Расчет нулевой рентабельности на уровне группового тура
Расчеты нулевой рентабельности основываются на равенстве суммы постоянных издержек оператора и переменных издержек, умноженных на искомое количество отправлений, с одной стороны, и размер прибыли с каждой проданной путевки, умноженный на искомое количество отправлений, — с другой (то есть размер прибыли за отчетный период должен быть равен сумме постоянных и переменных издержек по обслуживанию определенного количества туристов). Если ввести условные обозначения величин: Р — отпускная цена путевки, А — размер постоянных издержек, В — размер переменных издержек по туру, К — искомое количество отправлений, можно вывести формулу:
В х К + А = Р х К, откуда
К = А / (Р - В).
Расчет нулевой рентабельности на уровне фирмыПо своему содержанию и процедуре является более сложным и многофакторным, нежели в отношении просто одного группового тура. Смысл расчета нулевой рентабельности на уровне фирмы состоит в определении количества человек, которых необходимо отправить, для того, чтобы обеспечить безубыточное существование туроператора. В этом варианте расчетов в качестве постоянных издержек выступают постоянные издержки туроператора, приведенные выше (аренда офиса, оклады работников, коммунальные платежи), а в качестве переменных — себестоимости продаваемых туров и расходы по обслуживанию туриста в офисе. В виду того, что современный туроператор может быть многопрофильным предприятием, продающим несколько видов туров в нескольких направлениях, имеющих абсолютно разные отпускные цены и себестоимости, расчет нулевой рентабельности монопрофильного и многопрофильного туроператоров будут отличаться.
В случае, если туроператор в течение определенного срока (месяц, сезон) является монопрофильным (то есть предлагает одни и те же виды туров в идентичных географических направлениях), расчет его нулевой рентабельности аналогичен расчету порога рентабельности обыкновенного тура.
Продажная цена включает, кроме полной себестоимости, косвенные налоги и прибыль организации.
Прибыль фирмы является экономической категорией, выражающей конечные результаты хозяйственной деятельности в виде дохода. Прибыль представляет собой разницу между валовыми доходами и валовыми затратами. Прибыль отражает доход туристского предприятия от реализации туристского продукта или услуги, созданных в производственной деятельности путем соединения факторов производства (труд, капитал, рекреационные услуги).
Все многообразие источников образования прибыли в туристском предприятии можно сгруппировать по определенным признакам. Главный источник прибыли - основная производственно-хозяйственная деятельность. Величина прибыли зависит от специфики и особенностей туристских продуктов и услуг, а также их жизненного цикла, объема продаж, конъюнктуры рынка и конкурентных условий продажи товаров и услуг, структуры снижения издержек производства. Если источник прибыли - уникальность туристского продукта или монопольное положение туристского предприятия по выпуску того или иного продукта (услуги), то поддержание этого источника на относительно высоком уровне возможно за счет постоянного обновления туристского продукта. Если источник прибыли - инновационная деятельность туристского предприятия, то здесь особенно важны компьютерные информационные технологии, создание глобальной информационной сети Интернет.
Туристические организации могут применять скидки со стоимости турпродукта.
Наиболее часто применяются следующие виды скидок: сезонные скидки, скидки для детей и школьников (детям до 7 лет обычно предоставляется скидка 50%, школьникам — 40%), специальные скидки для людей в возрасте 50-65 лет предоставляются авиакомпаниями и гостиницами, скидки для постоянных клиентов фирмы, в случае, если турист, забронировавший тур, дает фирме право выбрать одну из трех дат своего отправления и одно из трех мест отдыха.
Расчет цены турпакета на одного туриста производится по формуле:
Ц = ( И + Н + П – С ± К) / Ч,
где Ц— цена турпакета на одного туриста (руб.); И — себестоимость услуг, входящих в турпакет, составленный туроператором (руб.); Н — косвенные налоги (НДС) по отдельным видам услуг туризма (руб.); П — прибыль туроператора (руб.); С— скидка, предоставляемая туристу туроператором с цены отдельных видов услуг, входящих в турпакет (руб.); + (или -) К — комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет. Знак (+) означает надбавку к цене турпакета, знак (–) означает скидки с цены туроператора в пользу турагента (руб.); Ч — количество человек.
Деловая активность туристической фирмы характеризуется показателями рентабельности. Существует несколько показателей рентабельности.
Рентабельность активов (имущества) вычисляется по формуле:
Ра = Пч /Бса ,
где Ра — прибыль, получаемая фирмой с каждого вложенного в активы рубля; Пч — чистая прибыль; Бса — балансовая стоимость активов.
Рентабельность текущих активов вычисляется по формуле:
Рта = Пч/ТА,
где Рта — прибыль, получаемая фирмой с каждого вложенного в текущие активы рубля;
Пч — чистая прибыль; ТА — средняя величина текущих активов.
Рентабельность собственного капитала — это чистая прибыль компании, выраженная в процентах к собственному капиталу. Вычисляется по формуле:
Рск =Пч/СК
где Рск — рентабельность собственного капитала; Пч — чистая прибыль; СК — средняя величина собственного капитала.
Рентабельность инвестиций — показатель, отражающий эффективность использования средств, инвестированных в предприятие.
Рентабельность инвестиций вычисляется по формуле:
Ри = П/(СК + ДО),
где Ри — рентабельность инвестиций; П — суммарная прибыль за рассчитываемый период; СК — усредненный уровень собственного капитала; ДО — средний уровень обязательств в долгосрочном периоде.
Эффективность (рентабельность) основной деятельности показывает, каково отношение прибыли от реализации традиционно выпускаемой продукции к суммарной величине расходов. Рентабельность основной деятельности вычисляется по формуле:
Рд = Пр/СК,
где Рд — рентабельность собственного капитала; Пр — прибыль от выпуска и продажи товара; СК — затраты на производство продукции.
Эффективность финансово-хозяйственной деятельности фирмы за конкретно определенный период определяется исходя из данных, полученных на основании анализа рентабельности капитала и продаж. Если все показатели рентабельности имеют отрицательное значение, это значит, что фирма находится в убытке.
Для осуществления расчетов по финансовым затратам и доходам необходимо определиться для клиентов с какой степенью платежеспособности и уровнем требований предназначена данная программа.
Материальные возможности туристов являются важной их характеристикой, которую необходимо учесть при планировании программы туристского путешествия. Стоимость участия в туристской программе определяется не только в зависимости от региона пребывания, продолжительности программы и т.д.
На цену туристских услуг влияет целый ряд факторов: класс обслуживания (степень комфортности), конъюнктура рынка, сезонный характер предоставления услуг, география поездки, стоимость услуг, входящих в путевку, продолжительность тура и т.д.
Расчет стоимости турпродукта производится на основе нормативной калькуляции, которая сводится к определению не себестоимости услуг, а их цены продажи. Цены на туруслуги соответствуют спросу на них. При этом целесообразно ориентировать турпродукт не на среднего потребителя, а на определенные типовые группы. Цена на услуги в сфере туризма зависит не только от спроса. Не менее существенно влияние на стоимость тура рекламы и имиджа фирмы.
Как правило, снижение цены ведет к росту спроса на туристские услуги и оказывает информационное воздействие на покупателя. В свою очередь, улучшение рекламы может способствовать росту цены на туристский продукт.
Уровень цен оказывает значительное влияние на объем реализации туруслуг. Специфика такого влияния обусловлена следующим. Во-первых, потребление туристских услуг происходит, как правило, в свободное от работы время, которое имеет для потребителя самостоятельную ценность; отсюда особая избирательность, повышенные требования и чувствительность к качеству и стоимости отдыха; может возникнуть ситуация, когда турист отказывается от путевки из-за ее высокой стоимости при низком качестве услуг. Во-вторых, между моментом продажи путевки и актом потребления услуг имеется значительный разрыв во времени, так как путевки продаются зачастую за несколько месяцев до начала путешествия; это находит свое отражение в политике цен, широко используются также и сезонные скидки.
Поскольку туристский продукт по своей сути комплексный - состоит из набора разнообразных услуг, оказываемых разнообразными предприятиями (средствами проживания, перевозки, питания и др.), - то при предложении его туристу необходимо определиться с обозначением класса обслуживания по предоставляемому комплекса услуг. Нормативных стандартов по установлению таких классов обслуживания не существует. Работники туристской сферы условно используют термин «класс обслуживания» для обозначения уровня обслуживания на маршруте при продвижении и продаже туристского продукта. В практике турбизнеса обычно используют следующее условное подразделение на классы.
Класс «люкс». При организации туристского путешествия по этому классу обычно привлекают услуги самого высокого уровня. Гостиницы категории «5 звезд» и роскошные внекатегорийные отели, перелет первым классом, питание в дорогих ресторанах, с обязательным обслуживанием, индивидуальный трансфер на машинах класса «люкс» («лимузин-сервис»), индивидуальные услуги гида и т. д. Такого рода маршруты предоставляются по разряду VIP-обслужнвания.
Первый класс - это также высокий уровень обслуживания. Предусматривается размещение в гостиницах категорий «4-5 звезд», перелет бизнес-классом, отличная кухня с широким выбором блюд, возможен вариант шведского стола, индивидуальные трансфер и кураторство гида.
Туристский класс - самый массовый вариант обслуживания в туризме. Возможно групповое обслуживание по разнообразным программам. Предусматривается размещение в гостиницах «2-3 звезд» (зависит от страны), перелет экономическим классом регулярных авиарейсов (допускаются чартеры), питание по типу шведского стола, групповой трансфер (туристов встречает автобус, который и развозит их по гостиницам, кампусам и т.д.).
Экономический класс - самый дешевый вариант обслуживания. Обычно экономическим классом пользуются малообеспеченные туристы. Программы этого класса предусматривают минимум услуг. Размещение в гостиницах «1-2 звезд», в хостелах, общежитиях, в малых частных или кооперативных гостиницах, предусматривающих сервис по принципу самообслуживания: питание может не предоставляться вообще, может быть запланирован завтрак по типу шведского стола, с ассортиментом блюд по типу «континентального завтрака» (круасан, порция масла и джема, кофе или чай, возможно, сок или фрукты); перелет, как правило, чартерными авиарейсами. Встреча и проводы могут быть организованы на общественном транспорте.
Перечисленные градации, как отмечалось, условны, нередко имеют национальные варианты и отличия.
Цены и ценовая политика- важнейшее средство реализации маркетинговой стратегии туристской фирмы. От цен в большой степени зависят коммерческие результаты. Цены свидетельствуют о конкурентоспособности туруслуг. Основными факторами, способными влиять на уровень и динамику цен турфирмы, а также на методику их формирования, являются: уровень и динамика конкурирующих цен, издержки производства и планируемая прибыль, соотношение спроса и предложения, качественные оценки услуг.
Перед тем как принимать решение о целесообразности организации туристского путешествия и заключении договоров с соответствующими поставщиками услуг (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие), необходимо рассчитать цену спланированного туристского продукта и определить его конкурентоспособность на туристском рынке.
Составляется калькуляция тура— документ, в котором суммируются все виды затрат, и на их основании складывается продажная цена турпродукта. В проектировании используется так называемая плановая (нормативная) калькуляция. Онасоставляется на плановый период.
Расчеты следует начинать с расчета себестоимости туристского продукта.Для этого можно воспользоваться Инструкцией Государственного Комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму «Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью», утвержденной приказом Комитета от 8 июня 1998 г. № 210.
Данным документом устанавливается, что в себестоимость туристского продукта включаются:
1. Затраты, связанные с приобретением прав на оказание туристам услуг (размещения и проживания; транспортного обслуживания (перевозки); питания и экскурсионного обслуживания; медицинского обслуживания, лечения и профилактики заболеваний; визового обслуживания (связанного с оформлением тура); обслуживания образовательного, культурно-просветительного, развлекательного и спортивного характера; добровольного страхования от несчастных случаев, болезней и медицинского страхования в период поездки; обслуживания гидами-переводчиками). Эти затраты подлежат обязательному включению в цену туристской путевки для освобождения ее от налога на добавленную стоимость.
2. Затраты на освоение новых туров (в том числе затраты на стажировку по иностранному языку работников фирмы в странах, в которые организуются туры, расходы по участию в «ознакомительных турах», другие расходы, повышающие качество туристских услуг).
3. Затраты, связанные с подбором кадров.
4. Представительские расходы (затраты на прием и обслуживание представителей других организаций, включая иностранных, прибывших для переговоров с целью установления и поддержания сотрудничества).
5. Затраты, возникающие по невостребованным услугам, права на которые приобретаются при формировании туров партиями, блоками и комплексами (по фрахтованию транспортного средства у перевозчика; по размещению и проживанию в организациях гостиничной сферы и др.).
В процессе планирования деятельности туристской фирмы на перспективу особое значение имеет определение и анализ таких показателей, как уровень безубыточности и маржинальная прибыль. Маржа (от франц. marge - край, поле страницы) - разница между курсом покупателя и продавца, которая покрывает издержки и формирует прибыль. Маржинальная прибыль – это предельная прибыль, которую может получить предприятие от производства и продажи каждого вида продукта.
Под уровнем безубыточности понимается такой уровень производства (продаж), при котором обеспечивается нулевой уровень прибыли, т.е. равенство общих издержек и полученных доходов. Иными словами, это тот предельный (критический) уровень производства (продаж), спускаясь ниже которого, предприятие терпит убытки.
К себестоимости добавляется нормативный процент прибыли, покрывающий дополнительные издержки, налоги, отчисления и создающий чистую прибыль предприятия.
В цену тура сверх его себестоимости включаются так называемые косвенные затраты -(затраты по управлению и содержанию фирмы: содержание офиса, оснащение, содержание помещения, коммунальные услуги, электроэнергию, связь, а также на приобретение канцелярских принадлежностей, заработная плата персонала, амортизация основных средств и нематериальных активов, платежи по аренде, выплата процентов банкам. Учитываются расходы на рекламу, маркетинг, командировки, производственное обучение, административные расходы (на лицензирование, сертификацию, взносы в туристские организации и ассоциации и др.), а также установленная квота отчислений государству и налоги. Процент прибыли, закладываемый в цену пакета тура на покрытие затрат, отчисление в фонды, заработную плату и на чистую прибыль, колеблется в пределах 15-30 % .
Расходы на сопровождающего (перевозка и обслуживание сопровождающего в месте пребывания) учитываются в цене тура в том случае, если он выезжает с группой. Сумма таких расходов делится на количество участников туристской поездки. Полученное частное включается в калькуляцию цены тура как расходы на сопровождающего.
Большая часть туристских фирм использует комбинированно оба метода расчета цен - затратный и конкурентный. Это обеспечивает наилучший эффект как с точки зрения рентабельности, так и конкурентоспособности.
Возможностью наибольшей гибкости в ценообразовании обладают специализированные туроператоры, владеющие единственным, в своем роде уникальным, турпакетом. Они определяют его цену, в основном ориентируясь на затраты по покупке услуг и покрытию других расходов плюс включение определенного процента прибыли. Туроператоры массового рынка в большей степени ориентированы на цены конкурентов, особенно в то время, когда спрос на туруслуги падает («мертвый сезон»).
Определяя цену турпакета, туроператоры следуют ценам лидера рынка. Крупные туроператоры уменьшают затраты и таким образом не дают своим соперникам шансов на успех в ценообразовании. Наиболее часто при определении метода ценообразования используются цены, ориентированные на затраты, т.е. рассчитывается себестоимость тура и добавляется определенный процент прибыли.
Прибыль, закладываемая в цену пакета тура на покрытие других затрат, отчисления в фонды, на заработную плату и чистую прибыль, составляет от 15 до 30 %.
Не следует забывать о некоторых особенностях расчетов цены в туризме. Например, если в сезонной программе используется серия долговременных чартерных рейсов, включающих отдых с размещением в гостиницах по принципу «back to back» в определенном месте назначения, то затраты рассчитываются исходя из л-го количества отправок на определенном транспорте с определенным количеством посадочных мест плюс один пустой рейс в начале и в конце сезона. Это полные затраты на сезонную чартерную программу. Они делятся на количество заездов, после чего получается цена одного заезда, которая включается в цену пакета тура.
При затратном методе расчета цен туроператоры, используя данные маркетинга, ориентируются также на среднерыночные цены. Это необходимый инструмент конкуренции и выживания на рынке.
В туризме окончательный уровень цен определяется соотношением спроса и предложения: до тех пор, пока спрос превышает предложение, цены повышаются, когда спрос превысит предложение, цены начнут снижаться.
Таким образом, окончательная цена туристской поездки, с которой турфирма выходит к потребителю, определяются: себестоимостью, нормативной прибылью, уровнем конкурирующих цен, соотношением предложения и спроса на рынке.
Стоимость путевки рассчитывается следующим образом:
- транспортные услуги – внутри маршрутный транспорт, трансфер (доставка туристов от места сбора группы к терминалу основного перевозчика), экскурсии;
- проживание (стоимость умножается на ночи);
- питание;
- зарплата (гиды, экскурсоводы, руководитель группы);
- отчисления во внебюджетные фонды (26% ЕСН и сбор на страхование от несчастных случаев);
- экскурсионное обслуживание;
- билеты на культурно-развлекательные программы;
- накладные расходы (10 - 20%);
- итого затрат;
- начисление прибыли (10 – 40%);
- начисление НДС на сумму затрат и прибыли;
- стоимость путевки вместе с НДС.
В деятельности любого туристического оператора может сложиться ситуация, когда ему приходится варьировать ранее установленными ценами на свои услуги (уменьшать или увеличивать их).
Уменьшение цены туроператором может наступить в результате длительного простоя его деятельности и сокращения объема продаж, в результате потери им значительной доли рынка, усиления конкурентной борьбы, окончания сезона, сокращения издержек в работе или появления новых схем его сотрудничества с поставщиками туристических услуг. В отличии от повышения цены, ее снижение — безболезненная для оператора и потребителя процедура, основываясь на которой можно даже выстроить отдельную рекламную кампанию. Однако, увлечение постоянным снижением отпускной цены на турпакеты может привести к ряду негативных последствий:
• потребители начинают относиться к подешевевшему туру как наименее качественному, что отталкивает состоятельных клиентов от его приобретения;
• к услугам снижающего цену оператора начинают прибегать представители менее доходных сегментов, не способных часто путешествовать. В то время как любого туроператора интересуют, прежде всего, клиенты, позволяющие себе отдыхать как можно чаще (желательно и в межсезонье);
• регулярное снижение отпускной цены может не привести к увеличению спроса, так как клиенты ожидают дальнейшего падение стоимости тура;
• демпинговые меры в течение всего сезона могут привести к «избалованности» потребителя, который откажется покупать туры по другим, более дорогим ценам в дальнейшем. Поэтому часто демпингующие туроператоры вызывают неуважение у своих коллег, поскольку, достигнув собственной сиюминутной цели (например, продав горящие путевки или сформировав группу), они нарушили ценовое равновесие на рынке в ближайшем будущем. ; По этим причинам, профессиональные туроператоры зачастую
прибегают к незаметному и постепенному снижению отпускных
Цен на свои туры, прибегая к :
• увеличению комиссии своим агентам;
• повышению качества оказываемых в туре услуг (например, расселяя людей в более дорогих отелях или предлагая клиентам индивидуальный трансфер);
• включению в стоимость тура новых дополнительных услуг (например, питание или дополнительную экскурсию);
• вводя новые бонусные программы для своих агентов или клиентов.
Повышение цены — мало привлекательно как для туристов, так и для туроператоров, поскольку, это подрывает их конкурентоспособность и доступность турпакетов для широких слоев населения. Рост цен может быть вызван чрезмерным спросом на предлагаемые турпоездки, ростом издержек туроператора, стремлением оператора увеличить собственные прибыли, изменением налогового законодательства или экономической ситуации в стране (инфляция, курс национальной валюты, ставка рефинансирования). По понятным причинам, любой оператор стремится как можно более незаметнее и безболезненнее для потребителя провести повышение цен на свои турпакеты. Это достигается путем:
• замены услуг, оказываемых в туре, на менее качественные (перевозчик, отели, экскурсии и др.);
• сокращением количества услуг в инклюзив-турах (например, исключение из турпакета питания или экскурсионной программы);
• сокращением ассортимента предлагаемых туров (как способ снижения постоянных и переменных издержек туроператора);
• сокращением сроков тура (например, более раннее отправление с места отдыха снимает необходимость оплачивать еще одни сутки проживания);
• уменьшением размера комиссия агентствам;
• сокращением количества и размера скидок для различных категорий граждан.
Ассортимент туроператора предлагается в трех основных и наиболее распространенных формах: каталоги оператора, ценовые приложения к каталогам, тарифы туроператора.
Успешность разработки проекта с дальнейшей его практической реализацией определяется комплексом факторов. Из наиболее значимых отметим: ясность проектного задания, личная ответственность и творческий потенциал разработчика, постоянные поиск и приобретение знаний и распространение их среди коллег, работа в команде, включение инновационной деятельности в умственную работу (например, коллективный способ «мозгового штурма»), интерес и желание работать и предпочтением этой работы всем другим.
Прежде чем разработанный тур станет товарным продуктом, необходимо:
1) окончательно сформировать тур, заключив договоры с партнерами;
2) произвести экспериментальное внедрение тура на рынок;
3) проанализировать результаты экспериментального внедрения турпродукта;
4) произвести презентацию и рекламный тур (по его результатам рекламного оценить потребительскую удовлетворенность с помощью опросов, анкетирования и т. д.);
5) осуществить продажу туров.
Проектирование тура предоставляет автору проекта возможность самовыражения, самореализации личности средствами профессии.