История поставок на метрополитены ссср
Электровагон типа Е №3083 на станции «Лесная». Фото Михаила Березина.
Динамика поставок вагонов типа Е на метрополитены СССР:
Год поставки | Город поставки | Депо поставки | Количество вагонов | Номера вагонов |
Москва | Сокол | 3001-3002 | ||
Москва | Сокол | 3003-3007 | ||
Москва | Сокол | 3008-3077 | ||
Москва | Сокол | 3089-3192, 3200, 3204-3206 | ||
Ленинград | Автово | 3078-3088 | ||
Киев | Дарница | 3193-3199, 3201-3203 | ||
Москва | Сокол | 3207-3218, 3231-3276, 3313, 3315-3320, 3333-3347 | ||
Ленинград | Автово | 3219-3230, 3277-3294, 3296-3307 | ||
Тбилиси | Надзаладеви | 3308-3312, 3314, 3321-3332 | ||
Москва | Северное | номера неизвестны | ||
Сокол | количество неизвестно | 3295, 3348-3358, 3360-3366, 3441-3447, ...3486... | ||
Ленинград | Автово | 3367-3371, 3382-3396, 3425-3435 | ||
Тбилиси | Надзаладеви | 3436-3440 | ||
Москва | Сокол | количество неизвестно | номера неизвестны | |
Ждановское | количество неизвестно | номера неизвестны | ||
Ленинград | Автово | 3501-3510 | ||
Киев | Дарница | 3563-3580 | ||
Тбилиси | Надзаладеви | 3557-3562, 3581-3590 | ||
Баку | Бакмил | 3524-3556 | ||
Москва | Северное | количество неизвестно | номера неизвестны | |
Сокол | количество неизвестно | ...3693-3699... | ||
Ждановское | количество неизвестно | номера неизвестны | ||
Киев | Дарница | количество неизвестно | 3632-3637..., ...3642-3652, 3665-3667 (а также, предположительно, 3653-3664, 3681-3690, ...3692) | |
Тбилиси | Надзаладеви | 3607-3615 | ||
Баку | Бакмил | 3594-3602, 3668-3672 | ||
Москва | Северное | количество неизвестно | номера неизвестны | |
Сокол | количество неизвестно | 4701-4710..., ...4760..., ......-4798, 4822-4824 | ||
Киев | Дарница | 4804-4813 | ||
Итого |
Вагоны Е поставлялись в метрополитены пяти городов Советского Союза: Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси и Баку.
На Московском метрополитене вагоны типа Е эксплуатировались на Кировско-Фрунзенской (сейчас — Сокольническая), Горьковско-Замоскворецкой (сейчас — Замоскворецкая), Арбатско-Покровской, Филёвской, Калужско-Рижской и Ждановской (Ждановско-Краснопресненской, сейчас — Таганско-Краснопресненской) линиях.
В середине 1970-х годов вагоны типа Е были заменены вагонами типов Еж-3 и Ем-508Т на Ждановско-Краснопресненской линии. Ждановские вагоны Е передавались на Калужско-Рижскую линию, в депо «Калужское», а впоследствии они стали основой парка нового депо «Свиблово».
С 1981 года на Горьковско-Замоскворецкую линию, в депо «Сокол», начали поступать вагоны новой серии 81-717/714, которым вагоны типов Е уступили место в период 1984-1988 гг. Наиболее новые вагоны Е уходили из «Сокола» и «Замоскворецкого» в депо «Калужское», а старые из диапазона №№300*-32** — в депо «Северное».
В 1989-1994 гг. модификации вагонов 81-717/714 постепенно заменили вагоны Е на Калужско-Рижской линии. Вагоны передавались на Кировско-Фрунзенскую и Филёвскую линии, а самые последние вагоны Е — на Арбатско-Покровскую линию. В это же время, в начале 1990-х годов, начался процесс постепенного изъятия из инвентаря вагонов типа Е с заменой их на более новые.
В 1996-2002 гг. проходило обновление вагонного парка Сокольнической линии, в ходе которого вагоны типа Е депо «Черкизово» и «Северное» заменялись вагонами типов 81-717.5М/714.5М. Вагоны типа Е передавались на Арбатско-Покровскую и Филёвскую линии, где, в свою очередь, заменяли вагоны типа Д. Часть наиболее старых вагонов Е (начинавших работать еще в «Соколе») была списана. Последние вагоны Е ушли с Сокольнической линии в марте 2002 года.
В июне 2005 года последние 16 вагонов типа Е, работавшие на Арбатско-Покровской линии (депо «Измайлово») были переданы в на Филёвскую линию (депо «Фили») в обмен на 16 вагонов серий Ем-508 и Ем-509. Последний поезд с вагоном Е №4819 прошел по Арбатско-Покровской линии утром 24 июня 2005 года.
Единственной линией в Москве, где еще работают вагоны типа Е (5 штук), осталась Филёвская линия. К середине 2007 года вагоны типа Е планируется полностью исключить из инвентаря Московского метрополитена, заменив их современным подвижным составом серии 81-740.1/741.1 «Русич».
Вагон типа Е №3509, переделанный в грузовой.
В Ленинградском метрополитене вагоны Е эксплуатировались на Кировско-Выборгской (работают до настоящего времени) и Невско-Василеостровской (работали до 1969 года) линиях. Максимальным число вагонов Е, приписанных к ленинградским метродепо, было в 1966-69 годах: 115 вагонов (94 с завода и 21 из московского депо «Сокол»). После передачи в 1969 году 12 вагонов Е на Московский метрополитен в парке Ленинградского метрополитена осталось 63 вагона Е. В 1977 году все они были переоборудованы в промежуточные вагоны для работы в составах из вагонов серий Ема и Ем. Такие составы работали на Кировско-Выборгской линии, не имевших станций закрытого типа («горизонтальных лифтов»).
Сегодня 30 вагонов Е продолжают возить пассажиров по Кировско-Выборгской линии петербургского метро. Ресурс работы петербургских вагонов Е, среди которых сохранились вагоны выпуска начала 1964 года (№№3082-3084, 3086-3087 и другие), уже истек, но в связи с недостаточным финансированием петербургского метрополитена процесс обновления парка ведется медленными темпами.
На балансе Киевского метрополитена по состоянию на начало 2006 года числится 72 вагона типа Е приписки депо «Дарница», почти все из них прошли модернизацию.
В Тбилисском депо «Надзаладеви» из 48 вагонов, поставленных Мытищинским заводом, к началу 2006 года в эксплуатации осталось только 4 вагона типа Е (№№3323, 3587, 3589, 3590), три из которых закреплены в составах. Четвёртый вагон (№3323) в настоящий момент не работает (простаивает).
В метрополитене Баку все 47 поступивших вагонов типа Е были списаны к началу 2000-х годов. До 2006 года сохранился только один вагон Е №3524, входивший в состав первого поезда Бакинского метрополитена. Этот вагон был оставлен как музейный, но сейчас фактически является сараем.
Вагон типа Е с прожектором, Киев.
Эпоха «классических» вагонов Е подходит к концу. Пассажирам они запомнились по мягким диванам, «полуторным» сиденьях в торцах и вертикальной перемычкой оконных рам. Вагоны Е были одними из последних, где отделка пассажирского салона и кабина обшивались линкрустом, который красили в желтый цвет (в кабинах — в белый, бежевый и синий цвета, а на Филёвской линии Московского метро в последние годы эксплуатации — в белый и зелёный). Сегодня в Москве остался только один пассажирский вагон типа Е с линкрустовой отделкой (№3605), работающий на Филёвской линии. В Санкт-Петербурге и, возможно, Тбилиси заводскую линкрустовую отделку сохранили все вагоны Е, а в Киеве таких вагонов осталось два или три.
В Санкт-Петербурге еще работает вагон Е №3111, у которого на углах кузова нет полос гофрирования. Второй такой вагон (№3481, Москва) уже списан.
Чудом сохранился в Москве один головной вагон опытного состава, №3007 (смотрел на «Сокол»). Он используется как раздевалка в депо «Варшавское». Другие вагоны опытного состава были порезаны на металлолом. До недавнего времени в депо «Фили» сохранялся также и кузов вагона №3001 (смотрел на «Автозаводскую»), но он был разрезан в 2005 году.
Сегодня во всех метрополитенах бывшего СССР вагоны Е используются в составах только как промежуточные, а головными являются вагоны серий Ем или Еж. Последней линией, где вагоны Е ставились в голове состава, была Филёвская линия Московского метрополитена (до середины 2006 года).