Толерантность в межкультурной коммуникации
Практически любой человек способен интуитивно отличать хорошее поведение от дурною, но это качество человека не является врожденным, оно формируется в процессе практического общения людей и выражает исторический опыт коллективных и индивидуальных представлений, чувств и установок. В связи с этим толерантность формируется в межкультурном общении, в котором происходит воспитание чувства уважения к другим народам, их традициям, ценностям и достижениям, осознание непохожести и принятие всего этнического и культурного многообразия мира. В данном контексте моделью толерантных отношений является такое общество, в котором господствуют свобода и терпимость к любому мнению. Толерантность — «это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таком образом, что выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия...».
Толерантность как императив взаимодействия народов и культур основывается на существовании различий — культурных, этнических, расовых, социальных и др. — в человеческих сообществах и уважении тех различий, которые являются результатом естественно-исторического развития, и не предполагает безусловной терпимости к социальному неравенству в его крайних проявлениях. Там, где групповая принадлежность совпадает с классовой (т.е. с социальным неравенством), «терпимость определенно исключена», а когда различия культурного порядка совпадают с классовыми различиями (социальным неравенством), нетерпимость приобретает «особенно ожесточенный характер».
Толерантный подход в межкультурной коммуникации означает, что те или иные культурные особенности индивида или группы — это лишь одни из многих особенностей и они не могут подчинить себе все остальные, и выступает как условие сохранения отличий, как право на отличность, непохожесть, инаковость. При таком подходе восприятие чужой культуры происходит на основе сравнения элементов чужой культуры с аналогичными элементами собственной культуры одновременно на рациональной и чувственно-эмоциональной основе. Чувства человека стимулируют понимание или препятствуют ему, устанавливают его границы. В ходе этого сравнения происходит вживание в мир чужой культуры.
ТолерантностьНЕявляется врожденным качеством личности, развивается в процессе межкультурного общения, предполагает разумную уступчивость, постоянную готовность к диалогу, равенство взаимодействующих сторон, признание другого мнения, уникальности и ценности другой личности.
Проявления толерантности в межкультурпой коммуникации носят относительный характер. Например, американцы никак не могут понять, почему русские терпят бытовую неустроенность, нарушение прав потребителей, невыполнение законов со стороны должностных лиц, бытовой вандализм, нарушение прав человека. Русские, в свою очередь недоумевают, почему американцы, проявляющие высокую степень толерантности к сексуальным меньшинствам или некоторым проявлениям религиозной розни, не допускают альтернативной точки зрения по вопросам прав женщин, политики, роли США в мире и т.д.
Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности -интолерантности, или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. В основе интолерантности лежит неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе. Нетерпимость порождает стремление к господству и уничтожению, к отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных норм жизни. Практически
интолерантность выражается в широком диапазоне форм поведения — от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к людям другой национальности и культуры до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей.
Основными формами проявления интолерантности являются:
• оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;
• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основывающиеся на отрицательных чертах и качествах;
• этноцентризм;
• дискриминация по различным основаниям в виде лишения социальных благ, ограничение прав человека, искусственная изоляция в обществе;
• расизм, национализм, эксплуатация, фашизм;
• ксенофобия;
• осквернение религиозных и культурных памятников;
• изгнание, сегрегация, репрессии;
• религиозное преследование.
В условиях многообразия культур и растущего числа контактов актуальной является проблема целенаправленного воспитания толерантности. Основным образовательным принципом служит принцип диалога, который позволяет соединять в мышлении и деятельности людей различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные ориентации и формы поведения. Одной из целей подобного образования является создание условий для интеграции в культуру других народов (обмены, Эразмус) и формирования умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями других культур (молодежная восьмерка, европарламент).
Формирование толерантного отношения к чужой культуре включает несколько этапов.
I. Общее ознакомление с культурой той или ной страны:
• осознание тех особенностей чужой и своей культуры, которые могут сказаться на успешной коммуникации;
• поиски возможностей приобрести опыт межкультурного взаимодействия в привычной обстановке, чтобы реально ощутить особенности этого взаимодействия и культурные различия.
II. Языковая подготовка:
• обязательное ознакомительное изучение языка предполагаемой для коммуникации культуры;
• развитие языковых навыков с помощью самообразования (прослушивание аудиокассет, просмотра учебных фильмов, чтение газет и журналов, беседы с носителями данного языка);
• накопление индивидуального словарного запаса, необходимого для начального этапа культурной адаптации в чужой культуре;
• использование полученных языковых знаний и навыков при любой возможности.
III. Специализированная культурная подготовка:
• сбор и изучение информации о культурном своеобразии соответствующей страны:
• подготовка к неизбежному культурному шоку;
• получение необходимых практических советов от людей, знакомых с культурой данной страны;
• получение дополнительной информации из путеводителей для туристов.
Американские исследователи К. Ситарам и Р. Когделл выработали практические рекомендации, которые способствуют выработке толерантного отношения к чужой культуре. Некоторые из них:
- Относиться к чужой культуре с тем же уважением, что и к своей.
- Пытаться понимать и уважать эту религию.
- Уважать обычаи приготовления и принятия пищи, способы одеваться, не демонстрировать отвращения к непривычным запахам.
- Не судить людей по цвету и акценту.
- Понимать, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет что предложить миру.
Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур.
Этническая толерантность (гр. ethnos - «род», «племя», «народ» + лат. tolerantia - «терпение», «снисхождение») трактуется современными исследователями как особая черта любого этноса, как неотъемлемый элемент структуры этнического менталитета, ориентирующегося на терпимость, признание легитимности «чужой правды», отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор в межэтнических отношениях.
Другими словами, основа межкультурной коммуникации - это толерантность, которая в современной психологии трактуется как способность индивида без возражений и противодействий воспринять отличающиеся от его собственных мнения, образа жизни, характера поведения, особенности других индивидов.
Нужно прислушаться к мудрому призыву профессора С.Г. Тер-Минасовой, которым она завершает свою книгу «Язык и межкультурная коммуникация» «Люди! Будьте терпеливы, уважайте «чужие», не свои культуры, и жить станет легче и спокойнее. Три «Т» - Терпение, Терпимость, Толерантность - вот формула межкультурной коммуникации.
1. Тер-Минасова С.Г. «Язык и межкультурная коммуникация», М.,1996
Воспитание толерантности студентов — это целенаправленное овладение личностью нравственным императивом ценности Другого, что активизируется за счет включения преподавателями иностранного языка в учебное взаимодействие этапа переживания личностью событий различных экзистенций в процессе ценностного осмысления межкультурной коммуникации, реализуемый в культурокреативной образовательной среде.