С существительными женского рода
1. Раскрасьте картинки зеленым карандашом (раскрашивает взрослый).
2.Упражнеине «Что это?»
Поочередно покажите на каждую картинку и спросите:
- Что это? (Это пирамидка. Это елка. Это шапка. Это чашка. Это машина.)
3.Упражнение «Скажи, какая?».
Снова поочередно покажите на каждую картинку и спросите:
- Какая это пирамидка? (Это зеленая пирамидка.)
- Какая это елка? (Это зеленая елка.)
- Какая это шапка? (Это зеленая шапка.)
- Какая это чашка? (Это зеленая чашка.)
- Какая это машина? (Это зеленая машина.)
4.Предложите ребенку нарисовать зеленую травку, затем спросите:
- Какая у тебя травка? (У меня зеленая травка.)
Задание 27. Звук «А» (знакомство)
1.Сделайте с ребенком артикуляционную гимнастику (5 раз каждое упражнение)
♦ Широко открой рот - закрой.
♦ Покажи длинный язык - убери.
♦ Язык бегает вправо-влево.
♦ Покажи зубы.
♦ Улыбка (произносить «И») - трубочка (произносить «У»).
2.Дыхательная гимнастика «Птичка».
Помашите вместе с ребенком руками, как птичка. Покажите ему, как правильно дышать.
- Поднимай руки вверх - вдох (через нос, не поднимая плеч), опускай - выдох (через рот).
3.Пальчиковая гимнастика «Птенчики».
Сделайте с ребенком упражнения для развития мелкой моторики кистей рук:
♦ Посмотри на картинки. Покажи птенчика правой рукой, затем левой рукой.
♦ Покажи птенчиков двумя руками вместе.
♦ Птенчик широко раскрывает клюв и произносит «А».
♦ Широко открой рот и произнеси «А», как птенчик.
4.Игра «Покачай игрушку».
- Посмотри, как девочки укладывают спать свои игрушки,
Таня качает зайчика. Она поет ему: «А-а-а».
Аня укачивает куклу. Она поет ей: «А-а-а».
И ты покачай свою игрушку. Спой ей песенку: «А-а-а».
5.Проговорите с ребенком:
Аня куколку качала.
Аня кукле напевала: «А-а-а».
Задание 28. Зеленый цвет. Конструирование
1. Раскрасьте кубики и кирпичики зеленым карандашом (раскрашивает взрослый)'.
1.Упражнение «Покажи и скажи».
Попросите ребенка показать и сказать:
- Где кубики? (Вот кубики.)
- Где кирпичики? (Вот кирпичики.)
3.Упражнение «Скажи, какие?».
Покажите на кубики и спросите:
- Какие это кубики? (Это зеленые кубики.)
Затем покажите на кирпичики и спросите:
- Какие это кирпичики? (Это зеленые кирпичики.)
4. Конструирование.
Возьмите зеленые кубики и зеленые кирпичики. Рассмотрите вместе с ребенком рисунки попросите его сделать по образцу:
- из кубиков - домик (рис. а) и башню (рис. б);
- из кирпичиков - кроватку (рис. в) и ворота (рис. г);
- из кубика и кирпичика - стульчик (рис. д).
5. Упражнение «Скажи, какой?».
Спросите ребенка:
- Какой это домик? (Это зеленый домик.)
- Какой это стульчик? (Это зеленый стульчик.)
- Какая это башня? (Это зеленая башня.)
- Какая это кроватка? (Это зеленая кроватка.)
- Какие это ворота? (Это зеленые ворота.)
Задание 29. Цвет. Фраза
1.Раскрасьте утенка и мишку желтым карандашом, пирамидку и мяч - зеленым, куклу (платье, бант, обувь) - красным.
Раскрасьте дорожки в следующем порядке: 1-я - красным карандашом, 2-я - желтым, 3-я - зеленым. (Раскрашивает взрослый.)
2.Упражнение «Покажи и скажи».
Попросите ребенка показать и сказать:
- Где красная дорожка? (Вот красная дорожка.)
- Где желтая дорожка? (Вот желтая дорожка.)
- Где зеленая дорожка? (Вот зеленая дорожка.)
3.Игра «Кому какая дорожка?».
Предложите ребенку подумать, а затем сказать и показать:
- Какая дорожка нужна утенку? (Утенку нужна желтая дорожка.)
- Какая дорожка нужна мячу? (Мячу нужна зеленая дорожка.)
- Какая дорожка нужна мишке? (Мишке нужна желтая дорожка.)
- Какая дорожка нужна кукле? (Кукле нужна красная дорожка.)
- Какая дорожка нужна пирамидке? (Пирамидке нужна зеленая дорожка.)
Задание 30. Треугольник
1. Предложите ребенку рассмотреть то, что нарисовано на картинке, и сказать:
- Это треугольник. Давай обведем его пальчиком. (Вместе с ребенком обведите треугольник по контуру.)
2. Упражнение «Покажи и назови».
Попросите ребенка показать и назвать геометрические фигуры на картинке:
- Где квадрат? (Вот квадрат.)
- Где круг? (Вот круг.)
- Где треугольник? (Вот треугольник.)
- Где еще треугольник? (Вот треугольник.)
3. Упражнение «Что это?».
По очереди покажите на каждую геометрическую фигуру и спросите:
- Что это? (Это круг. Это треугольник. Это еще треугольник. Это квадрат. Это треугольник.)
4. Раскрасьте круг желтым карандашом, квадрат - красным, треугольники - зеленым.
5. Упражнение «Скажи, какой (какие)?».
Покажите на каждую геометрическую фигуру и спросите:
- Какой это круг? (Это желтый круг.)
- Какой это квадрат? (Это красный квадрат.)
- Какой это треугольник? (Это зеленый треугольник.)
- Какие это треугольники? (Это зеленые треугольники.)
Задание 31. Звук «А» (продолжение)
1.Сделайте с ребенком артикуляционную гимнастику (5 раз каждое упражнение):
♦ Широко открой рот - закрой.
♦ Покажи длинный язык - убери.
♦ Язык бегает вправо-влево.
♦ Покажи зубы.
♦ Улыбка (произносить «И») - трубочка (произносить «У»).
2.Дыхательная гимнастика «Птичка».
Помашите с ребенком руками, как птичка крыльями. Покажите ему, как правильно дышать.
- Поднимай руки вверх - вдох (через нос, не поднимая плеч), опускай - выдох (через рот).
3. Пальчиковая гимнастика «Птенчики».
Сделайте с ребенком упражнения для развития мелкой моторики кистей рук (каждой рукой):
♦ Посмотри на картинку. Покажи птенчика правой рукой, затем левой рукой.
♦ Покажи птенчиков двумя руками вместе.
4. «Спой звук «А».
Попросите ребенка:
- Вспомни, какую песенку пела Аня, когда качала куклу. Спой эту песенку: «А-а-а».
5.Выучите с ребенком:
Мама доченьку качала, мама дочке напевала: «А-а-а».
Папа доченьку качал, папа дочке напевал: «А-а-а».
6.Упражнение «Покажи и назови».
Предложите ребенку игровую ситуацию. В отмеченных словах выделяйте голосом звук «А».
- Посмотри на детей. Это Аня (показать на картинку).
- Это Алик (показать на картинку).
- Скажи, кто это? (Показать на Аню.)
- Скажи, кто это? (Показать на Алика.)
- Поздоровайся с ними. Скажи: «Здравствуй, Аня!», «Здравствуй, Алик!» (ребенок повторяет).
- Аня и Алик учатся правильно произносить звук «А».
- Посмотри: мама подарила детям альбом (показать) с картинками. Аня и Алик называют то, что нарисовано в альбоме: аист, астры, автобус, арбуз, апельсин. Покажи и скажи, где альбом. Покажи и назови то, что нарисовано на картинках. (Ребенок показывает картинки и называет изображенные предметы.)
Задание 32. Наше тело (знакомство) 35
1.Упражнение «Покажи и скажи».
Предложите ребенку рассмотреть картинки, показать и сказать:
- Где голова? (Вот голова.) - Где головы? (Вот головы.)
- Где шея? (Вот шея.) - Где шеи? (Вот шеи.)
- Где рука? (Вот рука.) - Где руки? (Вот руки.)
- Где нога? (Вот нога.) - Где ноги? (Вот ноги.)
- Где спина? (Вот спина.) - Где спины? (Вот спины.)
- Где живот? (Вот живот.) - Где животы? (Вот животы.)
2.Упражнение «Что это?».
Покажите ребенку на различные части тела и спросите: «Что это?»
- Это голова. (Это головы.)
- Это шея. (Это шеи.)
- Это рука. (Это руки.)
- Это нога. (Это ноги.)
- Это спина? (Это спины.)
- Это живот. (Это животы.)
3.Пальчиковая гимнастика.
Сделайте с ребенком упражнения для развития мелкой моторики кистей рук:
♦ Покажи свои пальчики (рис. а), пошевели ими.
♦ Разведи пальчики - соедини вместе (рис. 6, в), повторить 5-7 раз.
♦ Выпрями пальчики - сожми в кулачки (рис. г, д), повторить 5-7 раз.
Задание 33. Наше тело. Фраза
1. Рассмотрите с ребенком картинку и прочитайте стихотворение:
Кукла бегала, упала,
Кукла очень грязной стала.
Катя куклу купала.
Катя грязь отмывала,
Полотенцем вытирала.
Кукла очень чистой стала.
2.Игровая ситуация.
Возьмите куклу. Испачкайте ей голову, шею, спину, руки, ноги.
- Посмотри, кукла упала и испачкалась.
Затем покажите на голову куклы и спросите:
- Что грязное? (Голова грязная.)
Так же спросите про шею, спину, руки и ноги куклы.
3.Игра«Искупаем куклу».
Вместе с ребенком вымойте куклу.
При этом называйте части тела, которые моете. Например: «Мы моем голову», «Мы моем шею». И т.д.
После этого надо вытереть куклу, называя при этом части тела, которые вытираете.
4.Работа с картинкой.
Еще раз рассмотрите с ребенком картинку и предложите ему дать полные ответы на вопросы.
- Катя тоже моет куклу.
Покажите на голову куклы и спросите:
- Что моет Катя? (Катя моет голову.)
Затем по очереди покажите на шею, спину, руки, ноги куклы и задайте тот же вопрос.
Скажите:
- Катя вымыла куклу и стала ее вытирать.
Так же, как в предыдущем задании, покажите на части тела куклы и задайте вопрос:
- Что вытирает Катя? (Катя вытирает голову. Катя вытирает шею. Катя вытирает спину. Катя вытирает руки. Катя вытирает ноги.)
Задание 34. Цвет. Форма: круг, квадрат, треугольник
1. Раскрасьте геометрические фигуры желтым, красным, зеленым карандашами - по одной в ряду каждым цветом (раскрашивает взрослый).
2.Упражнение «Покажи и назови».
Попросите ребенка показать и назвать каждую геометрическую фигуру на картинке:
- Где треугольник? (Вот треугольник.)
- Где квадрат? (Вот квадрат.)
- Где круг? (Вот круг.)
3.Упражнение «Что это?».
Покажите по очереди на каждую геометрическую фигуру и спросите:
- Что это? (Это треугольник. Это квадрат. Это круг.)
4.Упражнение «Скажи, какой?».
Показывая на каждую геометрическую фигуру, спросите.
- Какой это круг? (Это желтый круг. Это красный круг. Это зеленый круг.)
- Какой это квадрат? (Это красный квадрат. Это зеленый квадрат. Это желтый квадрат.)
- Какой это треугольник? (Это зеленый треугольник. 0-"0 желтый треугольник. Это красный треугольник.)
Задание 35. Звук «А» (продолжение)
1. Сделайте с ребенком артикуляционную гимнастику (5 раз каждое упражнение):
♦ Широко открой рот - закрой.
♦ Покажи длинный язык -убери.
♦ Язык бегает вправо-влево.
♦ Покажи зубы.
♦ Улыбка (произносить «И») - трубочка (произносить «У»).
♦ Оближи верхнюю губу вправо-влево.
♦ Оближи нижнюю губу вправо-влево.
2. Игра «Понюхай вкусный пирожок».
Предложите ребенку сложить ладошки вместе - это пирожок.
- Пирожок ароматный, душистый. Давай его понюхаем вот так: вдохнем (через нос, не поднимая плеч), а выдыхая, скажем: «Ах! Как пахнет!» (Выполнить 3-4 раза.)
3.Пальчиковая гимнастика (5 раз каждое упражнение).
Сделайте с ребенком упражнения для развития мелкой моторики кистей рук:
♦ Пальчики бегают по крышке стола.
♦ Сожми пальчики в кулачок и разожми.
4.Игра «Громко - тихо».
Прочитайте ребенку стихотворение:
Аня утром рано встала,
Очень громко закричала: «А-а-а!»
Попросите ребенка произнести звук «А» громко, как Аня.
Тихо, Аня, не кричи,
Других деток не буди.
Тихо: «А-а-а» произнеси.
Попросите теперь произнести звук «А» тихо.
5.Игра «Мишка и птичка».
Прочитайте ребенку стихотворение:
Анечка гулять пошла.
Видит - птичка у крыльца.
Птичка тоненько поет,
Широко открыла рот: «А-а-а».
Попросите ребенка произнести звук «А» тоненьким голосом, как птичка.
А в лесу гуляет мишка,
Косолапый шалунишка.
Низким голосом поет,
Широко открыл свой рот: «А-а-а».
Попросите ребенка произнести звук «А» низким голосом, как мишка.
Задание 36. Лицо (знакомство)
1.Упражнение «Покажи и назови».
Предложите ребенку игровую ситуацию.
- Посмотри, Таня и Ваня рассматривают в зеркале свое лицо и называют то, что видят. Ты тоже посмотри в зеркало, рассмотри свое лицо и скажи:
- Где волосы? (Вот волосы.)
- Где лоб? (Вот лоб.)
- Где глаза? (Вот глаза.)
- Где брови? (Вот брови.)
- Где нос? (Вот нос.)
- Где щеки? (Вот щеки.)
- Где рот? (Вот рот.)
- Где уши? (Вот уши.)
- Где лицо? (Вот лицо.)
2.Упражнение «Что это?».
Предложите ребенку назвать то, что видят в зеркале Таня и Ваня. Покажите на части лиц, изображенных на рисунках, и спросите:
- Что это? (Это волосы. Это лоб. Это глаза. Это брови. Это нос. Это щеки. Это рот. Это уши.)
Затем обведите рукой все лицо и спросите:
- Что это? (Это лицо.)