ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ. Принят Постановлением Народного Совета 17.04.2015

ЗАКОН

О ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ

Принят Постановлением Народного Совета 17.04.2015

Настоящий Закон определяет правовые и социальные основы дорожного движения с целью защиты жизни, здоровья и имущества граждан, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, создания безопасных и комфортных условий для участников дорожного движения и охраны окружающей среды.

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.Основные понятия и термины

В настоящем Законе приведенные ниже понятия и термины употребляются в таком значении:

автомобильная дорога– часть территории, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов со всеми расположенными на ней искусственными сооружениями и техническими средствами организации дорожного движения, которая находится за пределами населенных пунктов и ограничена по ширине краями полосы отвода;

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ. Принят Постановлением Народного Совета 17.04.2015 - student2.ru безопасность дорожного движения– состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

владельцы автомобильных дорог – государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, являющиеся собственниками дорог или осуществляющие деятельность по управлению автомобильными дорогами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

владелец транспортного средства– собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании;

водитель–лицо, управляющее транспортным средством, всадник, лицо, управляющее гужевым транспортом, погонщик животных, который ведет их за повод, а также лицо, обучающее управлению, находясь непосредственно в (на) транспортном средстве;

дорожное движение– совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах улиц и дорог;

дорожные работы– работы, связанные со строительством, реконструкцией, ремонтом или содержанием автомобильной дороги (улицы), искусственных сооружений, сооружений дорожного водоотвода, инженерного обустройства, установкой (ремонтом, заменой) технических средств организации дорожного движения;

дорожно-транспортное происшествие– событие, происшедшее во время движения транспортного средства, вследствие которого погибли или ранены (травмированы) люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;

дорожные условия– совокупность факторов, характеризующих (с учетом времени года, времени суток, атмосферных явлений, освещенности дороги) видимость в направлении движения, состояние поверхности проезжей части (чистота, ровность, шероховатость, сцепление), а также ее ширину, величину уклонов на спусках и подъемах, виражей и закруглений, наличие тротуаров или обочин, средств организации дорожного движения и их состояние;

искусственные сооружения – инженерные сооружения, устраиваемые в местах пересечения дорожного полотна с реками, оврагами, болотами, встречными дорогами и другими препятствиями, предназначенные для передвижения через них транспортных средств и пешеходов, а также эффективного функционирования автомобильных дорог и улиц. Наиболее распространенными видами искусственных сооружений являются мосты, в том числе виадуки, путепроводы, эстакады, надземные и подземные пешеходные переходы, развязки дорог, трубы и лотки под насыпями, туннели, регуляционные сооружения в мостовых переходах, подпорные стенки, быстротоки, снегозащитные и противоселевые сооружения, противообвальные галереи и другие сооружения;

крупногабаритное транспортное средство – транспортное средство или автопоезд, габариты которого с грузом или без груза превышают хотя бы один из допустимых параметров, установленных Правилами дорожного движения;

крупногабаритный или негабаритный груз – это груз, габариты которого вместе с транспортным средством превышают установленные Правилами дорожного движения допустимые параметры;

место концентрации дорожно-транспортных происшествий –однородный и ограниченный по длине участок дороги (улицы), представляющий повышенную опасность, характеризующийся устойчивым и неслучайным уровнем совершения дорожно-транспортных происшествий, показатели которого превышают установленные критические значения;

механическое транспортное средство– транспортное средство, которое приводится в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется на тракторы, самоходные машины и механизмы, а также троллейбусы и транспортные средства с электродвигателем мощностью свыше 3 кВт;

обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;

объекты дорожного сервиса – это специальнооборудованные места для остановки маршрутных транспортных средств, площадки для стоянки транспортных средств, площадки отдыха, видовые площадки, автозаправочные станции, пункты технического обслуживания, мотели, гостиницы, кемпинги, торговые пункты, автозаправочные комплексы, складские комплексы, пункты медицинской и технико-эвакуационной помощи, пункты мойки транспортных средств, пункты приема пищи и питьевой воды, автопавильоны, туалеты, урны, а также другие объекты, в том числе временные, предназначенные для торговли, общественного питания, технического, бытового и муниципального обслуживания участников дорожного движения;

обязательный технический осмотр транспортных средств – комплекс мер государственного контроля за техническим состояниемтранспортных средств, правомерностью эксплуатации, уплатой штрафов за административные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения;

опасный груз – вещества, материалы, изделия, отходы производственной и другой деятельности, которые вследствие присущих им свойств при наличии определенных факторов могут при перевозке послужить причиной взрыва, пожара, повреждения технических средств, устройств, сооружений и других объектов, причинить материальный ущерб и вред окружающей среде, а также привести к гибели, травмированию, отравлению людей, животных и которые в установленном порядке, в зависимости от степени их влияния на окружающую среду или человека, отнесены к одному из классов опасных веществ;

организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых и организационно-технических мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах и улицах, направленный на обеспечение безопасности дорожного движения;

пассажир – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него);

пешеход– лицо, принимающее участие в дорожном движении, находящееся вне транспортного средства и не производящее работу на дороге. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства;

Правила дорожного движения – нормативный правовой акт, устанавливающий единый порядок дорожного движения, назначение и действие технических и других средств организации дорожного движения на территории Донецкой Народной Республики;

рекламоноситель (внешняя реклама) – реклама, которая размещается на специальных временных и стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях домов, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог;

транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов;

улица (дорога) – полоса городской или сельской территории, ограниченная геодезическими фиксированными границами – красными линиями, которая предназначена для движения транспортных средств и пешеходов, со всеми размещенными на ней сооружениями – составными элементами улицы (дороги) и техническими средствами организации дорожного движения;

управление механическим транспортным средством– выполнение функций водителя при движении механического транспортного средства как своим ходом, так и при его буксировании;

участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения на дороге в качестве пешехода, водителя, пассажира.

Статья 2.Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере дорожного движения и его безопасности, определяет права, обязанности и ответственность субъектов – участников дорожного движения, министерств, иных государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования.

Статья 3.Законодательство о дорожном движении

Законодательство о дорожном движении основывается на Конституции Донецкой Народной Республики и состоит из настоящего Закона, других законов Донецкой Народной Республики, Правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики.

Статья 4.Основные принципы дорожного движения

Основными принципами дорожного движения являются:

1) приоритет жизни и здоровья участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов;

2) приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью участников дорожного движения;

3) соблюдение интересов участников дорожного движения, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

4) системный подход к обеспечению безопасности дорожного движения.

Статья 5.Система обеспечения безопасности дорожного движения

Система обеспечения безопасности дорожного движения является средством реализации государственной политики в сфере дорожного движения и включает в себя правовые нормы, регулирующие отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, совокупность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических лиц, участников дорожного движения, средств и мер, обеспечивающих безопасность дорожного движения и ликвидацию последствий дорожно-транспортных происшествий.

Статья 6.Государственное управление и регулирование в сфере дорожного движения и его безопасности

1. Государственное управление и регулирование в сфере дорожного движения и его безопасности осуществляется Советом Министров Донецкой Народной Республики, министерствами, иными государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции и специально уполномоченными на то государственными органами.

2. Обеспечение безопасности дорожного движения в Донецкой Народной Республике возлагается на Государственную автомобильную инспекцию, которая входит в систему Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики (далее – Госавтоинспекция Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики).

РАЗДЕЛ II

КОМПЕТЕНЦИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, МИНИСТЕРСТВ, ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 7. Компетенция Совета Министров Донецкой Народной Республики в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности

К компетенции Совета Министров Донецкой Народной Республики в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности относится:

1) подготовка проектов законов, других нормативных правовых актов по вопросам дорожного движения и его безопасности, а также ответственности за их нарушение на территории Донецкой Народной Республики;

2) формирование государственных органов управления в сфере дорожного движения, руководство их деятельностью;

3) разработка и утверждение государственных программ развития дорожного движения и его безопасности на автомобильных дорогах, улицах и железнодорожных переездах, требований экологической безопасности, а также программ координации использования всех видов транспорта общего пользования (автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный);

4) финансирование, руководство и контроль за выполнением государственных программ развития дорожного движения и его безопасности;

5) координация деятельности министерств, иных органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования в сфере дорожного движения, а также требований экологической безопасности;

6) контроль за выполнением законодательства о дорожном движении;

7) определение единого порядка организации дорожного движения и его безопасности;

8) установление единых требований относительно проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания и охраны автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, утверждение программ их строительства;

9) установление единых требований относительно конструкции и технического состояния транспортных средств, которые эксплуатируются в Донецкой Народной Республике;

10) определение порядка осуществления государственной регистрации, снятия с учета транспортных средств, проведения их обязательного технического осмотра и определение содержания проверки технического состояния транспортных средств, предназначенных для эксплуатации на улицах и автомобильных дорогах общего пользования и зарегистрированных в Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики;

11) определение порядка оформления и выдачи согласований и разрешений, оказания других услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, а также определение размера платы за оформление и выдачу таких согласований и разрешений, предоставления соответствующих услуг;

12) установление правил приема экзаменов по знаниям Правил дорожного движения и навыков управления транспортными средствами;

13) установление единых требований и утверждение типовых учебных программ для участников дорожного движения по формированию надлежащей дорожной культуры и организации обучения различных групп населения правилам дорожного движения;

14) выполнение иных функций в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 8.Компетенция министерств, иных государственных органов исполнительной власти в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности

1. К компетенции министерств, иных государственных органов исполнительной власти в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности, в пределах своих полномочий относится:

1) государственный надзор и контроль, в пределах своих полномочий, за соблюдением законодательства о дорожном движении и его безопасности, за деятельностью предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и хозяйствования относительно планирования и выполнения мероприятий по безопасности дорожного движения, требований экологической безопасности;

2) формирование фондов для финансирования государственных программ и отдельных мероприятий, направленных на развитие дорожного движения и его безопасности;

3) руководство деятельностью по организации дорожного движения;

4) организация обучения населения Правилам дорожного движения, проведение воспитательных мероприятий среди различных социально-возрастных групп населения относительно его безопасности;

5) организация подготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств и развитие сети соответствующих учебных заведений;

6) обеспечение развития сети автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, их содержания и охраны;

7) организация системы мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения и контроль за их реализацией;

8) организация и финансирование мероприятий, связанных с профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма;

9) руководство работой по пропаганде безопасности дорожного движения, требований экологической безопасности;

10) решение иных вопросов в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Министерства, иные государственные органы исполнительной власти, предприятия и организации, в соответствии с нормативными правовыми актами Совета Министров Донецкой Народной Республики, могут выполнять отдельные функции межотраслевого управления в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности.

3. В министерствах, иных государственных органах исполнительной власти, предприятиях и организациях, которые имеют транспортные средства, при численности занятых эксплуатацией транспортных средств свыше 50 человек, вводится должность специалиста по безопасности дорожного движения, а свыше 250 человек – создается служба безопасности дорожного движения. Положение об этой службе утверждается Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Статья 9.Компетенция органов местного самоуправления в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности

1. Органы местного самоуправления в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности в пределах своих полномочий, в границах соответствующих территорий:

1) обеспечивают выполнение требований законодательства и решений государственных органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики по вопросам дорожного движения и его безопасности;

2) разрабатывают, утверждают и выполняют местные программы безопасности дорожного движения;

3) создают внебюджетные фонды для дополнительного финансирования мероприятий по безопасности дорожного движения;

4) утверждают мероприятия по организации дорожного движения в соответствии с генеральными планами, проектами детальной планировки и застройки населенных пунктов, автоматизированных систем управления дорожным движением, комплексных транспортных схем и схем организации дорожного движения и с экологически безопасными условиями;

5) организуют и контролируют деятельность предприятий по вопросам дорожного движения и его безопасности;

6) оказывают содействие в создании на территории соответствующего населенного пункта предприятий и организаций для предоставления платных услуг, связанных с подготовкой и повышением квалификации водителей, техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств;

7) оказывают содействие в деятельности по содержанию в безопасном для дорожного движения состоянии автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и их обустройству объектами дорожного сервиса;

8) оказывают содействие в организации и осуществлении медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и других мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;

9) проводят профилактические мероприятия по безопасности дорожного движения среди различных социально-возрастных групп населения;

10) проводят обучение населения Правилам дорожного движения;

11) осуществляют мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

2. Органы местного самоуправления имеют право рассматривать и решать иные вопросы в пределах своих полномочий, установленных законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 10.Полномочия Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

К полномочиям Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения относятся:

1) участие, в пределах своих полномочий, в реализации государственной политики по обеспечению безопасности дорожного движения, подготовка правил, норм и стандартов, государственных и местных программ по обеспечению безопасности дорожного движения и его участников;

2) обеспечение безопасности дорожного движения, государственный контроль, в том числе путем проведения комиссионных обследований и проверок соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности обязательных требований законов, правил, норм и стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, осуществление государственной регистрации и учета транспортных средств, прием экзаменов для получения права управления транспортными средствами и выдача соответствующих документов;

3) принятие мер по предупреждению, выявлению и пресечению административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечение рассмотрения дел, отнесенных к компетенции Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики;

4) осуществление контроля правомерности эксплуатации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении, а также оформление результатов проведения обязательного технического осмотра с выдачей талона о его прохождении;

5) организация сопровождения и обеспечения безопасного движения транспортных средств специального назначения;

6) контроль соответствия организации дорожного движения требованиям норм и стандартов, в том числе с использованием соответствующих технических средств и автоматизированных систем;

7) согласование проектов на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, искусственных сооружений, объектов дорожного сервиса, других сооружений в границах полос отвода автомобильных дорог или красных линий городских улиц и дорог в соответствии с требованиями настоящего Закона, других законодательных и нормативных актов;

8) ведение автоматизированного учета и использование сведений о размещении и обустройстве объектов дорожного сервиса;

9) согласование представленных в установленном порядке предложений и схем оборудования техническими средствами организации дорожного движения мест выполнения дорожных работ, разрешений на установку рекламоносителей в полосах отвода автомобильных дорог или красных линий городских улиц и дорог, маршрутов движения пассажирского транспорта и организованного движения граждан и мест их сбора, порядка проведения спортивных и других массовых мероприятий, которые могут создать препятствия дорожному движению;

10) выдача в установленном порядке в случаях, предусмотренных законом, разрешений на движение крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств по автомобильными дорогам, улицам и железнодорожным переездам, а также на перевозку грузов, параметры которых превышают нормативные;

11) контроль безопасности дорожного движения во время предоставления услуг по перевозке пассажиров или грузов, в том числе опасных, соблюдения законодательства в указанной сфере, в том числе по обеспечению организации подготовки водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, приему экзаменов по проверке знаний правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и выдаче соответствующих свидетельств установленного образца, по разработке и выдаче в установленном порядке документов о согласовании маршрутов движения транспортных средств во время перевозки опасных грузов;

12) ведение автоматизированного учета, накопления, обработки и использование сведений о транспортных средствах, подлежащих государственной регистрации, и об их владельцах;

13) контроль за внесением обязательных платежей владельцами транспортных средств в случаях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики;

14) ведение учета торговых организаций, предприятий-производителей и субъектов хозяйствования всех форм собственности, реализующих транспортные средства или номерные составные части к ним, выдача им в установленном порядке бланков справок-счетов, актов приема-передачи транспортных средств, а также номерных знаков для разовых поездок;

15) разработка образцов номерных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, с их последующим утверждением Советом Министров Донецкой Народной Республики, и другой специальной продукции, необходимой для допуска автомототранспорта и водителей к участию в дорожном движении;

16) заключение договоров с предприятиями, учреждениями и организациями на изготовление и закупку номерных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений и другой специальной продукции, необходимой для допуска автомототранспорта и водителей к участию в дорожном движении, оборудования, программного обеспечения и технических средств, обеспечивающих организацию и безопасность дорожного движения;

17) обеспечение организации и контроля подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств, учета субъектов хозяйствования всех форм собственности, которые осуществляют указанную деятельность;

18) осуществление контроля правомерности эксплуатации транспортных средств на улично-дорожной сети, выполнения установленных Советом Министров Донецкой Народной Республики правил парковки транспортных средств в части обеспечения безопасности дорожного движения на площадках для парковки, а в случаях и порядке, определенных законом, временное задержание и доставка транспортного средства, в том числе с использованием специальных транспортных средств (когда размещение задержанного транспортного средства существенно препятствует дорожному движению), на специальные площадки или стоянки для временного хранения, в соответствии с законом временное изъятие водительского удостоверения, талона о прохождении обязательного технического осмотра, а также лицензионной карточки на транспортное средство;

19) осуществление государственного надзора в части обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции, содержании и эксплуатации автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, искусственных сооружений, объектов дорожного сервиса, при установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;

20) участие в работе градостроительных и технических советов, в работе комиссий по открытию маршрутов регулярного движения общественного транспорта, а также в оценке соответствия этих маршрутов установленным требованиям безопасности дорожного движения в процессе их эксплуатации, а также в работе рабочих и государственных комиссий по приемке в эксплуатацию завершенных строительством, реконструкцией, ремонтом автомобильных дорог общего пользования, городских улиц и дорог, железнодорожных переездов, искусственных сооружений, объектов дорожного сервиса;

21) осуществление в местах дорожно-транспортных происшествий неотложных действий, в том числе принятие мер по эвакуации людей, оказанию первой помощи пострадавшим, а также содействию в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;

22) проведение в соответствии с законодательством проверок по фактам дорожно-транспортных происшествий;

23) выявление мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, ведение их учета и анализа, внесение предложений по усовершенствованию организации дорожного движения в этих местах в органы местного самоуправления;

24) выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушению правил дорожного движения, иным противоправным действиям, создающим угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;

25) принятие мер по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и нарушений Правил дорожного движения несовершеннолетними;

26) создание, обеспечение функционирования в порядке, определенном Министерством внутренних дел Донецкой Народной Республики, информационных баз данных, а также предоставление содержащихся в них сведений государственным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, организациям и гражданам;

27) внесение предложений по обеспечению безопасности дорожного движения в государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, организациям;

28) выдача в установленном порядке в случаях, предусмотренных законом, предписаний на устранение недостатков и нарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, технических условий на разработку проектов на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, искусственных сооружений, объектов дорожного сервиса и других сооружений в границах полос отвода автомобильных дорог или красных линий городских улиц и дорог, размещение рекламоносителей, а также выдача разрешений на установку и использование на транспортных средствах специальных звуковых и (или) световых сигнальных устройств синего или оранжевого цвета;

29) осуществление научно-технических разработок по вопросам безопасности дорожного движения и внедрение их в практическую деятельность;

30) выдача специальных разрешений, справок, оказание иных услуг юридическим лицам и физическим лицам в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;

31) осуществление иных функций в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 11.Участие предприятий, учреждений, организаций в обеспечении безопасности дорожного движения

Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйствования разрабатывают и осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения, проводят в трудовых коллективах профилактическую работу по соблюдению требований законодательства о дорожном движении, по согласованию с профсоюзными организациями включают в коллективные договоры требования относительно форм влияния на членов трудового коллектива в случае нарушения ими обязанностей участников дорожного движения, установленных действующим законодательством Донецкой Народной Республики о дорожном движении.

РАЗДЕЛ III

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья 12.Участники дорожного движения

1. Участниками дорожного движения являются лица, которые используют автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды или другие места, предназначенные для передвижения людей и перевозки грузов с помощью транспортных средств. К участникам дорожного движения относятся водители и пассажиры транспортных средств, пешеходы, велосипедисты, погонщики животных.

2. Участники дорожного движения имеют право на:

1) безопасные условия дорожного движения, на возмещение ущерба, причиненного вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности движения;

2) изучение норм и правил дорожного движения;

3) своевременное обеспечение экстренной медицинской помощью;

4) получение от гидрометеорологических, дорожных, муниципальных и других организаций, а также Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства обороны Донецкой Народной Республики информации об условиях дорожного движения.

3. Участник дорожного движения может обжаловать действие сотрудника Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства обороны Донецкой Народной Республики в случае нарушения с его стороны действующего законодательства Донецкой Народной Республики, в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики.

4. Участники дорожного движения обязаны:

1) знать и неуклонно соблюдать требования настоящего Закона, Правил дорожного движения и других нормативных актов по вопросам безопасности дорожного движения;

2) создавать безопасные условия для дорожного движения, не наносить своими действиями или бездействием вред предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам;

3) принимать участие в дорожном движении, не препятствуя своими умышленными действиями выполнению служебных обязанностей сотрудникам полиции, другим участникам дорожного движения, путем ограничения обзорности, ослепления каким-либо способом, создания чрезмерного шума, отвлечения внимания;

4) выполнять распоряжения органов государственного надзора и контроля относительно соблюдения законодательства о дорожном движении.

5. Сотрудники органов Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства обороны Донецкой Народной Республики, дорожно-эксплуатационных служб при исполнении служебных обязанностей могут отступать от отдельных требований Правил дорожного движения лишь в случаях и при выполнении условий, изложенных в них.

Статья 13.Основные положения относительно допуска к управлению транспортными средствами

1. Каждый гражданин, который достиг установленного настоящим Законом возраста, не имеет медицинских противопоказаний и прошел полный курс обучения по соответствующим программам, может в установленном порядке получить право на управление транспортными средствами соответствующей категории (стать водителем).

2. Право на управление транспортными средствами соответствующей категории может быть предоставлено:

1) категории А1 (мопеды, мотороллеры и другие двухколесные (трехколесные) транспортные средства, которые имеют двигатель с рабочим объемом до 50 куб. сантиметров или электродвигатель мощностью до 4 кВт) – с шестнадцатилетнего возраста;

2) категории A (мотоциклы, в том числе с боковым прицепом, и другие двухколесные транспортные средства, которые имеют двигатель с рабочим объемом 50 куб. сантиметров и больше или электродвигатель мощностью 4 кВт и более) – с шестнадцатилетнего возраста;

3) категории В1 (квадро и трициклы, мотоколяски и другие трехколесные (четырехколесные) транспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 килограммов) – с восемнадцатилетнего возраста;

4) категории В (автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов (7700 фунтов), а количество сидячих мест (кроме сидения водителя) не превышает восьми – с восемнадцатилетнего возраста;

5) категории С1 (предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет от 3500 до 7500 килограммов (от 7700 до 16500 фунтов) – с восемнадцатилетнего возраста;

6) категории С (предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 7500 килограммов (16500 фунтов) – с восемнадцатилетнего возраста;

7) категории D1 (предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сидения водителя, не превышает 16, состав транспортных средств с тягачом категории D1 и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов) – с двадцатиоднолетнего возраста;

8) категории D (предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сидения водителя, более 16, состав транспортных средств с тягачом категории D и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов) – с двадцатиоднолетнего возраста;

9) категории ВЕ, С1Е, СЕ состав транспортных средств с тягачом категории В, С1, С и прицепом, полная масса которого превышает 750 килограммов – с девятнадцатилетнего возраста;

10) категории D1E, DE (состав транспортных средств с тягачом категории D1 или D, и прицепом, полная масса которого превышает 750 килограммов – с двадцатиоднолетнего возраста;

11) категории Т (трамваи и троллейбусы) – с двадцатиоднолетнего возраста.

3. Перечень медицинских противопоказаний, при которых лицо не может быть допущено к управлению соответствующими транспортными средствами, определяется уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

4. Лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующей категории или типа, обязано пройти медицинский осмотр, подготовку или переподготовку в соответствии с типовой учебной программой, успешно сдать теоретический и практический экзамены. Порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики.

5. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации водителей транспортных средств осуществляются в установленном законодательством порядке.

6. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации водителей осуществляются специалистами, которые отвечают установленным квалификационным требованиям, с применением необходимых технических средств обучения.

7. Порядок и типовые программы подготовки и повышения квалификации водителей, квалификационные требования к специалистам, которые осуществляют такую подготовку, минимальный перечень технических средств обучения определяются Советом Министров Донецкой Народной Республики и утверждаются Госавтоинспекцией Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики.

8. Министерство внутренних дел Донецкой Народной Республики создает и ведет реестр учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей транспортных средств, и осуществляет государственный контроль за соблюдением ими требований законодательства в этой сфере. Основной формой государственного контроля в сфере безопасности дорожного движения за деятельностью учреждений независимо от формы собственности является государственная аккредитация учреждения и аттестация его преподавателей, которая проводится в порядке и сроки, установленные законодательством Донецкой Народной Республики.

9. Теоретический и практический экзамены для получения права на управление транспортными средствами соответствующей категории осуществляются подразделениями Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики.

10. Право на управление транспортными средствами определенной категории подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Донецкой Народной Республики действуют государственные и международные удостоверения на право управления транспортными средствами, которые отвечают Конвенции о дорожном движении. Порядок выдачи этих удостоверений устанавливается Советом Министров Донецкой Народной Республики. Водитель может быть лишен права на управление транспортным средством вследствие ухудшения состояния здоровья, если оно препятствует безопасному управлению транспортным средством, а также за невыполнение установленных обязанностей в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.

11. В случае систематического нарушения водителем Правил дорожного движения он может быть направлен уполномоченными должностными лицами Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики для проверки знаний этих правил.

12. Запрещается управление транспортными средствами лицам, к которым применено административное взыскание или уголовное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, в течение срока лишения и до восстановления права управления транспортными средствами.

Статья 14.Основные права и обязанности водителя механического транспортного средства

1. Водитель механического транспортного средства имеет право:

1) управлять транспортным средством и перевозить пассажиров или грузы на автомобильных дорогах, улицах и в других местах, где движение транспорта не запрещено в установленном порядке;

2) передавать право управления и пользования частным транспортным средством другим лицам, имеющим право управления механическим транспортным средством соответствующей категории;

3) знать причину остановки транспортного средства должностным лицом государственного органа, которое осуществляет надзор за дорожным движением, а также фамилию и должность этого лица;

4) отступать от требований раздела III настоящего Закона в условиях действия непреодолимой силы или если другими средствами невозможно предотвратить собственную гибель или увечья граждан;

5) на возмещение затрат в случае предоставления транспортного средства сотрудникам полиции и работникам здравоохранения в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

6) на возмещение ущерба, причиненного вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности движения;

7) получать необходимую помощь от должностных лиц, организаций, которые принимают участие в обеспечении безопасности дорожного движения.

2. Водитель механического транспортного средства обязан:

1) иметь при себе и на требование сотрудников полиции, а водители воинских транспортных средств и на требование должностных лиц подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства обороны Донецкой Народной Республики передавать для проверки:

а) удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке удостоверения – временное разрешение;

б) регистрационный документ на транспортное средство (для транспортных средств Вооруженных Сил, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики – технический талон), талон о прохождении обязательного технического осмотра, а при наличии прицепа – и на прицеп;

в) в установленных случаях путевой (маршрутный) лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз;

г) в случае установки на транспортных средствах проблесковых маячков и (или) специальных звуковых сигнальных устройств – разрешение, выданное Госавтоинспекцией Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики;

д) на маршрутных транспортных средствах – схему маршрута и расписание движения; на тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средствах и транспортных средствах, которые осуществляют дорожную перевозку опасных грузов, – документацию в соответствии с требованиями специальных правил;

е) полис (сертификат) обязательного страхования гражданской правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Водители, которые согласно законодательству освобождаются от обязательного страхования гражданской правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств на территории Донецкой Народной Республики, должны иметь при себе соответствующие подтверждающие документы (удостоверение);

2) выполнять требования сотрудников полиции, а водители воинских транспортных средств и должностных лиц подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства обороны Донецкой Народной Республики, которые находятся в пределах их компетенции, предусмотренной действующим законодательством, Правилами дорожного движения и другими нормативными актами Донецкой Народной Республики;

3) выполнять требования сотрудников полиции о проведении визуального осмотра транспортного средства, сверки номеров и агрегатов транспортных средств с записями в регистрационных документах и базах данных, покинуть транспортное средство при необходимости его эвакуации, проведении освидетельствования водителя в целях выявления состояния опьянения, а также в других случаях, необходимых для выполнения сотрудником полиции предусмотренных законодательством функций;

4) принимать все возможные меры по обеспечению безопасных условий для передвижения наиболее уязвимых участников дорожного движения – детей, инвалидов, велосипедистов и людей преклонного возраста;

5) не допускать случаев управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, в болезненном состоянии, под воздействием лекарственных препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции, а также не передавать управление транспортным средством лицу, которое находится в таком состоянии или под воздействием таких препаратов;

6) проверять перед выездом техническое состояние транспортного средства и следить за ним в дороге;

7) своевременно подавать транспортное средство на обязательный технический осмотр;

8) во время движения на автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым, а на мотоцикле – в застегнутом мотошлеме;

9) предоставлять преимущественное право для проезда транспортным средствам с включенными синими или красными проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами;

10) предоставлять преимущественное право движения пешеходу, который находится на пешеходном переходе. В этом случае водитель обязан предоставить возможность пешеходу безопасно перейти дорогу, улицу;

11) принимать меры относительно сохранения чистоты автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и полосы отчуждения, в том числе со стороны пассажиров.

12) предоставлять транспортное средство:

а) сотрудникам полиции или медицинским работникам для доставки в ближайшее медицинское учреждение лиц, которые требуют неотложной медицинской помощи, а водители воинских транспортных средств – также и должностным лицам подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства обороны Донецкой Народной Республики;

б) сотрудникам полиции, и водители воинских транспортных средств – также и должностным лицам подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства обороны Донецкой Народной Республики для выполнения непредвиденных и неотложных служебных обязанностей по задержанию правонарушителей. При этом водитель имеет право на возмещение ущерба в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 15.Основные права и обязанности пешехода

1. Пешеход имеет право:

1) на приоритетное пересечение проезжей части по обозначенным пешеходным переходам;

2) при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка переходить автомобильную дорогу, улицу, железнодорожный переезд под прямым углом к краю проезжей части на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны;

3) требовать от органов государственной власти и местного самоуправления, владельцев автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов создания необходимых условий для обеспечения безопасности движения.

2. Пешеход обязан:

1) двигаться по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам, обочинам, а в случае их отсутствия – по краю проезжей части автомобильной дороги или улицы;

2) пересекать проезжую часть автомобильной дороги, улицы по пешеходным переходам, а в случае их отсутствия – на перекрестках по линии тротуаров и обочин;

3) руководствоваться сигналами регулировщика и светофора в местах, где дорожное движение регулируется;

4) не задерживаться и не останавливаться без необходимости на проезжей части автомобильной дороги, улицы и железнодорожном переезде;

5) не пересекать проезжую часть автомобильной дороги, улицы или железнодорожный переезд непосредственно перед транспортными средствами, которые приближаются, вне пешеходных переходов при наличии разделительной полосы, а также в местах, где установлены пешеходные или дорожные ограждения;

6) воздерживаться от перехода проезжей части при приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком и (или) специальным звуковым сигналом;

7) не выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, которое ограничивает обзорность, не убедившись в отсутствии транспортных средств, которые приближаются.

Статья 16.Основные права и обязанности пассажира

1. Пассажир имеет право на:

1) безопасный проезд и провоз багажа;

2) возмещение причиненного ущерба в случаях, установленных законодательством Донецкой Народной Республики;

3) своевременную и достоверную информацию об условиях и порядке движения.

2. Пассажир при пользовании транспортным средством, обязан:

1) совершать посадку в транспортное средство со специальной площадки, а в случае ее отсутствия – с тротуара или обочины;

2) осуществлять посадку и высадку только после полного прекращения движения транспортного средства;

3) не отвлекать внимание водителя от управления транспортным средством;

4) во время движения на автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым, а на мотоцикле – в застегнутом мотошлеме.

Статья 17.Основные права и обязанности велосипедистов, погонщиков животных, а также лиц, управляющих гужевым транспортом

1. Лица, которые управляют велосипедами без двигателей, имеют право ездить по специальным велосипедным дорожкам, а в случае их отсутствия – по краю проезжей части дороги, улицы или обочине.

2. Лица, управляющие велосипедами без двигателей, обязаны:

1) использовать технически исправные и надлежащим образом оборудованные велосипеды;

2) не перевозить грузы, которые мешают управлению;

3) не перевозить пассажиров, за исключением детей возрастом до семи лет, на специально оборудованном сидении.

3. Погонщики животных и лица, управляющие гужевым транспортом, обязаны не оставлять животных на проезжей части без присмотра, не перегонять животных через железнодорожные пути и автомобильные дороги, улицы и дороги городов и других населенных пунктов вне специально отведенных мест, а также через проезжую часть в темное время суток и в условиях недостаточной видимости.

Повозки (сани) должны быть оборудованы светоотражающими устройствами, а в темное время суток – и фонарями.

Статья 18.Обучение разных групп населения Правилам дорожного движения

1. Обучение населения Правилам дорожного движения осуществляется в соответствии с программами, утвержденными соответствующими государственными органами по безопасности дорожного движения, по представлению органов образования и социальной защиты населения.

2. Органы образования обеспечивают изучение Правил дорожного движения во всех дошкольных, средних общеобразовательных и высших учебных заведениях, профессионально-технических училищах, а также подготовку соответствующих специалистов.

3. Обучение детей безопасному поведению на дорогах начинается в дошкольных учреждениях с трехлетнего возраста.

4. Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйствования осуществляют мероприятия по обучению работников Правилам дорожного движения.

5. Органы социальной защиты населения проводят мероприятия, направленные на подготовку к безопасному дорожному движению людей преклонного возраста и инвалидов, а также на их защиту во время дорожного движения.

6. Обучение граждан Правилам дорожного движения осуществляется в государственных, ведомственных или частных учреждениях. Государственные экзамены на получение права управления транспортными средствами сдаются в подразделениях Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики.

7. Подразделения Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, средства массовой информации оказывают помощь соответствующим органам в проведении профилактических мероприятий и в обучении разных социально-возрастных групп населения Правилам дорожного движения.

РАЗДЕЛ IV

Наши рекомендации