Особенности менталитета жителей Бразилии (национальный характер, особенности жилища, праздники, традиции, транспорт, кухня)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. Особенности менталитета жителей Бразилии (национальный характер, особенности жилища, праздники, традиции, транспорт, кухня).
3. Обычаи Бразилии.
4. Список использованных источников.
1.
Введение.
Культура Бразилии начала формироваться и формируется по сей день как смесь разнообразных исторических традиций народов, сформировавших бразильскую нацию.
Доминирующим остается португальское начало - бразильцы говорят на немного изменённом португальском, преобладает католицизм - основная религия португальцев, широко распространены обычаи первых поселенцев-колонизаторов. Однако и влияние индейцев и африканцев остается бесспорным. Широко распространен язык тупи-гуарани: в XVI веке священники-миссионеры переложили на него катехизис и использовали для ведения своей деятельности на Севере Бразилии. Довольно много слов в современном языке имеют индейское происхождение. Влияние индейской культуры особенно заметно в Амазонии , а следы африканской культуры больше прослеживаются на побережье Бразилии, начиная с Рио-де-Жанейро.
Африканское влияние заметно в бразильской популярной музыке, особенно в ритмичном самба. Помимо африканских ритмов, бразильская музыка находилась под влияниям вальса, польки, хоты – европейских музыкальных жанров, привезенных колонизаторам и переселенцами. Пример подобного смешения – музыка бразильского композитора-классика Вилла Лобоса, который использовал в своих произведениях африканские, индейские и португальские мелодии. В современной бразильской музыке сочетаются ритмы самбы и североамериканских и британских популярных песен.
Особенности менталитета жителей Бразилии (национальный характер, особенности жилища, праздники, традиции, транспорт, кухня).
Самой популярной страной Южной Америки остается Бразилия.
Бразилия - удивительная страна. Пышные тропические леса здесь соседствуют с величественными горами, дикие джунгли с многомиллионными мегаполисами, великолепные пляжи и огромные реки с пустынными плато, ревущие водопады с уютными тихими океанскими бухтами. Бразилия известна во всем мире как страна футбола и самбы, мыльных опер и родина Пауло Коэльо, непроходимых джунглей Амазонки и великолепных пляжей Атлантического побережья и, конечно же, самых зрелищных карнавалов.
Начало туристского бума Бразилия, а вместе с ней и Рио-де-Жанейро пережила в начале 50-ых. Европейцы смогли тогда своими глазами увидеть знаменитые карнавалы, проникнуть в дебри амазонской сельвы. Рио-де-Жанейро для многих в мире стал символом чувственных удовольствий, экстравагантности, изобилия. Оркестры, играющие на улицах самбу до рассвета, и танцующие девушки, чья одежда состояла из нескольких блестящих перьев, - таковы были самые яркие впечатления туристов первой волны.
С тех пор в стране произошли качественные изменения в индустрии туризма: Бразилия сегодня занимает десятое место в мире в области турбизнеса; в сфере туризма занят каждый 11-й бразилец, или около 6 млн.человек. Страна располагает огромным потенциалом для дальнейшего развития туриндустрии. Благодаря разнообразию географических поясов в ней можно увидеть и тропические леса, и солнечные пляжи, и горные курорты.
Городские тротуары выложены черно-белой мозаикой в виде морских волн. Цвета символизируют мирное сосуществование черной и белой рас. Это чистая правда, несмотря на очень пестрый национальный состав. Здесь живут негры, индейцы, белые, мулаты, креолы, самбо и еще бог знает кто. Атмосфера на удивление интернациональная и доброжелательная.
Неповторимый колорит Бразилии производит незабываемое впечатление на всех приезжающих сюда. Это страна контрастов: пышные тропические леса и величественные горы, огромные реки и пустынные плато, ревущие водопады и уютные тихие океанские бухты. Но это не только великолепная южная природа, Бразилия - это еще и замечательные по архитектурному решению города, в которых путешественнику действительно есть на что посмотреть, и где отдохнуть.
Национальный характер. На побережье Атлантического океана почти 8000км живописных пляжей, обрамленных высокими горами, пышная экзотическая растительность. Но главным сокровищем страны по праву считаются ее веселые, радушные, незлобивые и вечно улыбчивые жители (и, разумеется, жительницы) всех возможных цветов и оттенков кожи - от слоновой кости до черного дерева. Жителей Рио называют cariocas (не путать с японским обычаем распевать под фонограмму) и это понятие подразумевает очень многое - систему ценностей, характер, мироощущение.
Повсеместно разлит аромат тропической эротики. Она проявляется в походке, как у женщин, так и у мужчин, в их движениях неуловимо проскальзывает танцевальная пластика. Эротична манера речи и общения, стиль одежды. Здесь одних бананов двести сортов. На любое обращение вам ответят такой улыбкой, что с непривычки можно ее неверно истолковать.
Бразильцы умеют и любят веселиться. Причем делают это преимущественно ночью, так как тяжелый амазонский климат (постоянная 100% влажность в сочетании с невыносимой жарой) не особо способствует активному образу жизни. Но стоит только большому желтому солнцу скрыться за кромкой океана, как все прибрежные города накрывает волна стихийных народных гуляний, в которые вовлекаются все - не только бразильцы, но и многочисленные гости этой страны.
Мужчины в белых штанах это туристы. Коренные кариоки (жители города Рио-де-Жанейро) предпочитают стиль 'серф - моя жизнь': каучуковые шлепанцы за два доллара, майка (исходный цвет определить невозможно, так как она еще лет пять выгорала до белесо-бурого, ворот растянут, на животе мелкие дырочки) и шорты. Шорты должны быть размера на два больше и сползать так, чтобы был виден копчик. Бразильский шик.
Здесь почти все ходят вообще без штанов. И без рубах. Горожане носят микроскопические шорты или бикини, и ни солидный возраст, ни тучное телосложение им в этом не помеха. Люди открыты солнцу и ветрам. Им нечего скрывать. Мачо с голой волосатой грудью заходит в кафе, и это в порядке вещей. А вот вид человека в белой сорочке, да еще и в галстуке или, упаси Бог, пиджаке, вызвал бы здесь всеобщую истерику. Собственно, после того, что творится у них во время карнавалов, неудивительно, что весь город отринул ложную стыдливость: они друг друга и не в таком виде лицезрели.
Настоящие бразильские мужчины (все очень красивые) никогда не берут с собой полотенце - они стряхивают воду как собаки. На пляже они никогда не загорают, так что соломенный матрас тоже без надобности (на самом деле загорают, но тайком, чтобы никто не видел, потому что темная кожа - повод для гордости, свидетельство темперамента и афро-индейских корней. Это почетно.). Тело должно быть безупречным - все качаются и бегают, не таясь. Теперь лирика. Бразильские женщины. Гордые мулатки, метиски, креолки (ну и немного белых). Все с идеальными формами той части, что сзади ниже пояса, и чем она больше, тем лучше. Обсуждение этой части женского тела - национальный мужской вид спорта (настолько распространен, что составляет конкуренцию футболу). На пляж бразильская женщина идет в бикини (нормальная, среднестатистическая бразильская женщина покупает где-то 8-10 бикини за сезон, другого бикини), шлепанцах на платформе и канге (прямоугольный кусок тонкого хлопка, с рисунком или без, способен выступать в роли юбки, платья, сарафана, топа - на что хватит воображения, на пляже на нем загорают), в ушах большие серьги из ракушек, на плече сумка. В сумке: полотенце, крем от загара, масло для загара, крем увлажняющий, крем для расчесывания волос (у бразильских женщин обычно длинные волосы для того, чтобы бразильские мужчины за них хватали и целовали - это такая национальная забава), кошелек, книжка. Рядом подруга - кто-то должен следить за всем этим барахлом, пока она окунается. Бразильские женщины в океане не плавают - они медленно заходят в воду, ждут, пока пройдет волна, окунаются, выныривают, проверяют, где бикини, эффектным движением удаляют излишнюю влагу с длинных волос, грациозно выбегают на песок (что удивительно, это получается даже у 130-килограммовых мулаток - вот что значит опыт), поправляют крохотный бикини (это главное занятие женщины на пляже - постоянно поправлять, передвигать и осматривать бикини) и гордо возвращаются на свое место, поражая по дороге красотой всех горячих серферов в радиусе 100 метров.
Женщины никогда не загорают топлесс (во всем штате Рио-де-Жанейро всего три нудистских пляжа, в столице - ни одного, что неудивительно: в этой стране купальник - верхняя одежда, вы ведь не придете на работу без блузки). Потом, это вредно для нежной кожи, а солнце в Бразилии безжалостное. Ну и третья причина, думаю, основная: бразильские мужчины любят, когда у женщины на теле следы от купальника.
У женщин нижняя половина тела, особенно ее задняя часть, - предмет гордости, для мужчин - восхищения и обожания.
Бразильцы очень коммуникабельный и дружелюбный народ - завязать беседу можно, да и нужно с кем угодно, через пять минут вы уже лучшие друзья, вечером идете вместе пить пиво, в пятницу - танцевать, а в субботу ты уже на семейном субботнем шашлыке. Они вообще очень любят устраивать праздники. Разные: бал-фантазия по поводу дня рождения, праздник в спортклубе, праздник открытия сезона (избирательного, серфа, скейта, карнавала, бодиборда, рыбалки на кого-нибудь, летнего, зимнего, дождей, засух), праздник пива каждую пятницу, приобретение новой машины, новой девушки, татуировки, пирсинга, доски для серфа Многие из этих людей - интеллектуалы, специалисты в области хореографии, изобразительного искусства, фольклора. Под их влиянием карнавальные шествия превратились в грандиозные спектакли, масштаб которых измеряется не столько количеством участников (каждая школа выставляет 3-4 тыс. человек), сколько богатством красок и гармонией движений и ритмов. Правда, отношение к подобному великолепию отнюдь не всегда однозначно. Во многом добились своего критики, требующие естественной простоты и возвращения к традициям. Однако - вот уж истинное чудо! –даже эти метаморфозы не смогли охладить пыл, волнение и радость рядовых участников праздника. Эти безымянные мужчины и женщины и есть настоящие создатели спектакля. Они готовы потратить свою девятимесячную зарплату ради нескольких дней сказки. Ими-то и рождается волшебное дыхание карнавала: Пунктуальность в Бразилии не принята.
Но нельзя ошибаться и считать, будто демонстрировать деньги следует и в повседневной жизни, на улице. Нет, нет и нет! Здесь вообще лучше не показывать, что ты иностранец. Потому что повсюду рыщут воры и воришки. Они заглядывают в окошки машин, когда те стоят на светофоре, и требуют 'кэш'. Они могут вытащить деньги отовсюду, как бы глубоко вы их ни прятали
В Бразилии, даже гуляя в вечернее время вдоль побережья, даже по ярко освещенным проспектам, нельзя расслабляться. И, главное, несмотря на то, что океан совсем рядом, только пересечь пляж, не рекомендуется сходить с тротуара. Попав на пляж, оказываетесь уже в другом мире, где вашу безопасность, по крайней мере, сохранность вашего имущества, уже никто не гарантирует.
Мечтающие о горячей и чистой любви европейцы и американцы больше не покупают туров в Юго-Восточную Азию. После того, как тамошние страны пострадали от разрушительного цунами, секс-туристы устремились в Бразилию
Изменение мировой конъюнктуры уже привело к существенным сдвигам в местной индустрии развлечений. Как отмечается в последнем докладе бразильского парламента, в стране идет трансформация разрозненных турагентств, отелей, баров, ресторанов в единую сеть, способную удовлетворить любые, даже самые извращенные, пожелания заказчика. Заведения меняют меню, иначе, чем раньше, планируют развлекательную программу. У владельцев борделей имеются купленные портье в крупнейших отелях и водители такси, которые при желании туриста могут помочь ему выбрать подходящее местечко.
Превращение Бразилии в мировую секс-державу сулит огромные барыши местным сутенерам. Не тем, что расставляют девочек вдоль дорог. А сутенерам с большой буквы - тем, кто вкладывает немалые деньги, чтобы превратить страну в один огромный публичный дом. Кому происходящие в Бразилии перемены едва ли придутся по вкусу, так это обычным бразильцам, которые хотели бы жить в нормальной стране, честно зарабатывать деньги и не бояться каждую минуту за своих детей. В государстве-борделе обо всем этом, увы, придется забыть.
Власти пытаются бороться с секс-мафией, но не очень успешно. Уже сейчас, по данным Детского фонда ООН, проституцией зарабатывают на жизнь более 150 тыс. бразильских несовершеннолетних. Остановить быстрое распространение проституции невозможно без непосредственного участия бизнеса. И похоже, что предприниматели начинают это понимать.
Люди в Бразилии, как правило, не любят путешествовать. Спрашивать дорогу у местного населения себе дороже. В 30% случаев указывают неправильно.
Кроме танца самба и карнавала жители Рио обожают играть в футбол - везде, в том числе и на пляжах. Путешествуя по Бразилии можно увидеть дорожный знак 'Футболист' (изображен бегущий человек с мячом). Можно и не понять, что он обозначает: то ли предлагают сыграть в футбол, то ли осторожно на дорогу способен выкатиться мяч, а за ним и футболист. Футбол в Бразилии - дело общественное. Кроме огромных стадионов, таких как, например 'Марокана' в Рио - де - Жанейро, вмещающий около 300 тысяч человек, футбольные площадки есть везде, даже в самых невообразимых местах. Прекрасные песчаные пляжи побережья Атлантического океана - это футбольные поля, переходящие одно в другое. Так и в Сальвадоре, так и на сорокакилометровой ленте пляжей Копакобана и Ипотанема в Рио, так и по всей Бразилии.
Вообще в традициях и менталитете жителей Рио, как и всей Бразилии, чувствуется смешение рас и национальностей. Португальские, африканские и индейские корни проявляются в традициях и образе жизни жителей солнечной страны. Хорошее настроение и ежедневное веселье здесь норма…
Они, действительно, не имеют расовых предрассудков и одинаково приветливы со всеми, кого любят и уважают, независимо от цвета кожи! Все - люди, такие же, как все. Все ведут себя с одинаковым достоинством, и белый швейцар почтительно открывает дверь перед богатой дамой с темной кожей, а белый учитель в школе нежно прижимает к себе обиженного черного малыша совершенно искренне.
Бразильцы - эмоциональный, жизнелюбивый, улыбчивый и отзывчивый народ. Иностранца сразу же дружелюбно принимают в компанию, как своего. Наверное, это происходит потому, что бразильская нация сформировалась из многих народностей и рас, эмигрировавших сюда из Европы и Азии.
Расистов здесь не любят. В Бразилии есть три русские церкви, включая старообрядческую. Отзывчивость бразильцев просто удивляет. Шофер придет на помощь вашей заглохшей машине даже в том случае, если на ее ремонт уйдет несколько часов. При этом не возьмет с вас ни реала. Хотя от предложения выпить вместе пивка и поболтать никогда не откажется.
Бразильцы - тонкие ценители музыкальной и поэтической культуры. Вечером во всех кафе под оркестры поют красивые баллады-фадо, сочиненные тут же местными поэтами. Вдохновение приходит само, привлеченное соблазнительным запахом рома, кофе и великолепного шоколадного паве. Бразильскую музыку мы имели возможность хотя бы частично оценить благодаря знаменитым вариациям ламбады, но вдвойне стоит попробовать паве, фирменный торт Бразилии. На такое угощение немедленно слетятся все девять муз.
Религия. Большинство жителей Бразилии принадлежит к римско-католической церкви. Острейшие проблемы бразильской церкви - невежество большей части населения и нехватка священнослужителей. По численности протестантов (ок. 3 млн.) Бразилия занимает первое место в Южной Америке, многие жители африканского происхождения до сих пор исповедуют синкретические (соединение) и анимистические (вера в духов) культы.
Особенности жилища.Невозможно не рассказать о разбросанных по всему городу фавелах (трущебные кварталы) - чисто бразильской реальности.
Фавелы можно встретить в самых разных районах, даже в относительно богатых, местная достопримечательность, по этой причине сюда приглашают на экскурсии туристов. Туристы без сопровождения гида вряд ли решились бы на такой маршрут, а если бы и решились, то вряд ли бы вышли из фавелы целыми и невредимыми. Они робкой кучкой передвигаются среди лачуг, фотографируют колченогих собак, чумазых детишек, бандитов и наркодилеров, потом выпивают и закусывают в местной харчевне. Деньги за экскурсии идут в городской бюджет, но что-то перепадает и местным капо. Официально - это самострой, группа домов, возведенных на занятых самовольно участках земли, обычно на какой - либо возвышенности, поблизости от большого строительства, часть материалов которого и идет на постройки домов в фавелах.
На самом же деле все несколько сложнее. Бразильская фавела не просто поселок - это образ жизни, государство в государстве. Посторонний человек свободно не пройдет там и шага, однако многие местные туристические фирмы организуют экскурсии по фавелам.
В фавелах своя, обычно криминальная, власть, которая совсем не заинтересована в потере доходов от туризма. В большинстве этих поселков есть свое внутреннее и спутниковое телевидение, не говоря уже о таких благах цивилизации как электричество, водопровод и канализация. Похуже, правда, с благоустройством. Дороги здесь, в основном, грунтовые, но попадается и асфальт. Фавелы есть в каждом крупном городе Бразилии. Даже столица, город, построенный в шестидесятые годы на новом месте, в глухом районе Амазонии, по четкому проекту Оскара Нимейера, с жестким, до метра, делением между жилой и административной частями, город с высоким уровнем безопасности, в последнее время уже тоже обзавелся фавелами.
Сегодня в фавелах живут и студенты, и инженеры, и творческая интеллигенция, и квалифицированные рабочие - то - есть люди, не имеющие никакого отношения к местной криминальной элите. При этом можно даже выбрать район проживания - центр, парковая зона, приморская набережная - эти поселки есть повсюду.
Сегодня фавелы это неотъемлемая часть бразильского образа жизни, его гордость, беда, а для кого - то источник дохода.
Бразилия относится к числу довольно безопасных стран. Конечно, если одному отправиться на поиски приключений в районы городских трущоб - 'favela', облачившись в лучший костюм...
Самым престижным районом Рио считается Копа кабана и дома по побережью на запад от нее. Чем ближе к пляжам - тем дороже и роскошнее. Здесь не озабочены ложной скромностью: если деньги есть - их надо демонстрировать. Поэтому жилище богатой семьи выглядит как дворец с мраморной лестницей, фонтаном и бассейном во дворе. Путешествуя по Бразилии можно встретить много ухоженных маленьких городков (явно люди там не бедствуют).
Особенности кухни. Настоящее раздолье в Бразилии для любителей поесть. Тропическая жара здесь вовсе не помеха. 'Плотоядная экскурсия' длится около трех часов. Переходя от столика к столику, туристы поедают в больших количествах жареных цыплят, свинину и говядину, чередуя каждую порцию глотком кайпириньи (смесь водки из сахарного тростника и лайма).
Жители Бразилии любят и умеют готовить. Один из главных принципов их кулинарного искусства - соединять не соединимое. В этом смысле бразильскую кухню можно смело отнести к одной из самых оригинальных.
Бразильская кухня - результат традиций и обстоятельств. Каждый район Бразилии, в зависимости от преобладающего культурного влияния, имеет свой тип кухни.
В одних районах преобладает туземная культура, в других - кулинарные европейские традиции разных типов, которые занесены в Бразилии колонизаторами или, позднее, иммигрантами. Разнообразие и вкус бразильских блюд определяются также близостью реки или моря, характером почвы и осадков.
Кухня Бразилии относится к периоду рабовладения, когда хозяева собирали остатки пищи, чтобы накормить своих рабов. Некоторым рабам разрешалось ловить рыбу или моллюсков. Рабыни вспоминали свои детские познания в кулинарии, полученные в Африке, когда смешивали оставшуюся в кастрюлях еду с соком кокосов и маслом пальмы dende. Прошло время, и эта простая еда превратилась в разные блюда, каждое из которых имеет свое название. Так сложилась кухня Бразилии.
Напитки. Многие иностранные туристы убеждены, что бразильское пиво - одно из самых лучших в западном полушарии. В течение долгого времени производство крупнейших национальных компаний курировалось экспертами из Голландии и Германии. В Бразилии производится крепкая, кристально-чистая водка cachaca, получаемая из спирта переработанного сахарного тростника. Кашаса с соком лимона, сахаром и льдом называется caipirinha и представляет собой популярнейший в Бразилии напиток, который часто подается к фейжоаде. Guarana - это типично бразильский прохладительный напиток из одноименного плода амазонского леса. Кстати, гуарана очень тонизирует - на дискотеку все берут порошок гуараны: если притомился - понюхаешь и опять в строю. Никакой химии.
Фармацевты используют ее в своей работе с большой оглядкой. Препараты, содержащие экстракт гуараны, имеют ряд противопоказаний, и применяют их исключительно по назначению врача. Но в слабых концентрациях этот дар джунглей безвреден и, как считается, оказывает тонизирующий эффект. Стоит шипучка из гуараны $0,4 за алюминиевую баночку, т.е. несколько дешевле, чем традиционные Coca, Pepsi .
Пиву отдельная ода - ледяное, такое, что внутри плавают льдинки (бразильцы не допивают до конца кружки - они ненавидят теплое пиво), прозрачное, янтарного цвета - вкусовых качеств неимоверных. Бывает в кружках по 0,3 и граненых стаканах по 0,1 - для девушек и детей. Еще можно пить кайпиринью - местный коктейль - мелко порезанный лайм, лед, сахар и кашаса (тростниковая водка где-то 60 градусов). Тем, кому еще или уже нельзя, - гуаравитон (подобие морса из ягоды гуараны, которая растет в Амазонии.
И еще плюс бразильского общепита - заказать можно все, что вам придет в голову, даже если этого нет в меню.
Кроме пивных существуют барчики ботеко. Это такая длинная узкая кишка, отделанная белой кафельной плиткой, в ней умещается барная стойка, вдоль которой ряд высоких железных табуреток, на них сидят постоянные клиенты, смотрят по телевизору футбол и пьют с хозяином заведения. Больше ничего не помещается. В конце - туалет. Дверей нет. На улице куча железных складных стульев, хочешь выпить с друзьями - расставь стулья кружочком и пей; столы бывают редко, так что кружку держать приходится в руках, иногда устраивают импровизированный стол из сдвинутых табуреток. Как несложно догадаться, такие группы выпивающих по вечерам занимают весь тротуар (барчики в Рио каждые десять метров - клиентов всегда хватает). На стене бара полки, на них бутылки - обычно водки или виски. На бутылках вместо этикеток - бумажки с именами постоянных посетителей (вместо 'Джони Уокер' написано 'Сеньор Гимараеш').
Природа одарила Бразилию большим разнообразием фруктовых растений, и по этой причине жители страны, а также гости, имеют возможность порадовать себя свежими соками самых разных вкусовых оттенков. Продаются они по скромной цене.
Из растений, которые вовсе нельзя назвать фруктовыми, здесь тоже выжимают сок в коммерческих целях. Производство сиропа из сахарного тростника осуществляется прямо на глазах у почтенной публики. С одной стороны в механический пресс засовывают сухие жесткие стебли этой травы, с другой стороны выезжают измочаленные останки тростника, все такие же сухие, а вниз непонятно откуда стекает мутная беловатая жидкость. Вкус у нее приторный, нравится не всем, но хотя бы разок попробовать стоит.
Можно испить кокосового молока. По внешнему виду оно не имеет с настоящим молоком ничего общего, а вкусовые достоинства данного напитка те, кто его пробовал, оценивают неоднозначно. Некоторые находят, что больше всего он напоминает слабый раствор стирального порошка. Прелесть кокосового молока заключается в том, как его сервируют. Туристу предлагается целый незрелый орех (в зрелом сок густеет и превращается в кокосовую мякоть) со срезанной верхушкой и вставленной в отверстие трубочкой.
Народные традиции. Для туристов Бразилия прежде всего - карнавал. Карнавалы в Бразилии - это, пожалуй, самое захватывающее шоу в мире. Это самое главное событие года для каждого бразильца, это праздник, который сконцентрировал в себе саму душу и менталитет этой страны. Недаром говорят, что в Бразилии живут от карнавала до карнавала. А если учесть то, что карнавалы случаются здесь довольно часто, то характеристика бразильцев как нации праздной и праздничной будет вполне уместна.
Школы самбы сделали карнавал в Рио-де-Жанейро одним из самых ярких и впечатляющих зрелищ в мире. Бразильцы считают свою страну родиной карнавала.
За две недели до него они откладывают все важные дела 'на потом'. Четыре дня длится праздник. На это время жизнь в стране замирает - все танцуют. Средства массовой информации нацелены только на карнавал. Куда ни глянешь - всюду он. Да и заграницей, кто бы ни говорил с бразильцем о его родине, рано или поздно речь неизбежно заходит о карнавале, ибо эти понятия неразрывны. Ведь карнавал так и называют 'бразильским', подчеркивая тем самым происхождение этого праздника, уникального по своему размаху и накалу страстей, охватывающих всех и каждого.
Гораздо меньше известно о все возрастающей роли, которую играют в карнавале школы самбы. Первая из них была официально открыта в Мангейре в 1928г. За ней появились другие, но в то время они еще не имели отношения к карнавалу. Эти школы, зародившиеся в бедных кварталах, где много негров, были далеки от праздника, который проходил на центральных улицах, оставаясь развлечением зажиточных людей. Беднякам приходилось веселиться почти 'нелегально'; полиция не давала им петь и танцевать там, где им хотелось.
И все-таки самба постепенно утверждалась как наиболее яркая форма самовыражения черного населения, пережившего три с половиной столетия рабства. Она быстро завоевала фавелы Рио, обитатели, которых начали устраивать свои собственные шествия. В 1935г. власти Рио-де-Жанейро официально разрешили проводить карнавал в его народной форме.
Школам самбы стали предоставлять государственные субсидии. Не имевшие до этого времени определенной структуры, они теперь обрели свой статус, получили собственные помещения, создали комитеты управления, собиравшие ежемесячные взносы. Возникла федерация школ самбы. Отныне в шествиях могли участвовать лишь ее члены. Эта 'бюрократизация' ускорялась по мере возрастания интереса к карнавалу со сторону государства, а также публики, жаждавшей незабываемых зрелищ.
Начиная с 70-х годов школы превращаются в настоящие 'фабрики карнавала', работающие круглый год и располагающие всей необходимой инфраструктурой. Фантасмагория шествий - итог долгих усилий, о которых зритель не подозревает. Ушли в далекое прошлое те времена, когда школы самбы подключались к организации карнавала лишь перед самым его началом. Балы и репетиции, на которые за определенную плату допускается публика (они привлекают до 150 тыс. зрителей), коммерциализация культурной продукции (танцевальные группы), помощь банкиров в проведении бичо (разновидность лотереи) приносят гораздо больше доходов, чем месячные взносы членов ассоциации самбы.
Создание этого особого института потребовало и соответствующего персонала, - бухгалтеров, юристов, администраторов, - представляющего в большинстве своем совсем иные социальные круги, чем его основатели. Школам пришлось приспосабливаться к их вкусам. Самые крупные из них стремятся, подобно клубам для среднего класса, расположиться в более престижных местах. Но каждый год совершается чудо: несмотря на всю свою эволюцию и организованную подготовку, карнавал, выплеснувшийся когда-то из глубин народной души, всякий раз заново обретает свое волшебное очарование.
Шествия. Вот так описывают праздник бразильские писатели Амаури Жориу и Иром Араужу: 'Впереди всех едет колесница (abre-alas), символизирующая школу. За ней следуют повозки, оформленные в виде различных аллегорий. А между ними идут танцоры. Члены комиссии отдают распоряжения. Ведущие участники не спеша занимают свои позиции. Дирижеры настраивают оркестры. Вот по сигналу главный певец, стоящий на колеснице, запевает тему самбы - samba-enredo. Следуя старой традиции, участники слушают ее, затем, подхватывая мелодию, вступает оркестр - и все начинают петь, повторяя основную тему два или три раза, не двигаясь, поджидая отставших. И вдруг, словно по волшебству, все приходит в движение. Начинается самый прекрасный в мире фестиваль народного искусства. Неторопливо, с пением и танцами проходит кортеж, вызывая вокруг радость и восхищение'. Для многочисленных зрителей, готовых оплатить этот спектакль, приготовлены расположенные амфитеатром места. Их отгораживают передвижными загородками, чтобы насладиться зрелищем могла только публика, заплатившая за вход. Правда, это неизменно вызывает протесты тех, кто не способен позволить себе такой роскоши.
С 1984г. карнавальные шествия идут по специально отведенной для этой цели аллее. Она построена на авениде Маркиза Сапукаи по проекту знаменитого бразильского архитектора Оскара Нимейра и рассчитана на 850 тыс. зрителей (длина аллеи 700 м, ширина - 13 м). Кульминация карнавала наступает в воскресенье и понедельник, когда проходят школы самбы первой категории. Шествие каждой из них занимает полтора часа.
Все подчинено четкому регламенту: система оценки, которой следует жюри, время прохода каждой школы, число участников, размеры повозок, представляющих различные аллегории, тема самбы samba-enredo, ее исполнители, порядок элементов в выступлениях школ. Сегодня каждая школа сама выбирает себе тему. Но так было не всегда. Правда, первоначально свобода выбора существовала. Но с 1939г. и до конца 60-х гг. последовательно сменявшие друг друга диктаторы навязывали темы, иллюстрировавшие национальную историю. Затем под нажимом публики школы вновь обрели свободу. Постепенно тема самбы завоевывает все музыкальное пространство карнавала (помимо шествий, она звучит на балах, во время танцев на улицах, по радио, по телевидению), становясь продуктом индустрии массовой культуры.
Популярности карнавала больше всего способствует телевидение. Оно не только транслирует из Рио-де-Жанейро на всю страну шествие школ самбы первой категории, но и знакомит с региональными балами и шествиями по местным и национальным телеканалам. В 1995г. эти передачи посмотрели 65 млн. телезрителей. Другое важное новшество - появление carnavalesco, специалиста по организации шествий. Он предлагает тему, создает манекены и персонажи аллегорий, продумывает аксессуары, подбирает необходимые ткани, находит цветовое решение, руководит монтажом композиции, организует репетиции, а с недавних пор вмешивается и в выбор текста для самбы.
Своего апогея танцевальная феерия достигает в феврале, когда на улицы Рио выплескивается неукротимо празднество, всемирно известный карнавал. В течение недели в 'великолепном городе', как называют Рио его жители, не работают промышленные предприятия и учреждения. Даже парламент страны берет праздничный 'тайм-аут'. Конкурсы на лучшее исполнение самбы проходят во всех городах и поселках Бразилии, однако коренные жители Рио, кариоки, говорят, что кто не видел карнавала в Рио, тот не видел настоящий тропический карнавал. Четыре ночи с заката солнца и до его восхода на 'самбодроме' (специально построенном комплексе с трибунами по обе стороны дороги, по которой проходят карнавальные шествия) непрерывно гремят барабаны, движутся тысячи танцующих людей в масках. Одна школа самбы сменяет другую, лучшая из них по решению жюри получает приз. В эти дни в Рио приезжают не менее 1 млн. иностранцев и гостей из других городов страны (входные билеты на карнавальное шествие - 190$).
Карнавал воскрешает древние языческие обряды, существовавшие задолго до появления португальцев в Бразилии. Хотя официально около 90 % бразильцев считаются католиками, у жителей Рио большой популярностью пользуется макумба (разновидность вуду - черной магии) и кандомбле (белая магия). Некоторые исповедуют язычество совершенно открыто. Накануне Нового года почитатели морской богини Йменьи устраивают торжественную церемонию в честь своего кумира. Облачившись в белые одежды, они отправляют в плавание небольшую, украшенную цветами лодочку, в которой лежат дары для богини, губная помада и французское шампанское.
Период после наступления Нового года, по прошествии рождественских и новогодних каникул, для всех жителей планеты не столь примечателен, как для населения Бразилии. Здесь как раз начинается подготовка к карнавалу. Для кого-то это время важных решений, кто-то пускается в большие траты, а кто-то просто хочет отвлечься от будней. Вообще ежегодно карнавал проходит в течение четырех дней. Обычно он проходит в феврале, иногда в марте, начинается в субботу, заканчивается в среду. После него наступает Великий пост. Можно сказать, что карнавал - это та же Масленица, со своей широкой масленицей (знаменующей конец праздника в среду).
Иногда платформы теряют часть своих декораций еще до появления здесь. Шествие каждой платформы имеет свою структуру. Мужчины в белых майках толкают повозки, женщины в красочных дорогих костюмах идут перед платформой, группа мужчин изображает традиционных кариокас (жителей) в белых майках и панамах. Впереди процессии шествует женщина, несущая флаг школы. Рядом с ней танцует мужчина, привлекающий внимание к этой 'принцессе' и призывающий зрителей аплодировать. Группа барабанщиков также своя у каждой школы. Перед ними следует королева - телезвезда, специально приглашенная знаменитость или просто красавица. Помимо Самбодрома на улицах и даже на пляжах разворачивается народное гулянье. Основные улицы закрыты для проезда. Повсюду танцуют самбу, пьют веселящие напитки и распевают песни.
Во время карнавала Католическая церковь проводит мессы за прощение грехов, совершаемых в эти дни. Архиепископ Рио-де-Жанейро предписывает пастве двухсот сорока двух приходов города замаливать грехи участников карнавала. Церковь не противится этим ежегодным дням веселья, но просит верных католиков молиться за прощение излишеств в то время, как большая часть населения идет не в соборы, а на улицу, чтобы влиться в мир праздника самбы, спиртного и секса.
Транспорт. Любимый транспорт - автомобиль. В шестидесятых годах все были уверены, что завтра каждая бразильская семья будет иметь машину, и не особенно заботились о пешеходных дорожках и подземных переходах. В итоге дом способен быть без крыши, но рядом с ним непременно стоит машина. Любимица нации Фуска, классический фольксваген-жук. Неприхотливый автомобильчик, заполнивший улицы городов и сел, первая машина местной сборки и первая для многих бразильцев. Порой потрепанную фуску держат в гараже рядом с престижными лимузинами - как памятник эпохи и сентиментальное воспоминание.
В конце недели бразильские города пустеют. Из столицы, расчерченной сетью автотрасс, дороги уведут куда угодно. На выходные принято уезжать за город - к хрустальному сорокаметровому водопаду Итикира, в заповедник Пиренополис, где растет знаменитое дерево жатоба, ровесник Бразилии. Дальние поездки приурочивают к отпуску. Две тысячи километров на север от столицы, и вы в гостях у крокодилов - в Амазонии.
Очень мало дорожной полиции на дороге, однако, на дорогах много камер и радаров скорости. В Бразилии две полиции на дорогах - дорожная, федеральная. Дорожная полиция любит ко всему цепляться и требовать деньги. Федералы проверяют документы через компьютер и если все в порядке отпускают.
Обычаи Бразилии.