Расчет и построение тяговой части паспорта
Поверочный расчет и построение тяговой части паспорта проводим в последовательности:
1. Составляем таблицу 4.2 исходных и расчетных значений показателей на всех передачах переднего хода.
2. Вписываем в таблицу 4.2 из таблицы 4.1 графически проверенные значения показателей внешней скоростной характеристики двигателя (n, Ме, Gт, Nе, ge и ηе).
Таблица 4.2 - Исходные и расчетные значения показателей тяговой динамичности автомобиля УАЗ 3163 «Патриот».
передача | uтр | n, мин-1 | υт, м/с | Ме, кН∙м | ηтр | Рко, кН | Рw, кН | Do | Gт, кг/ч | Nе, кВт | ge, г/кВт∙ч | ηе |
I | 19,217 | 1,13 | 0,185 | 0,850 | 8733,7 | 3,26 | 0,43 | 3,728 | 11,65 | 0,26 | ||
1.89 | 0,191 | 9016,9 | 9,11 | 0,44 | 6,416 | 20.05 | 0,26 | |||||
4.73 | 0,209 | 9866,7 | 57,05 | 0,48 | 17,616 | 55,05 | 0,27 | |||||
6.05 | 0,199 | 9394.6 | 93,34 | 0,46 | 21,395 | 66.86 | 0,28 | |||||
7.37 | 0,192 | 9064.2 | 138,51 | 0,44 | 25.158 | 78.62 | 0,28 | |||||
8.7 | 0,181 | 8544,9 | 193,01 | 0,41 | 29.248 | 91,4 | 0,27 | |||||
9.45 | 0,173 | 8167.2 | 229,72 | 0,39 | 29.062 | 90.82 | 323.3 | 0,26 | ||||
II | 10,476 | 2,08 | 0,185 | 0.850 | 4761,1 | 6,19 | 0,23 | 3,626 | 11,34 | 0,26 | ||
3,47 | 0,191 | 4915,5 | 17,12 | 0,24 | 6,657 | 0,26 | ||||||
8,67 | 0,209 | 5378,8 | 107,13 | 0,26 | 16,625 | 55,05 | 0,27 | |||||
11,1 | 0,199 | 5121,4 | 175,56 | 0,24 | 21,659 | 73,92 | 0,28 | |||||
13,52 | 0,192 | 4941,3 | 260,81 | 0,23 | 23,997 | 81,9 | 0,28 | |||||
15.95 | 0,181 | 4658,2 | 362,88 | 0,21 | 27,877 | 91,4 | 0,27 | |||||
17,34 | 0,173 | 4452,3 | 481,77 | 0,19 | 26,463 | 83,48 | 323.3 | 0,26 | ||||
III | 6,605 | 3,3 | 0,185 | 0,850 | 3001.8 | 15,5 | 0,15 | 3,626 | 11,34 | 0,26 | ||
5.5 | 0,191 | 3099,2 | 43,19 | 0,15 | 6,657 | 0,26 | ||||||
13,75 | 0,209 | 3391.3 | 269,77 | 0,15 | 16,625 | 55,05 | 0,27 | |||||
17,6 | 0,199 | 442,19 | 0,14 | 21,659 | 73,92 | 0,28 | ||||||
21,45 | 0,192 | 3115,4 | 656,46 | 0,12 | 23,997 | 81,9 | 0,28 | |||||
25,3 | 0,181 | 2936,9 | 913,55 | 0,10 | 27,877 | 91,4 | 0,27 | |||||
27,5 | 0,173 | 2807,1 | 1212,3 | 0,08 | 26,463 | 83,48 | 323.3 | 0,26 | ||||
IV | 4,625 | 4,71 | 0,18 | 0,904 | 2235.5 | 31,7 | 0,11 | 3,626 | 11,34 | 0,26 | ||
7,85 | 0,2 | 2308,0 | 87,92 | 0,11 | 6,657 | 0,26 | ||||||
19,64 | 0,21 | 2525,5 | 549,99 | 0,10 | 16,625 | 55,05 | 0,27 | |||||
25,14 | 0,22 | 2404,7 | 901,44 | 0,07 | 21,659 | 73,92 | 0,28 | |||||
30,63 | 0,2 | 2320,1 | 1116,26 | 0,06 | 23,997 | 81,9 | 0,28 | |||||
36,13 | 0,19 | 2187,2 | 1862,57 | 0,02 | 27,877 | 91,4 | 0,27 | |||||
39,27 | 0,15 | 2090,5 | 2471,97 | -0,02 | 26,463 | 83,48 | 323.3 | 0,26 | ||||
V | 4.07 | 5,35 | 0,18 | 0,850 | 1849.7 | 40,86 | 0,09 | 3,626 | 11,34 | 0,26 | ||
8,93 | 0,2 | 1909,7 | 113,57 | 0,09 | 6,657 | 0,26 | ||||||
22,31 | 0,21 | 2089,7 | 710,12 | 0,07 | 16,625 | 55,05 | 0,27 | |||||
28,56 | 0,22 | 1989,7 | 1163,43 | 0,04 | 21,659 | 73,92 | 0,28 | |||||
34,81 | 0,2 | 1919,7 | 1728,95 | 0,01 | 23,997 | 81,9 | 0,28 | |||||
41.06 | 0,19 | 1809,7 | 2405,08 | -0,03 | 27,877 | 91,4 | 0,27 | |||||
44,63 | 0,15 | 1729,7 | 3192,55 | -0,07 | 26,463 | 83,48 | 323.3 | 0,26 |
3.Рассчитываем передаточные числа трансмиссии uтри заносим их в таблицу 4.2.
uтр = uo*un, где
uo–передаточное число трансмиссии на главной передаче;
un - передаточное число трансмиссии на каждой из передач.
uтр = uo* u1 = 4,625*4,155 = 19,217
uтр = uo* u2 = 4,625*2,265 = 10.476
uтр = uo* u3 = 4,625*1,428 = 6.605
uтр = uo* u4 = 4,625*1 = 4,625
uтр = uo* u5 = 4,625*0,88 =4.07
4.Определяем расчетом по формуле (3.2) при δ = 0 по семь текущих значений теоретической скорости υт на каждой передаче и вписываем полученные результаты в таблицу 4.2.
υа = υт( 1-δ) = (1-δ), отсюда следует
υт = ,
где rк – радиус колеса,м
rк = + в*∆*λсм= + 225*0,75*0,85 = 346=0,346м,
где d – посадочный диаметр обода колеса в дюймах
В – ширина профиля шины, мм
∆ - отношение высоты шины к её ширине,%
λсм – коэффициент деформации шины (для автобусов λсм= 0,85).
(I) (II)
υт= (0,105*0,346*600)/19,217 =1,13υт= (0,105*0,346*600)/10,476 =2,08
υт= (0,105*0,346*1000)/19,217 = 1,89υт= (0,105*0,346*1000)/10,476 = 3,47
υт= (0,105*0,346*2500)/19,217 = 4.73υт= (0,105*0,346*2500)/10,476 =8,67
υт= (0,105*0,346*3200)/19,217 = 6,05υт= (0,105*0,346*3200)/10,476=11,1
υт= (0,105*0,346*3900)/19,217 = 7.37υт= (0,105*0,346*3900)/10,476=13,52
υт= (0,105*0,346*4600)/19,217 = 8.7υт= (0,105*0,346*4600)/10,476 = 15.95
υт= (0,105*0,346*5000)/19,217 = 9.45υт= (0,105*0,346*5000)/10,476=17,34
5. Чертим на листе ватмана формата А1 (841х594мм) левое поле 250х250мм, средние верхнее (400х250мм) и нижнее (400х125мм) поля и правое поле 100х250мм, масштабные «сетки» и шкалы согласно рисунку 1 Приложения А.
6. Выбираем удобный масштаб эффективной мощности двигателя и строим на нижнем среднем поле графики Nе = f(υт) и ηе = f(υт) в масштабе скоростей υт и υа 1м/с в 1см.
7. При выбранном значении коэффициента kw = 0,4 Н∙с2/м4 находим постоянное значение фактора обтекаемости в кН∙с2/м2:
или грузового автомобиля и автобуса -
kwF = Вг∙Нг∙kw = 1,6*1,9*2,1*0,4=2.55Нс2/м2(4.26)
где В – ширина колеи передних колес, м;
Нг – габаритная высота автомобиля, м.
8.Измеряем у неподвижного порожнего и полностью груженого автомобиля среднее расстояние rст от центров ведущих колес до поверхности ровной дороги и принимаем необходимое для расчетов значение радиуса качения без скольжения (ГОСТ 17697-72) rк = rст = 0,431 м.
9. Определяем расчетом по формулам
- полную окружную силу ведущих колес Рко при Ме>она всех передачах переднего хода:
, (4.27)
(I)
Рко=103*(0,185*19,217*0,850)/0,346=8733,7
Рко=103*(0,191*19,217*0,850)/0,346=9016,9
Рко =103* (0,209*19,217*0,850)/0,346 = 9866,7
Рко =103* (0,199*19,217*0,850)/0,346 =9394.6
Рко =103* (0,192*19,217*0,850)/0,346=9064.2
Рко =103* (0,181*19,217*0,850)/0,346 =8544,9
Рко =103* (0,173*19,217*0,850)/0,346 =8167.2
- силу сопротивления воздуха Рw
Рw = kw∙F∙ υт2, (4.28)
(I) (II)
Рw = 2.55*1,132 = 3,26Рw = 2,55*2,082 =11,03
Рw = 2,55*1,892 = 9,11Рw = 2,55*3,472 =30,7
Рw = 2,55*4,732 =57,05Рw = 2,55*8,672 =191,68
Рw = 2,55*6,052 = 93,34Рw = 2,55*11,12 =314,18
Рw = 2,55*7,372 = 138,51Рw = 2,55*13,522 =466,11
Рw = 2,55*8,72 = 193.01Рw = 2,55*15.952 = 648,73
Рw = 2,55*9,452 =227.72Рw = 2,55*17,342 = 766,72
(III) (IV)
Рw = 2,55*3,32 =27,77Рw = 2,55*4,712 =56,57
Рw = 2,55*5,52 =77,14Рw = 2,55*7,852 =157.14
Рw = 2,55*13,752=482,11Рw = 2,55*19,642 =983.61
Рw = 2,55*17,62 =789,89Рw = 2,55*25,142 =1611.65
Рw = 2,55*21,452 =1173,26Рw = 2,55*30,632 =2392.4
Рw = 2,55*25,32 =1632,23Рw = 2,55*36,132 =3328.71
Рw = 2,55*27,52 =1928,44Рw = 2,55*39,272 =3932.44
(V)
Рw = 2,55*5.352 =72,99
Рw = 2,55*8.932 =203,34
Рw = 2,55*22.312 =1269.23
Рw = 2,55*28.562 =2079.97
Рw = 2,55*34.812 =3089.93
Рw = 2,55*41,062 =4299.1
Рw = 2,55*44,632 =5079.18
- динамический фактор снаряженного автомобиля Do:
(4.29)
где mo – снаряженная масса автомобиля, кг (mo= 2070 кг)
g – ускорение свободного падения (g= 9,8 м/с2)
(I)
Do = (8733,7-3,26)/2070*9,8 =0,43
Do = (9016,9-9,11)/2070*9,8 = 0,44
Do = (9866,7 -57,05)/2070*9,8 =0,48
Do = (9394.6-93,34)/2070*9,8 =0,46
Do = (9064.2-138,51)/2070*9,8 =0,44
Do = (8544,9-193.01)/2070*9,8=0,41
Do = (8167.2-227.72)/2070*9,8 =0,39
и на верхнем среднем поле листа 1 строим графики Do = f(υт).
Библиографический список
1. Вахламов В.К. Автомобили : Конструкция и эксплуатационные свойства : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.К. Вахламов. _М.: Изд. центр « Академия», 2009. – 480 с.
2. Вахламов В.К Техника автомобильного транспорта : Подвижной состав и эксплуатационные свойства /В.К. Вахламов – М.: Изд.центр «Академия», 2004 – 528 с.
3. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль : Теория эксплуатационных свойств: Учебник для вузов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». – М.: Машиностроение, 1989. – 240с.
4. Лопарев А.А., Якимов Ю.В. Конструкция, расчет и потребительские свойства изделий. Учебно-методическое пособие для спец. 190630 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)», Сыктывкар, 2013-98с
5. Машиностроение. Энциклопедия: учебник для технических вузов / В.Ф. Платонов. В.С. Азаев. Е.Б. Алекандров [и др.]. ; под ред. В.Ф. Платонова. – М. :Машиностроение, 1997. – 688 с.
6. Туревский, И.С. Теория автомобиля [Текст] : учеб.пособие для студентов вузов / И.С. Туревский. – М. :Высш. шк., 250. – 240 с.: ил.