Историко-культурные ресурсы Тарбагатайского района Республики Бурятия
В районе есть несколько мест, привлекательных для туристов. Среди них есть природные объекты, но наибольший интерес вызывает культура и быт «семейских». В нескольких сёлах района: Саратовка, Десятниково, Тарбагатай, Большой Куналей, Куйтун и других сохранились старинные дома, которые отличаются колоритным и нарядным внешним видом, яркой росписью стен и ворот. Эта традиция сохранилась с дедовских времён и передаётся современным людям. В районе возрождается культура русских старообрядцев, которая неизменно вызывает большой интерес посетителей.
Село Тарбагатай - старинное семейское село. Название района и его центра происходит от бурятского слова «тарбаган», что в переводе означает «сурок» - зверёк, который обитает в этих местах повсеместно. В 22 сёлах и деревнях района, раскинувшихся вдоль ручьев и небольших речек, берущих своё начало в таёжных хребтах, проживает около 18 тысяч человек. Это в основном русское старообрядческое население.
В районном доме культуры, при церкви, в школах района расположены музеи семейских. В краеведческом музее при Крестовоздвиженской церкви села Тарбагатай создан краеведческий музей, который содержит богатейшую коллекцию материальной и духовной культуры старообрядцев – «семейских». [17]
Село Десятниково старинное семейское село находящиеся на юге – востоке Тарбагатайского района.
По существующей легенде село Десятниково было основано Чистяковыми. Первые поселенцы временно остановились на реке Селенга возле скалы. Близлежащие склоны были распаханы и засеяны семенами зерновых. Через протоку на островке была возведена часовня. Река Селенга кипела рыбой, осенью кусты черёмухи и смородины ломились от ягод.
Близлежащие леса были полны грибов, съедобных и лекарственных трав, а также птицей и зверем. Предки обследовали в течении двух лет все близлежащие долины и предпочтение сделали именно на месте современного нахождения села. Во первых недалеко от реки Селенги порядка 20 км, рядом Барской хребет, заросший вековым лесом, кругом не тронутые долины с чистыми родниками. И всюду ягода, грибы, птица и зверь и главное рядом с узкой долиной небывалая степь для выпаса скота. Ну что ещё нужно для большого села. Пахотные земли здесь «сытные», урожайные.
В прошлом для домов зажиточных крестьян были характерны яркие красочные росписи внутренних стен, потолков, опечек и печей. Сохранились они в горницах и на потолках домов в селе. Эти росписи поражают своей красочностью сочностью цветов, неожиданным сочетанием красок. Глядя на росписи мастеров, представляешь каким весёлым духом, щедрым сердцем и богатым воображением обладали эти люди.
Через село проходит автотрасса федерального значения Москва – Владивосток. В настоящее время в селе проживает 778 человек. Село состоит из пяти улиц.
Впервые село Десятниково упоминается в исторических документах с 1746 года это «Росписи Тарбагатайской Зосимо-Саватиевской церкви прихожанами разных селений».[18]
Старинное и красивейшее село Большой Куналей Тарбагатайского района было образовано в 1765 году.
Семейские выбрали для поселения земли, что расположились в местечке, где горные отроги переходили в пади. Так и родилось название села Куналей– «хунилла», что в переводе с бурятского означает «сборка», и «складка». Здесь, в «складочке», и срубили свои первые 61 избу, в которых стали жить 205 переселенцев. Надо отметить, что куналейцам, (среди первых семей были люди по фамилиям Горбатых, Кушнаревы, Гребеншиковы), достались самые сложные, практически непригодные для жизни земли. Здесь, куда они ушли за Тарбагатай, простиралась непроходимая тайга. И в этих таёжных буреломах текла крошечная речушка, что в половодье весеннее становилась неуправляемой и грозной, затопляя все пространство до берегов Селенги. Гибли люди, гибли посевы, взращенные на, с трудом разработанных участках. Но они остались в этих местах выжили и выстояли. Невероятное трудолюбие, крепкое здоровье, желание быть свободными помогли куналейцам освоить эти земли.
Современное село Большой-Куналей расположено в 25 километрах от районного центра и в 75 километрах от столицы республики Бурятия города Улан-Удэ.
На длинных, прямых, ухоженных улицах села отстроены добротные, красиво расписанные дома, которые принадлежат куналейцам. Каждый дом обязательно украшен резными наличниками, элементами декора оформлен сам дом и ворота, постройки принято красить разноцветными красками, что не только помогает сохранить дом на долгие годы в хорошем состоянии, но и радует глаз, создаёт особое настроение праздника. В каждой усадьбе много зелёных насаждений, цветов, за которыми бережно ухаживают хозяева. Улицы села чистые и опрятные, жители села следят за порядком.
А чистота исконно семейская черта характера. Даже заборы, отделяющие усадьбы от дороги, окрашены в яркие тона. Село сохраняет самобытность, культуру и традиции своих предков[19]
В районе представлены и иные туристические и церковные объекты: пещеры, где были скрыты ценности Святого Афанасия в местности «Жарчиха». Местность Жарчиха - живописная местность в 44 км от города Улан-Удэ. К ней ведёт лесная дорога, отходящая резко влево в гору. Здесь в высокой долине, обрамлённой скальными останцами, расположена база геологов. Есть несколько жилых домиков, баня и филиал геологического музея города Улан-Удэ. Коллекция минералов хранится в ангарах.[20]
На территории Тарбагатайского района имеются культурно-исторические объекты, которые могут быть использованы при составлении специализированных туристических маршрутов.
Туристам представляется возможность стать непосредственными участниками театрализованного народного действа, предложат (народный календарь, семейные обряды, история, культура, промыслы, ремесла, народный костюм, песенный фольклор, пословицы, приметы).
Экологическая обстановка в районе благоприятная. Экологически грязных производств на территории района нет, большая часть питьевой воды добывается из подземных источников.
Гора Спящий лев. Одно из знаменитых мест в окрестностях Тарбагатая - гора Омулёвка, высокий утёс которой устремляется прямо в воды Селенги. Возле этих скал рыбаки точно знали, где находится удобное уловное место - омуль всегда заходил сюда в нерестовый период. У горы есть ещё одно название - «Спящий лев». На гору тракт поднимается по склону довольно-таки крутым подъёмом, поэтому, оглянувшись, можно увидеть спящего льва: его голова с косматой гривой покоится на лапах, видна мощная спина, а дорога у склона похожа на львиный хвост. С вершины Омулёвки открывается красивейший вид на Селенгу. Склон сплошь покрыт редкими почвопокровными растениями, многие из которых занесены в Красную книгу. Кроме того, это место боя гражданской войны партизан с семёновскими карателями, в память о котором в Тарбагатае есть музей.[21]
Недалеко от перевала находится природная достопримечательность - скала «Гребешок», бывшая в древние времена сакральным местом. Это место известно также тем, что во время гражданской войны здесь находились позиции семейских партизан, которые не имея оружия, одной решимостью остановили войска атамана Семенова.
Комплекс памятников села Барыкино. В нескольких километрах юго-западнее села Барыкино, в урочище Хайласын, сохранился комплекс памятников Барыкино, в числе которых могильник «Хайласын». В 5-6 километрах западнее села Нижний Жирим, в 2 километра от правого берега Селенги, в местности Баргай, на южном и восточном склонах горы Острая сопка покоится могильник «Баргай».[22]
Крепость - святилище Тайхан располагалось на правобережье Хилка. Это ровное плато, очищенное от камней. Одна сторона напоминала вздымающиеся скалы, другая отвесная до 100м, обрыв. В нависающих скалах имелось множество мелких и крупных ниш, соединённых проходами и выходящих по обе стороны скальной гряды. Здесь открывался широкий обзор на стенки долины Тугнуя, Хилка и даже далёкого Чикоя. Можно предположить, что ровные участки на вершинах некоторых скал, могли быть наблюдательными площадками. В случае появления вражеского отряда за десятки километров при системе оповещения (например, дымовая сигнализация), населенные долины Хилка и Тугнуя могло своевременно укрыться за спасательными стенами неприступной крепости и держать там оборону. [23]
Комплекс памятников, датированный этим периодом, находится около села Надеино. В полукилометре северо-западнее села - южная сторона Павловой горы (Писаница 1). В 500 метрах южнее писаницы на Павловой горе, на южной стене пещеры и на плоскостях расщелины располагается писаница 2. В полутора километрах от Павловой горы хранит историю могильник.
В эпоху бронзы на территории Бурятии жили не только племена, оставившие плиточные могилы. Большой интерес представляет загадочный и мало исследованный пласт древних памятников – курганы - керексуры. Если культура плиточных могил в какой-то мере связана с восточными традициями, то керексуры вместе с людьми, их построившими, «пришли» в Бурятию с запада. Это каменные курганы высотой от 30-40 сантиметров до 1,5-2 метров с круглыми или квадратными оградками из камней. В 500 метрах от дороги на Тарбагатай у каменной гряды между камнями сохранились эти исторические памятники. Плиточные захоронения чаще всего хорошо видны издалека - почти у каждой сопки с южной стороны можно заметить вертикально стоящие плоские камни в форме ящика. Самые крупные камни расположены по углам.
Потайной колодец. Первое, что видят люди, посетившие это место - яму в 6 м глубиной, а также на дне в скалу вела небольшую черную щель, вход в которую густо зарос кустарником. Лучи солнца высвечивали длинный подземный ход с очень крутым спуском. Вырубленный в скалах ход этот имел высоту человеческого роста при ширине 1,5 м и более. Конец этого хода терялся в темноте подземелья, откуда несло сыростью. Это очень загадочная пещера, она не имеет дна: камень, туда брошенный, исчезает бесследно. А также пещера, эта служила водосборником, следовательно, это, наверное, потайное хранилище воды защитников крепости. Об этом памятнике ходят легенды, что на утёсе Шара - Тэбсэг - древняя крепость, внутри которой спрятан клад, привезенный монголами. А также еще говорилось о медном котле, в котором держали воду:
Есть предание, что какой-то монгольский хан, преследуемый другим ханом, скрывался на этой горе».
Недалеко от села Барыкино, место Хайласы, что расположено в Тугнуйской степи, у подножия хребта. Это смешанный могильник. В могильнике 8 херексуров и 10 плиточных могил. Херекрусы тянуться цепочкой вдоль возвышенности и расположены компактными группами. Первая группа восточная состоит из 2-х херекрус и 3-х плиточных могил. Вторая группа состоит из 6 херекрус и 7 плиточных могил, но у херекрусов преобладают круглые оградки. Близ впадения р.Турнуя в Хилок, встречаются следы поселений людей от каменного века до позднего средневековья, в том числе и отдельные захоронения людей.[24]
Нельзя обойти удивительно прекрасное место - памятник природы, памятник истории — окрестности горы Шара-Тепсег. Это место было использовано в виде сторожевой крепости «запирающей» Тугнуйскую долину от р. Хилок. Сохранились основания каменных стен, дороги, проходы в скалах, искусственные площадки для зданий и наблюдений за местностью, потайной лаз в подземный водосборник и т.д.[25]
И тут же хребет Цаган-Дабан. Вот на этой скале и есть та загадочная пещера-святилище Шара-Тэбсег. Некая древняя тропа, точнее дорога, поднимающаяся в гору зигзагами, с выемками и насыпями. На первом же перевале дороги прибавляются стены бордюр, уложенные по самому краю обрывистых скал. Камни крупные покрытые мхом. И вот если бы здесь засели несколько лучников враг не смог бы подняться на эту скалу. Среди современных археологических памятников близ впадения Тугнуя в Хилок на горе Шара-Тэбсэг привлекает внимание мощное укрепленное место с двумя рядами каменных оборонительных стен. В этом месте дорога прорублена через массивную гранитную скалу. Вершина с помощью каменистых стен превращается в грозный бастион, откуда хорошо просматривался большой отрезок дороги. Если представить, например, что вражеские всадники оказались здесь перед запертыми воротами, их легко можно было бы уничтожить не только стрелами, но и градом камней.