Особенности сельской местности для целей развития этнического туризма
Сельский туризм является относительно новым и перспективным направлением, позволяющим горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Суть данного вида туризма заключается в отдыхе в сельской местности, где всё организационное обеспечение проживания туристов (в том числе питание, досуг, обслуживание и др.) берёт на себя принимающая семья. Сельский туризм представляет возможности отдыха для тех, кто по каким-либо причинам иные виды туризма позволить себе не может. Его привлекательными чертами являются чистый воздух, домашняя атмосфера, нетронутая природа, натуральные продукты, тишина и неторопливый быт. По оценкам специалистов, потенциальный ежегодный спрос на указанный вид туризма составляет около 600 тыс. человек.[11]
В мировой практике в сельской местности, наряду с развитием сельскохозяйственной деятельности, источником дополнительных доходов становятся сферы не аграрной занятости населения, в частности сельский туризм. Начиная с 1972 г. Сельский (агротуризм) выделен в отдельную отрасль экономики. В странах Западной Европы сельский туризм характеризуется устойчивым развитием с начала 1960-х гг. В настоящее время это явление повсеместное, хотя региональные модели функционирования данного вида дестинаций существенно различаются.
Сегодня сельский туризм развивается весьма быстрыми темпами и в некоторых странах привлекает значительную часть иностранных туристов. В качестве примеров можно назвать Италию, Ирландию, Францию, Швейцарию, Скандинавские страны, Испанию — эти страны являются признанными лидерами по сельскому туризму в Европе, прибыль от которого составляет сотни миллионов долларов.
Исторически сельский туризм в Европе стал интенсивно развиваться в 1950-1960-х гг. как реакция на стремительный отток сельских жителей в города. В этой связи, в аграрном секторе стал наблюдаться процесс резкого снижения количества занятых, а как следствие ухудшения уровня жизни. Агротуризм был призван сформировать альтернативный вид трудовой занятости и предпринимательства в сельской местности и стать источником заработка сельских домохозяйств.[12]
Следует отметить, что в последние годы данный вид туризма стал активно развиваться и в России, а именно Алтайском крае, Калининградской, Ленинградской и Псковской областях, Краснодарском крае, республике Башкортостан. Специалисты турбизнеса не устают предсказывать небывалый размах развития сельского туризма, для которого в России есть огромные ресурсы.
Развитие сельского туризма между Москвой и Санкт-Петербургом чрезвычайно перспективно. Наличие большого числа покинутых и разрушенных деревень говорит о большой инвестиционной привлекательности региона, ведь эти земли так и остались поселковыми и в них значительно проще разместить этнографические деревни — гостевые комплексы.[13]
В Ярославской области, есть целые деревни, в которых все желающие могут получить мастер-класс по различным народным промыслам. В Псковской области большой популярностью пользуется деревня, где есть огромная баня вместимостью 30 человек. Иностранные туристические группы заезжают сюда по дороге из Питера в Москву. По своей популярности этот туристический объект может конкурировать с национальными музеями.
Жители Углича активно создают различные частные музеи — кукол, водки, чайников — список предметов показа весьма разнообразен и количество таких музеев в городе уже более 30. Наверняка, подобную возможность имеет каждое село. Главное — позиционировать своё дело как туристический объект и проводить активное продвижение, привлекая потенциальных партнёров и клиентов. Доход будет зависеть от усилий и фантазии, ведь туризм — это продажа новых впечатлений и положительных эмоций.
Сельский туризм (агротуризм) в Росси может и должен стать привлекательным видом предпринимательской деятельности на территории сельской местности. Актуальность этого вида деятельности проявляется в его воздействии как на экономику, так и на решение социально-культурных проблем села.[14]
Мультипликативно сельский туризм, особенно в условиях реализации целевых программ развития, оказывает позитивное влияние на сохранение и развитие сельских территорий, рациональное использование их ресурсного потенциала, стимулирует развитие личных подсобных хозяйств, расширяя спрос на экологически чистые, натуральные продукты питания, а также обустройство сельских территорий, сельское строительство, народные промыслы, культуру и самобытность, т.е. в целом на решение социально-экономических проблем сельских территорий, прежде всего проблем занятости населения сельской местности. Всё это в конечном итоге влияет на уровень конкурентоспособности сельских территорий, проявляющейся в повышении уровня благосостояния жителей.
Для увеличения доли малого и среднего предпринимательства в структуре сельского туризма, а как следствие для комплексного развития сельских территорий, необходимо предпринять комплекс мер для привлечения инвестиций в укрепление туристской инфраструктуры села. Необходимо создание системы стратегического планирования развития туризма в сельской местности. Речь идёт не только о разработке федеральной целевой программы по развитию сельского туризма, а прежде всего о необходимости разработки и реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований всех уровней — от сельского поселения до района и городского округа. Для создания комплексной стратегии развития сельского туризма на территории РФ, с чётким индикативным механизмом реализации, необходимо достоверно определить уровень состояния и перспективы развития данного сегмента туристского рынка.
Сельский туризм в Бурятии.
Этнический туризм в условиях сельской местности имеет большие перспективы именно в Республике Бурятия. Это связано с тем, что наша республика многонациональна и тем, что у нас разнообразные природно-климатические условия. В течение последних лет в республике успешно функционирует два туристических проекта с этническим содержанием. Это проекты «В гостях у семейских» и «Степной кочевник». Они реализуются в условиях сельской местности в пределах Тарбагатайского и Заиграевского районов Республики Бурятия. В следующей главе мы рассмотрим природные и историко-культурные ресурсы необходимые для развития этнического туризма на исследуемых территориях.[15]
Глава 2 Природные и историко-культурные Ресурсы сельских территорий для целей этнического туризма (на примере Тарбагатайского и Заиграевского районов Республики Бурятия)