Оценочное средство – решение ситуационных (практических) задач

Ситуационная задача 1. Определить, для каких видов нарушенного детского развития можно использовать различные психокоррекционные подходы.

Образец этюда по методу драматической психоэлевации

Этюд «Гроза».Дело происходит на даче или в деревне. Кукла – хозяин ложится спать. Но только было засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Хозяин трясется от ужаса, стучит зубами… А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это продрогшая, испуганная собака. Она хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. Хозяину и жаль пса, и, с другой стороны, страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает собаку, успокаивает ее, берет к себе в кровать, и они мирно засыпают. В этом этюде важно подчеркнуть, что хозяин чувствует себя благородным защитником слабых.

Образцы приемов когнитивно-поведенческого подхода

«Тайм-аут» - удаление из класса или группы, при котором ребенок, чье поведение подвергается коррекции, лишается возможности получать положительное подкрепление в групповой деятельности.

«Гиперкоррекция» - прием коррекции поведения детей, нарушающих институциональные нормы. Смысл приема заключается в том, чтобы ребенок сначала восстановил разрушенный им порядок вещей, принес извинения в связи со своим неадекватным поведением, а затем принял на себя дополнительные обязанности по сохранению порядка.

«Штраф» - для ребенка составляют иерархию нарушений и размер соответствующего штрафа за каждое нарушение.

«Шейпинг» - методика для моделирования сложного, ранее не свойственного ребенку поведения. Составляется цепочка последовательных шагов, которая приводит к желаемому поведению. Первый элемент цепочки должен быть четко дифференцирован, а критерии оценки его достижения – максимально ясными. От овладения первым элементов зависит окончательный результат.

Методика «негативное воздействие». В основе методики парадоксальное предположение о том, что, если негативную реакцию сознательно многократно повторять, она исчезнет.

Образец релаксационного тренинга «Лицевая гимнастика»

1. Губы сомкнуты. Вытянуть губы трубочкой - вернуть на место.

2. Губы сомкнуты. Улыбнуться - вернуть на место.

3. Рот открыт не широко. Опустить нижнюю челюсть - вернуть на место.

4. Рот приоткрыт. Приподнять верхнюю челюсть - опустить.

5. Рот закрыт. Облизать верхние зубы.

6. Рот закрыт. Облизать нижние зубы.

7. Рот закрыт. Губы налево - направо - вверх - вниз - на место.

8. Рот закрыт. Ударить "острым" языком в щеку изнутри (сначала в правую, затем в левую).

9. Улыбнуться и расслабиться.

Каждое упражнение повторять 3-4 раза.

Образец аутогенной тренировки

Дети! Посмотрите на свои ладони. Таких линий как у каждого из вас, нет ни у одного человека на свете. Значит, каждый из вас единственное, неповторимое ЧУДО… Положите руки на колени. Посмотрите на кончик носа, прямо перед собой – на кончик носа – прямо перед собой. Закройте глаза. Беззвучно, одними губами произносим букву «Ы», расслабим в этом положении губы, язык мягко упирается в верхний ряд зубов, произносим «Ы»… (звучит музыка). Медленно повторяем за мной про себя: я спокоен…я отдыхаю…дышу ровно и спокойно…мое сердце успокаивается…моя правая нога тяжелая, теплая…мои ноги теплые…моя правая рука тяжелая, теплая…моя левая рука тяжелая, теплая…я отдыхаю…мое тело расслаблено…расслаблены мышцы живота…расслаблены мышцы спины…шея расслаблена…я отдыхаю…чувствую приятную тяжесть во всем теле...расслаблены мышцы лица...веки опущены и слегка сомкнуты...мне легко и приятно...я покачиваюсь в лодке...легкий ветерок гладит мою голову...лоб становится прохладным...я отдыхаю...легкий ветерок овевает мою голову…лоб становится прохладным (музыка постепенно замолкает). Открыли глаза, опять закрыли и опять открыли. Сжали кулачки. Ясная светлая голова. Вдох-выдох. Улыбнулись. Улыбнулись друг другу. Хорошенько потянулись. Зевнули как следует. Потянулись! Зевнули! Чувствуем прилив бодрости и энергии. Потянулись, зевнули, прилив бодрости и энергии!

Ситуационная задача 2

Определить возможные способы оказания помощи в диаде «мать – ребенок»: тип консультирования, направления работы с ребенком, возможный результат. Спрогнозировать возможные изменения в восприятии матерью ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями дочери.

Мать девочки обратилась в консультацию с жалобами на рассеянность дочери, неумение ориентироваться в ситуации, замедленность, тупость в восприятии нового, в понимании некоторых ситуаций и т.д. Мать испытывает сильную тревогу в связи с предполагаемыми ее большими трудностями Оли в школе, особенно с математикой, и «вообще в жизни». Неплохой уровень знаний девочки мать объясняет за счет интенсивных занятий дома, в результате которых Оля начала читать в четыре года. Вопреки опасениям матери девочка показала по результатам диагностики высокие значения умственного развития (выше возрастной нормы). Одновременно у девочки отмечалось богатое воображение, хорошо развитая игровая деятельность и несомненная художественная одаренность. Девочка отличалась мягким, покладистым характером, а ее отношения в семье и с подругами в детском саду складывались достаточно ровно, бесконфликтно. В то же время в эмоционально-личностной сфере полного благополучия не было: проявлялись черты неуверенности, тревожности, замкнутости, обидчивости, иногда отмечались ночные страхи, нередко пониженное настроение.

Анализ возможных причин столь резкого расхождения оценок способностей девочки родителями и психологом показал, что основную роль здесь играло выраженное различие черт характера и личностного склада матери и дочери. В отличие от своей мамы — эмоциональной, открытой, энергичной, подвижной женщины с чертами гиперсоциализированности и тревожности, Оля была склонна к большей замкнутости, внешней глубокой переработке впечатлений и переживаний. На почве общей медлительности и недостаточной, с точки зрения мамы, открытости ребенка между ними часто возникали трения. Вследствие весьма высокой чувствительности к проявлениям недовольства со стороны матери, к которой девочка испытывала глубокую привязанность, у нее лишь возрастали медлительность, замкнутость. Именно подобные состояния заторможенности и воспринимались матерью как «отключенность» и даже «тупость» ребенка.

Ситуационная задача 3. Проанализировать конкретный случай и выделить:

- условия, при соблюдении которых в психическом состоянии детей возможны позитивные изменения;

- внешние и внутренние факторы, составляющие основу коррекционного воздействия;

- линии коррекционно-развивающей работы с учетом принципов психологической коррекции.

Образцы конкретных случаев

Случай 1. Вера (4.8), дочь матери 27 лет и отца 32 лет. Живут с бабушкой и дедушкой по материнской линии. Девочку балуют мать и бабушка. Дедушка с отцом пытаются установить четкие рамки дозволенности и недозволенности. К психологу обратилась бабушка, потому что в последние полгода девочка стала проявлять агрессию в отношении окружающих людей. Это проявлялось в следующем: крики на маму и бабушку, драки с детьми во дворе и детском саду; когда не удается чего - либо достичь или получить желаемое, Вера начинает кричать и громко требовать своего. Часто кусается без видимой причины, может плюнуть на взрослого. К отцу и дедушке ребенок относится с неприязнью. Может согласиться с их требованиями, но не выполняет их. Иногда пытается манипулировать родителями, однако такое получается только с матерью и бабушкой. Диагностическое обследование подтвердило высокий уровень физической и вербальной агрессии. Кроме того, результаты анализа познавательной сферы показали низкий уровень развития. У ребенка отсутствует интерес к познавательной деятельности, нет мотивации к интеллектуальным занятиям. Со слов бабушки, с ребенком занимаются и в саду и дома. Дома с ребенком занимается отец: он учит Веру читать и писать, вероятно, используя, авторитарные методы обучения. Игровая деятельность развита хорошо, но играет ребенок только со взрослыми, с детьми девочка предпочитает не играть, потому, что они ее не принимают в игру.

Случай 2. Мама мальчика 7 лет сильно обеспокоена его поведением в последние пять месяцев. Ночами он долго не может уснуть, часто просыпается, начинает нервничать и звать взрослых; обычно просит взрослых включить свет или разговаривать с ним пока он не уснет. Первые подобные признаки появились у ребенка в четыре года, когда он пошел в детский сад. Пять месяцев назад, ребенка обследовали в детском саду по поводу готовности к школе и определили полную готовность по всем признакам. Однако именно с того дня ребенок начал плохо спать. Появилось устойчивое нежелание не идти в детский сад, по уторам мальчик кричит, упрямится, сопротивляется маминым попыткам отвести его в сад. Оставить ребенка дома мама не может – она живет и воспитывает его одна. Результаты диагностики показали наличие страха перед школой как общественным учреждением. При этом действительно отмечается высокий уровень мотивационной и познавательной готовности к школьному обучению. Кроме того, у ребенка ярко выраженный кризис семи и высокий уровень развития произвольности, которая позволяет компенсировать некоторые внутренние характеристики страха – не показывать маме своего состояния, скрывать физиологические проявления. Такая возможность детской психики позволила маме в течение долгового времени не замечать предрасположенности ребенка к страху перед школой.

Диагноз: ситуативная тревожность, прогнозируемый страх школы.

Наши рекомендации