Расконсервация автомобиля или шасси.
КОНСЕРВАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ.
Автомобили, которые не планируется эксплуатировать в течение двух месяцев, должны быть законсервированы. Консервация позволяет содержать технически исправные и полностью укомплектованные автомобили в состоянии, обеспечивающем их сохранность.
Консервациявключает подготовку автомобилей к консервации, а также техническое обслуживание и контроль за состоянием автомобилей, находящихся в консервации/
В качестве материалов для консервации применяются универсальное консервационное масло, консервационная смесь топлива и пассивирующий раствор.
Универсальное консервационное масло приготовляют добавлением к моторному маслу, заправляемому в агрегаты и системы автомобиля, защитной присадки-ингибитора АКОР-1 (ГОСТ 15171-70) в следующем соотношении от общего количества приготовляемой смеси:
· 10% для автомобилей, работающих в районах с умеренным климатом;
· 20% для автомобилей, работающих в районах с жарким и влажным климатом.
Перед приготовлением смеси нужно нагреть масло до температуры 70-100° С, а защитную присадку - до температуры 60-70° С. Затем следует добавить к дизельному маслу присадку, интенсивно перемешивая масло до получения однородной смеси (однородность смеси определяют по отсутствию черных или темно-коричневых разводов в струе масла, стекающей с мешалки, а также по отсутствию на дне и стенках емкости осадков).
Консервационную смесь топлива с присадкой АКОР-1 приготовляют из расчета 30% защитной присадки от общего количества смеси.
Для получения смеси к дизельному топливу добавляют подогретую до температуры 60-70° С присадку. Интенсивным перемешиванием топлива добиваются получения
однородной смеси. Затем смесь подогревают до температуры 70-100° С.
Пассивирующий растворприготовляют из следующих компонентов (в г/л):
Глицерин ................... 30
Кальцинированная сода ............ 5
Калиевый хромпик .............. 0,5
Взвешенное количество предварительно измельченных сухих компонентов нужно растворить в небольшом объеме воды, подогретой до температуры 40-50° С. После полного растворения компонентов раствор из сосуда надо перелить в ванну, ввести в него глицерин, долить воду до нужного объема и перемешать. В зимний период перед применением раствора его подогревают до температуры 50° С. При повторном использовании раствора его отфильтровывают от шлама.
Консервация автомобилей может быть кратковременной или длительной.
При подготовке автомобилей к кратковременной консервации (два-три с половиной месяца) необходимо выполнить следующее:
1. Провести очередное техническое обслуживание, слить жидкость из системы охлаждения, радиатора отопителя и бачка обмыва стекол, ослабить натяжение ремней привода генератора
2. Смазать тонким слоем технического вазелина или солидола неокрашенные металлические поверхности.
3. Зачистить наждачной бумагой или металлической щеткой детали с налетом ржавчины (кроме шлифованных поверхностей) и протереть их ветошью, смоченной в бензине. Восстановить нарушенный слой краски узлов и агрегатов автомобиля.
4. Смазать зажимы системы электрооборудования тонким слоем солидола, не допуская при этом попадания смазки на изоляцию проводов, очистить провода от грязи и насухо протереть.
5. Для предохранения гильз цилиндров от коррозии снять форсунки и заложить в каждый цилиндр 65-72 мл консервационного масла. Для равномерного распределения масла по всей поверхности гильз цилиндров коленчатый вал провернуть кратковременным включением стартера, выключив подачу топлива рукояткой ручного управления рычагом останова двигателя.
6. Обернуть парафинированной бумагой и обвязать шпагатом воздухозаборники и глушитель.
7. Обернуть изоляционной лентой сапуны двигателя, коробки передач и мостов; герметично закрыть промасленной бумагой картеры коробки передач и мостов.
8. Закрыть двигатель брезентом, непромокаемой тканью или синтетической пленкой для защиты от пыли и влаги.
9. Промыть топливный бак, после чего заправить его топливом полностью.
10. Проверить наличие и исправность запасного инструмента и принадлежностей. Очистить инструмент и принадлежности от грязи и ржавчины, инструмент заправить, нерабочие поверхности без антикоррозийного покрытия окрасить черной эмалью, рабочие поверхности смазать солидолом (кроме напильников и надфилей). После обработки инструмент обернуть парафинированной бумагой и уложить на место.
11. Очистить рессоры от грязи и пыли, смазать графитной смазкой.
12. Оклеить светонепроницаемой бумагой или закрыть щитами стекла кабины с наружной стороны.
13. Снять аккумуляторные батареи и подготовить к длительному хранению согласно инструкций завода-изготовителя батарей.
14. Установить автомобиль на подставках, разместив их под передним и задним мостами так, чтобы колеса находились над грунтом на высоте 8-10 см. Рессоры должны быть разгружены, шины и другие резиновые детали защищены от прямого воздействия солнечных лучей.
При подготовке автомобилей к длительной консервации сроком до одного года, кроме работ, проводимых при кратковременной консервации, необходимо выполнить следующее:
1. Провести второе техническое обслуживание.
2. Если консервации подвергается автомобиль, проработавший более двух лет после выпуска с завода, разобрать подвеску и проверить состояние деталей (негодные заменить, нерабочие поверхности окрасить, рабочие смазать). Собрать подвеску и смазать ее узлы и детали.
3. Снять с автомобиля колеса и демонтировать шины; очистить от ржавчины и окрасить обода, ступицы и кольца колес; очистить шины от грязи, вымыть и насухо протереть; протереть тальком камеры и внутренние полости шин; смонтировать шины на колеса, накачать их и поставить колеса на место.
Кривошипно-шатунныи механизм:
· Слить масло из картера двигателя и заправить консервационной смесью.
· Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения и заправить ее пассивирующим раствором.
· Пустить двигатель, дать поработать ему 2-3 мин со средней частотой вращения коленчатого вала при включенной первой передаче; для остановки двигателя уменьшать постепенно частоту вращения.
· После остановки двигателя слить консервационную смесь и завернуть пробку, затем слить пассивирующий раствор и продуть систему охлаждения сжатым воздухом в течение 30-40 с.
Коробка передач. Консервацию производят совместно с консервацией кривошипно-шатунного механизма двигателя. При этом требуется:
· Слить масло из картера коробки передач.
· Заправить консервационным маслом, залив в пятиступенчатую коробку передач 18 л; в десятиступенчатую 24 л.
· Пустить двигатель и включить первую передачу в коробке.
· После 2-3 мин работы двигателя остановить его.
· Слить масло из коробки передач, завернуть пробки.
Система питания:
· Отсоединить подводящую трубку на топливоподкачивающем насосе.
· Подсоединить заборник топлива и погрузить в емкость с хорошо отфильтрованной топливоконсервационной смесью.
· Прокачать топливоподкачивающим насосом систему питания до тех пор, пока из наконечника сливной трубки не пойдет чистая смесь (без пузырьков воздуха).
· Провернуть коленчатый вал на 2-3 оборота, рычаг регулятора при этом должен находиться в положении, соответствующем подаче топлива.
Консервацию сливной магистрали форсунок надо выполнять следующим образом:
· Отвернуть на полтора-два оборота болты крепления сливных трубок форсунок 1-го и 4-го цилиндров.
· Накачать через сливной штуцер топливоконсервационную смесь до появления ее без пузырьков воздуха из-под отвернутых болтов.
· После этого болты завернуть.
Для консервации воздушного фильтра:
· Смазать его снаружи защитной смазкой\' НГ204, МРТУ 12Н № 69-63
· Внутреннюю поверхность пылеотбойника смазать (предварительно вынув фильтрующий элемент) - консервационным маслом.
· Дать стечь маслу.
Цилиндры двигателя. Консервацию цилиндров производят сразу после остановки двигателя, пока он не остыл.
· После остановки двигателя провертывают коленчатый вал стартером без подачи топлива для удаления из цилиндров продуктов сгорания.
· Заливают через отверстия гнезд форсунок в каждый цилиндр 65-72 мл консервационного масла, нагретого до температуры 70-100° С.
· Провертывают коленчатый вал без подачи топлива двумя-тремя кратковременными включениями стартера.
Обслуживание автомобилей в консервации.
Необходимые операции следует выполнять в сроки (и в объеме), указанные ниже.
Один раз в месяц следует проверить:
· положение автомобиля на подставках;
· сохранность пломб;
· состояние наружных поверхностей агрегатов и механизмов;
· состояние герметизирующих оклеек;
· состояние аккумуляторных батарей;
· кроме того, надо очистить автомобиль от пыли (влаги), в зимнее время от снега.
Два раза в год требуется:
· зарядить аккумуляторные батареи, плотность электролита довести до величины, соответствующей времени года;
· смазать все точки согласно карте смазки;
· заправить системы автомобиля (топливом, охлаждающей жидкостью и маслом);
· а также проверить состояние трубопроводов и уплотнений, запасных деталей, инструмента и принадлежностей.
После года консервации:
· пустить двигатель;
· прогреть до нормальной температуры охлаждающей жидкости и масла;
· прослушать его работу на разных режимах (подготовку и пуск двигателя проводить, как указано в разделе "Расконсервация автомобиля или шасси");
· проверить работу всех контрольно-измерительных приборов;
· проверить работу агрегатов и механизмов трансмиссии при работающем двигателе, включая попеременно все передачи;
· после выполнения указанных, работ надо автомобиль вновь законсервировать.
Расконсервация автомобиля или шасси.
Работу по расконсервации автомобиля нужно выполнять в следующем порядке:
· распломбировать автомобиль;
· снять с подставок;
· удалить консервационную смазку с металлических деталей, снять оклейку со стекол кабины, сапунов двигателя, коробки передач и мостов, воздухозаборника и глушителя;
· установить аккумуляторные батареи, проверить наличие тока в электрических цепях;
· заправить автомобиль охлаждающей жидкостью, топливом и смазкой;
· проверить, нет ли отстоя в картере двигателя, в агрегатах трансмиссии, масляном и топливном баках;
· при обнаружении отстоя слить его через сливные отверстия до появления чистой смазки или топлива;
· выполнить контрольные работы;
· подготовить двигатель к пуску, проверить коленчатый вал двигателя вручную, сделав четыре-пять оборотов, затем провернуть стартером без подачи топлива в течение 10-15 с (включив, стартер 2-3 раза), после этого прокачать систему питания;
· пустить двигатель, добившись его вращения с частотой, соответствующей холостому ходу, прогреть двигатель и проверить его работу на разных режимах;
· провести контрольный пробег автомобиля на 20- 25 км;
· во время пробега проверить работу всех агрегатов и механизмов.