Разбор технической стороны сражения и выводы.
Основные причины поражения русской эскадры относятся скорее к человеческому фактору, чем к каким-либо техническим проблемам в русском флоте. Грубейшие ошибки командования на нескольких уровнях сразу и слабая подготовленность личного состава нивелировали все достоинства кораблей. Но все-таки именно это сражение было последним крупным боем броненосцев, и именно оно подстегнуло техническое развитие флотов по всему миру и в частности в России.
Российский и японский флоты опирались на разные классы кораблей. Если у русских основным и самым мощным классом был эскадренный броненосец, то японцы больше полагались на броненосные крейсера. Как уже говорилось в соединении Того было лишь 4 новых броненосца, еще два представляли собой реликты, равные по мощи устаревшему российскому «Императору Николаю I». Основной массой флота были броненосные и бронепалубные крейсера. И если по количеству крупнокалиберной артиллерии 254 мм – 305 мм калибров у русского флота преимущество было в два раза (41 против 17), то по количеству орудий среднего (92 против 162) и промежуточного (12 против 30) калибров японское преимущество было абсолютным. Тут всплывает проблема с бронированием. Если бронированные по французской схеме корабли класса «Бородино» очень долго переносили сконцентрированный обстрел вражеского флота, то корабли цитадельной схемы, и близко не проявили такой стойкости, «Ослябя», попав под обстрел наравне с «Суворовым», получил множество пробоин в небронированной носовой части, набрал воды и первым вышел из строя. «Наварин» и «Сисой Великий», также набрав много воды, ночью с 27 на 28 мая отстали от соединения Небогатова в составе которого был крайне тяжело поврежденный «Орел», утративший боеспособность, но все равно хорошо державшийся на плаву. Таким же недостатком обладали и японские броненосцы, даже новейшие «Асахи» и «Сикисима», не говоря о более старых. Лишь у «Микасы» был почти полный бронепояс. Единственным положительным аспектом было то, что добиться пробития броневых поясов ЭБР на больших дистанциях так и не удалось.
Широко известна даже в далеких от этой темы кругах история со снарядами. Российские бронебойные снаряды часто не взрывались, пролетая корпуса целей насквозь. Фугасные тоже часто не разрывались, либо давали малое количество осколков. Адмирал Того, находившийся во время боя на обзорной палубе, остался жив, когда рядом с ним разорвался 305 мм снаряд. В то же время, адмирал Рожественский получил осколочное ранение в голову находясь в броневой рубке. Если японские бронебойные снаряды отличались не сильно, то в фугасных разница была огромна. В таблице в приложении 1 даны сравнительные характеристики обеих типов крупнокалиберных снарядов[9]. В японских снарядах использовалась пикриновая кислота, она же шимоза, нестабильная и более мощная, нежели пироксилин, используемый русскими. Кроме того, шимоза не имела свойства отсыревать как пироксилин, чем и вызвано было множество неразорвавшихся снарядов. В целях экономии на русском флоте использовались толстостенные, облегченные фугасные снаряды. Разница в весе взрывчатого вещества в японских снарядах аналогичного калибра могла превышать вес ВВ в русских снарядах в два раза. При всей избыточной эффективности фугасов, никакой практической пользы не принесли бронебойные. Как уже говорилось, безбронные корабли они пробивали насквозь, даже не взрываясь, а более или менее толстый пояс пробить были не в состоянии. Из разбора этой ситуации можно сделать два вывода. Первый: чтобы дорогостоящий линейный корабль не пал жертвой крейсеров, он должен иметь полный бронепояс. Второй: чтобы утопить линейный корабль нужен линейный корабль с достаточно мощным и многочисленным главным калибром, снаряженный мощными бронебойными снарядами. Для такого корабля даже вовсе необязателен вспомогательный калибр. Пушки калибра 75 мм, которые были противоминными, то есть созданы для борьбы с миноносцами показали свою бесполезность. Достаточно крупный эсминец такой пушкой не утопить, лучше всего приспособить для этого скорострельные орудия вспомогательного калибра. Также свою бесполезность подтвердили торпедные аппараты на линейных кораблях, хотя на эсминцах они подтвердили свою эффективность.
Острым недостатком была архаичность средств связи и управления эскадрой. Беспроводная связь была недостаточно совершенной, поэтому в бою использовали сигналы флагами. Закономерным стали перебитые мачты на флагмане Рожественского, в результате чего он не смог ни осуществлять командование, ни передать его на другой корабль. Возникла острая нужда в развитии радиосвязи.
После Цусимы военно-морской мир начал форсированное движение к дредноуту. В России линейный флот тоже вступит в этот этап, но броненосная эпоха в российском флоте окончится несколько позже, дав жизнь перед этим двум послецусимским типам броненосцев.