Расчет и построение тяговой части паспорта

Поверочный расчет и построение тяговой части паспорта проводим в последовательности:

1. Составляем таблицу 4.2 исходных и расчетных значений показателей на всех передачах переднего хода.

2. Вписываем в таблицу 4.2 из таблицы 4.1 графически проверенные значения показателей внешней скоростной характеристики двигателя (n, Ме, Gт, Nе, ge и ηе).

Таблица 4.2 - Исходные и расчетные значения показателей тяговой динамичности автомобиля УАЗ 3163 «Патриот».

передача uтр n, мин-1 υт, м/с Ме, кН∙м ηтр Рко, кН Рw, кН Do Gт, кг/ч Nе, кВт ge, г/кВт∙ч ηе
I 19,217 1,13 0,185 0,850 8733,7 3,26 0,43 3,728 11,65 0,26
1.89 0,191 9016,9 9,11 0,44 6,416 20.05 0,26
4.73 0,209 9866,7 57,05 0,48 17,616 55,05 0,27
6.05 0,199 9394.6 93,34 0,46 21,395 66.86 0,28
    7.37 0,192 9064.2 138,51 0,44 25.158 78.62 0,28
8.7 0,181 8544,9 193,01 0,41 29.248 91,4 0,27
9.45 0,173 8167.2 229,72 0,39 29.062 90.82 323.3 0,26
II 10,476 2,08 0,185 0.850 4761,1 6,19 0,23 3,626 11,34 0,26
3,47 0,191 4915,5 17,12 0,24 6,657 0,26
8,67 0,209 5378,8 107,13 0,26 16,625 55,05 0,27
11,1 0,199 5121,4 175,56 0,24 21,659 73,92 0,28
13,52 0,192 4941,3 260,81 0,23 23,997 81,9 0,28
15.95 0,181 4658,2 362,88 0,21 27,877 91,4 0,27
17,34 0,173 4452,3 481,77 0,19 26,463 83,48 323.3 0,26
III 6,605 3,3 0,185 0,850 3001.8 15,5 0,15 3,626 11,34 0,26
5.5 0,191 3099,2 43,19 0,15 6,657 0,26
13,75 0,209 3391.3 269,77 0,15 16,625 55,05 0,27
17,6 0,199 442,19 0,14 21,659 73,92 0,28
21,45 0,192 3115,4 656,46 0,12 23,997 81,9 0,28
25,3 0,181 2936,9 913,55 0,10 27,877 91,4 0,27
27,5 0,173 2807,1 1212,3 0,08 26,463 83,48 323.3 0,26
IV 4,625 4,71 0,18 0,904 2235.5 31,7 0,11 3,626 11,34 0,26
7,85 0,2 2308,0 87,92 0,11 6,657 0,26
19,64 0,21 2525,5 549,99 0,10 16,625 55,05 0,27
25,14 0,22 2404,7 901,44 0,07 21,659 73,92 0,28
30,63 0,2 2320,1 1116,26 0,06 23,997 81,9 0,28
36,13 0,19 2187,2 1862,57 0,02 27,877 91,4 0,27
39,27 0,15 2090,5 2471,97 -0,02 26,463 83,48 323.3 0,26
V 4.07 5,35 0,18 0,850 1849.7 40,86 0,09 3,626 11,34 0,26
8,93 0,2 1909,7 113,57 0,09 6,657 0,26
22,31 0,21 2089,7 710,12 0,07 16,625 55,05 0,27
28,56 0,22 1989,7 1163,43 0,04 21,659 73,92 0,28
34,81 0,2 1919,7 1728,95 0,01 23,997 81,9 0,28
41.06 0,19 1809,7 2405,08 -0,03 27,877 91,4 0,27
44,63 0,15 1729,7 3192,55 -0,07 26,463 83,48 323.3 0,26

3.Рассчитываем передаточные числа трансмиссии uтри заносим их в таблицу 4.2.

uтр = uo*un, где

uo–передаточное число трансмиссии на главной передаче;

un - передаточное число трансмиссии на каждой из передач.

uтр = uo* u1 = 4,625*4,155 = 19,217

uтр = uo* u2 = 4,625*2,265 = 10.476

uтр = uo* u3 = 4,625*1,428 = 6.605

uтр = uo* u4 = 4,625*1 = 4,625

uтр = uo* u5 = 4,625*0,88 =4.07

4.Определяем расчетом по формуле (3.2) при δ = 0 по семь текущих значений теоретической скорости υт на каждой передаче и вписываем полученные результаты в таблицу 4.2.

υа = υт( 1-δ) = Расчет и построение тяговой части паспорта - student2.ru (1-δ), отсюда следует

υт = Расчет и построение тяговой части паспорта - student2.ru ,

где rк – радиус колеса,м

rк = Расчет и построение тяговой части паспорта - student2.ru + в*∆*λсм= Расчет и построение тяговой части паспорта - student2.ru + 225*0,75*0,85 = 346=0,346м,

где d – посадочный диаметр обода колеса в дюймах

В – ширина профиля шины, мм

∆ - отношение высоты шины к её ширине,%

λсм – коэффициент деформации шины (для автобусов λсм= 0,85).

(I) (II)

υт= (0,105*0,346*600)/19,217 =1,13υт= (0,105*0,346*600)/10,476 =2,08

υт= (0,105*0,346*1000)/19,217 = 1,89υт= (0,105*0,346*1000)/10,476 = 3,47

υт= (0,105*0,346*2500)/19,217 = 4.73υт= (0,105*0,346*2500)/10,476 =8,67

υт= (0,105*0,346*3200)/19,217 = 6,05υт= (0,105*0,346*3200)/10,476=11,1

υт= (0,105*0,346*3900)/19,217 = 7.37υт= (0,105*0,346*3900)/10,476=13,52

υт= (0,105*0,346*4600)/19,217 = 8.7υт= (0,105*0,346*4600)/10,476 = 15.95

υт= (0,105*0,346*5000)/19,217 = 9.45υт= (0,105*0,346*5000)/10,476=17,34

5. Чертим на листе ватмана формата А1 (841х594мм) левое поле 250х250мм, средние верхнее (400х250мм) и нижнее (400х125мм) поля и правое поле 100х250мм, масштабные «сетки» и шкалы согласно рисунку 1 Приложения А.

6. Выбираем удобный масштаб эффективной мощности двигателя и строим на нижнем среднем поле графики Nе = f(υт) и ηе = f(υт) в масштабе скоростей υт и υа 1м/с в 1см.

7. При выбранном значении коэффициента kw = 0,4 Н∙с24 находим постоянное значение фактора обтекаемости в кН∙с22:

или грузового автомобиля и автобуса -

kwF = Вг∙Нг∙kw = 1,6*1,9*2,1*0,4=2.55Нс22(4.26)

где В – ширина колеи передних колес, м;

Нг – габаритная высота автомобиля, м.

8.Измеряем у неподвижного порожнего и полностью груженого автомобиля среднее расстояние rст от центров ведущих колес до поверхности ровной дороги и принимаем необходимое для расчетов значение радиуса качения без скольжения (ГОСТ 17697-72) rк = rст = 0,431 м.

9. Определяем расчетом по формулам

- полную окружную силу ведущих колес Рко при Ме>она всех передачах переднего хода:

Расчет и построение тяговой части паспорта - student2.ru , (4.27)

(I)

Рко=103*(0,185*19,217*0,850)/0,346=8733,7

Рко=103*(0,191*19,217*0,850)/0,346=9016,9

Рко =103* (0,209*19,217*0,850)/0,346 = 9866,7

Рко =103* (0,199*19,217*0,850)/0,346 =9394.6

Рко =103* (0,192*19,217*0,850)/0,346=9064.2

Рко =103* (0,181*19,217*0,850)/0,346 =8544,9

Рко =103* (0,173*19,217*0,850)/0,346 =8167.2

- силу сопротивления воздуха Рw

Рw = kw∙F∙ υт2, (4.28)

(I) (II)

Рw = 2.55*1,132 = 3,26Рw = 2,55*2,082 =11,03

Рw = 2,55*1,892 = 9,11Рw = 2,55*3,472 =30,7

Рw = 2,55*4,732 =57,05Рw = 2,55*8,672 =191,68

Рw = 2,55*6,052 = 93,34Рw = 2,55*11,12 =314,18

Рw = 2,55*7,372 = 138,51Рw = 2,55*13,522 =466,11

Рw = 2,55*8,72 = 193.01Рw = 2,55*15.952 = 648,73

Рw = 2,55*9,452 =227.72Рw = 2,55*17,342 = 766,72

(III) (IV)

Рw = 2,55*3,32 =27,77Рw = 2,55*4,712 =56,57

Рw = 2,55*5,52 =77,14Рw = 2,55*7,852 =157.14

Рw = 2,55*13,752=482,11Рw = 2,55*19,642 =983.61

Рw = 2,55*17,62 =789,89Рw = 2,55*25,142 =1611.65

Рw = 2,55*21,452 =1173,26Рw = 2,55*30,632 =2392.4

Рw = 2,55*25,32 =1632,23Рw = 2,55*36,132 =3328.71

Рw = 2,55*27,52 =1928,44Рw = 2,55*39,272 =3932.44

(V)

Рw = 2,55*5.352 =72,99

Рw = 2,55*8.932 =203,34

Рw = 2,55*22.312 =1269.23

Рw = 2,55*28.562 =2079.97

Рw = 2,55*34.812 =3089.93

Рw = 2,55*41,062 =4299.1

Рw = 2,55*44,632 =5079.18

- динамический фактор снаряженного автомобиля Do:

Расчет и построение тяговой части паспорта - student2.ru (4.29)

где mo – снаряженная масса автомобиля, кг (mo= 2070 кг)

g – ускорение свободного падения (g= 9,8 м/с2)

(I)

Do = (8733,7-3,26)/2070*9,8 =0,43

Do = (9016,9-9,11)/2070*9,8 = 0,44

Do = (9866,7 -57,05)/2070*9,8 =0,48

Do = (9394.6-93,34)/2070*9,8 =0,46

Do = (9064.2-138,51)/2070*9,8 =0,44

Do = (8544,9-193.01)/2070*9,8=0,41

Do = (8167.2-227.72)/2070*9,8 =0,39

и на верхнем среднем поле листа 1 строим графики Do = f(υт).

Библиографический список

1. Вахламов В.К. Автомобили : Конструкция и эксплуатационные свойства : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.К. Вахламов. _М.: Изд. центр « Академия», 2009. – 480 с.

2. Вахламов В.К Техника автомобильного транспорта : Подвижной состав и эксплуатационные свойства /В.К. Вахламов – М.: Изд.центр «Академия», 2004 – 528 с.

3. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль : Теория эксплуатационных свойств: Учебник для вузов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». – М.: Машиностроение, 1989. – 240с.

4. Лопарев А.А., Якимов Ю.В. Конструкция, расчет и потребительские свойства изделий. Учебно-методическое пособие для спец. 190630 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)», Сыктывкар, 2013-98с

5. Машиностроение. Энциклопедия: учебник для технических вузов / В.Ф. Платонов. В.С. Азаев. Е.Б. Алекандров [и др.]. ; под ред. В.Ф. Платонова. – М. :Машиностроение, 1997. – 688 с.

6. Туревский, И.С. Теория автомобиля [Текст] : учеб.пособие для студентов вузов / И.С. Туревский. – М. :Высш. шк., 250. – 240 с.: ил.

Наши рекомендации