Решение практических и ситуационных задач
Пояснительная записка
Решение практических и ситуационных задач как форма контроля используется в учебном процессе для проведения интерактивных форм занятий.
Интерактивное занятие предполагает как индивидуальную подготовительную работу студента, так и коллективную работу на семинаре. Содержание интерактивных занятий по основным разделам дисциплины устанавливается в рабочей программе. Программа занятия и порядок предварительной подготовки студентов к занятию устанавливается в методических указаниях по подготовке и проведению интерактивных занятий.
Объектами данной формы контроля выступают компетенции: ОК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-12. Объектами оценивания являются:
ОК-6:
– знание функций менеджмента, форм управления предприятиями туристской индустрии;
– знание видов управленческих решений и методов их разработки;
– знание основ управления персоналом туристского предприятия;
– умение диагностировать и выявлять различные типы проблемных ситуаций в туристской индустрии, разрабатывать меры по их предупреждению и преодолению, планировать и осуществлять контроль за реализацией проекта, обеспечивать координацию действий со всеми функциональными подразделениями предприятий туристской индустрии.
– понимание места и роли менеджмента в деятельности предприятий туристской индустрии.
ПК-7:
– способность применения информационного обеспечения и коммуникаций в менеджменте;
– знание менеджмента человеческих ресурсов;
– знание организации и технологии менеджмента в туризме.
ПК-8:
– способность анализировать проблемы менеджмента туризма и находить пути их решения;
– умение применять теоретические знания в работе туристских предприятий;
– способность обосновывать принципы рационального использования транспорта;
– способность обобщать, анализировать изучаемый материал, делать выводы, иллюстрировать теоретические и практические основы организации менеджмента на предприятиях индустрии туризма.
ПК-12:
– владение опытом организации менеджмента на предприятиях индустрии туризма;
– умение вести переговоры, устанавливать отношения, удовлетворять потребностям клиентов в турфирме;
– способность устанавливать коммуникации;
– способность применить профессиональные знания в сфере оказания туристических услуг.
1.5.2. Перечень видов интерактивных занятий и их содержание
Фонд оценочных средств для собеседования разделен на виды интерактивных занятий, используемых в процессе изучения дисциплины «Менеджмент в туристской индустрии»:
– круглый стол;
– учебная дискуссия;
– деловая игра.
Учебным планом дисциплины предусмотрено 4 семинара, проводимых в интерактивной форме.
Круглый стол.
Тема № 3. Обсуждение книг Ф. Тейлора «Принципы научного менеджмента», Г. Форда «Моя жизнь, мои достижения»
Тема № 5. Круглый стол с анализом кейс-стади «Стратегическое развитие турфирмы».
Тема № 9. Обсуждение книги Л. Якокки «Карьера менеджера».
Тема № 11. Видеоподборка по теме «Управление конфликтами в туризме»;
Тема № 12. Круглый стол с анализом кейс-стади «Управленческое решение»;
Тема № 14. Видеоподборка по теме «Этика делового общения».
Деловая игра. «Проведение делового совещания».
Инструкция:в начале игры участники делятся на четыре группы (в группе 4-6 человек), три из которых представляют бизнес-консультантов различных фирм, четвертая – дирекцию крупного туроператора. Формирование групп происходит из числа студентов групп случайным образом. После образования групп участники рассаживаются на отведенные игровые места и получают от преподавателя раздаточный материал. Преподаватель знакомит игроков с условиями игры: крупному процветающему туроператору необходимо наиболее эффективно вложить имеющуюся в наличии свободную денежную сумму. У директора данной фирмы имеется три возможных варианта вложения, проверить эффективность которых он поручает бизнес-консультантам. Директору в целях информирования консультантов необходимо рассказать о своей компании и о предложенных к рассмотрению проектах. В конце игры дирекция выберет один из вариантов. Затем каждая группа приступает к выполнению поставленных перед ними задач.
Далее каждая игровая команда, представляющая бизнес-консультантов, объявляет результаты внутригруппового обсуждения, при этом могут задаваться уточняющие вопросы членами других команд. Группа, представляющая дирекцию фирмы, также задает уточняющие вопросы и, посовещавшись, объявляет свое аргументированное решение о том, какой из вариантов вложения денежных средств она считает наиболее целесообразным.
Критерии оценивания.
Каждая форма интерактивного занятия нацелена на формирование у студентов навыков коллективной работы, а также навыков формулирования собственных выводов и суждений относительно проблемного вопроса. Вместе с тем, формы проведения предусмотренных занятий различаются, поэтому критерии оценивания устанавливаются отдельно для каждой формы занятий. Максимальный балл за участие в круглом столе, учебной дискуссии или деловой игре – 1 балл.