Особенности русского менталитета

Специфика русского культурного мышления и ее становление в ходе русской истории. Социодинамика русской культуры. «Русская идея» в трактовке В.Соловьева и Н. Бердяева. Н. Бердяев о прерывности хода русской истории и причинах этой прерывности. Двойственность русского культурного мышления, основные бинарные оппозиции: православие – язычество, деспотизм – анархия, «я» – «мы», «свое» – «чужое», предел – беспредельность, время – вечность, богоискательство – нигилизм и т.д.

Обоснования этой двойственности на уровне ментальности ( ландшафт, климат, флора и фауна, жилище, одежда и пища как факторы образования русской ментальности) и в ходе русской истории. Принципы и ход культурных изменений в России с IX по XX в.в. «Пять Россий» Н. Бердяева: Киевская Русь, Золотоордынская Русь, Московская Русь, Петровская Русь, Советская Русь.

Языческие и христианское основания русской культуры. Константы русской культуры как выражение системы ценностей русского культурного субъекта: «Хлеб», «Вода», «Огонь», «Земля», «Дитя».

Особенности русского православия.

Время и условия русского религиозного выбора. Объективные и субъективные причины выбора восточной ветви христианства в качестве государственной религии России. Культурообразующие принципы православия: апофатика, эсхатология, культуродицея ( необходимость «самооправдания» культуры). Трансформация апофатической теологии в светской культуре России . Христианские основания русского искусства: живопись, храмовое строительство, литература, музыка.

Русское Просвещение.

Содержание и ход социокультурных реформ Петра I. Культурообразующие принципы новой эпохи: «светская святость», «демократия несвободы», культурная инверсия. Самосознание русского культурного субъекта в XVIII – начале XIX в.в. «Свое-чужое» как принцип культурного самосознания и его проявление в русском искусстве, науке, экономике, образовании, в быту. Изменения русского культурного пространства в XVIII в.: роль музеев, театров, светских форм социальной жизни в культурной идентификации русского человека. Образование в России XVIII в.. Русские университеты. Система производства и управления в эпоху Просвещения.

Западники и славянофилы как представители двух концепций русской культурной самоидентификации в традициях Просвещения. Взгляды западников (П. Чаадаев, В. Белинский, А. Герцен, Н. Чернышевский, Г. Плеханов, А. Сахаров) на возможности и пути культурного развития России. Точка зрения славянофилов (Ф. Достоевский, В.Соловьев, Н. Бердяев, А. Солженицын) на перспективы и пути развития России. Евразийство как культурно-историческая концепция XX века.

Проблема власти и управления в русской культуре. Народ, власть, интеллигенция как субъекты культурного отношения. Ментальные предпосылки русского культурного отношения к власти и историческая практика властных отношений. Роль русской интеллигенции в реализации отношения народ – власть. Проблемы русской демократии и их развитие в современной отечественной культуре.

«Золотой век» русской культуры.

Исторические предпосылки «золотого века»: наполеоновские войны в Европе и роль России в победе над Наполеоном. Романтическая самоидентификация русского культурного субъекта в 20-е г.г. ХIХ века. Расцвет русской литературы, филологии, живописи, архитектуры в первой трети столетия. Развитие традиций и открытий XVIII века в русском искусстве. Персоналии «золотого века»: В. Жуковский, А. Пушкин, О. Кипренский, К. Брюллов, А. Грибоедов, Ф. Тютчев, Н. Гоголь, П. Чаадаев и др.)

Россия на рубеже эпох: «серебряный век».

Ренессанс природных и традиционно-фольклорных начал русской культуры на исходе «машинного» XIX в. История и современность в зеркале русской философии, литературы, искусства «серебряного века»: В. Соловьев, В. Розанов, П. Флоренский, А. Блок, А. Белый, В. Васнецов, А. Ахматова, К. Сомов и др. представители культуры конца XIX – начала XX в.в. Русские меценаты: С. Морозов, В. Рябушинский, В. Третьяков. Русский театр «серебряного века»: драматурги, режиссеры, сценографы, антерпренеры (В. Мейерхольд, К. Станиславский, А.Чехов, Л. Андреев, С. Дягилев, Л. Бакст)

Советский период развития русской культуры.

Особенности русской культуры 20-х годов ХХ века: вестернизация русской культуры (кинематограф, литература, живопись), система Пролеткульта, конструктивизм и гражданское строительство. Изменения в быте и культурном пространстве русского человека 20-х годов. Партийный «народный» контроль за деятельностью работников культуры и искусства.

Судьба русской классической культуры в 30-40-е годы. Инициатива и творчество в эпоху тоталитаризма. Система ценностей тоталитарной эпохи. Экономика и производство, литература и искусства, – общие принципы «планирования» и «рентабельности», «бригадного метода» и партийного контроля.

Развитие русской культуры в эпоху «застоя» (конец 60-х – начало 80-х г.г.). Диссиденство и система культурных ценностей советского человека. Роль культурного андеграунда в развитии советской культуры. Значение межнациональных культурных отношений и связей в ситуации Советского Союза: взаимодействие и взаимовлияние русской, грузинской, украинской, молдавской и др. культуры, культур стран Прибалтики. Достижения советской литературы (Ю. Трифонов, Ф. Искандер, Ч. Айтматов, Э. Веттемяэ, А. Вознесенский, В. Быков), кинематографа (А. Тарковский, О. Иоселиани, Э. Лотяну, Ю. Ильенко, Л. Шепитько, А. Кончаловский), театра (А. Эфрос, Г. Товстоногов, Ю. Васильев, Р. Стуруа, Ю. Любимов) в период «застоя».

Культурный андеграунд и «теневая экономика»: общность социокультурных условий формирования, различия социокультурных целей и установок.

Проблемы современной отечественной культуры.

Особенности современной «вестернизации» русской культуры, проявления этой «вестернизации» в языке, искусстве, морали. Культурный плюрализм: преимущества и издержки. Отношения официальной культуры с суб- и контркультурами: молодежными, социальными, политическими, религиозными и др. Феномен «нового славянофильства» в современной отечественной культуре: религиозный ренессанс, историософичность, возвращение у традициям.

Наши рекомендации