инструкций. Администрация школы.  
2. Определение соответствия профессионального уровня педагогических работников Квалификационным требованиям
Организация процедуры самооценки педагогами своей квалификации, уровня своей профессиональной деятельности в соответствии с КТ. Программы индивидуального профессионального развития педагогов. Администрация школы. ЕОРОиК. Методические объединения.  
Составление дифференцированной программы профессионального развития педагогов на основе оценки уровня профессиональной деятельности КТ. Установление уровня соответствия компетенций педагога КТ. Администрация школы. Методические объединения.  
3 Повышение квалификации педагогических работников с учетом КТ
Разработка программ повышения квалификации (переподготовки) педагогов в части религиозного (православного) компонента (запрос ОО), программ катехизации педагогов. Программы повышения квалификации педагогов в части религиозного компонента, программы катехизации педагогов. Администрация школы. ЕОРОиК.      
Разработка локальных нормативных актов, регламентирующих программы повышения квалификации педагогов в части религиозного (православного) компонента, программы катехизации. Нормативные документы. Администрация школы.  
Разработка (или приобретение) фондов оценочных средств по программам повышения квалификации в части религиозного (православного) компонента. Фонд оценочного инструментария. Администрация школы. Методические объединения. ЕОРОиК.  
Разработка индивидуальных заданий для педагогов на повышение квалификации в части православного компонента с учетом выявленных в ходе оценки квалификации дефицитов компетенций с точки зрения КТ. Индивидуальные задания. Администрация школы. Методические объединения.  
4. Аттестация педагогических работников с учетом КТ
Корректировка локальных актов (нормативной документации), устанавливающих порядок деятельности аттестационной комиссии ОО, с учетом КТ. Нормативные документы. Администрация школы. ЕОРОиК.  
Корректировка имеющейся или разработка новой методической документации по организации аттестации педагогов на основе КТ (в частности, по проведению квалификационных испытаний). Методические рекомендации по аттестации педагогов на основе КТ (по проведению квалификационных испытаний). Администрация школы. ЕОРОиК.  
Организация и осуществление консультативно-методической поддержки педагогов по вопросам аттестации на основе КТ. Удовлетворение запросов целевой аудитории. Администрация школы. Методические объединения.  
Организация семинаров по вопросам аттестации педагогов с учетом КТ. Информирование об изменениях процедуры аттестации. Администрация школы. ЕОРОиК.  
Составление плана аттестации педагогов с учетом КТ. План аттестации педагогических работников. Администрация школы. ЕОРОиК.  

Этап внедрения Квалификационных требований

Организационно-методическое обеспечение самоанализа педагогом своей профессиональной деятельности с целью установления ее соответствия КТ. Инструментарий для проведения самоанализа. Администрация. Руководители МО.  
Проведение самоанализа педагогами своей профессиональной деятельности с целью установления ее соответствия КТ. График проведения самоанализа. Администрация школы. Руководители МО.  
Составление персонифицированных программ повышения профессионального уровня педагогов с учетом результатов самооценки, катехизации. Программы повышения профессионального уровня педагогов. Администрация школы, педагоги.  
Планирование повышения квалификации (профессиональной переподготовки) педагогов, их катехизации. План повышения квалификации (профессиональной переподготовки) педагогов. Администрация школы. ЕОРОиК.  
Организация обмена опытом, полученными знаниями в ходе повышения квалификации (переподготовки). Повышение профессионального уровня педагогов. Администрация школы. ЕОРОиК.  
Создание и организация деятельности аттестационной комиссии в организации с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности в ОО с религиозным (православным) компонентом. Организационно-методическое обеспечение деятельности аттестационной комиссии. Администрация школы. ЕОРОиК.  
         
Организация и проведение квалификационных испытаний педагогов в части КТ в рамках аттестации. Заключение аттестационной комиссии о соответствии / несоответствии педагогического работника занимаемой должности; рекомендации АК. Администрация школы. ЕОРОиК.  
Внесение изменений в программы повышения квалификации (переподготовки) педагогов в части религиозного (православного) компонентапо итогам квалификационных испытаний, программы катехизации. Улучшенные программы повышения квалификации (переподготовки) в части религиозного (православного) компонента, программы катехизации. Администрация школы. ЕОРОиК.  

Приложение 2

Частное общеобразовательное учреждение

«_________________________________________________»

   
  УТВЕРЖДАЮ
  Директор
  (Должность руководителя)
   
     
  (Подпись) (Ф.И.О.)
   
  «___» ____________ 201___
  (Дата)
   

Примерная должностная инструкция учителя Основ православной веры

1. Общие положения

1.1. Должность учителя основ православной веры (далее – учитель) относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется

_________

1.2. На должность учителя основ православной веры назначается лицо, имеющее высшее образование по направлению подготовки «Теология» или высшее религиозное образование или высшее образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Теология» в объеме, соответствующем программе профессиональной переподготовки;

1.3. Учитель должен знать:

– приоритетные направления развития системы образования в Российской Федерации;

– законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, включая нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;

– основы законодательства о правах ребенка;

– основы трудового законодательства;

– Устав (Положение) образовательной организации и иные нормативные акты, документы, инструкции, регулирующие правила внутреннего распорядка образовательной организации, а также связанные непосредственно с трудовыми функциями;

– программы и учебники по преподаваемому предмету;

– требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

– средства обучения и их дидактические возможности;

– основы научной организации труда;

– уставы и каноны Православной Церкви в объеме, необходимом для сознательного участия в богослужениях и таинствах Церкви и для компетентного педагогического взаимодействия с обучающимися и их семьями;

– основы законодательства о свободе совести и религиозных объединениях, нормативные правовые положения, регламентирующие преподавание учебных предметов, курсов, направленных на формирование знаний о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях христианства (православия);

– церковные нормативные документы в сфере образования: Образовательная концепция Русской Православной Церкви, Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для образовательных организаций Российской Федерации, Положение «О выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви и конфессиональной аттестации образовательных организаций» и др.;

– теорию и методологию православной педагогики и православной антропологии;

– принципы православного образования, особенности функционирования системы православного образования на современном этапе;

– преподаваемый предмет в пределах требований Стандарта православного компонента общего образования и примерных программ Стандарта;

– технологию планирования и организации обучения на основе православного мировоззрения в образовательной организации с религиозным (православным) компонентом;

– методы и формы обучения на основе православного мировоззрения, особенности использования современных образовательных технологий в православной образовательной среде;

– особенности православного компонента начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии со Стандартом православного компонента общего образования;

– программы и учебники с религиозным (православным) компонентом;

– общие закономерности духовного, личностного и физического развития детей и подростков, юношей и девушек старшего школьного возраста в контексте православной педагогики, православной психологии и православной антропологии;

– эффективные практики православного воспитания;

– основы духовной, информационной безопасности личности и семьи;

– основные результаты новейших исследований (достижений) в сфере духовно-нравственного воспитания;

– технологию планирования и организации воспитания в образовательной организации с религиозным (православным) компонентом, оценки педагогической деятельности и использования ее результатов;

– методы, формы и принципы православного воспитания, особенности использования современных педагогических технологий в православной образовательной среде;

– педагогику семейного воспитания на традициях православия;

– содержание, методы, формы и средства организации взаимодействия с социальными партнерами по вопросам духовно-нравственного воспитания;

– методику организации духовного краеведения, паломнических поездок и экскурсий;

– региональные конфессиональные и этнокультурные особенности;

– современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

– объективно оценивать знания обучающихся в части религиозного (православного) компонента разными методами контроля в соответствии в реальными учебными возможностями детей;

– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (иными законными представителями), коллегами по работе;

– технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

– закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;

– ИКТ-технологии;

– иные документы, регламентирующие его деятельность в ОО.

1.4. Учитель в своей деятельности руководствуется:

– действующим законодательством Российской Федерации;

– Уставом (Положением)___________________________________________

(наименование образовательной организации)

– положениями коллективно договора и правилами внутреннего трудового распорядка;

– приказами и указаниями непосредственного руководителя и руководителя образовательной организации;

– настоящей должностной инструкцией;

– иными документами, инструкциями, распоряжениями, непосредственно связанными с исполнением трудовой функции учителя_____________________________________________

_________

_________

1.5. В соответствии со статьей 48 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» учителю запрещается:

– оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов;

– использовать образовательную деятельность для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Учитель назначается на должность и освобождается от нее приказом_________________________________________________________________

(указать должность руководителя)

1.7. На время отсутствия______________________________(отпуск, болезнь и пр.)

(Ф.И.О. полностью)

его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

2. Трудовые функции

2.1._________________________________________________________осуществляет:

(Ф.И.О. полностью)

______________[2]

– обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета__________________________________________

(указать предмет)

2.2. Обеспечивает:

– духовную и информационную безопасность обучающихся;

– охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

3. Должностные обязанности

На учителя возлагаются следующие должностные обязанности:

  • реализация обязательной части Стандарта православного компонента общего образования в рамках преподаваемого предмета;

· обучениеосновам православного вероучения и нравственности в соответствии с примерной программой по Основам православной веры;

· формирование у обучающихся православного мировоззрения и христианской картины мира;

· приобщение к участию в таинствах и богослужениях Церкви, к церковному образу жизни;

· знакомство обучающихся с современной жизнью Церкви, с основными документами, событиями, миссией Церкви в современном мире;

· формирование религиозной культуры, культуры общения в православном сообществе; культуры диалога с миром, социумом вне ограды Церкви;

· обучение работе с источниками религиозных знаний, в том числе с электронными ресурсами;

· организация публичных выступлений, научно-практических конференций, семинаров по православной тематике;

· обсуждение с обучающимися основных вызовов современного мира, проблем современной молодежи, различных сообществ, формирование у них правильного представления о данных проблемах;

· обсуждение с обучающимися явлений современной православной культуры;

· обучение проектной деятельности по православной тематике;

· консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по проблемным вопросам современной религиозной жизни в России;

· использование воспитательного потенциала вероучительных предметов;

· сотрудничество с другими учителями в системе межпредметных связей по ключевым мировоззренческим темам;

· помощь в выборе профессии, знакомство с основными видами профессиональной деятельности в современной церковной жизни;

· разработка рабочей программы по Основам православной веры;

· овладение методами и приемами обучения вероучительным знаниям;

· содействие духовному осмыслению базовых знаний по гуманитарным и естественнонаучным предметам;

· содействие обучающимся в приобретении на основе вероучительных знаний духовного опыта, нравственного сознания и нравственного поведения;

· развитие способности у обучающихся к самоанализу и самооценке собственных поступков;

· разработка дидактических и учебно-методических материалов по вероучительным предметам;

· управление учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения православной вере и нравственности;

· оценивание рисков и принятие решений в нестандартных ситуациях, возникших в процессе взаимодействия участников образовательного процесса в вопросах православного образования;

· анализ проблем, возникающих в процессе обучения вероучительным знаниям и поиск пути их решения;

· корректирование содержания и методики проведения занятий на основе анализа и оценки поведения и нравственного развития детей;

· ведение консультационной работы с родителями по проблемам обучения вероучительным знаниям детей;

· определение задачи профессионального и личностного саморазвития, занятие самообразованием, повышение квалификации в области преподавания вероучительных предметов и педагогики;

· систематизирование и оценка педагогического опыты и образовательных технологий православного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;

· представление собственного опыта деятельности в сфере православного образования на открытых мероприятиях: научно-практических конференциях, семинарах, чтениях и др. в виде публикаций учебно-методических разработок, проектов, творческих работ;

· владение преподаваемым предметом в пределах требований Стандарта православного компонента общего образования и примерных программ Стандарта;

(черный кружок см выше) соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики;

(кружок) выполнение иных указаний непосредственного руководителя в рамках действующей должностной инструкции.

4. Права

Учитель имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии:

– сокращенную продолжительность рабочего времени;

– дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

– ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

– длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

– досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

4.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководства).

4.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т.д.

4.7. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4.8. Учитель имеет все академические права и свободы, предусмотренные действующим законодательством.

5. Ответственность

Учитель несет ответственность:

5.1. За нарушение Устава (Положения) образовательной организации.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

5.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в порядке, определенном административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.5. За причинение материального ущерба образовательной организации в порядке, установленном действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.6. За разглашение сведений конфиденциального характера, утрату документов, содержащих такие сведения, нарушение установленных правил обращения с конфиденциальной информацией; передачу посторонним лицам любых документов образовательной организации, не предусмотренную законодательством или интересами организации, осуществляющей образовательную деятельность__________________________________________________

_________

(наименование образовательной организации)

Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с____________________

_________

(наименование, номер и дата документа)

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается росписью (указать где)

– в листе (журнале) ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции и хранящемся у работодателя;

– в экземпляре должностной инструкции: «С инструкцией ознакомлен»__________________ (Ф.И.О., дата)

– иным способом.

Лист ознакомления с должностной инструкцией учителя основ православной веры:

Ф.И.О. Подпись Дата
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Приложение 3

Частное общеобразовательное учреждение

__________

__________

Утверждено приказом директора

от « » _________201­___ г.

Протокол решения педсовета

от « »_________201____ г.

Директор _________________

Примерное положение

Наши рекомендации