Технические устройства на участковых станциях
Технология работы участковых станций
Назначение участковых станций
Участковые станции располагаются на границах участков обращения локомотивов грузовых поездов или работы локомотивных бригад. Основным назначением участковых станций является обслуживание сквозных транзитных поездов, расформирование и формирование участковых и сборных поездов, смена локомотивов и локомотивных бригад, техническое обслуживание подвижного состава, а также выполнение пассажирских и грузовых операций.
Для выполнения перечисленных операций имеют соответствующее путевое развитие и технические устройства. Пути в пределах станции группируются в отдельные парки. Пути для приема и отправления пассажирских поездов располагаются у пассажирского здания (ПЗ). Для отстоя составов местных и пригородных поездов выделяются отдельные пути, как правило, со стороны пассажирского здания.
По взаимному расположению парков участковые станции так же, как и промежуточные, могут быть поперечного, продольного и полупродольного типов.
На станциях поперечного типа (рис. 5.1, 5.2) приемоотправочные пути для грузового движения разделены на две секции по направлениям движения с самостоятельными выходами на главные пути. Это позволяет в каждой горловине одновременно выполнять несколько операций. Сортировочный парк имеет два вытяжных пути со стороны подхода четных и нечетных поездов. Основные недостатки схемы станции поперечного типа – значительные пробеги поездных локомотивов при их смене, а также необходимость двойных устройств для обслуживания головы поезда.
На грузонапряженных двухпутных линиях со значительным транзитным движением наиболее целесообразными являются станции продольного типа (рис. 5.3). По этой схеме приемоотправочные парки четного и нечетного направлений смещены в противоположные стороны по направлению движения.
Сортировочный парк и локомотивное депо располагаются с той стороны, откуда больше вагонов поступают в переработку.
Локомотивы прибывающих транзитных поездов располагаются в центральной горловине, что создает более благоприятные удобства при обслуживании поездов работниками станции и ПТО. Кроме того, здесь имеет место незначительный пробег поездных локомотивов при их смене из-под нечетных поездов под четные и наоборот. К недостаткам такой схемы путевого развития участковой станции можно отнести то, что она требует площадки значительной протяженности.
Промежуточным вариантом между схемами станций поперечного и продольного типов являются схемы полупродольного типа (рис. 5.4).
Стрелками и сигналами на участковой станции управляет дежурный по станции с поста маршрутно-релейной или микропроцессорной централизации (МРЦ). При расформировании и формировании составов стрелки в горловинах сортировочных парков могут передаваться на местное управление. При значительном объеме сортировочной работы в одной из горловин сортировочного парка сооружается горка.
Технические устройства на участковых станциях
На участковых станциях размещаются устройства, предназначенные для организации движения пассажирских и грузовых поездов, маневровой и грузовой работы, локомотивного и вагонного хозяйства, хозяйства пути, автоматики и связи, обслуживания пассажиров.
Путевое развитие и техническое оснащение участковых станций должны обеспечивать расчетные размеры движения поездов, выполнение установленных нормативов на операции по пропуску поездов, маневровых передвижений, выгрузке и погрузке грузов, обработке составов и вагонов, сервисное обслуживание пассажиров, отправителей и получателей грузов. Параллельность и поточность выполняемых операций, минимальное число враждебных пересечений при следовании поездов, маневровых составов и одиночных локомотивов достигаются рациональным размещением устройств на территории станции. Принципиальная схема взаимного размещения устройств на территории участковой станции показана на рис. 5.1.
К устройствам для пассажирского движения на станции относятся приемо-отправочные пассажирские пути, отдельные пути для стоянки пассажирских составов, пассажирское здание, почтово-багажные сооружения, платформы и переходы через пути. Пассажирские пути предназначены для приема и отправления пассажирских поездов. Такие пути располагаются рядом с главными путями со стороны пассажирского здания. Это обеспечивает разделение пассажирского и грузового движения и необходимые удобства для пассажиров. Обычно сооружается один-два пассажирские пути. Кроме того, для пропуска пассажирских поездов используются главные пути. Пути для стоянки пассажирских составов располагаются вблизи пассажирских путей. Они предназначены для технического обслуживания, экипировки, отстоя составов и ремонта вагонов. Размеры пассажирского здания определяются объемами пассажиропотоков. В них размещаются также служебные помещения работников станции.
Устройства грузового движения включают пути приемо-отправочных и сортировочных парков, ходовые и вытяжные пути, горки. Приемо-отправочные парки предназначаются для приема и отправления грузовых поездов и выполнения с ними технических и коммерческих операций.
Расформирование и формирование поездов, накопление вагонов осуществляется на путях сортировочного парка. Количество путей в парке определяется расчетами исходя из числа назначений поездов по плану формирования и пунктов грузовой работы. Оба конца сортировочного и приемоотправочных парков соединены с вытяжными путями 14, 15 (рис. 5.2).
Конструкции горловин участковых станций должны обеспечивать хорошую маневренность, необходимую пропускную способность и безопасность движения. Это достигается наличием изолированных маршрутов для пропуска поездов и выполнения маневров, позволяющих одновременно производить несколько операций. Так, в нечетной горловине станции (рис. 5.3) одновременно могут выполняться следующие операции: прием нечетных поездов на пути 7, 9, 11 и отправление четных с путей 4, 6, 8; подача поездных локомотивов по ходовому пути 13 из локомотивного депо (ЛХ) под составы нечетных поездов, уборка поездных локомотивов в депо от четных поездов с путей 4, 6, 8 и сортировка вагонов через вытяжной путь 15. В четной горловине также можно выполнять несколько параллельных операций: прием четных поездов на пути 4, 6, 8, отправление нечетных с путей 7, 9, 11 и расформирование составов с горки (Г); подача поездного локомотива по 13 пути под составы нечетных поездов, вытягивание состава с путей 4, 6, 8 на вытяжной путь 14 для расформирования и пропуска нечетного пассажирского поезда.
Горка сооружается в одной из горловин сортировочного парка со стороны наибольшего транзитного и местного вагонопотоков. Ходовой путь располагается между приемо-отправочными парками и имеет непосредственный выход на территорию депо. Если на станции имеется только один приемо-отправочный парк, ходовой путь размещается между ним и сортировочным парком (рис. 5.1.)
Обслуживание населения города и предприятий, не имеющих собственных подъездных путей, осуществляется в грузовом районе. Он размещается таким образом, чтобы подача вагонов в грузовой район из сортировочного парка и уборка их после грузовых операций могли осуществляться без пересечения маршрутов приема и отправления поездов. К основным устройствам грузового района относятся крытые склады и платформы; площадки для контейнеров, а также тяжеловесных и длинномерных грузов; платформы для колесной техники, эстакады для выгрузки сыпучих грузов; вагонные весы, административные здания и др. Примерная схема путевого развития и размещения устройств на территории грузового района показана на рис. 5.5.
Устройства локомотивного хозяйства на участковых станциях включают здания депо, предназначенные для технического обслуживания (ТО) и ремонта локомотивов; пути для отстоя локомотивов, экипировочные устройства; сооружения энерго- и теплоснабжения, водоснабжения. Экипировочные устройства могут размещаться как на территории ремонтной базы, так и в горловинах приемо-отправочных парков. Принципиальная схема размещения устройств на территории локомотивного хозяйства показана на рис. 5.6.
Вагонное хозяйство состоит из вагонного депо (ВЧД), пункта технического обслуживания вагонов (ПТО), пункта подготовки вагонов под погрузку (ППВ). В депо выполняются деповской и текущий отцепочный ремонт вагонов. Они сооружаются на крупных узловых сортировочных станциях. ПТО предназначаются для технического обслуживания и безотцепочного ремонта вагонов. Они располагаются в приемо-отправочных парках. Пункты подготовки вагонов размещаются, как правило, на участковых станциях массовой погрузки грузов.
На участковых станциях могут располагаться также дистанции пути (ПЧ), автоматики, телемеханики и связи (ШЧ), электроснабжения (ЭЧ). Они имеют свои помещения и склады, мастерские для ремонта инструмента и оборудования, располагаемые на отдельных путях станции.