Вопрос 7. Сетевой уровень. Общие сведения.
Целью сетевого уровня является выполнение функций, связанных с обменом сервисными блоками данных, осуществляемым между транспортными объектами. Соединение, связывающее два либо более таких объектов, называется сетевым. Между парой транспортных объектов возможно использование нескольких сетевых соединений. Их примерами являются виртуальные сети, по протоколу Х.25, прямые каналы между портами.
Сетевое соединение между двумя транспортными объектами является постоянным либо временным. Оно может быть типа “точка-точка” либо “точка-многоточка”. В первом случае друг с другом взаимодействуют два транспортных объекта. Во втором случае объект связывается с несколькими другими объектами.
На сетевом уровне осуществляется маршрутизация, обеспечивающая передачу пакетов по коммуникационной сети по заданному адресу от одного транспортного объекта к другому (или к другим) транспортному объекту. На сетевом уровне проводится также мультиплексирование, позволяющее связывать несколько сетевых соединений с одним канальным соединением.
Через сетевое соединение осуществляется обмен сетевыми сервисными блоками данных. Эти блоки упаковываются в последовательность пакетов протокола Х.25, в датаграммы либо непосредственно в канальные сервисные блоки данных. При необходимости функции сетевого уровня выполняют сегментацию и сборку массивов информации, осуществляемые при преобразовании сетевых сервисных блоков данных в канальные сервисные блоки данных и наоборот. Эти функции включают также процедуры исправления ошибок в форматах блоков данных. Качество сервиса сетевого уровня определяется теми же критериями, что и в предыдущем уровне (транспортном).
Все передаваемые по датаграммной либо виртуальной транспортной сети информационные либо управляющие пакеты имеют адреса пунктов назначения. Эти адреса должны быть многоступенчатыми, как это видно из рис. 8.9. В любой коммуникационной сети, реализующей сетевой протокол по рекомендации Х.25, должно существовать несколько маршрутов доставки пакетов от одного порта к другому. Так, в сети, показанной на рис. 8.10, пакет от абонентской машины I может быть доставлен к абонентской машине II по различным маршрутам, образуемым
комбинациями использования девяти физических каналов.
Большое количество физических каналов в транспортной (коммуникационной) сети приводит к возникновению проблемы эффективной маршрутизации пакетов. Существуют два метода этой маршрутизации. Наиболее простой из них заключается в том, что каждая коммуникационная машина, как видно из рис. 8.10, имеет
фиксированный список возможных магистральных (физических) каналов, по которым ею может быть передан пакет с указанным адресом. Причем этот список составляется с учетом порядка предпочтения каналов. Более эффективным, но и более сложным является метод адаптивной маршрутизации. В этом случае коммуникационная машина анализирует статистику использования различных маршрутов и выбирает тот, который является оптимальным по заданному критерию (время доставки пакета, загрузка магистральных каналов и т.д.).